Стресс и стрессоры в работе руководителя.

«Стресс» в переводе означает «давление», «напряжение», « туго натянуть».

Стресс для человека является индивидуально воспринимаемым. Его причина кроется не во внешних, а во внутренних психических процессах.

Стрессовое состояние возникает в результате психологической оценки ситуации как неприемлемой, негативной и невозможности ее избежать.

Это состояние является, по сути, состоянием психической напряженности, основным условием которого является восприятие угрозы.

Виды стресса:

1. внутриличностный: нереализованные притязания, бесцельность собственного состояния;

2. межличностный: трудности общения с окружающими людьми;

3. личностный: несоответствие социальной роли, которую приходится выполнять человеку;

4. семейный;

5. профессиональный.

Стресс в любом случае – это эмоциональная напряженность, которая физиологически отражается в эндокринной системе.

Существует 2 группы причин стресса, в которых можно выделить 8 причин:

- личностные причины, связанные с особенностями человеческого организма;

- межличностные отношения; отношения связанные с влиянием групп: источник стресса – ролевые и межличностные конфликты;

- организационная причина: неадекватный стиль и методы управления, низкий уровень координации и совместной деятельности, неопределенность целей, отсутствие корпоративного духа;

- социальные причины: физические факторы рабочей среды;

- культура: расовые, религиозные и т.д. особенности людей;

- причины национального характера: безработица, налоги, катастрофы и т.д.;

- международные причины: трудности понимания культурных различий, миграция населения;

- глобальные: несовершенство человеческого тела, процесс старения.

Управление стрессами связано с :

- контроль над ситуацией;

- использование техники управления временем;

- задание темпа работы самому себе;

- использование техники расслабления.

Стрессоры управленческой деятельности:

- фактор информационной нагрузки;

- фактор информационной неопределенности: риск в этой связи является самым сильным стрессогенным фактором;

- фактор ответственности: является решающим и основным, от которого зависит сила остальных факторов;

- фактор дефицита времени;

- фактор межличностных конфликтов, который является постоянным спутником управления;

- фактор внутриличностный или ролевых конфликтов;

- фактор полифокусности управленческой деятельности: руководителю приходится своей позицией вставать в условия, когда он должен удерживать в поле зрения несколько проблем.

Интерференция – наложение и отрицательное влияние задач и функций друг на друга.

- система влияния стрессовых факторов: факторы конкуренции, влияние криминальной среды, факторы нестабильности микро- и макроэкономической динамики, которые практически не возможно спрогнозировать.

Влияние стрессовых состояний на деятельность человека неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса.

Рисунок 26 – Фазы развития стресса

       
    Стресс и стрессоры в работе руководителя. - student2.ru
  Стресс и стрессоры в работе руководителя. - student2.ru
 

1 – фаза мобилизации

Стресс и стрессоры в работе руководителя. - student2.ru Стресс и стрессоры в работе руководителя. - student2.ru Стресс и стрессоры в работе руководителя. - student2.ru 2 – фаза расстройства

Стресс и стрессоры в работе руководителя. - student2.ru 3 – деструктивная фаза

Уровень активизации

Фазы развития стресса:

1. фаза мобилизации (эвстресс): общая эмоциональная напряженность еще не достигла максимума, поэтому оказывает положительное воздействие.

На этой фазе эмоциональная активность повышает эффективность работы. Внешние стрессоры здесь выступают в роли своеобразных стимулов для вовлечения потенциала личности в деятельность. Возрастает объем восприятия, внимания и гибкость оперативной памяти.

Ганс Селье называет эту стадию стадией тревоги.

2. фаза расстройства (фаза дезадаптации):

По Селье – это фаза максимальной эффективной адаптации.

Существует некий предел сопротивлений эффективности стрессовых воздействий. До тех пор, пока этот предел не достигнут происходит мобилизация имеющихся возможностей, а затем психика начинает давать сбои, эмоции из положительных превращаются в деструктивный фактор.

Здесь больше всего страдает познание, то есть когнитивная сторона. Руководитель старается чаще всего искать в прошлом опыте то, что когда-то приносило хороший результат. Решения становятся импульсивными или чрезмерно затянутыми.

3. деструктивный стресс: характеризуется полным распадом организации деятельности и нарушением психических процессов. Может иметь место блокада восприятия, памяти, мышления. Эта фаза характеризуется полным срывом деятельности.

Все эти фазы имеют общий характер, но вместе с тем следует учитывать индивидуальные различия на стрессовые воздействия, а именно:

- длительность фаз;

- динамика фаз;

- показатели деятельности стрессовых воздействий;

- мера сопротивляемости человека стрессовым воздействиям (резистентность, стрессоустойчивость).

По способности выдерживать стресс различают следующие типы личностей:

- легко адаптируемы к стрессу (стресс «льва»);

- сразу дающие сбой (стресс «кролика»);

- эффективно работающие только в стрессе (стресс «вола»).

В условиях долговременного стресса проявляются индивидуальные различия в резестенции стресса в зависимости от экстернальности и интернальности личности.

Интернальная личность предпочитает брать ответственность за события собственной жизни и за исполнение обязанностей на себя.

Экстернальная личность склонна объяснять события обстоятельствами, ситуацией.

У интерналов степень резистентности выше.

Общая мотивационная напряженность личности – важное условие стрессоустойчивости, которое может быть:

- на себя (личностно-корьевая ориентация);

- на дело (социально-профессиональная ориентация).

Ориентация «на дело» повышает стрессоустойчивость.

Формы поведения в процессе стресса:

- контроль страха;

- контроль опасности.

Наши рекомендации