Основные проблемы воспитания ребенка в разных типах семьи
Структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей. Испокон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец, - залог успешного воспитания ребенка. Полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода. Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание. В последние годы в нашей стране появляются семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, «делания» денег, где дети не желанны и заброшены, отодвинуты на предпоследнее место в иерархии ценностей папы и мамы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются. Неполные семьи возникают в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод.Еще больший урон его развитию наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения к друг другу, втягивают ребенка в орбиту взаимных обвинений, стараются «обелить» собственное поведение в его глазах. Родители, пытающиеся убедить ребенка в том, что вина за распад семьи лежит на совести бывшего супруга, лишь усиливают эмоциональное неблагополучие ребенка. Как показывают исследования (Е.П.Арнаутова, А.И.Захаров, Е.И.Кульчицкая и др.), не менее сложно протекает развитие ребенка при повторном браке матери (отца). В семьях, где появился отчим (мачеха), у ребенка наблюдаются различные отклонения в эмоциональной сфере, ухудшаются его отношения с матерью (отцом). В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщина сделала сознательный выбор «родить для себя», складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обостренное чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребенка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. У такой матери зачастую своя «культурная программа» воспитания: куда сводить ребенка, что показать, какие книги читать.. На развитии ребенка негативно может сказаться доминирование матери в доме, ее взгляд на ребенка как на свою собственность.У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.Нередко провокаторами разногласий в семье оказываются бабушки..
14 психологич климатЭто комплекс психологических условий способствующих или препятствующих сплочению семьи.Это устойчивый эмоциональный настрой в семье.Типы:1.Благоприятный. Супружеская совместимость лежит в основе. Два подхода «супружеская совместимость». В основе совместимости лежит два набора качества либо соответствующих друг другу по принципу сходства и дополнения Совместимость возникает не на основе сходных или дополняющих качеств, а благодаря стремлению супругов к уступкам и взаимопониманию.Виды супружеской совместимости:1.Социальная. Общность мировоззрений (духовная направленность), убеждений и интересов.2.Психологическая. Взаимодействие характеров, темпераментов, личностно-волевых особенностей супругов. Эгоизм, лень, потребительство и безответственность – качества, с которыми не ужиться, разрушение личности одного из партнеров.3Сексуальная совместимость. Соответствие потребностей в интимной общении одного супруга возможностям и потребностям другого.4.Семейно-бытовая . совпадение взглядов предназначение семьи, стиль ее жизни и на семейные роли Признаки благоприятного психологического климата:Сплоченность семейного коллектива, Доброжелательная требовательность супругов друг друга, Чувства защищенности эмоциональной удовлетворенности, Гордость принадлежность своей семье, Ответственность друг перед другом , за семью, Стремление супругов проводить свободное время в домашнем кругу, Приятные сюрпризу друг другу, Формы совместного досуга, Открытость семьи, Семейное благополучие.Условия семейногоблагополучия:Взаимопонимание между супругами,Наличие отдельной квартиры,Материальное благополучие,Наличие детей,Уверенность в прочности брака,Интересный досуг в семье,Интересная работа у каждого из супругов,Соответствующее образование,Хорошее положение на работе,Наличие хороших друзей,Самостоятельность супруга2.НеблагоприятныйВыделяются 4 уровня супружеских отношений, которые влияют на психологический климат семьи и возникновения конфликтов1 УРОВЕНЬ. Интимные отношения 2 уровень. Характерологический. Особенности характера и привычки провоцируют конфликт 3 уровень. Образ ролевого поведения (представления о супружеских ролях) 4 уровень личностный (область духовных отношений супругов,) 2 уровня- состояние неустойчивого равновесия,3 типа неблагоприят семей:Конфликтные семьи,Кризисные семьи (в состоянии развода).Проблемные семьи (оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях)Семейные затруднения, которые провоцируют семейные конфликты:Организация домашнего хозяйства, Напряженные отношения с родственниками,Дети и их воспитание, Трудности общения,Финансовые затруднения,Злоупотребление алкоголем,Разная направленность интересов по досугу,Ревность,Сексуальная дисгармонияПричины семейных конфликтов:Несоответствие идеалу,Стремление подчинить себе другого,Недостаточные знания в области интимных отношенийНекоторые психологи ухудшения связывают с законом ритма (периодичность колебания позитивных и негативных эмоций) 5 стадий изменения отношений:1.Глубокая страстная влюбленность( образ супруга вызывает положительные эмоции) 2.Некоторое охлаждение образ любимого не всегда вызывает позитивные чувства, но появление супруга поднимает настроение. 3.Дальнейшее охлаждение с приходом супруга настроение не поднимается, привыкание и постоянное общение –видимость однообразия.4.Присутствие другого вызывает раздражение. Возникает и формируется отрицательная установка на другого, в поведении другого ищет злой умысел, появляются придирки и критические замечания.5.Отрицательная установка полностью овладевает человеком. Желание высказать претензии супругу не пропадает а усиливается. Достоинств другого не замечаете.
31 Домашнее образование,
очень распространенное в России в XIX веке, с 1918 по июль 1992 для наших сограждан было недоступно. Сегодня, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», каждая семья получила право самостоятельно выбирать школу — государственную, муниципальную, частную, общественной или религиозной организации. Решая, как ребенок будет учиться — в семье или в форме экстерната, — родителям следует знать «особенности» каждой формы получения образования.1.Семейное образование-Решив учить ребенка дома, вы можете это сделать сами, пригласить преподавателей или ходить на специальные курсы. При переходе на семейное образование ребенок остается записанным в конкретную школу, так что прав у него ничуть не меньше, чем у других ее учеников. Ученики «домашней школы» каждый год проходят аттестацию в общеобразовательной школе и по ее итогам по решению педсовета переводятся в следующий класс.2.Экстернат — самостоятельная, часто — ускоренная форма получения образования. Государство при этом материальные издержки родителей не компенсирует. Обучаться экстерном может даже первоклассник. Экстерн в списках школы не значится. Он не является учеником той или иной школы. Экстерн самостоятельно, без посещения школы, осваивает общеобразовательную программу. У такого ученика есть только право на получение двухчасовой консультации перед каждым экзаменом.Обучение на дому - предназначено для детей, которые не могут учиться в классе общеобразовательной школы по состоянию здоровья.(По приказу директора к таким детям учителя приходят домой.) Оформляется оно на основании рекомендации медицинского учреждения.
30 проблема взаимоотношений в семье между детьмиПрактически все психологи и психиатры считают, что полностью избежать соперничества детей в семье невозможно. Ведь его истоки лежат в стремлении к завоеванию любви папы и мамы, в ревности по отношению к своему брату или сестре. Сами по себе ревность и соперничество не так уж и плохи - ведь это, по сути, сигналы того, что дети способны любить. Второй ребенок обычно появляется на свет в более спокойной обстановке, к нему на долгое время (а иногда и на всю жизнь) сохраняется отношение как к "младшенькому" - более нежное, трепетное. Однако он с рождения встает перед необходимостью делить любовь родителей с кем-то еще. Пока второй ребенок еще маленький, труднее обычно приходится старшему. Новорожденный получает максимум родительского внимания, находясь в ситуации "безусловной" и всепоглощающей любви..В такой ситуации родителям очень важно с большим пониманием и вниманием отнестись к проявлениям личности своих детей. Более того, родители должны внимательно следить, не направляют ли они заранее младшего ребенка по пути развития старшего: например, водят обязательно в одни и те же кружки или секции, заставляют учиться тем же вещам. Напротив, занятия детей лучше разнообразить. Психологами было установлено, что терпимое, в некоторых случаях даже снисходительное отношение к путям развития ребенка, является одним из важных факторов будущего психического здоровья личностиЕсли сравнивать семьи с однополыми детьми и семьи, в которых растут брат с сестрой, то может показаться, что последние находятся в более благоприятной психологической ситуации. Ведь традиционно мальчики и девочки встречаются с очень разными требованиями. Соперничество между детьми иногда заканчивается "поражением" одного из них. Постоянно отставая от "конкурента", малыш может смириться со своим положением "в тени" и отказаться от дальнейшей "борьбы". А это вряд ли поможет развитию его личности и формированию характера. Такое психологическое состояние чаще всего проявляется в замкнутости, резких перепадах настроения, склонности к частым болезням. Как и в предыдущей ситуации, очень важно почаще разговаривать с ребенком. Старшие направляют развитие, интересы младших, многому учат их, причем часто более успешно, чем родители. Младшие дети, «наступая» старшему на пятки, стимулируют его развитие: иначе рухнет авторитет!