Система деятельности классного руководителя.
1. Типы классного руководства.
2. Функции классного руководителя.
3. Основные направления деятельности (программы)
1. В любой школе основным организационным элементом является класс. Организационной деятельностью в классе занимается классный руководитель. Важной особенностью деятельности классного руководителя в современных условиях является вариативность.
I. Традиционный вариант. (Педагог имеет полную учебную нагрузку, классное руководство, совместную деятельность с учениками и родителями).
II. Освобожденный классный руководитель – воспитатель. (Он может вообще не вести уроков, используя воспитательную функцию, или ведёт уроки только у своего класса. Такой классный руководитель может быть классным руководителем и в параллели. Организация воспитательных дел, работа с родителями, изучение школьников и организация индивидуальной работы с каждым, занятие исследовательской деятельностью.)
III. Вальдорфский вариант (Классный руководитель – главный в своём классе, и через него ведет воспитание и обучение. Ведет все предметы).
IV. Клубный вариант (классный руководитель является организатором клуба по какому-то из воспитательных направлений). Осуществляет защиту детей, заботу об их здоровье, работу по самообслуживанию, работает в клубном объединении.
Вариативность определяется запросами, интересами, потребностями учеников и родителей, их возможностями, условиями класса, школы и социума, а также возможностями самого педагога. Меняется в зависимости от возраста детей, опыта их самоуправления. Может определяться видом совместной деятельности. Классный руководитель может быть организатором, старшим товарищем, наставником, то есть через сферы жизнедеятельности ребёнка: деятельность, общение и просто бытие. Классный руководитель развивает способности каждого ребёнка, формирует его базовую культуру.
Основные задачи классного руководителя:
- Защита ребенка и его прав
- Изучение личности каждого ребёнка для составления воспитательных приемов и для правильной оценки ситуации и своих собственных действий.
- Коррекция межличностных отношений
- Помощь каждому школьнику в его самоопределении, саморазвитии, саморегуляции.
- Формирование коллектива класса, помощь организации, самоорганизации различной творческой деятельности.
- Координация усилий семьи, педагогического дополнительного образования, воспитания взрослых, которые взаимодействуют в данном классном коллективе и направляют в сторону развития базовой культуры.
2. Функции:
1. Рефлексивно-аналитическая (диагностическая)
умение владеть способами и методами диагностики личности и коллектива для коррекции и помощи в развитии личности и межличностных отношений.
Умение анализировать соответствующую деятельность для саморегуляции и самосовершенствования
2. Организаторская
умение организовать коллективную и творческую деятельность в классе, уметь выбирать оптимальные формы и методы работы со школьниками и родителями
3. Коммуникативная
умение установить контакт и взаимопонимание со школьниками, умение корректировать разные школьные отношения: школа-учеба, школа-родители…
4. Методичность
умение разработать методики различных дел со школьниками, родителями, учениками
умение находить оптимальный вариант форм воспитательной работы
Таким образом, в центре внимания и работы классного руководителя находится ребенок.
Сейчас в школе наиболее распространен подход к деятельности классного руководителя через реализацию программ деятельности по основным направлениям работы.
Основные программы деятельности классного руководителя
Здоровье
Учение
Досуг
Общение и нравственность
Образ жизни
Здоровье:
· Индивидуальная работа. Классный руководитель изучает особенности развития ребёнка (работает с медицинскими картами, выясняет состояние здоровья…). Оказание первой медицинской помощи и сохранение здоровья. Изучение психологических особенностей развития памяти, внимания, мышления, темперамента. Составляет совместно с врачом режим питания, закаливания, физических упражнений. Выяснение индивидуальных особенностей ученика, его интересы, возможности, выяснение причин отсутствия, совместная с родителями разработка индивидуальной программы для каждого ребенка.
· Работа классного руководителя с коллективом. Профилактика заболеваний через беседы о личной гигиене, профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма. Организация спортивных соревнований и подходов.
Учение:
· Индивидуальная работа. Организация консультативной помощи по учебным предметам. Посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся. Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, их самообразованием. Включение учащихся в исследовательскую работу.
· Работа классного руководителя с коллективом. Работа с учителями предметниками. Беседы, игры, дискуссии, диспуты, олимпиады и т.д. Обучение приемам и правилам культуры умственного труда
Досуг:
Должно быть не только весело и интересно, но и полезно.
· Индивидуальная работа. Внеклассная и внешкольная, изучение потребностей и интересов, выяснение в каких кружках, секциях заняты дети
· Работа с коллективом. Организация традиций, праздников, содружество с органами школьного самоуправления.
Общение и нравственность:
· Инд. раб. Изучение взаимоотношений детей, выявление проблем в общении. Помощь, коррекция взаимоотношений. Создание условий для самоутверждения.
· Раб. с коллективом. Создание благоприятного психологического климата; формирование культуры общения, проведение коллективной творческой деятельности, формирование способностей к сопереживанию, организация мероприятий по этике и этикету.
Образ жизни:
- Работа с семьёй
- Работа в микрорайоне школы
- Сотрудничество с различными внешкольными организациями
· Инд. раб. Знакомство с условиями жизни в семье, знакомство с режимом дня, выявление наиболее авторитетных членов семьи, индивидуальная работа с родителями
· Раб. с коллективом. Создание эстетической обстановки, оформление класса, организация мероприятий с учреждениями дополнительного образования, проведение мероприятий совместно с родителями, организация родительского комитета и включение его в работу класса.
Реализуя все эти программы и функции, классный руководитель является человеком, который организует в целом учебно-воспитательный процесс в классе.
Педагогическое общение
1. Понятие педагогического общения, его сущность.
2. Функции и виды общения
3. Структура пед. общения.
4. Стили пед. общения.
Общение – это особый вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией при непосредственном межличностном или групповом контакте.
Предметом этой деятельности является человек, деятельность проявляется в виде поступка.
Педагогическое общение имеет по сравнению с межличностным некоторые особенности:
· Это профессиональное общение воспитателя и ребенка, направление на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.
· Общение, как один из видов деятельности является искусством, у которого есть свои правила и секреты (творческий подход). Знать их необходимо каждому педагогу.
Общение – это всегда творчество:
Ø Умение передать информацию
Ø Точно ориентировать на конкретную личность
Ø Находить яркие и образные оценки
Ø Умение понять состояние ребёнка
Ø Умение организовать взаимоотношения с детьми и детей между собой
Ø Искусство управлять собственным психологическим состоянием, преодолевать разные психологические барьеры
Ø Умение быть оптимистичным и жизнерадостным
Функции педагогического общения:
- Информационная. Педагог – источник информации.
- Познавательная. Познание ученика и вообще людей
- Организационная. С помощью общения организуется процесс деятельности: своей и других
- Сопереживание.
Виды общения:
- Вербальное (через речь) и невербальное (через мимику и жесты).
При вербальном общении следует использовать интонации. Одно и то же замечание сказанное с разными интонациями может восприниматься как наказание и как поощрение (Ты молодец! Ну, ты и молодец!) «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»
При невербальном общении можно использовать более ста выражений глаз, более восьмидесяти выражений лица. Самыми выразительными являются руки.
- Деловое и свободное.
Деловое общение предполагает планирование, соблюдение определенных правил, субординации, умений обсуждать проблему, анализировать процесс и результат общения.
Свободное общение педагог использует как правило вне урока, вне школы, во время отдыха, развлечения, праздника.
- Социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.
Социально-ориентированное – лекция, доклад, на телевидении и т.д.
Предметно-ориентированное – включение в труд, решение конкретной задачи, связано с какой-то деятельностью.
Личностно-ориентированное – не связано с какой – либо деятельностью, м.б. свободным, деловым.
Культура общения основывается на признании человека, как высшей ценности. Существуют простые правила:
«Поступай с другими так и относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»
Структура общения соответствует логике педагогического процесса:
1. Моделирование предстоящего общения (прогностический). Требует знания аудитории, вероятных затруднений, динамики работы
2. Организация непосредственного общения (коммуникативная атака). Необходимо владеть приемами самопрезентации, динамического воздействия, техникой быстрого включения класса в работу
3. Управление общением. Умение поддерживать инициативу, поддержать диалог, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия
4. Анализ. Направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результата. Что планировал? Как реализовал? Что получилось?
Стили общения:
1. Авторитарный. Жесткое управление, контроль, недоверие. (В критических ситуациях, в походах).
2. Попустительский (либеральный). Коллектив организован, руководитель на равнее с детьми.
3. Демократический. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ориентируется на коллектив; занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.
4. На основе увлеченности творческой деятельностью. Увлеченность общим делом, заинтересованность зарождает совместный поиск
5. Общение- дистанция. Дистанция должна существовать в системе учитель-ученик, но не личность-личность.
6. Общение - устрашение. Чаще используют начинающие педагоги.
7. Общение-заигрывание. Когда педагог не умеет установить общение. Снижает требования.
В чистом виде не существует какого-либо одного из стилей общения, и перечисленные варианты не исчерпывают всех стилей общения педагогов с учениками. Стиль одного педагога может не подходить другому. В стиле общения проявляется индивидуальность личности педагога.
На разных этапах работы с коллективом педагог должен использовать разнообразные стили общения.
Например, авторитарный стиль общения необходимо использовать на первых этапах работы с коллективом, когда он ещё не сплочен или при работе с детьми младшего возраста, или в ситуациях опасности.
Либеральный стиль эффективно использовать при работе со взрослыми или молодежью или с коллективом находящимся на высоком уровне развития. И т.п.