Дифференцированные и интегрированные формы спец.обр-я

3. Дифференцированное обуч

4. Происходящие в стране политические, соц-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как значимые. Педагогическая наука и практика также переходят от модели унифицированного общ-но-ориентированного обр-я к моделям вариативного и личностно-ориентированного. Разрушается миф об "одинаковости" всех детей. В связи с этим пробл дифференциации обуч находится в центре внимания пед коллективов, с ее решением связываются обновление и дальнейшее развит школы, преодоление устаревших методов обуч и восп, развит индивидуальности детей на началах гуманизации и демократизации.

5. Дифф-я в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различ части, формы, ступени.

6. Дифференцированное обуч - это: 1) форма организации учеб проца, при кот-й учитель работает с группой уч-ся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учеб проца общ качеств (гомогенная гр); 2) часть общей дидактической сист, кот-я обеспеч специализацию учеб проца для различных групп обучаемых.

7. Дифф-я обуч (дифференцированный подход в обучении) — это: 1) создание разнообразных условий обуч для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, пс-пед и организационно-управленческих мероприятий, обесп-х осущ-е проца обуч в гомогенных грх.

8. Дифференцированное обуч осущ-ся в различных организационных формах, с помощью различных уч ср-в и на различных уровнях (частно-методическом, технологическом, общепед, соцм). В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.

9. По характерным индивидуально-пс особенностям детей, составляющим основу формир гомогенных групп, различают дифференциацию:

10. — по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные гр);

11. — по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

12. — по обл интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие гр, направления, отделения, школы);

13. — по уровню умственного развит (уровню достижений);

14. — по личностно-пс типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту, социотипу и др.);

15. — по уровню здор (физкультурные гр, гр ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

16. По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

17. — региональную по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

18. — внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

19. — в параллели (гр и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обуч и т.д.);

20. — межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные гр);

21. — внутриклассную, или внутрипредметную (гр в составе класса).

22. Внутриклассную дифференциацию называют еще "внутренней", в отличие от всех др видов "внешней" дифференциации.

23. К внутренней дифференциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные гр, для кот-х применяется интегративная модель дифференцированного обуч. Примерами может служить разделение уч-ся при групповых способах обуч, исп-е игровых методик, бригадно-лабораторного метода, метода проектов и т.п.

24. В особ дифференциальную группу м.б. выделена любая гр, обуч в кот-й отлич какими-либо услми или компонентами уч-восп проца. По этим признакам отмечают следующие виды дифференцированных групп:

25. — по целям обуч: гр компенсирующего обуч (выравнивания, корр, пед поддержки), творческие, работы с одаренными, предвузовской подготовки, овладения специальностью и др.;

26. — по содерж обуч: спецклассы (гр, школы) профильные, по направлениям, с углублением, с уклоном, ранн изучения предмета, спец программ, гр профессионализации и специализации, дополнительных обр-х услуг и др.;

27. — по методам и технологиям: гр развивающего обуч, колл-го способа обуч, работающие по авторским методикам Шаталова, Волкова или др авторов; компьютерной технологии, социоигровой, вальдорфской пед, монтес сори — методики, повышенного инд-го внимания, компенсирующего обуч и др.;

28. — по уровню обуч: гр базового обр-го стандарта, продвинутого уровня (гр углубленного изучения предмета, факультативные, гимназические, лицейские), компенсирующего, адаптирующего уровня (выравнивания, корр, пед поддержки), спец и др.;

29. — по темпу (времени) обуч: классы (гр) опережающего, ускоренного и замедленного обуч (трех-, четырех-и пятилетняя начальная школа, экстернат).

30. Главными целями, рез-тами и критериями эффективности дифференциации и индивидуализации обуч явл-ся:

31. 1) повыш эффективности шк обр-я, создание наиболее выгодной и целесообразной для страны сист обр-я молодого поколения, обеспечивающей каждому махе развит своих возм-й, способностей;

32. 2) демократизация уч-восп проца, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов уч-восп проца;

33. 3) создание условий для обуч и восп, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общ развит детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, труд;

34. 4) формир и развит индивидуальности, самостоят и творческого потенциала личности, махе развит одаренных детей, обеспеч обоснованного выбора профессии с учетом способностей и рез-в обр-я;

35. 5) защита детей, нуждающихся в соц-пед помощи, адаптация и включение в полноценный учеб проц детей с аномалиями развит и асоц поведением.

36. Рекомендации. При построении сист дифференцированного обуч следует, прежде всего, выбирать такие его виды, кот-е:

37. — реальны в рамках имеющихся дидактических возм-й (диагностический инструментарий, уч-методическая база);

38. — диктуются насущной необхстью ситуации (рез-тами диагностики, треб-ми родителей, соц заказом);

39. — обещают наибольшую эффективность и рез-тивность обуч;

40. — не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности реб;

41. — обеспечены кадрами соответствующей квалификации (учителя-специалисты, педагоги-реабилитаторы, психологи, корректоры, медики).

42. Интегрированное обуч - это обуч (восп-е) в совместной образовательной среде детей с ОВ здор (дети с задержкой пс развит, с тяж формами наруш речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, поср-вом обеспеч детям с ОВ здор спец условий обуч/восп и соцй адаптации, не снижающих в целом уровень обр-я для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

43. Интегрированное обуч в обр-х учреждениях явл-ся приоритетным по сравнению с обучм в спец обр-м учреждении. Обуч реб с ОВ здор без интеграции (на домашнем обучении или в спец обр-м учреждении) м.б. предложено лишь при невозм создания спец условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации обр-го проца. Интегрированное обуч в сист общ обр-я может осуществляться во всех обр-х учреждениях образовательной сист, если имеется возможность.

44. Интегрированное обуч организуется поср-вом совместного обуч (восп) лиц с ОВ здор и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (гр) обр-го учреждения общ обр-я.

45. Министерство обр-яч и науки направляет доля исп-яч в работе методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) обр-я детей с ОВ в разв, кот-е подготовлены в рамках реализации пункта 2 постановл Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 г. №81 «Об утверждении Плана мероприятий по соцй и мед-пед корр поддержке детей с ОВ».Вице-министр (Подпись) К.Шамшидинова

Рекомендации но организации интегрированного (инклюзивного) обр-я детей с ОВ в разв

47.1. Настоящие рекомендации предусматривают организацию
интегрированного (инклюзивного) обр-я детей с ограничи
возможностями в разв в обр-х школах, осуществляющих
обуч детей с ОВ независимо от форм
собственности.

48. 2. Основной целью интегрированного (инклюзивного) обр-я
явл-ся реализация права детей с ОВ в разв на получение обр-я в соотв с их познавательными
возможностями и способностями по месту жительства, их соц
адаптация и интеграция в общество, повыш роли семьи в воспитании и
разв своего реб.

49. 3. Прием детей с ОВ в общеобразовательную школу осущ-ся на основании письменного заявления родителей и или иных законных представителей, заключения пс-мед-пед
консультации (далее - ПМПК) с рекомендованной формой обуч.

50. 4. С учетом интересов родителей (иных законных представителей) по согласованию с органами обр-я в общеобр школе при
наличии контингента детей с ОВ в разв могут открываться классы:

51. классы интегрированного обуч, кот-е осуществляют полную интеграцию детей с ОВ в разв в общеобр-й проц. В одном классе интегрированного обуч могут обучаться не более трех уч-ся с ОВ;

52. спец (коррекционные) классы (далее - спецклассы), кот-е осуществляют частичную интеграцию детей с ОВ в разв в общеобр-й проц.

53. 5. Спецклассы дифференцируются в зависимости от вида наруш и имеют следующую наполняемость:

54. для неслыш детей - не более 8 Ч;

55. для слабослыш и позднооглохш детей - не более 10 Ч; для незрячих детей - не более 8 Ч;

56. для слабовидящих и поздноослепших детей - не более 12 Ч; для детей с тяж нарушми речи - не более 12 Ч; для детей с нарушми опорно-двигательного аппа - не более 12 Ч;

57. для детей с нарушми эмоц-волевой сферы (с ранним детским аутизмом) - не более 6 Ч;

58. для детей с, задержкой пс развит, в том числе в классах корр-развивающего обуч-не более 12 Ч;

59. для детей с легкими нарушми интеллекта — не более 12 Ч;

60. для детей с умеренными нарушми интеллекта - не более 10 Ч.

61. 6. Спецклассы м.б. открыты при наличии контингента, имеющего соотв-е заключения ПМПК. В случае недостаточного количества детей для открытия спецкласса, учащимся с ОВ в развиии должны быть созданы усл для обуч их в классе интегрированного обуч.

62. 7. Спецклассы для детей с задержкой пс развит (классы корр-развивающего обуч) открываются преимущественно на уровне начального обр-я в начале первого или второго года обуч и функционируют до завершения основного среднего обр-я (м.б. открыты и на этапе предшкольной подготовки). В исключительных случаях указанные классы открываются на уровне основного среднего обр-я, но не позднее 5-6 классов.

63. 8. При + динамике развит и успешном усвоении учй программы учащиеся спецклассов, преодолевшие отставание в разв и овладевшие необходимыми навыками учй деят-ти, на любом этапе обуч, по решению ПМПК, м.б. переведены в обычные классы с согласия самих уч-ся и их родителей (иных законных представителей).

Усл обуч детей с ОВ в разв

65. 9. В целях корр и компенсации нарушенных или утраченных
функций, обуч и восп уч-ся с ОВ в разв местные исполнительные органы в обл обр-я создают
спец обр-е и материально-техе усл в
общеобр-х школах, обучающих детей с ограничи
возможностями, включая обеспеч совр тех и
вспомогательными ср-вами в соотв с нормативами минимальных
треб-й к материально-техническому и уч-методическому оснащению и обеспечению организаций обр-я для детей с ОВ в разв и оказывают всем учащимся данной категории необходимый уровень поддержки для полноценного усвоения общеобр-х и спец обр-х программ.

66. Создание спец условий для обуч и восп детей с ОВ в разв в общеобр школе базируется на оценке индивидуальных потребностей реб, кот-я осущ-ся в ПМПК.

67. 10. Учащиеся с ОВ в разв в
общеобр школе обеспечиваются корр-пед
поддержкой (сопровождением). Корр-я педагогическая поддержка внутри организации обр-я осущ-ся специальным педагогом (педагогом-дефектологом), псм, соц педагогом). Сопровождение проца обуч детей с ОВ в разв вне организации обр-я осущ-ся специалистами спец коррекционных организаций обр-я, ПМПК, кабинета пс-пед корр, логопедических пунктов, а также специалистами медучреждений на договорной основе.

68. 11. При обучении в общеобр школе свыше 10 детей с ОВ в разв необх предусмотреть ставку педагога-дефектолога (учителя-логопеда), в ф-и кот-го входит:

69. осущ-е связи с региональным ПМПК, спец коррекционными организациями, реабилитационным центром, районным кабинетом пс-пед корр и логопедическими пунктами;

70. участие в разработке и реализации индивидуальных обр-х и корр-развивающих программ;

71. проведение спец (коррекционных) и дополнительных занятий по восполнению пробелов в уч знаниях;

72. координация работы соц педагога, спец психолога, логопеда и учителей, работающих с учащимися, имеющими ОВ в разв;

73. контроль за осущ-ем пс-пед мониторинга, реализацией индивидуальных обр-х и корреционно-развивающих программ.

74. Специалистам, оказывающим пс-пед поддержку, необх:

75. фиксировать учеб достижения каждого учащегося с ОВ в разв в конце учеб года в спец пс-пед картах и представлять администрации школы отчет;

76. оказывать методическую и консультативную помощь учителям в применении спец методов и приемов обуч детей с ОВ;

77. при содействии местных исполнительных органов осуществлять контроль за обеспечм проца обуч детей с ОВ в разв в услх общеобр школы, адаптированными учебными программами, методическими рекомендациями;

78. содействовать вовлечению уч-ся с ОВ в разв во внеуч и внеклассную деят-ть: кружковую, спортивную и другую;

79. проводить регулярные встречи с родителями детей с ОВ в разв, оказывать консультативную помощь в обучении, воспитании и разв детей;

80. участвовать в деят-ти методических объединений и др форм организационно-пед и методической работы в школе;

81. систематически повышать свою професс-ю квалификацию.

Дошк обр-е детей с ОВ

(инструкции)

Система гос спец обр-я вкл в себя дошкольные обр-е учреждения спец назначения:

- ясли-сады;

- детские сады;

- дошкольные детские дома;

- дошкольные гр при яслях-садах, дет садах и дет домах общ назначения, а также при спец школах и школах-интернатах.

Комплектование учреждений происходит по п-пу ведущего откл в разв. Созданы дошкольные учреждения (гр) для детей:

- с нар слуха (глухих, слабослыш);

- с нар зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

- с нар речи (для детей с заиканием, с общим недоразвитм речи, фонетико-фонематическим недоразвитм);

- с нарушми интеллекта;

- с нарушми опорно-двигательного аппа.

Наполняемость групп в спец дошкольных учреждениях меньшая по сравнению с массовыми детскими садами (до 15 восп-ков).

В штат спец дошкольных обр-х учреждений вводятся специалисты – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, дополнительные мед работники.

Обр-й проц в спец дошкольных обр-х учреждениях осущ-ся в соотв со спец комплексными программами обуч и восп, разработанными и утвержденными Министерством обр-я РФ для каждой категории детей дошк возраста с особ обр потреб.

В компенсирующих учреждениях организованы спец виды занятий, такие, как развит слухового восприят, корр звукопроизношения, развит зрительного восприят, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных дет садах, где они вклся в сод-е общеразвивающих занятий.

Законодательная и правовая основа спец обр-я В Республике Казахстан, перспективы её развит(70в)

1. Международные конвенции, декларации

Конвенция ООН «О правах реб» Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года Гос-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей

Конвенцией, за каждым реб, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо

дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных

убеждений, национального, этнического или соц происхождения, имущественного

положения, состояния здор и рождения реб, его родителей или законных опекунов или

каких-либо иных обстоятельств.

Гос-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отнош

ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в услх, кот-е обеспечивают его

достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни

общества.

2. Гос-участники признают право неполноценного реб на особ заботу и поощряют и

обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право реб и

ответственным за заботу о нем помощи, о кот-й подана просьба и кот-я соответствует

состоянию реб и положению его родителей или др лиц, обесп-х заботу о ребенке.

3. В признание особых нужд неполноценного реб помощь в соотв с пунктом 2 настоящей

статьи предоставляется, по возм, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или

др лиц, обесп-х заботу о ребенке, и имеет целью обеспеч неполноценному реб эффективного доступа к услугам в обл обр-я, профессиональной подготовки,

мед обслуживания, восстановл здор, подготовки к труд деят-ти и

доступа к ср-вам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по

возм, вовлечению реб в соц жизнь и достижению развит его личности,

включая культурное и дух развит реб.

Саламанкская декларация уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований

самый выс приоритет совершенствованию их систем

обр-я, что позволило бы им охватить всех детей, несмотря

на индивидуальные различия и трудности,

 принять в форме закона или политической декларации п-п

инклюзивного обр-я, заключающийся в том, что все дети

поступают в обычные школы, если только не имеют серьезных

причин, заставляющих поступать иначе,

 разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со

странами, имеющими опыт в обл инклюзивных школ,

 создать механизмы на основе децентрализации и широкого

участия в обл планирования, мониторинга и оценки

предоставляемого обр-я для детей и взрослых с особ

обр потреб,

 поощрять и облегчать участие родителей, общин и организаций

лиц с физич и умственными недостатками в процах

планирования и принятия решений, касающихся удовлетворения

спец обр-х потребностей,

 прилагать > усилий к разработке стратегий, касающихся

заблаговременного выявления таких потребностей и принятия

конкретных мер, а также проф-х аспектов

инклюзивного обр-я,

 обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках

программ подготовки учителей, как дослужебной подготовки, так

и подготовки без отрыва от работы, предусматривалось

обеспеч обр-я лиц с особ потребностями в

инклюзивных школах

Дакарские рамки действий Обр-е для всех:

выполнение наших коллективных обязательств

Приняты Всемирным форумом по образованию

(Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)

расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми мл

возраста и их воспитанию, особенно в отнош наиболее уязвимых и обездоленных

детей;

(ii) обеспеч того, чтобы к 2015 г. все дети, особенно девочки, дети из

неблагополучной среды и из этнических меньшинств, имели доступ к бесплатному и

обязательному высококачественному начальному образованию и могли его завершить;

Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 год

2. Законодательство РК в обл обр-я. ссылаясь на Международный пакт об экон, соц и культурных

правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную

конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации

всех форм дискриминации в отнош женщин, Конвенцию против пыток и др

жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,

Конвенцию о правах реб и Международную конвенцию о защите прав всех

трудящихся-мигрантов и членов их семей,

Конституция Республики Казахстан

Закон об образовании

Закон «О соцй и мед-пед корр поддержке детей с ОВ» Статья 3. Соц и мед-педагогическая корр-я поддержка детей с

ОВ, ее цели, задачи и п-пы

1. Соц и мед-педагогическая корр-я поддержка детей с

ОВ начинается с рождения реб до достижения им

совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного

мед, пс, пед и соц обследований и

профессиональной диагностики, разработки инд-й программы реаб, оказания медицинских, пед, пс,

соц услуг и труд обуч. 2. Целями соцй и мед-пед корр поддержки

явл-ся:

1) раннее (с рождения) выявление врожденных и наследственных забол,

откл-й от нормального развит;

2) профилактика отставания и наруш в разв детей, предупреждение

тяжелых форм инвалидности;

3) снижение уровня детской инвалидности;

4) компенсация или восстановление физич, пс и иных способностей

детей с ОВ, реализация их соц прав,

содействие наиболее полной их соцй адаптации.

3. Задачами соцй и мед-пед корр поддержки

явл-ся:

1) создание единой государственной сист выявления и учета детей с

ОВ;

2) развит сети организаций, осуществляющих спец обр-е и

спец соц услуги;

3) соц адаптация детей с ОВ;

4) соц поддержка семей, имеющих детей с ограничи

возможностями;

5) кадровое, науч и организационно-методическое обеспеч организаций,

осуществляющих соц и мед-пед корр

поддержку;

6) интеграция деят-ти организаций соцй защиты населения,

здравоохранения, обр-я по вопросам соцй и мед-пед

корр поддержки детей с ОВ.

4. Соц и мед-педагогическая корр-я поддержка осн-ся

на следующих п-пах:

1) гарантированность оказания соцй поддержки и реабилитационной

помощи детям с ОВ и их семьям;

2) сотрудничество семьи, имеющей реб с ОВ, и

спец-оворганизаций, осуществляющих соц и мед-пед

корр поддержку;

3) доступность и равные права детей на раннюю поддержку и обр-е,

независимо от степени ограничения способностей, возраста, соц статуса;

4) индивидуальность подхода к каждому реб и дифф-я оказания

соцй и мед-пед корр поддержки.

Закон «О правах реб в Республике Казахстан» Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II Право реб на охрану здор

1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану здор.

2. Гос создает усл матери по охране ее здор для обеспеч

рождения здорового реб . Право реб на жизнь, личную свободу, неприкосновенность

достоинства и частной жизни

Право реб на обр-е

1. Каждый ребенок имеет право на обр-е и ему гарантируется получение

бесплатного начального, основного среднего и общ среднего обр-я и на

конкурсной основе - бесплатного технического и профессионального, послесреднего и

высшего обр-я в соотв с законодательством Республики Казахстан об

образовании.

3. Гос программы и планы в обл развит обр-я

Гос программа развит обр-я РК на 2011-2020 годы от 07.12.2010 года

4. Правовая основа для инклюзивного обр-я в Республике Казахстан

Правовая основа инклюзивного обр-я в РК Гос программа развит

обр-я РК на 2011-2020 г оды.

Утверждена указом Президента РК от 7 декабря

2010 года №1118.

«… Во всех регионах будут созданы кабинеты корр и инклюзивного обр-я для

оказания корр-пед поддержки детям с ранн возраста. До 2015 года сеть

возрастёт с 380 до 540 ед.

К 2015 году будет создана необх нормативная правовая база:

 разработан механизм взаимодействия общ и спец обр-я в рамках

инклюзивного обр-я;

 разработаны модульные программы интегрированного обуч детей с ограничи

возможностями;

 разработаны правила интегрированного обуч детей с ОВ в общеобр среде,

 определены формы интеграции для детей с различными нарушми.

К 2020 году:

 в 3030-ти школах будут созданы усл для равного доступа к обуч и воспитанию

детей ОВ (наличие в школах педагогов-дефектологов,

пс –пед сопровождения детей, спец индивидуальные

техе и компенсаторные ср-ва);

 увеличена доля школ, создавших усл для инклюзивного обр-я, от общ

количества школ на 70%;

 доля школ, создавших «безбарьерный доступ» для детей-инвалидов, от общ количества

школ — 20%;

 доля детей, охваченным инклюзивным обр-ем, от общ количества детей с

ОВ в разв – 50%

Наши рекомендации