Треб-я к учебникам спец школ

Учебники спец школ

предназначены для обуч аномальных детей. Особ-ти У. спец. школ определяются задачами, сод-ем и методами обуч в этих школах. К У- для спец. школ предъявл-ся ряд общ и спец. треб-й. Они должны знакомить уч-ся с достижениями науки, быть идейно воспитывающими. Сод-е У. отвечает уч. программам, обеспеч связь теории с практикой и знаний с жизнью.

Материал У. излагается доступным уч-ся языком. Это имеет особое значение для глухих и слабослыш детей, а также для умственно отсталых уч-ся, т. к. уровень развит их речи, в особ-ти на ранних этапах обуч, недостаточно высок. У. для спец. школ широко иллюстрируются рисунками, картами, схемами и т. п. Необх, чтобы в У. были включены различ задания и упражнения для закреп получаемых знаний, умений и навыков, примен полученных знаний и навыков в различных услх, восп самостоят уч-ся (ответы на вопросы, выполнение упражнений, графические, лабораторные работы и т. п.).

В отличие от др спец. школ в школах для слепых и слабовидящих детей исп-ся У. массовой школы, кот-е оформляются с учетом особенностей восприят детей с недостатками зрения. У. для слепых приспособлены к чтению поср-вом осязания. Они печатаются рельефно-точечным шрифтом Брайля. В дополнение к У. создаются наборы рельефных рисунков, чертежей, географических карт.

Для слабовидящих детей У. печатаются крупным шрифтом. Иллюстрации в них должны быть очень четкими, интенсивно раскрашенными, с усиленным контуром.

В старших классах (VIII—XII) школ для глухих и слабослыш исп-ся У. массовой школы. В учебниках, исп-х в спец школах, должны присутствовать:
пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соотв с характером наруш развит;
ср-ва актуализации знаний и личного опыта;
ср-ва активизации познават деят-ти и мотивации учения;
ср-ва, направленные на развит речи и мышления реб в соотв с особенностями недостатков развит;
ср-ва для корр и активизации сенсомоторного развит; задания, упражнения для развит навыков предметно-практич деят-ти;
упражнения, направленные на формир и развит компенсаторных механизмов ср-вами данного учеб предмета у уч-ся с теми или иными откл-ми в разв.
Должны быть также учтены:
особ-ти восприят, внимания, речи, мышления, памяти данной категории детей с откл-ми в разв;
возможность дифференцированного и инд-го подхода к обуч с применением учебника;
треб-я к оформлению реч мат-ла учебника в соотв с речи и интеллектуальными особенностями обуч-ся.

Типы уроков в спец школе(68в)

1. Урок изучения нов мат-ла.

2. Урок закреп знаний.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

4. Урок проверки и оценки знаний.

5. Комбинированный урок.

6. Урок-игра.

7. Урок-экскурсия.

8.Урок-диалог.

Урок в спец школе и

  • Изуч нов мат-ла.
  • Формир и закрепление знаний.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Проверка и оценка знаний.
  • Комбинированный урок.

Определившись с темой и типом урока, учитель формулирует цель (одну - две) и задачи (обр-е, корр-развивающие, воспитывающие). Сформулированных к уроку задач должно быть столько, сколько действительно реально вып-ть в течение урока. Как правило, готовясь к уроку, учитель формулирует три блока задач: обр-е, корр-развивающие и воспитывающие. Последнее время стало актуально писать задачи для учителя и задачи, кот-е должны вып-ть на уроке дети. Записывать задачи для учителя или для учителя и уч-ся - это на усмотрение педагога. Главное, чтобы педагог четко понимал, какие задачи он ставит перед собой, а какие перед детьми. задачи (обр-е, корр-развивающие, воспитывающие). Сформулированных к уроку задач должно быть столько, сколько действительно реально вып-ть в течение урока. Как правило, учителя используют классическую классификацию методов по источнику знаний.

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
  • Наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.
  • Практич методы: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно -практическая работа, игра, упражнение, программированное обуч, проблемное обуч.

Существует классификация методов по характеру познават деят-ти:

  • Объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти).
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение инф).
  • Метод проблемного изложения (учитель ставит пробл и показывает путь ее решения).
  • Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению пробл).
  • Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

В данной классификации в методы изначально заложено > возм-й. Ведь наиболее продуктивным и интересным всегда было и будет создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

Выстраивая урок, учитель четко структурирует его, деля на этапы.

Этапы урока м.б. следующими:

1.Организация начала урока.

2.Проверка домашнего задания.

3.Подготовка к усвоению новых знаний.

4.Изуч нов мат-ла.

5.Первичная проверка знаний.

6.Закрепление знаний.

7.Обобщение и систематизация знаний.

8.Контроль и проверка знаний.

9.Подведение итогов урока.

Наши рекомендации