Давление как один из внутренних динамических процессов (консолидация, конформизм).
Групповое давление – это формирование и поддержание полезных для достижения целей организации типов поведения, когда конфорность к существующим целям и нормам в организации реализуются через неформальные санкции, по отношению к каждому сотруднику (цели подразделения, система статусов и ролей нет привязки к индивидуальности). На эффективность группового давления оказывают влияние следующие факторы:
- Численность группы в организации
- Доля членов группы поддерживающих нормы и правила
- Наличие авторитетных лидеров
- Степень агрессивности
- Взаимозависимость.
- Степень неопределенности
- Согласие или консолидация, которая основывается либо на объективных нормах, либо на общепринятом мнении.
Выделяют несколько типов группового взаимодействия:
· Сотрудничество
· Противоборство (на основе конкуренции)
· Уклонение от взаимодействия (адекватно определить общую цель, чтобы она была значимой для каждого)
· Однонаправленное взаимодействие (одни члены группы способствуют достижению целей всех остальных)
· Компромиссное взаимодействие. (самое сложное, так как в этом взаимодействии стремятся совместить достижение целей группы и личные цели каждого участника).
9. Психологические и социально-психологические теории и концепции в ОП (Л.С Выготский и А.Н Леонтьев, З. Фрейд и К. Юнг, представители бихевиоризма).
Стимул – реакция основания бихевиористов, то есть поведение является следствием воздействия внешних раздражителей (Джекон, Морено, Куртлевин, Мейо, Гоманс, Саймон)
Фрейд рассматривал структуру личности и выделил следующую составляющую:
- активное сознание (я и эго)
- бессознательное (Ид)
- культурная и общественная часть личности (супер эго)
Фрейд связывал поведение человека с той или иной потребностью или мотивом или желанием, которое неизбежно приводит человека к определенному типу поведения.
Юнг (психолог) – он разработал свою структуру личности:
- сознание (эго или я, сознание – это рациональная часть в поведении сотрудника)
- индивидуальное бессознательное (оно, личный опыт каждого человека)
- коллективное бессознательное (опыт, идеи нормы, существующие в обществе помимо воли человека, при этом в этой структуре существует иерархия, т.е базовым уровнем поведения является коллективный бессознательное, а остальное являются его следствием, по этому на этом уровне строится PR, реклама, структура и прочее.
Леонтьев определил понятие жизненного цикла организации. Три основных этапа:
1. Типологический уровень (простая арифметическая сумма индивидов имеющих общие социально-психологические признаки).
2. Уровень идентификации (формирование группового самосознания)
3. Уровень солидарности (психологическая готовность сотрудников к совместным действиям для достижения собственных целей и интересов).
Выготский. Главным образом рассматривал мотивационную модель поведения. Является представителем так называемых процессуальных людей. Исследовал математические методы. Считал, что мотивацию необходимо формировать. Для этого применяются способы психологического воздействия, к которому относиться внушение, убеждение, подражание, принуждение, требование.
Содержание понятия лидерства в управлении организацией.
Лидерство — это процесс социальной организации и управления
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.