Дифференцированные и интегрированные формы спец.обр-я
3. Дифференцированное обуч
4. Происходящие в стране политические, соц-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как значимые. Педагогическая наука и практика также переходят от модели унифицированного общ-но-ориентированного обр-я к моделям вариативного и личностно-ориентированного. Разрушается миф об "одинаковости" всех детей. В связи с этим пробл дифференциации обуч находится в центре внимания пед коллективов, с ее решением связываются обновление и дальнейшее развит школы, преодоление устаревших методов обуч и восп, развит индивидуальности детей на началах гуманизации и демократизации.
5. Дифф-я в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различ части, формы, ступени.
6. Дифференцированное обуч - это: 1) форма организации учеб проца, при кот-й учитель работает с группой уч-ся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учеб проца общ качеств (гомогенная гр); 2) часть общей дидактической сист, кот-я обеспеч специализацию учеб проца для различных групп обучаемых.
7. Дифф-я обуч (дифференцированный подход в обучении) — это: 1) создание разнообразных условий обуч для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, пс-пед и организационно-управленческих мероприятий, обесп-х осущ-е проца обуч в гомогенных грх.
8. Дифференцированное обуч осущ-ся в различных организационных формах, с помощью различных уч ср-в и на различных уровнях (частно-методическом, технологическом, общепед, соцм). В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.
9. По характерным индивидуально-пс особенностям детей, составляющим основу формир гомогенных групп, различают дифференциацию:
10. — по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные гр);
11. — по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
12. — по обл интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие гр, направления, отделения, школы);
13. — по уровню умственного развит (уровню достижений);
14. — по личностно-пс типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту, социотипу и др.);
15. — по уровню здор (физкультурные гр, гр ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
16. По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:
17. — региональную по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
18. — внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
19. — в параллели (гр и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обуч и т.д.);
20. — межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные гр);
21. — внутриклассную, или внутрипредметную (гр в составе класса).
22. Внутриклассную дифференциацию называют еще "внутренней", в отличие от всех др видов "внешней" дифференциации.
23. К внутренней дифференциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные гр, для кот-х применяется интегративная модель дифференцированного обуч. Примерами может служить разделение уч-ся при групповых способах обуч, исп-е игровых методик, бригадно-лабораторного метода, метода проектов и т.п.
24. В особ дифференциальную группу м.б. выделена любая гр, обуч в кот-й отлич какими-либо услми или компонентами уч-восп проца. По этим признакам отмечают следующие виды дифференцированных групп:
25. — по целям обуч: гр компенсирующего обуч (выравнивания, корр, пед поддержки), творческие, работы с одаренными, предвузовской подготовки, овладения специальностью и др.;
26. — по содерж обуч: спецклассы (гр, школы) профильные, по направлениям, с углублением, с уклоном, ранн изучения предмета, спец программ, гр профессионализации и специализации, дополнительных обр-х услуг и др.;
27. — по методам и технологиям: гр развивающего обуч, колл-го способа обуч, работающие по авторским методикам Шаталова, Волкова или др авторов; компьютерной технологии, социоигровой, вальдорфской пед, монтес сори — методики, повышенного инд-го внимания, компенсирующего обуч и др.;
28. — по уровню обуч: гр базового обр-го стандарта, продвинутого уровня (гр углубленного изучения предмета, факультативные, гимназические, лицейские), компенсирующего, адаптирующего уровня (выравнивания, корр, пед поддержки), спец и др.;
29. — по темпу (времени) обуч: классы (гр) опережающего, ускоренного и замедленного обуч (трех-, четырех-и пятилетняя начальная школа, экстернат).
30. Главными целями, рез-тами и критериями эффективности дифференциации и индивидуализации обуч явл-ся:
31. 1) повыш эффективности шк обр-я, создание наиболее выгодной и целесообразной для страны сист обр-я молодого поколения, обеспечивающей каждому махе развит своих возм-й, способностей;
32. 2) демократизация уч-восп проца, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов уч-восп проца;
33. 3) создание условий для обуч и восп, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общ развит детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, труд;
34. 4) формир и развит индивидуальности, самостоят и творческого потенциала личности, махе развит одаренных детей, обеспеч обоснованного выбора профессии с учетом способностей и рез-в обр-я;
35. 5) защита детей, нуждающихся в соц-пед помощи, адаптация и включение в полноценный учеб проц детей с аномалиями развит и асоц поведением.
36. Рекомендации. При построении сист дифференцированного обуч следует, прежде всего, выбирать такие его виды, кот-е:
37. — реальны в рамках имеющихся дидактических возм-й (диагностический инструментарий, уч-методическая база);
38. — диктуются насущной необхстью ситуации (рез-тами диагностики, треб-ми родителей, соц заказом);
39. — обещают наибольшую эффективность и рез-тивность обуч;
40. — не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности реб;
41. — обеспечены кадрами соответствующей квалификации (учителя-специалисты, педагоги-реабилитаторы, психологи, корректоры, медики).
42. Интегрированное обуч - это обуч (восп-е) в совместной образовательной среде детей с ОВ здор (дети с задержкой пс развит, с тяж формами наруш речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, поср-вом обеспеч детям с ОВ здор спец условий обуч/восп и соцй адаптации, не снижающих в целом уровень обр-я для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.
43. Интегрированное обуч в обр-х учреждениях явл-ся приоритетным по сравнению с обучм в спец обр-м учреждении. Обуч реб с ОВ здор без интеграции (на домашнем обучении или в спец обр-м учреждении) м.б. предложено лишь при невозм создания спец условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации обр-го проца. Интегрированное обуч в сист общ обр-я может осуществляться во всех обр-х учреждениях образовательной сист, если имеется возможность.
44. Интегрированное обуч организуется поср-вом совместного обуч (восп) лиц с ОВ здор и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (гр) обр-го учреждения общ обр-я.
45. Министерство обр-яч и науки направляет доля исп-яч в работе методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) обр-я детей с ОВ в разв, кот-е подготовлены в рамках реализации пункта 2 постановл Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 г. №81 «Об утверждении Плана мероприятий по соцй и мед-пед корр поддержке детей с ОВ».Вице-министр (Подпись) К.Шамшидинова
Рекомендации но организации интегрированного (инклюзивного) обр-я детей с ОВ в разв
47.1. Настоящие рекомендации предусматривают организацию
интегрированного (инклюзивного) обр-я детей с ограничи
возможностями в разв в обр-х школах, осуществляющих
обуч детей с ОВ независимо от форм
собственности.
48. 2. Основной целью интегрированного (инклюзивного) обр-я
явл-ся реализация права детей с ОВ в разв на получение обр-я в соотв с их познавательными
возможностями и способностями по месту жительства, их соц
адаптация и интеграция в общество, повыш роли семьи в воспитании и
разв своего реб.
49. 3. Прием детей с ОВ в общеобразовательную школу осущ-ся на основании письменного заявления родителей и или иных законных представителей, заключения пс-мед-пед
консультации (далее - ПМПК) с рекомендованной формой обуч.
50. 4. С учетом интересов родителей (иных законных представителей) по согласованию с органами обр-я в общеобр школе при
наличии контингента детей с ОВ в разв могут открываться классы:
51. классы интегрированного обуч, кот-е осуществляют полную интеграцию детей с ОВ в разв в общеобр-й проц. В одном классе интегрированного обуч могут обучаться не более трех уч-ся с ОВ;
52. спец (коррекционные) классы (далее - спецклассы), кот-е осуществляют частичную интеграцию детей с ОВ в разв в общеобр-й проц.
53. 5. Спецклассы дифференцируются в зависимости от вида наруш и имеют следующую наполняемость:
54. для неслыш детей - не более 8 Ч;
55. для слабослыш и позднооглохш детей - не более 10 Ч; для незрячих детей - не более 8 Ч;
56. для слабовидящих и поздноослепших детей - не более 12 Ч; для детей с тяж нарушми речи - не более 12 Ч; для детей с нарушми опорно-двигательного аппа - не более 12 Ч;
57. для детей с нарушми эмоц-волевой сферы (с ранним детским аутизмом) - не более 6 Ч;
58. для детей с, задержкой пс развит, в том числе в классах корр-развивающего обуч-не более 12 Ч;
59. для детей с легкими нарушми интеллекта — не более 12 Ч;
60. для детей с умеренными нарушми интеллекта - не более 10 Ч.
61. 6. Спецклассы м.б. открыты при наличии контингента, имеющего соотв-е заключения ПМПК. В случае недостаточного количества детей для открытия спецкласса, учащимся с ОВ в развиии должны быть созданы усл для обуч их в классе интегрированного обуч.
62. 7. Спецклассы для детей с задержкой пс развит (классы корр-развивающего обуч) открываются преимущественно на уровне начального обр-я в начале первого или второго года обуч и функционируют до завершения основного среднего обр-я (м.б. открыты и на этапе предшкольной подготовки). В исключительных случаях указанные классы открываются на уровне основного среднего обр-я, но не позднее 5-6 классов.
63. 8. При + динамике развит и успешном усвоении учй программы учащиеся спецклассов, преодолевшие отставание в разв и овладевшие необходимыми навыками учй деят-ти, на любом этапе обуч, по решению ПМПК, м.б. переведены в обычные классы с согласия самих уч-ся и их родителей (иных законных представителей).
Усл обуч детей с ОВ в разв
65. 9. В целях корр и компенсации нарушенных или утраченных
функций, обуч и восп уч-ся с ОВ в разв местные исполнительные органы в обл обр-я создают
спец обр-е и материально-техе усл в
общеобр-х школах, обучающих детей с ограничи
возможностями, включая обеспеч совр тех и
вспомогательными ср-вами в соотв с нормативами минимальных
треб-й к материально-техническому и уч-методическому оснащению и обеспечению организаций обр-я для детей с ОВ в разв и оказывают всем учащимся данной категории необходимый уровень поддержки для полноценного усвоения общеобр-х и спец обр-х программ.
66. Создание спец условий для обуч и восп детей с ОВ в разв в общеобр школе базируется на оценке индивидуальных потребностей реб, кот-я осущ-ся в ПМПК.
67. 10. Учащиеся с ОВ в разв в
общеобр школе обеспечиваются корр-пед
поддержкой (сопровождением). Корр-я педагогическая поддержка внутри организации обр-я осущ-ся специальным педагогом (педагогом-дефектологом), псм, соц педагогом). Сопровождение проца обуч детей с ОВ в разв вне организации обр-я осущ-ся специалистами спец коррекционных организаций обр-я, ПМПК, кабинета пс-пед корр, логопедических пунктов, а также специалистами медучреждений на договорной основе.
68. 11. При обучении в общеобр школе свыше 10 детей с ОВ в разв необх предусмотреть ставку педагога-дефектолога (учителя-логопеда), в ф-и кот-го входит:
69. осущ-е связи с региональным ПМПК, спец коррекционными организациями, реабилитационным центром, районным кабинетом пс-пед корр и логопедическими пунктами;
70. участие в разработке и реализации индивидуальных обр-х и корр-развивающих программ;
71. проведение спец (коррекционных) и дополнительных занятий по восполнению пробелов в уч знаниях;
72. координация работы соц педагога, спец психолога, логопеда и учителей, работающих с учащимися, имеющими ОВ в разв;
73. контроль за осущ-ем пс-пед мониторинга, реализацией индивидуальных обр-х и корреционно-развивающих программ.
74. Специалистам, оказывающим пс-пед поддержку, необх:
75. фиксировать учеб достижения каждого учащегося с ОВ в разв в конце учеб года в спец пс-пед картах и представлять администрации школы отчет;
76. оказывать методическую и консультативную помощь учителям в применении спец методов и приемов обуч детей с ОВ;
77. при содействии местных исполнительных органов осуществлять контроль за обеспечм проца обуч детей с ОВ в разв в услх общеобр школы, адаптированными учебными программами, методическими рекомендациями;
78. содействовать вовлечению уч-ся с ОВ в разв во внеуч и внеклассную деят-ть: кружковую, спортивную и другую;
79. проводить регулярные встречи с родителями детей с ОВ в разв, оказывать консультативную помощь в обучении, воспитании и разв детей;
80. участвовать в деят-ти методических объединений и др форм организационно-пед и методической работы в школе;
81. систематически повышать свою професс-ю квалификацию.
Дошк обр-е детей с ОВ
(инструкции)
Система гос спец обр-я вкл в себя дошкольные обр-е учреждения спец назначения:
- ясли-сады;
- детские сады;
- дошкольные детские дома;
- дошкольные гр при яслях-садах, дет садах и дет домах общ назначения, а также при спец школах и школах-интернатах.
Комплектование учреждений происходит по п-пу ведущего откл в разв. Созданы дошкольные учреждения (гр) для детей:
- с нар слуха (глухих, слабослыш);
- с нар зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);
- с нар речи (для детей с заиканием, с общим недоразвитм речи, фонетико-фонематическим недоразвитм);
- с нарушми интеллекта;
- с нарушми опорно-двигательного аппа.
Наполняемость групп в спец дошкольных учреждениях меньшая по сравнению с массовыми детскими садами (до 15 восп-ков).
В штат спец дошкольных обр-х учреждений вводятся специалисты – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, дополнительные мед работники.
Обр-й проц в спец дошкольных обр-х учреждениях осущ-ся в соотв со спец комплексными программами обуч и восп, разработанными и утвержденными Министерством обр-я РФ для каждой категории детей дошк возраста с особ обр потреб.
В компенсирующих учреждениях организованы спец виды занятий, такие, как развит слухового восприят, корр звукопроизношения, развит зрительного восприят, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных дет садах, где они вклся в сод-е общеразвивающих занятий.
Законодательная и правовая основа спец обр-я В Республике Казахстан, перспективы её развит(70в)
1. Международные конвенции, декларации
Конвенция ООН «О правах реб» Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года Гос-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей
Конвенцией, за каждым реб, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо
дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных
убеждений, национального, этнического или соц происхождения, имущественного
положения, состояния здор и рождения реб, его родителей или законных опекунов или
каких-либо иных обстоятельств.
Гос-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отнош
ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в услх, кот-е обеспечивают его
достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни
общества.
2. Гос-участники признают право неполноценного реб на особ заботу и поощряют и
обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право реб и
ответственным за заботу о нем помощи, о кот-й подана просьба и кот-я соответствует
состоянию реб и положению его родителей или др лиц, обесп-х заботу о ребенке.
3. В признание особых нужд неполноценного реб помощь в соотв с пунктом 2 настоящей
статьи предоставляется, по возм, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или
др лиц, обесп-х заботу о ребенке, и имеет целью обеспеч неполноценному реб эффективного доступа к услугам в обл обр-я, профессиональной подготовки,
мед обслуживания, восстановл здор, подготовки к труд деят-ти и
доступа к ср-вам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по
возм, вовлечению реб в соц жизнь и достижению развит его личности,
включая культурное и дух развит реб.
Саламанкская декларация уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований
самый выс приоритет совершенствованию их систем
обр-я, что позволило бы им охватить всех детей, несмотря
на индивидуальные различия и трудности,
принять в форме закона или политической декларации п-п
инклюзивного обр-я, заключающийся в том, что все дети
поступают в обычные школы, если только не имеют серьезных
причин, заставляющих поступать иначе,
разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со
странами, имеющими опыт в обл инклюзивных школ,
создать механизмы на основе децентрализации и широкого
участия в обл планирования, мониторинга и оценки
предоставляемого обр-я для детей и взрослых с особ
обр потреб,
поощрять и облегчать участие родителей, общин и организаций
лиц с физич и умственными недостатками в процах
планирования и принятия решений, касающихся удовлетворения
спец обр-х потребностей,
прилагать > усилий к разработке стратегий, касающихся
заблаговременного выявления таких потребностей и принятия
конкретных мер, а также проф-х аспектов
инклюзивного обр-я,
обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках
программ подготовки учителей, как дослужебной подготовки, так
и подготовки без отрыва от работы, предусматривалось
обеспеч обр-я лиц с особ потребностями в
инклюзивных школах
Дакарские рамки действий Обр-е для всех:
выполнение наших коллективных обязательств
Приняты Всемирным форумом по образованию
(Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)
расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми мл
возраста и их воспитанию, особенно в отнош наиболее уязвимых и обездоленных
детей;
(ii) обеспеч того, чтобы к 2015 г. все дети, особенно девочки, дети из
неблагополучной среды и из этнических меньшинств, имели доступ к бесплатному и
обязательному высококачественному начальному образованию и могли его завершить;
Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 год
2. Законодательство РК в обл обр-я. ссылаясь на Международный пакт об экон, соц и культурных
правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную
конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации
всех форм дискриминации в отнош женщин, Конвенцию против пыток и др
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,
Конвенцию о правах реб и Международную конвенцию о защите прав всех
трудящихся-мигрантов и членов их семей,
Конституция Республики Казахстан
Закон об образовании
Закон «О соцй и мед-пед корр поддержке детей с ОВ» Статья 3. Соц и мед-педагогическая корр-я поддержка детей с
ОВ, ее цели, задачи и п-пы
1. Соц и мед-педагогическая корр-я поддержка детей с
ОВ начинается с рождения реб до достижения им
совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного
мед, пс, пед и соц обследований и
профессиональной диагностики, разработки инд-й программы реаб, оказания медицинских, пед, пс,
соц услуг и труд обуч. 2. Целями соцй и мед-пед корр поддержки
явл-ся:
1) раннее (с рождения) выявление врожденных и наследственных забол,
откл-й от нормального развит;
2) профилактика отставания и наруш в разв детей, предупреждение
тяжелых форм инвалидности;
3) снижение уровня детской инвалидности;
4) компенсация или восстановление физич, пс и иных способностей
детей с ОВ, реализация их соц прав,
содействие наиболее полной их соцй адаптации.
3. Задачами соцй и мед-пед корр поддержки
явл-ся:
1) создание единой государственной сист выявления и учета детей с
ОВ;
2) развит сети организаций, осуществляющих спец обр-е и
спец соц услуги;
3) соц адаптация детей с ОВ;
4) соц поддержка семей, имеющих детей с ограничи
возможностями;
5) кадровое, науч и организационно-методическое обеспеч организаций,
осуществляющих соц и мед-пед корр
поддержку;
6) интеграция деят-ти организаций соцй защиты населения,
здравоохранения, обр-я по вопросам соцй и мед-пед
корр поддержки детей с ОВ.
4. Соц и мед-педагогическая корр-я поддержка осн-ся
на следующих п-пах:
1) гарантированность оказания соцй поддержки и реабилитационной
помощи детям с ОВ и их семьям;
2) сотрудничество семьи, имеющей реб с ОВ, и
спец-оворганизаций, осуществляющих соц и мед-пед
корр поддержку;
3) доступность и равные права детей на раннюю поддержку и обр-е,
независимо от степени ограничения способностей, возраста, соц статуса;
4) индивидуальность подхода к каждому реб и дифф-я оказания
соцй и мед-пед корр поддержки.
Закон «О правах реб в Республике Казахстан» Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II Право реб на охрану здор
1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану здор.
2. Гос создает усл матери по охране ее здор для обеспеч
рождения здорового реб . Право реб на жизнь, личную свободу, неприкосновенность
достоинства и частной жизни
Право реб на обр-е
1. Каждый ребенок имеет право на обр-е и ему гарантируется получение
бесплатного начального, основного среднего и общ среднего обр-я и на
конкурсной основе - бесплатного технического и профессионального, послесреднего и
высшего обр-я в соотв с законодательством Республики Казахстан об
образовании.
3. Гос программы и планы в обл развит обр-я
Гос программа развит обр-я РК на 2011-2020 годы от 07.12.2010 года
4. Правовая основа для инклюзивного обр-я в Республике Казахстан
Правовая основа инклюзивного обр-я в РК Гос программа развит
обр-я РК на 2011-2020 г оды.
Утверждена указом Президента РК от 7 декабря
2010 года №1118.
«… Во всех регионах будут созданы кабинеты корр и инклюзивного обр-я для
оказания корр-пед поддержки детям с ранн возраста. До 2015 года сеть
возрастёт с 380 до 540 ед.
К 2015 году будет создана необх нормативная правовая база:
разработан механизм взаимодействия общ и спец обр-я в рамках
инклюзивного обр-я;
разработаны модульные программы интегрированного обуч детей с ограничи
возможностями;
разработаны правила интегрированного обуч детей с ОВ в общеобр среде,
определены формы интеграции для детей с различными нарушми.
К 2020 году:
в 3030-ти школах будут созданы усл для равного доступа к обуч и воспитанию
детей ОВ (наличие в школах педагогов-дефектологов,
пс –пед сопровождения детей, спец индивидуальные
техе и компенсаторные ср-ва);
увеличена доля школ, создавших усл для инклюзивного обр-я, от общ
количества школ на 70%;
доля школ, создавших «безбарьерный доступ» для детей-инвалидов, от общ количества
школ — 20%;
доля детей, охваченным инклюзивным обр-ем, от общ количества детей с
ОВ в разв – 50%