Становление сем.пед. в совец период.
Становление сем.пед. в совец период.
Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная (патриархальная) семья, разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (ноябрь 1917 г.), которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения. На I съезде по дошкольному воспитанию, который состоялся в апреле 1919 г., обсуждались задачи социального дошкольного воспитания в связи с новыми формами общественной жизни. Острую дискуссию вызвал вопрос об основном типе дошкольного учреждения. Официальная линия шла по пути создания детских садов с длительным сроком пребывания детей. Объяснялось это необходимостью раскрепощения женщины-работницы, что отвечало требованиям программы Коммунистической партии. Некоторые из делегатов съезда, считавшие семейное воспитание основой в формировании личности, отстаивали свой взгляд на назначение детского сада: это учреждение дополняющее домашнее воспитание, но не заменяющее его. Поэтому они предлагали сократить рабочий день матери, чтобыона имела возможность заниматься домашним воспитанием собственных детей. Спор решили в пользу официальной линии сами женщины-работницы, присутствовали на съезде. В резолюции съезда был внесен пункт, согласно которому ребенок находится в детском саду все время «рабочего дня матери». Н.К.Крупская критиковала представленные на обсуждение общественности утопические проекты, в которых предлагалось сосредоточить детские воспитательные учреждения в особых городках, в отрыве и изоляции от семьи. В семье, по мнению Надежды Константиновны, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала, что в семье закладываются основы нравственности. Вторая половина нынешнего столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котрыло, Е.И.Наседкина Р.К.Сережникова и др.), линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С.Бабунова, В. И. Безлюдная, А.И.Захаров).
Типы семей
1 подход – в основании лежат формальные показатели -в зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные -по возрастной структуре: однопоколенные, двупоколен, межпоколен
-по наличию родителей: полная, неполная (и внебрачные)
Куликова :- полные : нуклеарная(2 поколения), трехпоколенные, патриархальные(больше 10 чел много детей, их зависимость от родителей)
-малые: неполные(развод, смерть супруга), материнская(внебрачная семья), «пустые гнезда» -в зависимости от регистрации брака: в фактическом браке, в гражд браке, в повторном браке, внебрачная семья(мужчина приходящий, уходящий)
-в зависимости от степени родства: с родными детьми, опекунские, с приемными детьми, с усыновленными детьми, смешанные(в повторном браке, разные)
-в зависимости от продолжительности семейной жизни: 0-4молодые семьи совсем, 4-9молодые, 10-19средние, 20 и больше –пожилые
Молодая семья –супружеская пара с детьми или без. Возраст 30лет, первый брак
Неполные семьи -от способов организации: осиротевшие, внебрачные, разведенная, распавшаяся
-от пола родителя: материнская, отцовская
-по количеству членов семьи: простая, расширенная 2 подход – в основе лежат качествен характеристики(характер взаимоотношений в семье)
1.-семьи : полные гармоничные, полные диструктивные, полные псевдосолидарные, полные формальные 2. по модели распределению обязанностей: по автономному образцу, ведущая роль принадлежит мужу, ведущая роль принадлежит женщине, синкретическая семья(роли распределены равномерно)
3.по типу главенства в семье: эголитарные(двуглавые), авторитарные
4.по типу потребительского поведения: семьи с физиологическим типом потребления, семьи с интеллект типом потребл, семьи с промежуточным типом потребления 5.по характеру проведения досуга: закрытые , открытые
6.по соц мобильности: реактиынве, средней активности , активные 7. по степени кооперации совместной деятельности: традиц, коллектив, индивид
8.по способу психологического здоровья: здоровые, невротические, неадекватные -виктомогенные(трудные жизненные ситуации) 9. семьи благополучные и неблагополучные 1подход буянов (тайны детской души) Неблагополучные семьи – в кот нарушены взаимоотношения в диаде ребенок-родитель. Неблагополуч семьи не синоним ассоциал семьи(не материал, не бытовые показатели не явл основанием для отнесения семьи к неблагополуч)
2подход ковалев семьи в котор нарушены взаимоотнош между супругами.
Неблагополуч семьи: конфликтные, кризисные (резкие противостояния кот затрагивают все важные сферы семьи), проблемные (возникают в трудн жизнен ситуации-отсутст жилья, средств, )болезнь
3 )семьи с открытой формой неблагополучия и семьи с закрытой формой неблагопол (целуйко)
Авторитет родителей
Демократизация общественной жизни повлекла за собой критику авторитарной концепции воспитания, предусматривающую подчинение детей воле педагога, родителей. В связи с этим понятие «авторитет», как однокоренное со словом «авторитарность», стало очень редко употреб-ляться. А зря, потому что смысл авторитета не противоречит современным тенденциям гуманизации воспитания.Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка, определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.А.С. Макаренко писал, что для ребенка первых лет жизни «...самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом».
Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах он - воплощение силы, могущества, умелости. Это создает у некоторых родителей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддержания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в первую очередь в семьях, где воспитание строится на опеке, диктате. Между тем ребенок-дошкольник уже способен отличить авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), от авторитета, выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребенку, забота о нем - первый «кирпичик» родительского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребенка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества. Ответственные родители думают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае не разрушать недостойным поведением.
В семье важно поддерживать авторитет друг друга, помня при этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отношению к отцу.
Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при решении таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец.Исследования также показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.
Виды авторитета1 формальный(основан на соц ролиродителей )2функциональный (основывается на эрудиции, компетентности родителей)3личный (основан на признании личности родителя)
Условия разв личного авторитета: 1частота и качество общения, контакта 2информированность в делах ребенка3 степень понимания личных проблем ребенка
21 Специфика воспитательной функции отца и матери
ОТЕЦ:Чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства.
Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.
Первостепенная задача отца: Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т. д. Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку. В воспитании детей очень важен живой пример отца. Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т. д. - это, прежде всего обязанность отца. Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.
МАТЬ:Келлер проводил интересные опыты с обезьянами и как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.
Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.
Авдеева: F матери – состоит в обеспечении адекватной заботы о потомстве. Бондинг – установление первичной эмоциональной связи м/д родителями и ребенкомПостоянное общение с матерью создает у ребенка ч-во безопасности. 2-6 мес после рождения – «медовый месяц» взаимодействия с матерью.
Развитие материнской любви: готовность любить – любовь ожидание – предродовая регидность – лимеренция – сформированность родительского чув-ва
Развитие отцовской любви: готовность любить – любовь ожидание – послеродовая регидность – заинтересованное наблюдение – заинтересованное сотрудничество
22 досуг Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», буквально означало - время, когда можно что-то достичь.
Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.
(Бочарова и Тихонова) Этнопедагогические основы досуга: Семейные и календарные обряды, система организации родов, приемы родовспоможения, Принятие ребенка отцом – прижимание его к груди (сердцу).
Праздники: а) календарные б) государственные (день Победы, Рождество) в) народные (Пасха, Троица, Масленница) г) семейные (день рождения – ангела, день свадьбы)
Подготовка к празднику: этапы познавательный; подготовительный; этап активного участия; этап проживания праздника
Музеи: художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно-исторические, комплексные, мемориальные, природы.
Экскурсии (Кудрина, Рева) обзорные, тематические, сквозные, целенаправленные, научно-про
Пренатальная педагогика
В конце 70х, начале 80х гг ХХ века, сначала в Европе, а потом в Америке появились идеи о начале воспитания и развития ребёнка ещё в дородовый период, появилась специальная отрасль психологии – педагогика дородового воспитания, пренатальная педагогика
Педагогика (с греч. παιδες – дети, άγω – веду) – это наука об обучении и воспитании подростающих поколений. Слово «пренатальний» заимствовано из французского языка и означает «пре» – до, «наталь» – рождение. Пренатальная педагогика – молодая наука, истоки которой уходят в мудрое наследие наших прародителей. Они были убеждены в том, что не рано говорить о воспитании малыша до его рождения.
Принято считать, что пренатальный (дородовой) период – это время до рождения ребёнка. В науке в этом периоде выделяет два составляющих её периода:
Пренатальный период – от принятия решения родителями зачать малыша до 28 недели беременности.
Перинатальный период – с 28 недели беременности до первых недель жизни малыша.
Средства воспитания, или методы пренатальной педагогики: физический контакт методика развития тактильных ощущений ребёнка, налаживания контакта с ним задолго до родов датчанин Франц Бельдман назвал гаптономией (массаж животика, поглаживание брюшной стенки матерью и отцом, нежные прикосновения); использование музыки различных направлений и стилей (младенцы прекрасно относятся к классической, медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные, полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты, колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки, музыкальные шкатулки); занятия творчеством будущей мамочки; разговор с ребенком (устанавливают контакт между родителями и ребенком, и он сохранится на долгие годы); питание матери (Грамотно организовав свое питание, разнообразив рацион, получая с пищей достаточное количество питательных веществ, витаминов и микроэлементов, мать закладывает в ребенка основы гениальности);
благоприятный эмоциональный фон беременной (эмоции беременной мамы, как чувство уверенности в себе, независимости, радость улучшают развитие младенца, а чувства вины, тревоги, страха, подавленности – угнетают)
25 Семейное воспитание детей младенческого возраста Задачи родителя: (Григорьева, Кочетова , Сергеева«Кроха»)
- обеспечить полноценное здоровье и своевременное физическое развитие ребенка:
- Обеспечить своевременное нервно-психическое развитие (восприятие, положительные эмоции, двжения)
- Создавать условия для возникновения первых социальны и личностных проявлений ребенка
- Вызывать удовольствие от успехов совместной деятельности
- Поддерживать инициативу в действиях с предметами ив движениях
Необходимо: формировать правильный режим сна и бодрствования; воспитывать положительные эмоции к приему пищи
1-3 мес: устанавливать контакт с помощью экспрессивной эмоциональной речи; (больше разговаривать с ребенком, улыбаться ему) необходимо развивать у ребенка умение удерживать голову в вертикальном положении, развивать упор ног, развивать музыкальные способности, развитие рук малыша
2-5 мес: необходимо побуждать р-ка к захватыванию игрушки, учить приспосабливать движения руки к величине схватываемого предмета
Нужно помочь р-ку развивать у него зрительно-двигательную координацию
Малышу важна совместная деятельность со взрослым. Как только ребенок научится брать игрушки, их больше не нужно подвешивать к кроватке, а положить их сбоку от него.
5-6 мес: учить садиться и ползать. Уделять большое внимание музыкальному воспитанию: побуждать к слушанию вокальной-инструментальной музыки, стараться вызвать импульсивный эмоциональный отклик на задорную музыку, приобщать к элементарным движениям под музыку, вовлекать в игровые дейстивя под муз
9-12 мес: обогащать цветовые впечатления; создавать условия для развития голосовых и речевых реакций, расширять ориентировки в пространстве, организация особого речевого общения
Главные приобретения к году: 1в основном отрегулиров главные функции организма, и малыш приспособла к окруж среде. 2ребенок все лучше понимает вас и начинает произносить первые слова 3 малыш начал ходить4 у вас устанав с ним бл контакт, стремл к общению,5 стал более умелым6начинает размыш, станов болеевнимат, дольше сосредот на предмете
становление сем.пед. в совец период.
Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная (патриархальная) семья, разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (ноябрь 1917 г.), которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения. На I съезде по дошкольному воспитанию, который состоялся в апреле 1919 г., обсуждались задачи социального дошкольного воспитания в связи с новыми формами общественной жизни. Острую дискуссию вызвал вопрос об основном типе дошкольного учреждения. Официальная линия шла по пути создания детских садов с длительным сроком пребывания детей. Объяснялось это необходимостью раскрепощения женщины-работницы, что отвечало требованиям программы Коммунистической партии. Некоторые из делегатов съезда, считавшие семейное воспитание основой в формировании личности, отстаивали свой взгляд на назначение детского сада: это учреждение дополняющее домашнее воспитание, но не заменяющее его. Поэтому они предлагали сократить рабочий день матери, чтобыона имела возможность заниматься домашним воспитанием собственных детей. Спор решили в пользу официальной линии сами женщины-работницы, присутствовали на съезде. В резолюции съезда был внесен пункт, согласно которому ребенок находится в детском саду все время «рабочего дня матери». Н.К.Крупская критиковала представленные на обсуждение общественности утопические проекты, в которых предлагалось сосредоточить детские воспитательные учреждения в особых городках, в отрыве и изоляции от семьи. В семье, по мнению Надежды Константиновны, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала, что в семье закладываются основы нравственности. Вторая половина нынешнего столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котрыло, Е.И.Наседкина Р.К.Сережникова и др.), линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С.Бабунова, В. И. Безлюдная, А.И.Захаров).