Осн сферы и сод-е профессиональной деят-ти педагога сист спец обр-я

Профессиональная деят-ть педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деят-ти, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами соц-пед, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно корр и дри видами «не учительской» деят-ти, будучи направленной к одной цели - содействию Чу с ОВ жизнедеят-ти в его соцй адаптации и интеграции ср-вами спец обр-я. Особенно возрастает потребность у обр-х учреждений общ назначения в спец психологах и педаго-гах-дефектологах в услх развит интеграции и дифференцированного подхода к обучающимся в массовом обр-м учреждении. Для педагога-дефектолога (особенно олигофрено-педагога) в силу специфики его профессионального обр-я не составляет труда компетентно организовать проц обуч и восп детей в классах корр-развивающего и компенсирующего обуч, особенно тогда, когда учитель массовой школы сам испытывает затруднения в обучении детей с признаками школьной дезадаптации. Проф. опыт учителя - дефектолога обеспеч ему квалифицированную проф. деят-ть в различных коллективах, соц. грх - уч-ся, восп-ков, их родителей, студентов, коллеги т.д.

Сферы проф. деловой компенсации уч-дефектолога: профилактическая работа, пед. диагностика, консультирование, спец. пед. просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи; образовательная и соц-педагогическая деят-ть, организация и руководство обр-ем и т.д.

ажнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ОВ жизнедеят-ти, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим восп-кам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять инф о своих восп-ках и их семьях, все должно быть конфиденциально.

Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практич готовности к осуществлению своей деят-ти и хар-ет его профессионализм.

Квалификационная характеристика - это свод обобщенных треб-й к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практич опыта.

Пс-педагогическая готовность заключается в:

• Знании методологич основ и категорий пед и пс;

• Знании закономерностей социализации и развит личности;

• Знании целей и технологий восп и обуч;

• Законов возрастного анатомо-физиологического и пс развит детей, подростков, юношества.

Пс-педагогическая готовность явл-ся основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.

Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из кот-х м.б. автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и напр-х на решение задач развит гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности м.б. раскрыта через педагогические умения.

Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практич готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 гр:

1. Умение ставить задачи.

2. Умение построить пед систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и ср-в его организации).

3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами восп.

4. Умение учета и оценки рез-в пс-пед деят-ти:

самоанализ, самоотчет и т.д.

Сод-е теоретической готовности:

Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (пс пробл) и способы их решения.

Прогностические умения - прогнозирование рез-в пс-пед деят-ти.

Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деят-ти; планирование развит восп-льной среды и связей с родителями и общ-ностью...

Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Сод-е практич готовности:

Мобилизационные умения - создание спец ситуаций, интерес к деят-ти.

Информационные умения - сбор инф, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познават самостоят. Ориентационные умения - формир науч мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами соц объектов (грх людей, групп, самих себя). Умения пед общения - коммуникативная культура педагога-психолога.

Наши рекомендации