Анализ предложений на рынке развлечения в России.
С ростом благосостояния население готово тратить все больше денег на свои увлечения. Когда потребности в различных товарах и продуктах удовлетворены, то интерес потребителей смещается в сторону развлекательного сектора. Развитие российской индустрии развлечений проходит в России немного медленнее, чем в других странах, в силу специфики российского рынка, а также в связи с тем, что в краткосрочной перспективе все еще сохранится некоторая неопределенность в отношении роста потребительской уверенности. На сегодняшний день в России культурно-зрелищные мероприятия посещают более чем 150 млн. человек в год.
В 2009-ом году Российский рынок развлечений и СМИ оценивался аналитиками в 16,38 млрд долларов. Основными факторами роста рынка являются повышение благосостояния населения, интерес к здоровому образу жизни, распространение гедонистических ценностей в обществе, бурное развитие крупных торговых центров. Ожидается, что к 2014 году в России рост составит до 25,58 млрд. В России развитие этого рынка идет медленнее, чем в других странах и после экономического спада, вызванного финансовым кризисом, совокупные темпы годового роста всемирного рынка развлечений и СМИ составят 5,0%, и к 2014 году его объем достигнет 1,7 трлн долларов.
В докризисный период рынок развлечений в России характеризовался устойчивой тенденцией к росту.
На сегодняшний день темпы роста несколько снизились, что связано с текущей экономической ситуацией. Из-за нестабильной экономической ситуации россияне существенно сократили траты на развлечения, что негативно сказывается на состоянии данного рынка в целом. Спад особенно был заметен на региональных рынках. Тем не менее, специалисты отмечают, что это временные ухудшения и по мере восстановления экономической ситуации и финансового благополучия людей вернутся и посетители в развлекательные заведения.
По данным «РБК.Исследования рынков», более половины населения крупных городов пользуется услугами современной индустрии развлечений. Одним из самых популярных мест проведения досуга россиянами являются торгово-развлекательные центры.
Индустрия досуга включает парки развлечений; развлекательные зоны в торговых центрах (кинотеатр, детский городок, боулинг, бильярд, аттракционы, дискотека, фуд-корт, фитнес-клуб и пр.); специализированные развлекательные центры (кино, дискотека, боулинг, бильярд, игровой центр, каток, роллердром, керлинг, спортивный бар и т. д.), кинотеатральные комплексы, музеи, театры и цирки, заведения общественного питания, аттракционы и другое.
В 2007-2008 гг. рынок развлечений вошел в интенсивную фазу развития и начал быстро консолидироваться. В данный момент на рынке есть место для новых независимых игроков, но через 2-3 года конкуренция за потребителя ослабнет, рынок приблизится к насыщению, и начнется его концентрация путем слияний и поглощений.
По данным исследований компании КОМКОН, предпочтения россиян по проведению досуга постепенно меняются. Так, популярность ночных клубов и дискотек постепенно за последние 5 лет снизилась, тогда как россияне стали намного чаще посещать культурные мероприятия, причём это в первую очередь касается театров, музеев, галерей, концертов классической музыки и джаза. При этом зрителями театров и посетителями музеев все чаще становится молодёжь 16-25 лет. В центральном и северо-западном регионе молодёжь зачастую активнее посещает культурные мероприятия, чем жители обеих столиц.
Следует отметить, что основным потребителем досуговых услуг является молодежь. Соотечественники 16-19 лет задают тон в посещении культурных мероприятий, и это является положительной тенденцией в целом для страны. По результатам опроса «Фонда Общественное Мнение», изучившего предпочтения именно этого сегмента потребителей, перечень развлекательных услуг, которыми пользуется молодежь, значительно шире, чем у всего населения в целом. Так, чаще всего молодежь можно встретить в кафе и ресторанах, а также в парках и кинотеатрах. Примерно треть молодых людей посещают бани и сауны, столько же - дискотеки. Молодежь также активно посещает спортивные клубы, секции, бассейны, стадионы, бильярдные и боулинговые клубы, ночные клубы, библиотеки, клубы и дома культуры.
Рассмотрим основные сегменты рынка досуговых услуг: услуги кинотеатров, театров, ночных клубов и дискотек, музеев, концертов.
Кино. Несмотря на приостановленное в 2008 году строительство новых мультиплексов, в 2009 году российский рынок киноиндустрии вырос на 4,5% и оценивался в $ 1,2 млрд. Россия стала одним из крупнейших рынков киноиндустрии среди стран EMEA (российский рынок вошел в число тех 6 стран, которые в 2009 году составили 74% доходов всего региона).
По данным исследований, на этот сегмент кризисные условия повлияли в меньшей степени, нежели на остальные. Это можно объяснить как большей доступностью этого вида мероприятий, так и стремительным расширением.
По результатам опросов КОМКОН в рамках исследования TGI-Russia, 31,3% россиян ходят в кино: за полгода их число выросло на 12%, за 5 лет – на 53%. В кино чаще всего ходят жители Москвы и Санкт-Петербурга - 59,5% и 62,3% граждан против 50,6% в среднем по стране. Больше других в кино, театры, музеи и на дискотеки ходит молодёжь до 35-ти лет.
Кассовые сборы российских кинотеатров в 2009 году выросли незначительно, всего на 5%, по сравнению с тем скачком, который произошел в 2008 году (58,1%). Специалисты прогнозируют высокий показатель совокупных темпов годового роста для кассовых сборов — в следующие пять лет на Россию придется 63% общего увеличения сборов во всем регионе.
По мнению экспертов, рынок киноиндустрии в 2014 году составит $ 1,78 млрд. с совокупными темпами годового роста 8,4%
Театры. Посещение театров – это второй по популярности вид проведения досуга: 15% россиян были на спектаклях хотя бы раз за последние полгода, с 2005-го их доля выросла на 14,5%.
В театры чаще всего ходят жители ЦФО – 24,3% против 15,8% в среднем по стране. При этом основная доля продаж билетов на спектакли в театрах приходится на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Подобная ситуация наблюдается и в сегменте билетов на мюзиклы, доля которых в общей структуре рынка билетов весьма мала.
Ночные клубы и дискотеки. По данным опросов КОМКОН в рамках исследования TGI-Russia, в 2005 году ночные клубы и дискотеки были вторым по популярности местом проведения досуга у россиян – хотя бы раз за полгода их посещали 16,1% россиян. К концу 2009 года этот показатель сократился на 20% и составил 12,9%, затем лишь незначительно поднялся к середине 2010-го – до 13,4%.
Рынок обеих столиц уже насыщен подобными заведениями. В Москве один из самых низких показателей посещений (25,4%), ниже только в Южном федеральном округе (23,3%). Общероссийский показатель составляет 29%.
На сегодняшний день в Москве функционируют более 350 ночных клубов. На столичном рынке ночных клубов самая большая доля приходится на клубы с живой музыкой - 37% объема ночных развлекательных заведений. Демократичные танцевальные клубы занимают 32%. Порядка 15% приходятся на специализированные клубы (для различных узких социальных групп), а оставшиеся 16% делят интеллектуальные и модные ночные клубы.
Музеи, галереи, концерты. По данным КОМКОН, музеи и галереи в 2010-м посетили 11,4% сограждан. В Санкт-Петербурге чаще ходят в музеи и галереи: их посещают 25,4% жителей города. В Москве посетителей около 17,9%. Самой активной в плане посещения музеев/галерей оказались 16-19-летние россияне.
Концерты джазовой или классической музыки в 2010-м посетили 6% россиян. Активнее других концерты посещает молодёжь из Центрального ФО (10,1%) и Санкт-Петербурга (8,9%).
Следует отметить, что Санкт-Петербург действительно подтверждает свой неофициальный статус культурной столицы: его жители значительно чаще ходят на концерты классической или джазовой музыки (8,9%). Не менее активная аудитория проживает в Центральном федеральном округе. Молодёжь в Южном и Приволжском округах отстаёт от жителей других регионов в своей активности по посещению культурно-массовых мероприятий. По мнению экспертов, основные тенденции в сфере развлекательных услуг на ближайшие 2-3 года будут следующие:
- активное развитие сетей в регионах, близость к насыщению рынка в столицах и городах-миллионниках;
- постепенное вытеснение несетевых игроков, которые практически не могут получить для своих объектов площади и выгодные арендные ставки в ТРЦ;
- сокращение предложений премиум-сегмента и активное развитие среднего сегмента, обеспечение основного прироста рынка за счет увеличивающегося среднего класса - активных и успешных молодых людей до 35 лет;
- рост сетей за счет открытия новых объектов, а не покупки действующих региональных игроков;
- образование и расширение сетевых структур;
- создание альянсов операторами разных развлекательных услуг и девелоперами, активный приток в отрасль новых игроков из смежных сегментов (девелопмент, общепит);
- активный запуск комплексных зон развлечений в составе ТРЦ с постепенным закрытием клубов, сфокусированных на одном виде развлечений;
- предоставление комплекса развлекательных услуг одним оператором;
- закрытие неудачных объектов из-за низкой рентабельности и проблем с посещаемостью;
- смещение развлекательных центров из центра города в спальные районы и на периферию с большой проходимостью (сначала в крупных городах, а потом и средних);
- расширение ассортимента, повышение качества услуг и комфорта для клиентов.
Аналитики рынка считают, что следствием кризисных явлений в экономике станет снижение количества культурно-зрелищных мероприятий и уровня их посещаемости, а также сокращение темпов роста цен на услуги. Необходимым его условием роста рынка станет улучшение показателей в области потребления и общего состояния экономики.[4]
Основные выводы:
Когда потребности в различных товарах и продуктах удовлетворены, то интерес потребителей смещается в сторону развлекательного сектора. Именно поэтому в последние годы рынок развлекательных и досуговых услуг постоянно увеличивался, а после 2008 года, когда благосостояние населения ухудшилось, замедлил рост.
В настоящий момент различные концерты, киносеансы, а также музеи и театры постепенно набирают аудиторию почитателей. Ночные клубы и дискотеки пользуются все меньшим спросом.
Самая активная аудитория посетителей заведений, предоставляющих досуговые услуги – молодежь в возрасте 16 – 26 лет.
Наиболее крупным сегментом рынка является кино. Этот сегмент не теряет популярность, и даже в кризисное время пострадал значительно менее остальных.
Эксперты считают, что насыщение рынка в столицах и городах-миллионниках приведет в ближайшие годы к активному развитию сетей в регионах. В то же время несетевые игроки будут постепенно вытесняться.