Перспективы развит предметных отраслей спец пед
Совр спец пед состоит из предметных обл, кот-е исторически сформ-сь в связи с традиционно сущ-щей системой спец обр-х учреждений дня детей с особ обр потреб. В начале ХХ в. эти предметные обл только складывались, сегодня они представляют собой относительно самост, развитые и тонко дифференцированные сферы науч и практич пед знания. К их числу относятся следующие:
тифлопед (незрячие и слабовид-е);
сурдопед (глух, слабослыш и позднооглохш); тифлосурдопед (слепоглух);
Лого (лица с нарушми реч развит);
олигофренопед (лица с нарушми интеллекта и с образовательными затруднениями);
отрасль спец пед применительно к лицам с нарушми опорно-двигательного аппа;
отрасль спец пед применительно к лицам с нарушми эмоц-волевой сферы.
В стадии становл нах обл спец пед, спец-ся на помощи хрон больным и лицам с тяж и множественными нарушми.
Каждая из указанных выше предметных обл структурно организована так же, как и общ пед, т. е. пед данной предметной обл (например, сурдопед, олигофренопед и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию и практику восп, спец методики. Каждая предметная обл дифференцирована также по возр периодам; разработанными считаются дошк и
шк периоды. В то же время пробл спец обр-я молодежи с ОВ, обр-е взрослых с огранич трудоспособностью, ранняя помощь еще нуждаются в науч иссл.
Объединяющим теоретико-методологич началом всех этих предметных обл явл-ся спец пед. Она оформ-ся как теоретич предметная обл на протяжении ХХ в.
Спец пед и ее предметные обл тесно связаны со смежными научными областями. Их данные творчески исп-ся спец пед в исследованиях и практич деят-ти, в разработках спец обр-х технологий, спец техх ср-в обуч. К числу таких смежных сфер относятся: философия, ист, пед, пс, клиническая, соц и спец пс, физиология, медицина, социол, лингвистика, психолингв, соц пед, физика, информатика, гуманитарные и естеств науки, основы кот-х входят в сод-е соотв уч предметов.
Все более тонкая дифф-я науч и практич знания в сфере спец пед ведет к тому, что постепенно возникают и развиваются нов обл пед знания, предметом кот-х будут пробл обр-я и развит тех категорий лиц с ОВ жизнедеят-ти, кот-е сегодня либо нах вне обр-го пространства, либо науч и практич знание о кот-х сегодня невелико и недостаточно для выделения в самост напр-е в сист спец пед. Реально также развит междисциплинарной интеграции внутри спец пед благодаря усилению пед внимания к детям с комбинированными откл-ми в разв.
Принцип вариативности
- предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами . Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении | Связан с необходимостью всестороннего изучения учащихся и учета их индивидуальных особенностей (индивидуальный подход), а также с выявлением типических особенностей, присущих определенной группе школьников (дифференцированный подход); предполагает разработку программы работы со всем классом и развития каждого ученика в отдельности, отражающей ближайшие и перспективные задачи, систему мер по включению ребенка во фронтальную работу класса и индивидуального коррекционного воздействия |
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
Индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого ребенка путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств. Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.
Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Так, в одном и том же классе или группе могут обучаться умственно отсталые дети с различными особенностями проявления этого нарушения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии. Они будут отличаться между собой по учебно-познавательным возможностям, степени познавательной активности, по специфике особых образовательных потребностей в целом. В связи с этим педагог организует коррекционно-образовательный процесс дифференцированно, исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивации учения. Деление обучающихся на микрогруппы условно и непостоянно: по мере продвижения вперед дети могут переходить в микрогруппу более высокого уровня.
Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.
педагогич классиф в спец пед
Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития{по Н.М. Назаровой):
✓ причины нарушений;
✓ виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
✓ последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Универсальной классификации в настоящее время нет.
Каждая предметная область специальной педагогики имеет свои, частные классификации.
2. Классификация по локализации нарушения в определенной системе организма:
✓ телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
✓ сенсорные нарушения (слух, зрение);
✓ нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Классификация по причинам возникновения нарушения:
✓ врожденное нарушение развития;
✓ несчастный случай, стихийное бедствие;
✓ производственная травма;
✓ профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
✓ дорожно-транспортное происшествие;
✓ участие в боевых действиях;
✓ экологическое преступление;
✓ болезнь и пр.
3. Классификация по характеру нарушенияпозволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
глухие (неслышащие);
✓ слабослышащие;
✓ позднооглохшие;
✓ незрячие;
✓ слабовидящие;
✓ с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
✓ с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
✓ с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);
✓ с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями);
✓ с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);
✓ со сложными недостатками развития.
п-п инд подхода
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД — психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого. В индивидуальном подходе находит свое выражение гуманное отношение к людям, понимание их как исключительных ценностей. Успешное осуществление индивидуального подхода предполагает: глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач формирования у обучаемого тех или иных качеств (или преодоления недостатков); применение принципов, методов, средств и приемов педагогического воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности; анализ результатов применения педагогических воздействий к тому или иному обучаемому. Важное значение для осуществления индивидуального подхода имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в учебной деятельности. Индивидуальный подход — это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для данного обучаемого применение различных воздействий. Поддерживая стремление обучаемого к самореализации и самоутверждению, педагог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями.
п-п деят-практич подхода
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В деятельностном подходе личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.
Для понимания сущности деятельностного подхода к личности важно отметить, что:
- эта форма активности для отдельно взятого человека не является генетически наследуемой, а появляется у него в результате усвоения социального опыта, жизни среди людей;
- деятельность предметна, она воплощается в ее продуктах, в ней отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством;
- деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта);
- средством освоения деятельности является не бихевиористский рефлекс типа «стимул - реакция», а процессы интериоризации - экстериоризации, т.е. процессы взаимной замены внешних (практических) и внутренних (мыслительных) действий.
Основной акцент в деятельностном подходе уделяется социальной сущности личности. Другими словами, личность рассматривается как совокупность социальных характеристик (свойств, качеств), которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя полезную общественную роль с позиций своего положения в обществе. Социальная среда, в которой живет человек, занимаясь общественно полезной деятельностью, вступая в деловые и межличностные отношения с другими людьми через общение, есть источник становления его личности.
Единство взглядов на личность с позиций деятельностного подхода не исключает разнообразия точек зрения отечественных психологов на отдельные важные моменты этой проблемы. Основные разногласия касаются вопросов соотношения биологического и социального начал личности, самого понятия личности, его соотношения с понятиями «индивид» и «индивидуальность», психологической структуры личности, процессов ее формирования и развития.
п-п развития мышления языка и коммуникации
Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования
Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметным и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, формирования речевого поведения, освоения коммуникативных умений.
Традиционное обучение в массовых образовательных учреждениях адресовано детям с развитой словесной речью. Обычный ребенок приходит в школу уже обладая системой житейских понятий, во взаимодействии с которой постепенно формируются научные понятия, развивается словесно-логическое мышление. На основе словесной речи продолжает развиваться общение, в значительной степени на основе словесной речи регулируется поведение. Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи, и умения общаться.
Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. Это необходимое условие реализации специального образования и успешной социокультурной адаптации человека с ограниченными возможностями.