Лидерство и руководство: сходство и различие.
Лидерство – это возможность оказывать влияние на других или способность воздействовать без использования силовых методов для достижения общих, либо личных целей.
Что касается руководства, то это возможность оказывать влияние на других с применением силы, принуждения, давления, обусловленной положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями. Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Основные различия руководства и лидерства:
ü Руководство имеет место в системе формальных (или официальных) отношений, а лидерство - порождение системы неформальных (неофициальных) отношений.
ü Руководство имеет социальную по своей сущности природу, а лидерство – психологическую.
ü Лидер может быть руководителем и тогда это формальное лидерство, а может им и не являться и иметь неформальную основу, то есть такой человек будет неформальным лидером.
ü Руководитель может быть лидером, а может и не быть и тогда эффективность управления снижается.
ü Руководитель определяет как, какими способами нужно достигать поставленные, как правило, другими людьми цели, организует и направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими он строит на основе четкой регламентации прав и обязанностей, старается не выходить за их рамки, стремится к определенному порядку и дисциплине. В противоположность этому – лидер реализует функции, ожидаемые коллективом и самостоятельно определяет его цели.
ü Лидер не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Руководителю люди обязаны подчиняться, за что и получают вознаграждение или наказание. В отличие от руководителя, лидер не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на основе доверия.
Основные сходства руководства и лидерства:
ü Руководитель может быть лидером, также как и лидер может быть руководителем.
ü И руководитель, и лидер имеют власть, хотя характер этой власти разный (личностный и организационный).
ü И руководитель, и лидер влияют на окружающих, разница этих влияний в целях (личные цели или цели организации) и способах осуществления этого влияния.
Понятие организации, ее признаки. Виды организаций (классификация организаций по критериям).
Организация
– это скоординированное образование, состоящее, по меньшей мере, из двух человек, которые работают для достижения общей цели.
Сущность организации. Ее признаки:
ü наличие целей,
ü организационная культура,
ü организационная структура,
ü постоянное взаимодействие с внешней средой,
ü использование ресурсов,
ü границы существования.
Партисипативная организация построена на принципе активного участия работников в процессе выработки и принятия решений.
Эдхо - это организация, использующая высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать