Факторы сплоченности группы, их влияние на эффективность работы.
Сплоченность или внутригрупповая интеграция - единство поведения членов группы для достижения общих целей
Виды групп по уровню сплоченности:
Сплоченная группа – высокие производственные показатели, низкая текучесть, благоприятный соц псих климат, возникновение чувства – мы – группа
Разобщенная группа – наличие в одной большой группе нескольких соц псих групп, доброжелательно или недоброжелательно относящихся друг к другу
Расчлененная группа – доминируют деловые формальные отношения
Показатели сплоченности:
Коэффициент текучести = ушли из компании/весь персонал
Частота конфликтов
Наличие элементов дезорганизации – опоздание, нарушение дисциплины
Социометрические индексы: индекс социометрического статуса, индекс эмоциональной экспансивности
Факторы:
Технико-технологические: пространственное расположение рабочих мест, форма организации труда
Организационные: структура организации, деятельность общественных организаций
Экономические: система вознаграждения
Социально-психологические: стиль управления, социальное информирование
Социально-психологический климат, характеристика состава группы
Демографический: по полу, по возрасту
28. Методы изучения сплоченности:
Социометрия – для диагностики межличностных и межгрупповых отношений
Процедура:
Вопросы заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках фамилии членов группы, которых Вы выбрали бы (Пример: а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку? б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку? )
Обработка результатов:
Простейшими способами количественной обработки являются табличный (социоматрица), графический и индексологический.
Социоматрица (А,Б,В – члены группы):
А | Б | В | + | - | ∑ | |
А | + | - | ||||
Б | - | - | -2 | |||
В | + | + | ||||
+ | ||||||
- | ||||||
∑ | -2 |
+ выбрал (себя выбирать нельзя)
- не выбрал
Индексы:
· Социометрического статуса
·
где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, N— число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами.
· Эмоциональной экспансивности
·
где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Социограмма— графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий.
——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.