Программы ранн помощи детям с нарушми в психофизическом разв
Известные в мировой практике программы ранн помощи:
Коннектикутский тест «Обследование развит новорожденных и детей до З лет», Каролинский учеб план для детей от рождения до 5 лет, Гавайский профиль ранн обуч, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранн диагностики развит («Тандем» (Голландия), Программа ранн пед помощи детям с откл в развит «Маккуэри» (Австралия) — хар-т одно из успешно разв-ся направлений деят-ти ученых и педагогов последней четверти нашего столетия.
В России также имеется ряд методич-х разработок отеч-х ученых (Е.М.Матюковой, Е.А. Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В .Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.), предст-х программы ранн диагн и пс-пед помощи детям с откл в развит и являющихся основой для практич примен в пс-мед-соц центрах, пс-мед-пед консультациях (ПМПК). в нашей стране система ранн диаг и корр находится на этапе формир, за рубежом имеется богатый научно-практич опыт примен различ программ «ранн вмешат», кот-й позволяет сделать вывод об их выс эффективности. Об этом свидетельствует прогресс в изменении уровня независимой жизни людей с различ физич и пс ограничениями. Благодаря применению программ ранн помощи люди с интелл-ми и физич наруш живут теперь в западных странах полноценнее, чем 20—ЗО лет назад. Сравнит иссл-я зарубежных ученых показали, что систематич ранняя пед помощь реб в усл семьи с вовлечением родителей в проц корр-ой и пед работы позволяет вывести на нов качеств уровень проц развит реб, опред прогресс интеграции в общество Ча с ОВ его как равноправного члена. Одним из следствий такого прогресса явл-ся то, что подавляющее б-во детей с инвалидностью в зап странах восп-ся в усл семьи, а не в спец учреждениях вне дома. Они могуг так же, как их здоровые сверстники, учиться в школе, активно отдыхать и работать.
В основе ранн помощи лежат мультидисциплинарный подход к организации практич деят-ти и поэтапность формир корр-пед среды в услх семьи. оптимальной ситуацией для полноценного развит реб явл его пребывание в семье при условии, что родители активно вкл-ся в абилитационный проц, организуемый специалистами службы ранн помощи. Ими ведутся не только стимуляция развит реб в ходе спец занятий в усл семьи и отслеживание динамики развит, но и целенапр-е обуч родителей способам специфич взаимод-я с реб в повседневной жизни семьи. В проце регуляр визитов в семью специалисты службы проводят спец занятия с реб и обучают родителей, фиксируют параметры развит реб, помогают создать в усл семьи спец разв-ю среду, а в случае необхсти связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Подобный вид деят-ти явл инновационным для отечественной практики обр-я и предпол иной тип организации корр-пед проца, основанный на привлечении родителей. Становление в нашей стране сист ранн диагностики наруш развит и ранн комплексной помощи происходит через развит сист мед-пс-пед патронажа и осущ-ся на базе действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб.
Действующие сегодня в России учреждения, осущ-е программы по ранн диагностике и ранн помощи детям с откл-ми в разв, крайне немногочисленны, но реальные позитивные рез-ты их работы позволяют прогнозировать переход к широкой соц-пед практике. Делом недалекого будущего предстся и разработка всероссийской программы развит сист ранн диагностики и ранн комплексной помощи детям с откл-ми в разв в усл семьи, а также проектирование и осущ-е новыхпрограмм подготовки и переподготовки кадров, создание единой информационной сист обеспеч деят-ти обр-х учреждений, соц служб, педагогов и родителей, воспитывающих детей с огранич потенциалом развит
П-п гуманизма и пед. Оптимизма.
П-п пед оптимизма
П-п пед оптимизма обусл уровнем совр науч и практич знания о потенциальных возмож-х лиц с особ обр потреб и представлениями о совр пед возможностях абилитац и реаб детей и взрослых с нарушми в разв. Этот п-п осн-ся на совр гуманистич мировоззрении, признающем право каждого Ч независимо от его особ-й и ОВ жизнедеят-ти быть вкл в обр-й проц. Спец пед исходит из того, что учиться могут все дети. При этом под способностью к обуч понимается освоение знаний по общеобразоват предметам, способность к освоению любых, доступных реб, соц и личностно значимых навыков жизн-й компетенции, обесп-х его адаптацию в окр среде и способствующих самостоят и независ-й жизнедеят-ти. Лица с особ обр потреб, как правило, учатся медленнее, но они могут учиться и достигать выс рез-в.
П-п пед оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развит» реб, свидетельствующую о ведущей роли обуч в его разв и позволяющую прогнозировать начало, ход и рез-ты инд-й корр-развив программы. Спец педагог строит корр-пед работу с реб, опираясь на имеющийся актуальный уровень развит и зная и учитывая потенц возм-ти реб, имея установку на + рез-т обуч.
П-п пед оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно кот-й развит Ч с ОВ застывает как бы на достигнутом уровне, выше кот-го он не в состоянии подняться. Согласно этой теории не все категории детей с откл-ми в разв способны к обуч. Следствие – сущ-е в нашей стране и сегодня категории так назыв-х «необуч-х детей»
Совр спец пед утвержд, что необучаемых детей нет. Пед искусство и совр корр-обр-е технологии, любовь к реб, терпение и настойчивость могут творить чудеса. Об этом свидет-ет совр + опыт обуч так назыв-х «необучаемых» детей с тяж и множественными нарушми в разв.
П-п пед оптимизма предпол иной взгляд на Ч с особ обр потреб. Это неущербный, соц малоценный индивид. Это благополучно разв-ся и соц полноценн личность, если этого хочет общество, если оно может обеспеч для этого необх-е усл.
П-п пед гуманизма (лат humanus - человечный) - моральный п-п, на кот-м осн-ся гуманизация уч-восп проца, центром кот-го явл-ся ребенок. П-п пед гуманизма доп-ет сформированая А Макаренко идея о том, что необх ставить как можно выше треб-я к Ч, одновременно проявляя как можно > уважения к нему. Мор треб-ть педагога к ученику явл-ся не самоцелью, а ср-вом дух становл личности, формир ее мор позиции, ориентации на + моральную деят-ть Умение учителя найти соотв-е формы морального х треб-й обеспеч восприятие и осознание их реб Важную роль в этом играет моральное предсказания Если восп-ль наблюд неспособность ученика воспринять моральное треб-е, чем препятствую во возраст, врожд пороки, мор запущ-ть т.д., такое треб-е теряет смысл из-за преждеврем-ти и неуместности. П-п пед гуманизма предпол уважение к позиции восп-ка даже тогда, когда он отказыв-ся вып-ть поставленные треб-я В такой ситуации педагог должен руководствоваться тем, что каждая личность во автономная и явл-ся не только носителем, но и гарантом нравственности Этот подход противоречит авторитарной пед, кот-я нивелирует партнерство, содружество, стремление к активности, взаимопоним Ученики учатся п рацюваты соотв с треб-ми, кот-е поступают извне (гетерономии) Важ эл-м п-па пед гуманизма явл-ся развит у учителей и уч-ся + установки на личность друг друга Термин \"установка\", предложенный грузинским педагогом и философом Д Дмитрием Узнадзе (1887-1950) П-п пед гуманизма треб признания права личности на полный отказ от формир тех качеств, кот-е по к-л причинам противоречат ее убеждениям (гуманность, религиозность и т.д.) отдельно сод-е понятия \"убеждения\", С Гончаренко отмеч, что оно явл-ся \"основной мор установкой, кот-я опред цель и напр-е поступков Ча, твердой уверенностью в чем-то, основанной на пе ней идеи, на мировоззрении \"По его мнению, убежд методом восп, предпол целенапр-е возд-е на сознание восп-ка с целью формир у него + морально-пс черт, побуждение к общ-но полезной деят-ти или преодоление негативного повед Этот подход хар-ся пошуковисть и вообще правильно опред пробл формир убеждений Личность имеет мор право принять или не принять целенапр-е возд-е на собств сознание Пед гуманизм также отрицает \"светский\" и \"религиозный прозелитизм (попытка обратить др в свою веру; проповедует одномерное мышление)