Сотрудничество в управлении организацией.
Сотрудничество – согласованное взаимодействие, которое включает в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность, обмен услугами, который сопровождается положительными эмоциями и направлен на достижение желаемого результата.
Исходная точка сотрудничества – это балансировка формализованных и неформализованных отношений.
Формализованные отношения задаются определёнными рамками, правилами, принятыми в организации.
Личные нередко переходят в служебные, что характеризуется персонализацией отношений.
Когда эти отношения интегрируются достигается главный организационный эффект, т. е . сотрудничество – это интегральная характеристика организационного поведения.
Показатели сотрудничества:
1. эффективность деятельности
2. осмысленность этой деятельности
3. этичность
Рассматривая проблему сотрудничества, можно понять необходимость согласования интересов сотрудников на всех уровнях управления при решении и внутренних и внешних задач.
Рисунок 17 – Модели сотрудничества
Сбалансированность интересов высшего руководства
10 10
риски расширение фронта внешних проблем рынка
нерешённых
«стыковых»
проблем
приоритетная модель управления
Управленческие процессы могут происходить и стихийно и направленно. Там, где происходят целенаправленно, там создаётся организационный порядок, учитывается мотивация работников, следовательно, формируется балансировка интересов разных групп.
Здесь действуют:
- субординационные силы;
- координационные силы.
Координационные силы – это, те которые основаны на согласовании всех звеньев и интересов.
Субординационные силы проявляются в официальном поведении.
В координационных большое значение неофициальные связи и контакты.
Исходной единицей формирования сотрудничества является обязующая норма. Эта норма порождается технологией распорядительства и формируется иерархическая служебная лестница.
Оптимальное отношение субординации и координации сформировать достаточно сложно. По мере развития фирмы наступает необходимость внутрифирменной упорядоченности.
При дальнейшем развитии фирмы возрастает значение линейных связей, заданность служебных отношений, следовательно, может возникать противоречие между субординационным и координационным поведением, а именно: с одной стороны возникает зашоренность, т. е. действовать по правилам, а с другой – необходимость согласования неформальных контактов.
Легче это противоречие разрешается, если работник переживает состояние приобщенности к делам организации. В таких организациях, где успешно разрешается это противоречие, характерен достаточно высокий уровень взаимосогласованности, и успешно решаются стыковые проблемы. Рассогласование возникает там, где доминирует отчуждённый тип работника. В первом случае у работников формируется панорамное видение, а во втором – узкофункциональное видение проблемы.
Рисунок 18 - Модель организационной ориентации поведения
взаимосогласованность
орг. культура «общий дом»
узкофункциональное панорамное видение
видение
орг. культура
«мыши в норах»
Рассогласованность
Структура мотивации по отношению к работе, соответствующая поведению сотрудничества:
1. стремление к творческой самореализации т. е. признание профессионального роста, условие для развития личности.
2. чувство долга по отношению к работе
3. обеспечение достатка самому себе
4. карьерный интерес
Важно проводить диагностику по выявлению типов поведения.