Система деятельности классного руководителя.

1. Типы классного руководства.

2. Функции классного руководителя.

3. Основные направления деятельности (программы)

1. В любой школе основным организационным элементом является класс. Организационной деятельностью в классе занимается классный руководитель. Важной особенностью деятельности классного руководителя в современных условиях является вариативность.

I. Традиционный вариант. (Педагог имеет полную учебную нагрузку, классное руководство, совместную деятельность с учениками и родителями).

II. Освобожденный классный руководитель – воспитатель. (Он может вообще не вести уроков, используя воспитательную функцию, или ведёт уроки только у своего класса. Такой классный руководитель может быть классным руководителем и в параллели. Организация воспитательных дел, работа с родителями, изучение школьников и организация индивидуальной работы с каждым, занятие исследовательской деятельностью.)

III. Вальдорфский вариант (Классный руководитель – главный в своём классе, и через него ведет воспитание и обучение. Ведет все предметы).

IV. Клубный вариант (классный руководитель является организатором клуба по какому-то из воспитательных направлений). Осуществляет защиту детей, заботу об их здоровье, работу по самообслуживанию, работает в клубном объединении.

Вариативность определяется запросами, интересами, потребностями учеников и родителей, их возможностями, условиями класса, школы и социума, а также возможностями самого педагога. Меняется в зависимости от возраста детей, опыта их самоуправления. Может определяться видом совместной деятельности. Классный руководитель может быть организатором, старшим товарищем, наставником, то есть через сферы жизнедеятельности ребёнка: деятельность, общение и просто бытие. Классный руководитель развивает способности каждого ребёнка, формирует его базовую культуру.

Основные задачи классного руководителя:

  1. Защита ребенка и его прав
  2. Изучение личности каждого ребёнка для составления воспитательных приемов и для правильной оценки ситуации и своих собственных действий.
  3. Коррекция межличностных отношений
  4. Помощь каждому школьнику в его самоопределении, саморазвитии, саморегуляции.
  5. Формирование коллектива класса, помощь организации, самоорганизации различной творческой деятельности.
  6. Координация усилий семьи, педагогического дополнительного образования, воспитания взрослых, которые взаимодействуют в данном классном коллективе и направляют в сторону развития базовой культуры.


2. Функции:

1. Рефлексивно-аналитическая (диагностическая)

умение владеть способами и методами диагностики личности и коллектива для коррекции и помощи в развитии личности и межличностных отношений.

Умение анализировать соответствующую деятельность для саморегуляции и самосовершенствования

2. Организаторская

умение организовать коллективную и творческую деятельность в классе, уметь выбирать оптимальные формы и методы работы со школьниками и родителями

3. Коммуникативная

умение установить контакт и взаимопонимание со школьниками, умение корректировать разные школьные отношения: школа-учеба, школа-родители…

4. Методичность

умение разработать методики различных дел со школьниками, родителями, учениками

умение находить оптимальный вариант форм воспитательной работы

Таким образом, в центре внимания и работы классного руководителя находится ребенок.

Сейчас в школе наиболее распространен подход к деятельности классного руководителя через реализацию программ деятельности по основным направлениям работы.

Основные программы деятельности классного руководителя

Здоровье

Учение

Досуг

Общение и нравственность

Образ жизни

Здоровье:

· Индивидуальная работа. Классный руководитель изучает особенности развития ребёнка (работает с медицинскими картами, выясняет состояние здоровья…). Оказание первой медицинской помощи и сохранение здоровья. Изучение психологических особенностей развития памяти, внимания, мышления, темперамента. Составляет совместно с врачом режим питания, закаливания, физических упражнений. Выяснение индивидуальных особенностей ученика, его интересы, возможности, выяснение причин отсутствия, совместная с родителями разработка индивидуальной программы для каждого ребенка.

· Работа классного руководителя с коллективом. Профилактика заболеваний через беседы о личной гигиене, профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма. Организация спортивных соревнований и подходов.

Учение:

· Индивидуальная работа. Организация консультативной помощи по учебным предметам. Посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся. Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, их самообразованием. Включение учащихся в исследовательскую работу.

· Работа классного руководителя с коллективом. Работа с учителями предметниками. Беседы, игры, дискуссии, диспуты, олимпиады и т.д. Обучение приемам и правилам культуры умственного труда

Досуг:

Должно быть не только весело и интересно, но и полезно.

· Индивидуальная работа. Внеклассная и внешкольная, изучение потребностей и интересов, выяснение в каких кружках, секциях заняты дети

· Работа с коллективом. Организация традиций, праздников, содружество с органами школьного самоуправления.

Общение и нравственность:

· Инд. раб. Изучение взаимоотношений детей, выявление проблем в общении. Помощь, коррекция взаимоотношений. Создание условий для самоутверждения.

· Раб. с коллективом. Создание благоприятного психологического климата; формирование культуры общения, проведение коллективной творческой деятельности, формирование способностей к сопереживанию, организация мероприятий по этике и этикету.

Образ жизни:

- Работа с семьёй

- Работа в микрорайоне школы

- Сотрудничество с различными внешкольными организациями

· Инд. раб. Знакомство с условиями жизни в семье, знакомство с режимом дня, выявление наиболее авторитетных членов семьи, индивидуальная работа с родителями

· Раб. с коллективом. Создание эстетической обстановки, оформление класса, организация мероприятий с учреждениями дополнительного образования, проведение мероприятий совместно с родителями, организация родительского комитета и включение его в работу класса.

Реализуя все эти программы и функции, классный руководитель является человеком, который организует в целом учебно-воспитательный процесс в классе.

Педагогическое общение

1. Понятие педагогического общения, его сущность.

2. Функции и виды общения

3. Структура пед. общения.

4. Стили пед. общения.

Общение – это особый вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией при непосредственном межличностном или групповом контакте.

Предметом этой деятельности является человек, деятельность проявляется в виде поступка.

Педагогическое общение имеет по сравнению с межличностным некоторые особенности:

· Это профессиональное общение воспитателя и ребенка, направление на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.

· Общение, как один из видов деятельности является искусством, у которого есть свои правила и секреты (творческий подход). Знать их необходимо каждому педагогу.

Общение – это всегда творчество:

Ø Умение передать информацию

Ø Точно ориентировать на конкретную личность

Ø Находить яркие и образные оценки

Ø Умение понять состояние ребёнка

Ø Умение организовать взаимоотношения с детьми и детей между собой

Ø Искусство управлять собственным психологическим состоянием, преодолевать разные психологические барьеры

Ø Умение быть оптимистичным и жизнерадостным

Функции педагогического общения:

  1. Информационная. Педагог – источник информации.
  2. Познавательная. Познание ученика и вообще людей
  3. Организационная. С помощью общения организуется процесс деятельности: своей и других
  4. Сопереживание.

Виды общения:

  1. Вербальное (через речь) и невербальное (через мимику и жесты).

При вербальном общении следует использовать интонации. Одно и то же замечание сказанное с разными интонациями может восприниматься как наказание и как поощрение (Ты молодец! Ну, ты и молодец!) «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»

При невербальном общении можно использовать более ста выражений глаз, более восьмидесяти выражений лица. Самыми выразительными являются руки.

  1. Деловое и свободное.

Деловое общение предполагает планирование, соблюдение определенных правил, субординации, умений обсуждать проблему, анализировать процесс и результат общения.

Свободное общение педагог использует как правило вне урока, вне школы, во время отдыха, развлечения, праздника.

  1. Социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.

Социально-ориентированное – лекция, доклад, на телевидении и т.д.

Предметно-ориентированное – включение в труд, решение конкретной задачи, связано с какой-то деятельностью.

Личностно-ориентированное – не связано с какой – либо деятельностью, м.б. свободным, деловым.

Культура общения основывается на признании человека, как высшей ценности. Существуют простые правила:

«Поступай с другими так и относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Структура общения соответствует логике педагогического процесса:

1. Моделирование предстоящего общения (прогностический). Требует знания аудитории, вероятных затруднений, динамики работы

2. Организация непосредственного общения (коммуникативная атака). Необходимо владеть приемами самопрезентации, динамического воздействия, техникой быстрого включения класса в работу

3. Управление общением. Умение поддерживать инициативу, поддержать диалог, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия

4. Анализ. Направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результата. Что планировал? Как реализовал? Что получилось?

Стили общения:

1. Авторитарный. Жесткое управление, контроль, недоверие. (В критических ситуациях, в походах).

2. Попустительский (либеральный). Коллектив организован, руководитель на равнее с детьми.

3. Демократический. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ориентируется на коллектив; занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.

4. На основе увлеченности творческой деятельностью. Увлеченность общим делом, заинтересованность зарождает совместный поиск

5. Общение- дистанция. Дистанция должна существовать в системе учитель-ученик, но не личность-личность.

6. Общение - устрашение. Чаще используют начинающие педагоги.

7. Общение-заигрывание. Когда педагог не умеет установить общение. Снижает требования.

В чистом виде не существует какого-либо одного из стилей общения, и перечисленные варианты не исчерпывают всех стилей общения педагогов с учениками. Стиль одного педагога может не подходить другому. В стиле общения проявляется индивидуальность личности педагога.

На разных этапах работы с коллективом педагог должен использовать разнообразные стили общения.

Например, авторитарный стиль общения необходимо использовать на первых этапах работы с коллективом, когда он ещё не сплочен или при работе с детьми младшего возраста, или в ситуациях опасности.

Либеральный стиль эффективно использовать при работе со взрослыми или молодежью или с коллективом находящимся на высоком уровне развития. И т.п.

Наши рекомендации