Основные проблемы современных родителей

1гр –общечеловеческие, глобальные

1.разрушение человеком природы, угроза для жизни людей:

-снижается способность к воспроизводству здорового потомства

-увеличение детских болезней

-большая утомляемость детей

2. возможность самоуничтожения человечества 3. Усиление неравномерности экономического развития стран 4. Распространение эпидемий, наркомании, алкоголя, психич болезней. 5. Процессы феминизации и маскулинизации 6. Рост технического информационного обеспечения 7.проблема ускорения процесса устаревания знаний

2гр- региональные, специфические

1.дифференциация, расслоение населения 2. Высокий уровень соц-псих тревожности 3.дезориентация детей в сфере жизни 4. Индивидуализация 5.низкий уровень развития правого сознания 6.низкий уровень соц-псих грамотности 7увеличение числа расторгнутых браков с наличием детей 8алкоголизация населения 9снижение уровня общей культуры.

Т.о. перечислен тенденции приводят к : усилению ролевых и функцион возможностей людей; преобладанию у взрослых стереотипов собствен сознания; усиления у молодежи инфантимума(низкий уровень самост, нежелание взрослеть); сложность в профес самоопределении.

3гр-локальные семейные

1.перераспределение материал-экономическ функций внутри семьи, изменение половозраст и ролевых предписаний 2 изменение типов взаимоотнош в семье 3 трудности связан с построением семейной жизни, острое прохождение кризисных этапов семьи 4 тревого родителей за детей 5 проблемы взаимоотнош детей в семье 6 конфликты внутри семьи, разводы

4гр –индивид, личностные

1.Усталость, псих, физ перенапряжение2.тревога в связи со снижением безопасности жизни 3. Рост чувства одиночества, чувства понимания 4 проявление и проживание деструктивных чувств(кот нас разрушают)-обида, агрессия, разочарование, вина, зависть, ревность 5возраст, событийные кризисы человека 6.сложность обретения смысла жизни, душевной радости 7. Рост чувства вина перед детьми

Т.о чтобы эффективно развивать и воспитывать детей, родители должны знать и понимать свои жизненные проблемы, особенности и условия жизни в данный исторический период.

9.Функции семьи – направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.1.Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве.

Особенности функции на современ этапе:1резкое падение рождаемости 2 факторы влияющ на уров рождаемости : -соц-экомон стабильность в стране – благосостояние в семье – соц-культурн нормы, национ традиции – здоровье и образование супругов – проф деятельность и характер занятости женщин – место жительства 3.увеличение кол-ва семей без детей 4.качественные отклонение воспроизводства населения.

2. хозяйственная . значение –поддержание физич здоровья членов общества и уход за детьми. Индивид значение- получение хоз-бытов услуг одними членами от других.

-домаш деят-ть, - бюджет (расходы должны соответст доходам), - хоз функция д.б. для всех членов семьи., - принятие решений при ведении дом хох-ва авторитарная, демократич, анархич. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства право решающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж – главный кулинар, а жена – своеобразный интеллектуальный центр, руководитель образовательной деятельности детей.3. Функция организации досуга – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Досуг – внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

4. Воспитательная функция – важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. , социализация подрастающего поколения. Инд. Значение удовлетвор потребности в родительстве, контакте с детьми, их воспитании. Аспекты : 1влияние семьи на реб 2 влияние на каждого члена семьи 3 влияние детей на родителей побуждающее их к самовоспитанию.5.функции первичного соц контроля. Значение –моральная ренгламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеят-ти, ответст и обязательств между супругами и детьми . индивид значение- формирование и поддержка различных санкций за нарушение моральных норм между супругами 6. ф духовного общения – развитие личности. Инд знач- развитие и духовное обогащение 7. эмоциональн- эмоц стабилизация. Инд значение – получение индивидом псих защиты, эмоц поддержки, удовлетв потребности в личном счастье, любви, защите семьи.8.сексуальная –удовлетвор сексуальн потребностей

Ю. Хямяляйнен.I. Этап формирования семьи- Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, беседы между супругами о будущем семьи

II. Семья, ждущая ребенка; семья с младенцем Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей

Ф детей - Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук; овладение словами, короткими фразами, речью

III. Семья с ребенком дошкольного возрастаРазвитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к материальным затратам; распределение обязанностей, ответственности; поддержка сексуальных отношений; дальнейшее развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка; сохранение прежнего круга друзей формирование семейных традиций, беседы о воспитании детейФ детей-Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа IV. Семья школьникаВоспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с другими родителями Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, включение в группу сверстников, расширение словарного запаса и развитие речи; формирование научной картины мираV. Семья с ребенком старшего школьного возрастаПередача ответственности ребенку по мере взросления; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей между членами семьи; воспитание детей на достойных образцах; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личностиПоложительное отношение к собственному полу; прояснение роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; формирование собственного мировоззренияVI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мирОтрыв от взрослеющего ребенка; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между своей семьей и семьей ребенка; уважение самостоятельности обеих семейОсознание своего положения как положения самостоятельного человека, который может отвечать за свои поступки; создание прочных отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьиПартнерские функцииVII. Семья среднего возраста («пустое гнездо»)Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки) VIII. Постаревшая семья Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)

3 Основоположники семейной педагогикиЛесгафт П.Ф О значении семейного воспитанияВ своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства. П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. В книге “Семейное воспитаниеребенка и его значениеЛесгафт выдвигал следующие главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка, обращение с ним как с человеком. Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. П. Ф. Лесгафт был знаком с практикой фребелевских детских садов за границей, а также русских платных детских садов в Петербурге и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей. Он выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фребелем. Он считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, своеобразно отражать деятельность близких им людей. Лесгафт указывал, что родителями и педагогами при выборе средств воспитания должны учитываться такие ценные качества ребенка, как впечатлительность, восприимчивость, стремление к самостоятельной переработке воспринятого, к разнообразно деятельности и играмП. Ф. Лесгафта высоко ценил игры как средство физического, умственного и нравственного воспитания детей. Он рекомендовал использовать стремление детей к изготовлению игрушек-самоделок.П. Ф. Каптеревдошкольном и семейном воспитании(Энциклопедия семейного воспитания и обучения 1898) Первые три-четыре года жизни ребенка - важное время. Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка составляет задачу первоначального воспитания детей. Он предпочитает фребелевские игрушки тем предметам, которые непосредственно окружают ребенка и привлекают его внимание. "Дары Фребеля" и занятия с ними "весьма целесообразные средства для первоначального развития глаза" сначала простые геометрические фигуры, а затем сложные предметы - предлагает осуществлять педагогическое правило: от простого к сложному. Он рассматривает " дары Фребеля" и занятия с ними как специальные упражнения для органов чувств. При этом выдвигает условие во всех упражнениях ребёнок, должен быть самостоятельным участником, а не зрителем. Предлагая выйти за рамки си-мы Фребеля Каптерев ратовал за расширение программы подготовки воспитательниц для детского сада. Каптерев сумел правильно оценить педагогическое и общественное значение детского сада как воспитательного заведения для малышей. Рост рабочего класса, во влечениях женщин в фабрично заводской труд требовали расширения дошкольного общественного воспитания. Невозможность для многих родителей самим заниматься воспитанием детей порождало потребность в детских садах и яслях. Важнейшими условиями правильного воспитания он считает выработку у детей общественной потребностью развития общественного чувства в совместных играх, в товариществе, в деятельности для других при условии полной свободы выборе друзей, приятелей, участников игр и различных союзов между учащимися. В общем, развитие ребёнка играми принадлежит выдающаяся роль, они доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли наряду с укреплением их физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развитию самостоятельность, обеспечивают связь физического воспитания с духовным развитием и воспитанием. Каптерев доказал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей. Индивидуальность ребёнка в правильно организованном детском саду не подавляет, а наоборот, развивается. В детский сад собираются дети для свободных игр и занятий. Каптерев признаёт правильным другое: куда дети туда и воспитательница. И тогда отпадут упрёки в стадности воспитания, его шаблонности, придавливании индивидуальности ребёнка и т.п. Каптерев последовательно содействовал выяснению основ семейного воспитания, его целей, задач, характера, содержания и форм. Он считал, что родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.

33 РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИПсихолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Организатором деятельности дошкольного учреждения, направленной на повышение педагогической культуры населения, является заведующая (руководитель учреждения). К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования). Необходимо напомнить о специфике психолого-педагогического просвещения, которое призвано осуществлять современное дошкольное учреждение. Прежде всего следует отметить целевую направленность этой работы. Определяя содержание и формы психолого-педагогического просвещения, коллективу дошкольного учреждения необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей в повышении педагогической культуры той или иной семьи. Преимущество психолого-педагогического просвещения родителей в дошкольном учреждении (по сравнению с тем, что осуществляют средства массовой информации) заключается в оперативной обратной связи. Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, выявить степень осознания ими тех или иных психолого-педагогических знаний, в случае надобности - скорректировать отдельные представления, в чем-то убедить и т.д. В ходе такого диалога возникает возможность повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом.1.В передовых дошкольных учреждениях в этом отношении эффективными оказались встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, заседания дискуссионных клубов, соб-рания в форме «Давайте знакомится», «Порадуем друг друга», тренинговые занятия и др. В основе этих форм лежит работа с малыми группами, когда вовлекаются 3-6 семей, имеющих сходный опыт воспитания детей и расположенных друг к другу.2. Практикуются и такие формы повышения педагогической культуры родителей, в которых, кроме них, принимают участие дети, педагоги и сотрудники дошкольного учреждения. Это совместные праздники, развлечения, спортивные мероприятия, спектакли, концерты, труд по благоустройству помещения дошкольного учреждения и прилегающих территорий и др. Ценность таких форм повышения педагогической культуры заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, 3. психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинга, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом. 4. Однако не потеряли свое педагогическое значение и традиционные формы повышения педагогической культуры родителей. родительские собрания, семинары-практикумы, дни открытых дверей, консультации, родительские конференции и др. Важно только продумать их содержание таким образом, чтобы оно было созвучно опыту и потребностям родителей, привлекаемых дошкольным учреждением. 5. Далее особое внимание следует уделить форме преподнесения психолого-педагогической и иной специализированной информации (например, правовые основы воспитания, современные подходы к сбалансированному питанию детей). Иногда возникает потребность в предварительной подготовке к мероприятию: предложить прочитать статьи, побеседовать, выявить опыт семейного воспитания по вопросам, вынесенным на коллективное или групповое обсуждение. 6. В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей. Поэтому в библиотеке дошкольного учреждения следует иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных издании надежные в теоретическом отношении источники.

Наши рекомендации