Развит и социализация ч-ка с ов с точки зрения социологии.

Концеп Соц реаб чел с огр возм, распространенная до Середины ХХ в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце ХIХ — начале ХХ в. под влиянием философии Ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В ее основе лежала идея о соцй полезности Ч. Согласно ей школа обязана воспитать активного и соц полезного члена общества. эта концепция была значительно дискредитирована в странах Западной Европы и США, где в 20-е гг. ХХ столетия эта концепция была «усилена» идеями расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма. Уже после Первой мировой войны за рубежом становятся популярными взгляды о бесполезности поддержки лиц с ОВ. Одновременно с разжиганием соц вражды шло планомерное уничтожение людей «соц бесполезных»: глубоко УО, тяж инвалидов, стариков — инвалидов труда, лиц, страд-х туберкулезом, эпилепсией и др. В советской спец пед (дефектологии) концепция соц реаб лиц с ОВ как восп-е полезных членов общества соед с концептуальными основаниями советской пед о воспит соц-о полезных и активных строителей социализма и коммунизма. Реб с откл в развит и его родители встр с патерналистской позицией общества сразу же при включении в сферу обр-я, где существуют закрытые, интернатного типа, обр-е учреждения Патерналистские традиции нарушают норм взаимоотнош такого Ч с его ближ социокультурным окруж: огран-ся его участие в полноценной семейной жизни; незначительная и нерегулярная помощь со стор различных конфессий имеет традиционно призренческий х-р; службы соц помощи, система кот-х только начинает формир-ся в нашей стране, не в состоянии содействовать удовлетворению социокультурных потреб лиц с ОВ. Таким образом, общ-но полезн труд и соц полезность Ч— далеко не главные и единств цели совр концепции соц реаб. Главное — это ликвидация соц-о- экон и нравственно-этич притеснения, маргинализации Ч с ОВ со стор здорового б-ва общества, его соц инст, его общ-го сознания. Совр концепция соц реаб Ч с ОВ предпол, что «должен меняться не только Ч с ОВ, но и общество, кот-е должно помочь людям бороться с недугами, а не со специалистами, и предост для всех людей равн возм-ти полноценного участия во всех сферах жизни и видах соц активности. При этом люди с ОВ д.б. интегрированы в общество на их собств усл-х, а не приспособлены к правилам мира здор людей Совр проц социокульт вкл-я и адаптирования лиц с ОВ принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное сод-е жизнедеят-ти различ категорий лиц с ОВ и опред систему пед-х и социокульт-х мер, напр-х на преодоление существ-х проблем соц и культурной интеграции лиц с ОВ. Спец пед, определяя конечные и ближайшие цели и задачи спец обр-я, его сод-е, организацию, методы и приемы корр- пед помощи, также учит-т социокультурно значимую идею независ образа жизни. Она изуч качественное своеобразие проблем социокульт-го вкл-я применительно к каждой категории детей с ОВ и на этой основе формир базовые навыки всех сост-х образа жизни с учетом специфики затруднений каждой категории обуч-ся. Спец пед формирует необх базовые навыки в сфере жизнеобеспеч и самообслуж, социализации, коммуникации и рекреации.

Развитие спец пед и ее предметных отраслей см перспективы развит предм отрасл спец пед

работа с родителями в услх спец(корр ) школы(66в)

Работа с родителями восп-ков явл-ся важ напр-ем деят-ти пед коллектива спец (корр) школы. По мнению С.Д. Забрамной: “Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь корр напр-ть; необх единство и в использовании мер восп воздействия”.Наиболее общими линиями, по которым должно идти восп-е умственно отсталого реб в семье, явл-ся:

  • определение оптимальных отношений к реб родителей и др членов семьи;
  • регулирование проца формир взаимоотношений с членами семьи и дри членами;
  • спец организация жизни, повед, познават и труд деят-ти реб;
  • организация систематического обуч детей, направленного на коррекцию обнаруженных недостатков;
  • содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных перед ними.

В методике восп-льной работы выд 4 формы совместной деят-ти семьи и школы:

82. Индивидуальная форма работы.

83. Классные родительские собрания.

84. Общешкольные собрания.

85. Работа с родительским активом.

Индивидуальные формы.

1. Посещение семьи на дому.

При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

· проявлять выс такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;

· исключать жалобы на ученика, говорить о проблх, подсказывать пути их решения;

· беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;

· не предъявлять претензий к родителям;

· всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой восп-ка;

· советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих треб-й и возм семьи;

· договариваться о конкретных совместных делах;

· не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

2. Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия реб в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.

Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение реб или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отнош к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Консультации проводятся по мере необхсти, часто по инициативе родителей. В проце бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необх для профессиональной работы сведения (особ-ти здор реб; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особ-ти характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, кот-е не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Групповые формы.

1. Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой корр-восп-льной работы во вспомогательной школе, сообщить знания из различных разделов дефектологии, дать практич советы и рекомендации по воспитанию умственно отсталого реб в семье и т.д. 2. Тематические консультации.

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, кот-е могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной пробл. Это соц педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.

Коллективные формы.

1. Классные родительские собрания.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть. При организации собрания учитывается следующее:

О проведении собрания родителей следует извещать заранее, указывая точную дату и время проведения. Желательно, чтобы они подтвердили, что им известно о встрече в школе подписью в дневнике реб.

Подготовка родительского собрания должна проводиться очень тщательно. Собрание не должно длиться более 2-х часов, т.к. большинство родителей приходят после работы. Коротким собрание тоже не должно быть, т.к. может вызвать разочарование, не удовлетворив интерес родителей к проблм восп. Педагог должен рассм собрание, как открытый урок, как встречу единомышленников.

Главное в отнош педагога с родителями – это доброжелательность. Нельзя обвинять родителей в чем-либо, т.к. после подобного отнош к себе родители не придут на собрание.

2. Общешкольные родительские собрания.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. В конце учеб года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.

3. Родительские дни.

“День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, кот-я отражает рез-ты работы кружков, труд шк-в в мастерских. В заключении участники художественной самодеят-ти организовывают для родителей творческий отчет.

Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возм детей.

4.Концерты.

Весь учеб год разбит на месячники, кот-е имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешк уровня.

5. Творческие отчеты.

Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеят-ти. Чаще всего исп-ся не как самост форма, а вклся в общешкольные праздники, концерты и другие формы восп-льной работы.

6. Выставки работ.

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая др формам, а не самост.

Наши рекомендации