Стресс и стрессоры в работе руководителя.
«Стресс» в переводе означает «давление», «напряжение», « туго натянуть».
Стресс для человека является индивидуально воспринимаемым. Его причина кроется не во внешних, а во внутренних психических процессах.
Стрессовое состояние возникает в результате психологической оценки ситуации как неприемлемой, негативной и невозможности ее избежать.
Это состояние является, по сути, состоянием психической напряженности, основным условием которого является восприятие угрозы.
Виды стресса:
1. внутриличностный: нереализованные притязания, бесцельность собственного состояния;
2. межличностный: трудности общения с окружающими людьми;
3. личностный: несоответствие социальной роли, которую приходится выполнять человеку;
4. семейный;
5. профессиональный.
Стресс в любом случае – это эмоциональная напряженность, которая физиологически отражается в эндокринной системе.
Существует 2 группы причин стресса, в которых можно выделить 8 причин:
- личностные причины, связанные с особенностями человеческого организма;
- межличностные отношения; отношения связанные с влиянием групп: источник стресса – ролевые и межличностные конфликты;
- организационная причина: неадекватный стиль и методы управления, низкий уровень координации и совместной деятельности, неопределенность целей, отсутствие корпоративного духа;
- социальные причины: физические факторы рабочей среды;
- культура: расовые, религиозные и т.д. особенности людей;
- причины национального характера: безработица, налоги, катастрофы и т.д.;
- международные причины: трудности понимания культурных различий, миграция населения;
- глобальные: несовершенство человеческого тела, процесс старения.
Управление стрессами связано с :
- контроль над ситуацией;
- использование техники управления временем;
- задание темпа работы самому себе;
- использование техники расслабления.
Стрессоры управленческой деятельности:
- фактор информационной нагрузки;
- фактор информационной неопределенности: риск в этой связи является самым сильным стрессогенным фактором;
- фактор ответственности: является решающим и основным, от которого зависит сила остальных факторов;
- фактор дефицита времени;
- фактор межличностных конфликтов, который является постоянным спутником управления;
- фактор внутриличностный или ролевых конфликтов;
- фактор полифокусности управленческой деятельности: руководителю приходится своей позицией вставать в условия, когда он должен удерживать в поле зрения несколько проблем.
Интерференция – наложение и отрицательное влияние задач и функций друг на друга.
- система влияния стрессовых факторов: факторы конкуренции, влияние криминальной среды, факторы нестабильности микро- и макроэкономической динамики, которые практически не возможно спрогнозировать.
Влияние стрессовых состояний на деятельность человека неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса.
Рисунок 26 – Фазы развития стресса
1 – фаза мобилизации
2 – фаза расстройства
3 – деструктивная фаза
Уровень активизации
Фазы развития стресса:
1. фаза мобилизации (эвстресс): общая эмоциональная напряженность еще не достигла максимума, поэтому оказывает положительное воздействие.
На этой фазе эмоциональная активность повышает эффективность работы. Внешние стрессоры здесь выступают в роли своеобразных стимулов для вовлечения потенциала личности в деятельность. Возрастает объем восприятия, внимания и гибкость оперативной памяти.
Ганс Селье называет эту стадию стадией тревоги.
2. фаза расстройства (фаза дезадаптации):
По Селье – это фаза максимальной эффективной адаптации.
Существует некий предел сопротивлений эффективности стрессовых воздействий. До тех пор, пока этот предел не достигнут происходит мобилизация имеющихся возможностей, а затем психика начинает давать сбои, эмоции из положительных превращаются в деструктивный фактор.
Здесь больше всего страдает познание, то есть когнитивная сторона. Руководитель старается чаще всего искать в прошлом опыте то, что когда-то приносило хороший результат. Решения становятся импульсивными или чрезмерно затянутыми.
3. деструктивный стресс: характеризуется полным распадом организации деятельности и нарушением психических процессов. Может иметь место блокада восприятия, памяти, мышления. Эта фаза характеризуется полным срывом деятельности.
Все эти фазы имеют общий характер, но вместе с тем следует учитывать индивидуальные различия на стрессовые воздействия, а именно:
- длительность фаз;
- динамика фаз;
- показатели деятельности стрессовых воздействий;
- мера сопротивляемости человека стрессовым воздействиям (резистентность, стрессоустойчивость).
По способности выдерживать стресс различают следующие типы личностей:
- легко адаптируемы к стрессу (стресс «льва»);
- сразу дающие сбой (стресс «кролика»);
- эффективно работающие только в стрессе (стресс «вола»).
В условиях долговременного стресса проявляются индивидуальные различия в резестенции стресса в зависимости от экстернальности и интернальности личности.
Интернальная личность предпочитает брать ответственность за события собственной жизни и за исполнение обязанностей на себя.
Экстернальная личность склонна объяснять события обстоятельствами, ситуацией.
У интерналов степень резистентности выше.
Общая мотивационная напряженность личности – важное условие стрессоустойчивости, которое может быть:
- на себя (личностно-корьевая ориентация);
- на дело (социально-профессиональная ориентация).
Ориентация «на дело» повышает стрессоустойчивость.
Формы поведения в процессе стресса:
- контроль страха;
- контроль опасности.