Воздействие внешнего окружения на формирование организационной структуры.
Нет организаций, которые работают в вакууме – всегда существует некоторая внешняя среда.
Обычно изменения внутри организации вызваны изменениями во внешней среде. Можно выделить две группы компонентов внешней среды, изменения которых влекут за собой перемены в организации.
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Рассмотрим эти факторы.
- Поставщики.
- Кредиторы.
- Трудовые ресурсы.
- Законы государства.
- Потребители.
- Конкуренты.
Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации: (состояние экономики страны, состояние мировой экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы, политические факторы).
Естественно, что в каждом конкретном случае состав и характер факторов внешней среды будут различны. Однако в любом случае надлежит учитывать:
а) взаимосвязанность факторов внешней среды;
б) сложность внешней среды;
в) изменчивость среды;
г) неопределенность внешней среды.
Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Основные модели поведения личности в организации.
В истории организации сложило четыре основных стереотипа, о том, что есть человек работающий.
- Человек экономический – сформировался в начале 20 века. В основе стержня лежит принцип денежного расчета. В настоящее время данный стереотип применяется руководителем по ситуации. Если избыток специалистов, то этот способ соблюдается, если наоборот, то прибегают к другим способам.
- Стереотип психологический – человек, основывается на использовании психологии для достижения определенных выводов. Человек может добиваться успеха, владея методами психологического воздействия. Это середина 20 века (Которнский эксперимент).
- Технологический человек. Последняя треть 20 века. В основе его лежит принцип подчинения человека рабочим процессам.
- Этический человек. Последняя четверть 20 века. В его основе находится принцип подчинения человека требованиям профессиональной, деловой и управленческой этики.
Этический
ригористический автономный
технологический психологический
пресситовый мобилизованный сегмент
сегмент
экономический
Теория лидерских качеств
Одним из наиболее ярких и последовательных сторонников теории лидерских качеств был Ордуэй Тид, американский психолог организации труда и управления. К наиболее существенным чертам лидерства относятся следующие:
- Физическая и эмоциональная выносливость.
- Понимание назначения организации и направления ее деятельности.
- Энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются «одержимыми».
- Дружелюбие и привязанность.
- Порядочность.
Известный американский консультант в области менеджмента У. Беннис выделял четыре группы лидерских качеств:
1) управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения, действий, чтобы это было привлекательным для последователей;
2) управление значением или способность так передавать значение созданного образа, идеи и ли видения, чтобы они были понятны и приняты последователями;
3) управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
4) управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.