Эволюция взглядов на поведение человека???????????????????????

История возникновения организационного поведения как науки.

Поведенческий аспект менеджмента признавался всегда (Тейлор, Файоль, Форд), но человеческому измерению отводилась второстепенная роль по сравнению с планированием, контролем и т.д.

Исторической вехой в формировании поведенческого подхода был Хоуторнский эксперимент (начался в 1924 году, проводил Элтон Мейо).
1 стадия - ученые пытались установить связь между интенсивностью освещения и производительностью труда. Этой связи установить не удалось, то есть человеческая составляющая вышла на первый план.
2 стадия - участок по сбору реле. Изучение потребностей (продолжительность рабочего дня, перерывы на отдых, системы оплаты труда) и их влияния на производительность труда. В эксперименте были задействованы женщины-сборщицы реле. Эксперимент показал рост производительности труда, но, когда условия труда вернули к прежним, производительность труда продолжала расти.
3 стадия - осуществлялись исследования в помещении для сборки устройств банковских сигнализаций. Здесь исследователи столкнулись с препятствиями со стороны трудового коллектива, который сам себе определял норму выработки. Экспериментальной группе посредством нормирования труда была установлена научно-обоснованная норма 2,5 устройства в день. Но у рабочих было свое мнение относительно норм. Они считали правильную норму равную двум. Ученым не удалось никакими способами добиться производительности равной 2,5. Давление неформальной группы возобладало над системой социального стимулирования.

Основными открытиями эксперимента стали важность поведенческих и Хоуторнский эффект. Хоуторнский эффект - условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводит к искаженному результату. Великое открытие Мейо, связанное с Хоуторнским экспериментом заключается в том, что социальные и психологические факторы оказывают на производительность труда более сильное влияние, чем физические. Но при условии, что сама организация работ уже достаточно эффективна.

7. ОП как научная дисциплина

Предмет и задачи организационного поведения.

Организационное поведение - наука, изучающая поведение людей в организации и то, каким образом это поведение влияет на эффективность организации. Основными компонентами изучения являются индивид, группа, организация. Предметом организационного поведения являются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в организации, то есть в условиях совместного труда и межличностного общения.

Задачи организационного поведения:

 организационное поведение - метод (изучения, понимания, влияния);

 четкая ориентация на личность (в центре внимания - люди, их восприятие, способность к обучению, их взаимоотношения);

 направленность на результативность.

В концепцию организационного поведения входят понимание и прогнозирование человеческого поведения и прогнозирование человеческого поведения, а также управление им.

I.Предпосылки возникновения науки организационное поведение.

На протяжении практически всего ХХ века основной задачей менеджеров были в основном реструктуризация производства, его техническое переоснащение в целях снижения затрат и повышения конкурентоспособности. Однако эти меры не всегда имели длительный положительный результат. Все чаще приходится сталкиваться с человеческим фактором (природой человека). Новых решений, ориентированных на человека потребовали два фактора.

Ситуационный подход

Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований.В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией. В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления. Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в конкретных условиях и обстоятельствах.



Наши рекомендации