Система обр-я лиц с наруш слухом
Школа для слабослыш и позднооглохш детей обеспеч своим восп-кам общеобразоват-ю подготовку на цензовом уровне, отвеч-м нормативным треб-ям Гос обр-го стандарта. Соотв цензовому уровню достигается при соблюд особой содержат-й и методич-й направленности учеб проц, в основе кот-го заложен корр-разв-й п-п обуч. Пед проц отлич иным сод-ем, напр-м на восполнение пробелов развит, сказыв-ся на усвоении основ наук, он специфичен по используемым ср-вам и методам, ориентир-ся на наличие реб возм компенсации.
В качестве решающего ср-ва преодол отклон-ся хода развит слабослыш выступает спец система обуч языку, кот-я предст собой особ систему занятий по накоплению словаря, уточнению звукового состава речи, усвоению грамм-й сист языка, овладению разными видами и формами реч-й деят-ти. Пед проц в школе слабослыш строится таким образом, чтобы, с одной стор, расшир возм уч-ся самостоятельного обогащения их речи вне спец обуч, с др — скорригировать самостоятельно приобретенный реч-й материал (уточнение звукового состава слов, их лексич и грамм-х значений, лексики в самост-х высказ-х).
Письмо и чтение для слабослыш явл-ся самым полноценным ср-вом овлад языком. Специфична роль письм-й речи и как ср-ва развит познават-й деят-ти уч-ся.
Значительна роль нагляд ср-в (сюжет-х картин, макетов, муляжей, видеоматериалов) в связи с тем, что они должны иллюстрировать учеб материал, наглядно раскрывать его сод-е. Особое знач-е имеют наглядно-действенные ср-ва и приемы, помогающие формир-ю представлений и понятий сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений, К ним отн-ся преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима. В школе для глух детей спец изуч языка происходит в рамках коммуникационной сист на основе структурно-семантического п-па, разраб-го Л. П. Носковой прим-о к глух детям дошк и шк возраста. Этот п-п предпол в качестве исходного исп-е предложения как мат-ла для сист-го изучения языка, как единицы реч высказ. Наблюдая различ типы предложений, строя комм-но значимые нов предложения, глух дети постепенно подходят к языковым обобщениям, усваивают необх сведения о языке. Заучивание готовых правил, моделей высказ, склонений и спряжений при этом не предусм. Впоследствии вним уделяется реч единицам др уровней, кот-е уже выд на основе практич усвоения языка.
Помимо пост соверш-ся ср-в слухопротезирования и звукоусил апп колл-го пользования проц спец обр-я неслыш-х оснащается разнообр тех ср-вами, обесп-ми передачу инф на зрит основе. Это разнообр ср-ва статич и динамич проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобр-е или зв сигналы.
Все > место в проц коммуникации неслыш занимают сегодня телекоммуникационные ср-ва. Все > телепередач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глух широко польз-ся видеотелефоном, пейджинговой связью; повседневным ср-вом связи глух стал телефакс.
Особое место в жизни неслыш занимает компьютер, выступая как ср-во обуч, развит слуха, речи, навыков чтения с губ.
Для неслыш компьютер в учеб проц явл-ся не только и не столько ср-вом оптимизации учеб проц, как это имеет место в общеобр массовой школе, сколько ср-вом преодоления или < вторич откл-й в разв, ср-вом компенсации утрач-й или наруш слуховой ф-и. Выпускники школ для детей с нарушм слуха приобретают спец-ти, обучаясь на уч-производств-х предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непоср-но на предприятиях. Предлагаемые сегодня неслышащим профили проф-ой подготовки отстают от треб-й совр производства и не учит возм-й и стремлений лиц с нар слуха. Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-тех. Реже они получают професс-ю художественную, культурно-просветит подготовку, професс-ю подгот в обл физич культуры и спорта, а также экон, пед и мед.
Структура и предметные области совр спец пед
Современная специальная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. В начале XX в. эти предметные области только складывались, сегодня они представляют собой относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания. К их числу относятся следующие:
тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие); сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие); тифлосурдопедагогика (слепоглухие); логопедия (лица с нарушениями речевого развития); олигофренопедагогика (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями);
отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.
Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, т.е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию п практику воспитания, специальные методики. Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. В то же время проблемы специального образования молодежи с ограниченными возможностями, образование взрослых с ограниченной трудоспособностью, ранняя помощь еще нуждаются в научном исследовании.
Объединяющим теоретико-методологическим началом всех тгих предметных областей является собственно специальная педагогика. Она оформляется как теоретическая предметная область на протяжении XX в.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. Их данные творчески используются специальной педагогикой в исследованиях и практической деятельности, в разработках специальных образовательных технологий, специальных технических средств обучения.
К числу таких смежных сфер относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки, основы которых входят в содержание соответствующих учебных предметов.
Все более тонкая дифференциация научного и практического знания в сфере специальной педагогики ведет к тому, что постепенно возникают и развиваются новые области педагогического знания, предметом которых будут проблемы образования и развития тех категорий лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые сегодня либо находятся вне образовательного пространства, либо научное и практическое знание о которых сегодня невелико и недостаточно для выделения в самостоятельное направление в системе специальной педагогики. Реально также развитие междисциплинарной интеграции внутри специальной педагогики благодаря усилению педагогического внимания к детям с комбинированными отклонениями в развитии.