Срокам, но не отличного качества
Рис. 20.5. Работы, успешно
Выполненные по срокам и
Качеству, но не в полном объеме
Рис: 20.6. Запаздывание
В выполнении работы во всем
Объеме и отличного качества
(риск срыва сроков может
Нарастать)
Рис. 20.7. Достаточно
Выполненные работы в полном
Объеме и отличного качества
(экономия времени)
Если исходить из известной поговорки, что время — это деньги, то экономия времени и есть самый главный поведенческий ресурс фирмы. В многочисленных опросах работников фирм подтвердилось, что этот ресурс можно выявить, если задуматься над тем, какие факторы «крадут» рабочее время (табл. 20.3)1.
Таблица 20.3 Временная дезорганизация поведения
№ п/п | Факторы | Объяснение ситуации |
Нечеткость и противоречивость указаний | Наличие института вице-президентов с расплывчатыми и постоянно меняющимися границами компетентности приводит к противоречивым указаниям со стороны руководства. На прояснение ситуации требуется время | |
Отсутствие приоритета в делах | Попытка делать все дела одновременно приводит к нерациональному расходованию времени и низкой результативности | |
Попытка делать сразу много дел | Иногда множество мелких вопросов не удается делегировать кому-либо, они кажутся слишком важными и хочется их решить самому. Это приводит к неоправданному перерасходу времени | |
Отсутствие полного представления о решаемой проблеме | Иногда проблема оказывается намного сложнее, чем сформированное представление о ней. Это требует дополнительного времени на ее изучение и решение | |
Плохое планирование своего рабочего времени | Заранее бывает трудно оценить, сколько времени необходимо на решение той или иной задачи, и тогда один затянувшийся разговор с начальником способен нарушить план, казавшийся идеальным | |
Личная неорганизованность | Срыв запланированного мероприятия, поиски нужного материала или документа в компьютере или ворохе бумаг требуют очень много времени | |
1 | Недостаточные полномочия | При отсутствии достаточных полномочий многие проблемы решаются слишком медленно: затягивается время на подготовку и согласование решений |
Незапланированные контакты | Трудно заранее спланировать все контакты с людьми; незапланированные контакты могут приводить к срыву выполнения других работ | |
Запаздывание информации | Несвоевременно полученная информация, которая способна изменить уже принятые или подготавливаемые решения, может сделать уже выполненную работу ненужной или даже вредной. При этом может потребоваться дополнительное время на устранение негативных последствий |
1 См.: Зайверт Л. Ваше время в ваших руках: Пер. с нем. — М.: Экономика, 1991. - С. 149-152.
Окончание табл. 20.3
Недостаточная подготовка к обсуждению | Поверхностное знакомство с проблемой или незапланированная беседа, от которой по каким-либо причинам нельзя отказаться или перенести, требует дополнительного времени | |
Синдром откладывания | Мелкие, но неприятные дела, которые с неизбежностью нужно выполнять, хотя очень хочется отложить, а это оборачивается затратами лишнего времени | |
Желание знать все факты | Стремление быть в курсе всех событий и решений приводит к несистематизированному чтению и перерасходу времени |
Разбалансированное во времени поведение работников представлено в следующих индивидуальных моделях (табл. 20.4—20.6).
Таблица 20.4 Модель 1
№ п/п | Факторы, «крадущие» рабочее время | Временная дезорганизация поведения |
Отсутствие необходимой информации | Много времени уходит на то, чтобы получить информацию, необходимую для работы или других целей (в зависимости от ситуации) | |
Нечетко поставленные задачи | Пока выяснщшь, что требуется, теряешь много времени | |
Необходимость кого-то ждать | Часто случается, что теряешь время из-за непунктуальности других | |
Неумелая подача информации другими сотрудниками | Приходится очень долго выслушивать то, что можно было бы узнать за несколько минут, или, что еще хуже, из-за неумелой подачи информации другими сотрудниками приходится делать ненужную работу | |
Вынужденное бездействие Плохо оборудованное рабочее место | Работы нет, а с рабочего места уйти нельзя Имеется в виду как отсутствие необходимой организации, так и кипы разных документов на столе. Много времени уходит на их обработку вручную | |
Личная неорганизованность | Без планирования дел теряется масса времени | |
Неумение сказать «нет» | Из-за боязни отказать или из-за сочувствия оказываешься вовлеченным в такие проблемы, решение которых никогда не взял бы на себя по своей воле: приходится решать чужие проблемы, в то время как своя работа стоит |
Таблица 20.5 Модель 2
№ п/п | Факторы, «крадущие» рабочее время | Временная дезорганизация поведения |
Нечеткая организация работы руководства | Заместители директора могут в течение дня давать взаимоисключающие указания. Может быть затрачено время на выполнение работы, которая через 2—3 часа уже не нужна | |
Плохая организация работы других сотрудников | У них «горит» какая-то работа. Меня переключают им на помощь. В результате моя работа потребует от меня больше времени | |
Отсутствие внутренней дисциплины сотрудников | Я пришла на работу вовремя. Мне необходима информация от сотрудника, которого я жду 30 минут: он опоздал. В результате и у меня и у него пропало время | |
Плохая техническая обеспеченность рабочего места | Много времени тратится на рутинную работу | |
Лишние звонки в течение рабочего дня | Уходит много времени на телефонные разговоры, которые, как правило, малопродуктивны | |
Плохо оформленное рабочее место: отсутствует дизайн помещения | Это портит настроение, понижает производительность труда | |
Аритмия рабочего процесса: то нечего делать, то чрезмерная загруженность | Это сильно сбивает временнбй рабочий ритм, так как трудно втягиваться в работу |
Таблица 20.6 Модель 3
№ п/п | Факторы, «крадущие» рабочее время | Временная дезорганизация поведения |
2 | ||
Нечеткая постановка цели и задач работы | Не знаешь, что делать, а время уходит | |
Трудность выделения приоритетов при решении большого круга задач | Начинаешь метаться, делать все сразу, спешить | |
Необходимость отвечать на телефонные звонки начальства | На них тратится время, которое необходимо, чтобы собраться для решения задач | |
Незапланированные заранее служебные поездки в середине рабочего дня | Сильно выбивает из колеи, так как надо успеть все сделать в более сжатые сроки | |
Постоянные изменения в нормативных и инструктивных документах | Приходится тратить время на их освоение | |
Постоянно меняющиеся планы руководства | Надо подстраиваться к новым заданиям, бросать старые, перестраиваться на иной лад, а сразу это не всегда возможно | |
' 7 | Недостаток знаний и опыта работы | Надо находить время учиться и осваивать иные виды работ, а это непросто, поскольку делаешь много ошибок, которые потом исправляешь |
Окончание табл. 20.6
2 | ||
'8 | Наличие игровых программ в персональном компьютере | Хочется чуть-чуть расслабиться, но затягивает здорово, отвлекая от дел |
Включенная теле- и радиоаппаратура в рабочих помещениях | Возникает соблазн посмотреть что-то интересное и послушать | |
Излишняя разговорчивость сотрудников | Невольно можешь втянуться в разговор, а потом наверстываешь упущенное | |
Чаепития с перекурами | На расслабление уходит больше времени, чем необходимо |
Временная дезорганизация поведения сотрудников фирмы описывается работниками, опрошенными в различных ситуациях. Ниже дается эмоциональная модель женского видения ситуации, т.е. причин, мешающих использовать рабочее время с максимальной эффективностью (из экспресс-опроса).
«1. Иногда отсутствует четкое представление о задаче и о способах ее решения. Когда я прихожу в офис, мне не всегда ясно, что же необходимо сделать сегодня, если все предыдущие вопросы решены. Трудность вызывает скорее всего определение именно новых задач: для чего это нужно сделать и каким образом. На продумывание этого вопроса уходит слишком много времени.
2. В процессе решения задачи хочется слишком много успеть за короткий срок. К сожалению, это иногда невозможно, так как напрямую зависит от работы других людей, которые не всегда оперативны, энергичны и деловиты, как мне хотелось бы.
3. Очень мешают недостаточная кооперация и разделение труда, так как часто исполняешь роль «универсала», стараешься взять решение многих вопросов на себя, и результат лишь подтверждает известную п> словицу: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».
4. Иногда подводит моя коммуникабельность: излишнее увлечение разговорами на частные темы очень мешает работе.
5. Роль «универсала» приводит к желанию знать все факты, быть в курсе всего, держать все под контролем. Это отвлекает от решения задач, входящих в мои обязанности. Можно успевать гораздо больше, если не пытаться «объять необъятное».
6. Из-за своей энергичной и чрезмерно активной натуры я порой работаю со спешкой и нетерпением. Если считаю, что что-то необходимо сделать именно сейчас, поднимаю всех на ноги, тороплю. Иногда коллеги слишком усердствуют вместе со мной, а в результате мы многое не успеваем. Приходится возвращаться к решению тех же задач».
А вот как описывается временная дезорганизация поведения сотрудником фирмы, работающим на оптовом складе. Это рациональная модель, представленная мужским видением ситуации (из экспресс-опроса).
«1. Отсутствует план работы, а это не позволяет упорядочить деятельность и правильно спланировать рабочее время, что ведет либо к выпадению сегментов продаж из поля зрения, либо к наслоению этих сегментов. В результате — потеря рабочего времени.
2. Не налажена система складирования. Затрудняется поиск необходимых товаров, а также возникают проблемы с учетом материальных ценностей.
3. Не налажена система учета, поэтому сложно отслеживать движение товаров по складу. Возникает и много проблем с отчетностью.
4. Не соблюдается график разгрузки-погрузки. Все это ведет к скоплению транспортных средств, вызывает очереди и неразбериху.
5. Отсутствуют необходимые технические средства и приспособления, что увеличивает долю ручного труда и, как следствие, уменьшает производительность.
6. Персонал плохо обучен. Приходится сталкиваться с замедленным выполнением должностных обязанностей.
7. Документация хранится неаккуратно. Много времени уходит на поиск необходимой информации.
8. Введено излишнее количество, отчетной документации. Приходится тратить много времени на заполнение различных бланков.
9. Штатное расписание и должностные инструкции не продуманы. Это приводит к несогласованности действий персонала, что в конечном счете оборачивается потерей времени».
Представляет интерес «претенциозная» модель временной дезорганизации поведения, полученная при экспресс-опросе служащей акционерной фирмы. Она полагает, что руководитель должен уметь преодолевать факторы временной дезорганизации поведения работников, и подсказывает направления, на которых важно сосредоточить усилия руководителей так, чтобы ни у кого не терялось попусту времени. Поскольку руководитель занимает определенную должность, постольку он должен изучать факторы, «крадущие» рабочее время, и обязан разработать план их преодоления. По ее мнению, в фирме среди подобных факторов можно назвать следующие:
«1. Недостаточно развита информационная база (отсутствуют банк новых идей, специальная литература, сообщения о семинарах, конференциях, обучении и переобучении и др.).
2. Техническая оснащенность фирмы оставляет желать лучшего (недоукомплектованность компьютерами, телефонами, ксероксами, принтерами и т.д.).
3. Плохо развита система коммуникаций (телефонная и факс-связь, почтово-телеграфные отправления).
4. Неправильно организованы рабочие места (разобщены места хранения оперативной информации, осложнены профессиональные контакты из-за территориальных проблем).
5. Плохо спланировано деловое поведение (сотрудники не знают своих задач на текущий день; не скоординирована деятельность подразделений, фирм-поставщиков и фирм — потребителей продукции).
6. Авторитарный административно-управленческий персонал (навязывает решения, не входящие в круг исполнительских задач работников; руководители недоступны для решения оперативных проблем).
7. Излишняя режимность предприятия (строгая пропускная система, конфиденциальность информации, длительные процедуры оформления доступа к необходимой информации и др.).
8. Транспортные проблемы (на б&тансе фирмы отсутствуют легковые автомобили для оперативных рабочих выездов). •
9. Недостаточные профессиональные знания сотрудников (допускается много ошибок в работе с оргтехникой, плохо ведется деловая документация, не хватает навыков работы с различными компьютерными программами и др.).
10. Вынужденные простои в работе (перебои в подаче электроэнергии, поломки оргтехники, незапланированные визиты, телефонные звонки).
11. Высокая текучесть персонала (частая смена руководства, прием на работу новых сотрудников, их обучение и переобучение, адаптация в профессиональной, организационной и социально-психологической среде)».
В опросах выявилось и более глубокое аналитическое проникновение в оценку факторов, «крадущих» рабочие время сотрудников: каждого в отдельности и всех вместе. Это и привело опрашиваемых к выводу о необходимости формирования таких моделей управленческого поведения руководителя, которые обеспечивали бы синхронную стыковку подразделений и их работников. Эти модели могут быть различными в зависимости от успешности преодоления временных дезорганизаторов поведения. Важно только правильно расположить их на квадрограмме по интенсивности проявления и по преодолимо-сти в определенный срок (см. рис. 20.8).
В квадранте А — ВДП интенсивно проявляются, но преодолеваются долго; в квадранте Б — ВДП интенсивно проявляются, но преодолеваются быстро; в квадранте Г — ВДП слабо проявляются и преодолеваются быстро; в квадранте Д — слабо проявляются, но преодолеваются долго.
Рис. 20.8. Расположение временных дезорганизаторов поведения (ВДП) в управленческой зоне «интенсивность — преодолимость»
Представляется, что позитивный управленческий опыт можно приобрести только тогда, когда организация работы сотрудников фирмы будет направлена на оптимизацию временных характеристик поведения. А это длительный процесс, организация которого даст возможность фирме улучшить стой шансы в конкурентной борьбе за счет постоянных поисков временных поведенческих ресурсов.
Резюме
Прессинговые психологические состояния личности проявляются на работе прежде всего как стрессы, когда возникает перегрузка системы внутренней саморегуляции. Их интенсивность зависит от индивидуальных особенностей работников. Индивидуальный временной предел стресса у каждого человека различен, так же как и различны способы его проявления в сознании и поведении работника: «стресс льва», «стресс кролика» и «стресс вола». Стрессовые состояния работников зависят от интенсивности и продолжительности воздействия стрессоров. Эти состояния возникают последовательно как фаза мобилизации, фаза дезадаптации и фаза дезорганизации поведения работников. Эти стрессоры можно смягчать, включая методы профилактической и постстрессовой самоорганизации поведения.
Наряду со стрессом личность может переживать фрустративные состояния в результате срыва надежд. Выход из этих состояний обнаруживается в различных способах психологической самозащиты личностного «Я», которыми можно нейтрализовать фрустрацию. Самоорганизация поведения в преодолении негативных психологических состояний личности происходит и как ориентация на достижение успехов, и как ориен-
тация на избежание неудач. На этой основе выделяются два типа личности: успешный и неудачливый менеджер.
Контрольные вопросы
1. Какие могут быть поведенческие реакции личности на стресс?
2. Как фазы стресса психологически влияют на поведение работника?
3. Какие методы борьбы со стрессом обнаружили американские исследователи?
4. Какие профилактические методы борьбы со стрессом можно рекомендовать руководителям?
5. Как переживаются личностью фрустративные состояния?
6. Как проявляется психология успешного и не очень успешного менеджера?
7. Как проявляются переменные факторы выполнения работ?
8. Почему могут возникать временные дезорганизаторы поведения работников?
9. Какие могут быть модели временной дезорганизации поведения?
10. Как может проявляться временнбй дискомфорт работников в их поведении «сейчас» и «потом»?
Основные понятия
Формула стресса *
Фазы стрессовых состояний Порог стрессоустойчивости «Стрессоры» Профилактика стресса Фрустративные состояния Психологическая самозащита Самоорганизация делового поведения Психологическая «Я-концепция» Временные дезорганизаторы поведения
Тема 21. Потенциал организационного поведения
В оценке организационного поведения работников подразделений и фирмы в целом очень важно сначала разобраться в том, где искать поведенческие временные ресурсы. Здесь прежде всего необходимо выявить, сколько времени теряет каждый из работников на своем участке работ и в чем причины таких потерь, а затем постараться отследить вместе с каждым, как можно его сэкономить. Это поможет упорядочить организационное поведение. А потом важно изучить потенциал управленческого процесса в пространстве: какие факторы и почему мешают развернуть управленческий процесс на основе метода делегирования полномочий.
21.1. Временные поведенческие ресурсы
Понимание времени как главного ресурса организационного поведения основывается на представлениях о том, что:
• времени всегда не хватает, а поэтому его надо беречь, используя разумно;
• время уходит безвозвратно, а поэтому его надо ценить, используя для важных дел и не растрачивая себя на мелочи;
• время нельзя накопить, но его можно сэкономить, планируя события так, чтобы они были регламентированы определенным образом;
• время нельзя передать, но можно его упорядочить, делегируя полномочия работникам.
Особое значение приобретает время для руководителя, который организует поведение работников в идеале так, чтобы их производительность труда была высокой в течение дневных и недельных циклов.
Однако в деловых организациях время может использоваться производительно и непроизводительно. В первом случае отдача работников в единицу времени оценивается по их затраченным усилиям и полученным результатам. Во втором случае важно искать, на чем потеряно время и почему. Существует два вида временных потерь: зависящие от других и не зависящие от них. В практике применяются различные методы измерения и оценки временнь'гх потерь и методы экономии рабочего времени. Во-первых, это — хронометраж, т.е. объективные замеры времени представителями службы научной организации труда. Во-вторых, это — оценка времени в соответствии с планом работ: что выполнено в срок, а что — нет. В-третьйх, это — оценка времени с точки зрения растущей перегрузки руководителя и работников той работой, которую они должны делать. И наконец, в-четвертых, это — оценка факторов, «крадущих» рабочее время, и факторов, экономящих его, что предполагает самооценку и самоанализ.
Факторный способ измерения рабочего времени позволяет выявить, сколько часов теряют работники и руководители их подразделения. Данные одного из таких исследований представлены на рис. 21.1 и 21.2, где демонстрируются замеры потерянных часов в течение двух недель.
В этом исследовании обнаружено, что одни и те же факторы по-разному дезорганизуют работу сотрудников и работу их руководителей.
Факторы
Рис. 21.1. График влияния дезорганизующих факторов на потери рабочего времени у сотрудников
Из этих графиков видно, что общим для всех является фактор коммуникации: чем она хуже, тем больше времени тратится на преодоление дезорганизации поведения (больше всего у руководителя). А в целом факторы-дезорганизаторы бьют прежде всего по руководителю. Однако следует помнить, что в каждом подразделении их влияние индивидуально, поэтому необходимо тщательно и всесторонне изучать потери рабочего времени из-за плохой организации работ, чтобы улучшить весь процесс управления.
С этой целью можно использовать подход, когда потери рабочего времени изучаются и в балльных, и в поминутных оценках. Образец такого подхода представлен в табл. 21.1, где факторы-дезорганизаторы сгруппированы по иному принципу, а баллы означают важность фак-|ора в оценивании потерь рабочего времени.
Рис. 21.2. График влияния дезорганизующих факторов на потери рабочего времениу руководителя
Временные ресурсы личности
Таблица 21.1
№ п/п | Факторы | Баллы | Потери времени при восьмичасовом рабочем дне, мин | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||
1 | |||||||
Внешние Неопределенная постановка задачи | |||||||
Поиск необходимой информации | |||||||
Выполнение рутинной работы |
Окончание табл. 21.1
Сбой в работе оборудования | |||||||
Некомпетентность руководителя | |||||||
Невыполнение партнерами обязательств | |||||||
Вынужденные переключения на другие работы | |||||||
Нарушения связи (телефонной, факсимильной) | |||||||
Случайные звонки | |||||||
Отвлекающие разговоры сослуживцев | |||||||
Чрезвычайные обстоятельства внутриполитического и экономического характера | |||||||
Личностные Отсутствие системности в работе | |||||||
Незаинтересованность в работе | |||||||
Недостаток необходимого опыта | |||||||
Некомпетентность | |||||||
Личная неорганизованность | |||||||
Рассеянность | |||||||
Медлительность | |||||||
Решение личных проблем | |||||||
Разговоры с сослуживцами | |||||||
Итоговые весовые баллы |
Аналогичным образом можно исследовать факторы,- экономящие рабочее время (табл. 21.2), где баллы означают их важность в оценивании экономии рабочего времени.
Таблица 21.2 Факторы, экономящие рабочее время
№ п/п | Факторы | Баллы | Экономия времени при восьмичасовом рабочем дне, мин | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||
Внешние Компетентность руководителя | |||||||
Четкое разграничение обязанностей | |||||||
Высокий уровень организации рабочего места | |||||||
Сплоченность команды (принцип взаимопонимания и взаимозаменяемости) | |||||||
Строгий контроль качества и сроков выполнения работы со стороны руководителя | |||||||
Положительный эмоциональный фон | |||||||
Личностные Наличие индивидуального плана работы, самоконтроль его выполнения | |||||||
Личная компетентность | |||||||
Высокая самоорганизованность и ответственность | |||||||
Большой опыт рабогы | |||||||
'11 | Личная инициативность и коммуникабельность | ||||||
Итоговые весовые баллы | 0,8 | 195 _ |
Результаты обработки опросных листов сведены в табл. 21.3, а на ее основе составлен график экономии и потерь рабочего времени в течение одной недели (см. рис. 21.3).
Все эти методики очень индивидуальные, а поэтому требуют работы с ними специалистов. К тому же организационное поведе-
ние во времени проявляется и объективно (в часах и минутах) и субъективно («эмоциональное время», которое проходит незаметно или тянется долго). Но они позволяют формировать временную концепцию личности.
Таблица 21.3
Результаты обработки | |||
Дни недели | Экономия рабочего | Дни недели | Потери рабочего |
времени, мин | времени, мин | ||
Понедельник | Понедельник | ||
Вторник | Вторник | ||
Среда | Среда | ||
Четверг | Четверг | ||
Пятница | Пятница | ||
Итого | 15 ч 50 мин | Итого | 15 ч 15 мин |
Рис. 21.3. График экономии и потерь рабочего времени по дням недели
Эту временную концепцию опрашиваемые изображают на квад-рограмме (см. рис. 21.4).
После самооценки временных ресурсов опрашиваемые, как правило, изображают эту концепцию в конфигурациях, означающих более рациональное включение личности во временнбй ритм (частота событий) и темп (быстрота выполнения работ). Это фиксируется прежде всего в феномене «сжатое» время и в предвосхищении событий, т.е. работа по более строгому собственному пла-у. Прежняя нехватка времени вытесняется временем высвобож-
денным, что позволяет более интенсивно работать на решение перспективных проблем. Особенно интересно интерпретируются женские модели временнбй концепции личности, где рабочее время соотносится с временем, затраченным на домашние дела.
Рис. 21.4. Модель временной концепции личности:
— время использовалось раньше так
— время используется теперь так
21.2. Организационные возможности управления
Экономия времени рационализирует поведение работников. Но это значит, что они вынуждены поступать таким образом. Главная причина все же в том, чтобы упорядочить управленческий процесс организационно, добиться минимизации дезорганизующих факторов. И тогда можно говорить о раскрытии потенциала управленческого процесса.
Управленческая ситуация_____________________________
В одной из торговых фирм было проведено изучение дезорганизующих факторов поведения, которые мешали развернуть управленческий процесс
в полную силу. Все дезорганизующие факторы были представлены в основных блоках, характерных для управленческого процесса, но сначала оценивался общий «дезорганизационный фон». Были опрошены 15 руководителей торговых секций из 18. Их ответы давали возможность оценить предложенные факторы по 10-балльной шкале: 1 балл — слегка мешает работе, 10 — невозможно работать (табл. 21.4).
Целью исследования было определить выход из сложившейся проблемной ситуации в торговом доме, выявить потенциальные возможности управленческого процесса. Основная гипотеза, которую следовало подтвердить, заключалась в том, что «болевые точки» в управленческом процессе торгового дома возникают потому, что отсутствует система делегирования полномочий. Эта система организуется только тогда, когда управленческий процесс перестроится на стимуляцию инициатив и обратных связей.
Таблица 21.4 Оценка дезорганизующих факторов управленческого процесса
Дезорганизующие факторы | Количество баллов |
1. Общие дезорганизующие факторы Рассогласованность указаний со стороны вышестоящего руководства Детализация указаний Вынужденная частота согласований с вышестоящим руководством Перегрузка заданиями Срочность заданий Выдача многих заданий одновременно Сложность заданий Аритмия Неожиданность заданий | 5,5 3,2 6,4 2,8 5,3 3,9 2,5 2,3 2,6 |
2. Информативные факторы Неупорядоченность информации, поступающей «сверху» Неупорядоченность информации, поступающей «снизу» Дефицит необходимой информации, поступающей «сверху» Дефицит необходимой информации, поступающей «снизу» Скопление информации, поступающей «сверху» Скопление информации, поступающей «снизу» Искажение информации | 4,6 1,4 5,9 1,2 2,1 1,1 2,6 |
3. Управленческие решения Запоздалое принятие решений вышестоящим руководством Поспешное принятие решений вышестоящим руководством Отмена решений вышестоящим руководством Корректировка решений, принятых от вышестоящего руководства Ограниченность полномочий в принятии собственных решений Подотчетность многим вышестоящим руководителям | 4,2 1,3 5,3 8,5 7,6 |
L
Окончание табл. 21.4
4. Организация исполнения решений вышестоящего руководства Безоговорочное требование выполнить задание Постановка в безвыходную ситуацию Непринятие встречных предложений, непринятие инициативы Вмешательство в сферу моей компетентности Требование выполнить то, что не входит в сферу моих прямых обязанностей С меня могут спросить за ошибки, допущенные в других подразделениях фирмы Нечеткость, неясность указаний Передача решений в обход того звена, которым я руковожу | 3,4 7,2 6,2 5,2 5,7 3,8 1,1 |
5. Контроль исполнения решений Требование переделать задание в связи с новыми указаниями Усложненность отчетности Навязчивость напоминаний о выполнении заданий Ориентация на поиск ошибок Настойчивость требований перестроить работу Требование выполнить задание любой ценой | 5,2 2,2 2Д 6Д 5,9 5Д |
В первом блоке, где представлены общие дезорганизующие факторы, наибольшую проблему представляют:
• вынужденная частота согласований с вышестоящим руководством (6,4 балла);
• рассогласованность указаний со стороны вышестоящего руководства (5,5 балла);
• срочность заданий (5,3 балла).
Срочность заданий оказывается следствием инноваторской установки управляющего торговым домом. Когда с его стороны поступают предложения воплотить вжизнь много новых идей, возникает ситуация, где всем приходится работать в авральном режиме.
Рассогласованность указаний со стороны вышестоящего руководства дезорганизует работу персонала, часто оказывается причиной переделок в работе, ведет к потере времени и снижению уровня продуктивности труда руководителей секций.
Вынужденная частота согласований с вышестоящим руководством является следствием импульсивного управления.
Более того, это приводит к потере гибкости и мобильности в работе руководителей секций, лишает их возможности проявить себя творчески и инициативно, что может повлечь за собой апатию и «наплевательское» отношение к делу. Другая отрицательная сторона этого фактора заключается в том, что управляющий вынужден отвлекаться на решение мелких вопросов, оставляя в стороне проблемы перспективного управления.
Во втором блоке представлены дезорганизующие информативные <акторы. Основной помехой управления были названы:
• дефицит необходимой информации, поступающей «сверху» (5,9 балла);
• неупорядоченность информации, поступающей «сверху» (4,6 балла).
Неупорядоченность информации, поступающей «сверху», может быть прямым следствием такого фактора, как рассогласованность указаний со стороны вышестоящего руководства. Информация, поступающая хаотично, приводит к тому, что персонал перестает видеть перспективу своей работы, а также может быть дезинформирован о цели и содержании задачи.
Дефицит необходимой информации, поступающей «сверху», вероятно связан с тем, что «верхи» закрыты информационно, так как не считают нужным давать полную и необходимую информацию нижестоящим подразделениям. Даже такой факт, как незнание персоналом отдельных секций, почему им урезали