Воспитание культуры поведения в ДВ.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.
Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний виц) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.
КГН и привычки - важная составная часть культуры поведения.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон.
Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде.
Условия, восп. культуры поведения дошкольников:
1. Авторитет и культура воспитателей и родителей.
2. Точное осуществление режима
3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования.
4. Полож.эмоц. атмосфера в детском саду и семье.
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:
- правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки.
- правила д. б.сформулир. четко, доступно для поним. детей, в форме указаний, а не запретов;
- каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми
- правила вводятся постепенно.
Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.
Воспитание ОБЖ у ДДВ.
В РБ разработана и реализуется президентская программа «Дети Беларуси» , в ее рамках разработаны несколько подпрограмм «Дети Чернобыля», «Дети сироты», «Дети инвалиды».
Кроме этого большое внимание в рамках этой программы обращается на работу с ДДВ по формированию у них представлений о безопасном существовании в окружающем мире. Для реализации этой программы авторским коллективом была разработана программа «Основы безопасности ДДВ», в эту программу вошли 6 основных разделов, в которых излагаются основные задачи и понятия, которые нужно сформулировать у детей.
I «Ребенок и другие люди»:
1. детям показ., что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями человека.
2. рассматриваются ситуации насильственного поведения по отношению к детям.
3. ребенок и другие дети, подростки.
4. если чужой приходит в дом.
5. ситуации, если реб. стал жертвой секс. насилия.
II «Ребенок и природа»
1. детям объясн., что в природе все взаимосвязано.
2. детям даются сведения о загрязн.окруж. среды.
3. детей знак.с основами эколог. безопасности.
4. детям дается представление о том, как нужно относится к окружающей природе.
5. даются сведения о ядовитых растениях.
6. контакты с животными.
7. восстановление окружающей среды.
III «Ребенок дома»
1. знакомят с категорическими запретами по использованию некоторых предметов: утюг и др.
2. знакомят с некоторыми предметами интерьера, вызывающими опасность: окно.
3. знакомят с экстремальными ситуациями в быту: травма и др.Дети должны уметь набирать номера телефонов служб помощи.
IV «Здоровье ребенка»
1. здоровье – главная ценность чел.жизни, поэтому кажд. реб. должен научится беречь свое здоровье.
2. изучение организма ребенка, строение тела.
3. учат прислуш. к св. организму: отдых, еда и др.
4. формир. представлений о ценностях ЗОЖ
5. зна.со ср-ми профилактики различ. заболеваний.
6. представления о том почему нужно соблюдать чистоту собственного тела.
7. забота о здоровье окружающих.
8. болезни людей, и те, кот.перед. с пом. микробов
9. врачи – наши друзья.
10. о роли лекарств и витаминов.
11. правила перв.помощи при ушибах и царапинах.
V «Психическое и эмоциональное благополучие»
1. предназначен для педагогов, о том насколько важно создать усл. в д/с для благополучия реб.
2. детские страхи.
3. конфликты и ссоры между людьми.
VI «Ребенок на улицах города»
1. устройство проезжей части улицы.
2. знакомят со светофором, зеброй и др. знаками.
3. правила езды на велосипеде.
4. о работе ГАИ
5. о работе милиционера-регулировщика.
6. правила поведения в транспорте.
7. знак.с правилами повед., если реб. потерялся.
Все эти задачи предлагается решать через специальные занятия по ознакомлению с окружающим, экскурсии, наблюдения, дид/игры и с/р игры, привлечение к этой работе родителей.
Гендерное воспитание ДДВ.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой систему медицинских и педагогических мер по формированию у них правильного отношения к вопросу собственного и противоположного пола. Воспитание семьянина должно начинаться как раз с дошкольного возраста. Комплекс воспитательных воздействий гендерного воспитания должно приобщить ребенка к принятой обществом системе ролей полов и взаимоотношений между ними.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста включает в себя очень много различных аспектов, в том числе-физиолого-гигиенические;
- морально-этические;-педагог.;эстетические.
Первым делом, приступая к гендерному воспитанию ребенка следует осознать, что половая принадлежность малыша является одним из важнейших факторов, определяющих его дальнейшее развитие и поведение в обществе. Начиная с трехлетнего возраста дети начинают относить себя к женскому или мужскому полу - таким образом проявляется гендерная идентификация индивида.
Влияние гендера на систему обучения и воспитания.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста является предметом интереса не только педагогов и родителей, но и специалистов различных областей науки - нейропсихологов, нейрофизиологов и психологов. Врачи считают, что дети различных полов развиваются неодинаково вследствие различий структуры и работы головного мозга. Поэтому и процесс воспитания в целом следует организовывать отталкиваясь от особенностей пола, поскольку организация деятельности у девочек и мальчиков происходит с участием различных частей мозга.