У народов Востока в эпоху средних веков
Практика и образование в странах Ближнего и Среднего Востока
В конце VI в. на территории Юго-Западной Аравии в связи с перемещением в Иран караванных путей приходит в упадок торговля — один из главных источников благосостояния местного населения. Кочевники начали переходить к земледелию. В связи с переходом к оседлому образу, жизни в результате дележа земель и различий культовых верований участились племенные междоусобицы, что породило объективную потребность объединения людей на основе общей идеологии. Именно поэтому к началу VII в. среди населявших эти земли племен возникает новая религия — ислам, или мусульманство («мусульманин» означает покорный).
По мусульманской традиции основателем ислама считается живший в Мекке пророк по имени Мухаммед, получивший от Бога откровения, записанные в Священной книге — Коране. Богословская доктрина ислама состоит из признаний единого Бога Аллаха и пророчеств Мухаммеда, обязательной ежедневной пятикратной молитвы, соблюдения ежегодного поста в последний месяц рамадан, свершения благих дел и паломничества в Мекку, на родину пророка Мухаммеда.
Будучи последней по времени возникновения религией в мире, ислам складывался под влиянием всех предшествующих верований, особенно ближневосточного христианства, поэтому многие его каноны имеют общие черты с библейскими заповедями.
В конце VIII — начале IX в. в ходе арабских военных походов и завоеваний ислам стал быстро распространяться, играть существенную роль в политической, социальной и культурной жизни завоеванных стран. Зародившись сначала как национальная религия арабов, он вскоре превратился в господствующую идеологию всех стран, объединенных в образовавшееся единое мусульманское государство — Халифат, во главе с халифом.
В ходе формирования мусульманской теологии складывались различные ее школы, в рамках которых развивались научные знания — математика, астрономия, теоретическая грамматика арабского языка. В подходах к их реализации явственно прослеживается взаимосвязь ислама с древневосточными культурами; в частности, из сирийской были заимствованы комментарии античного философского наследия; Византия оказала влияние на организацию государственно-административного управления; влияние персидской и индийской культур прослеживается в развитии литературных и естественно-научных знаний; в свою очередь, в результате развития культуры стран арабского халифата, мир познакомился с арабской цифровой системой исчисления, часами, компасом и др.
В то же самое время ислам, как, впрочем, и другие религии, выступал мощным орудием управления массами, являясь основой правовой, политической, философской, воспитательной и других общественных систем. Ислам и государство, принявшее его в качестве идеологической основы, представляли собой неразрывное целое. В Коране, в частности, содержались все предписания поведения людей. Из заповедей Корана впоследствии сформировался канонический закон — шариат, свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, являющийся единственным законодательным документом для мусульманина.
Средством административного управления стало толкование Корана, а проводником культуры стал арабский язык. Овладение арабской письменностью, созданной еще в IV в. на основе арамейского письма, открывало широкие возможности для просветительской деятельности. Образованные люди, способные не только проповедовать Коран, но и обучать грамоте, становились учителями в повсеместно организованных при мечетях элементарных школах — куттабах. Обучение в них проводилось поэтапно от прослушивания свода правил Корана и его первоначального осмысления к чтению и затем переписыванию текстов. Несмотря на то, что обучение в этих школах было религиозно направлено, уровень грамотности в мусульманских странах значительно возрос. Таким образом, распространение ислама сыграло неопределенном историческом этапе прогрессивную роль в развитии просвещения, хотя и достигалось оно отнюдь не самыми гуманными способами: начиная посещать школу с шести лет, дети находились в жестких условиях — многочасовые монотонные занятия, жесткие наказания за леность и проступки.
Среднее и повышенное образование давалось в медресе. Их появление обычно связывается с необходимостью «тадриса» — толкования Корана. В создававшихся при мечетях медресе к элементарным знаниям начальной школы добавлялось углубленное изучение арабского языка, осмысление деяний пророков, овладение основами правоведения. Такая программа обучения вытекала из трех основных установок ислама: освоение науки о чтении и толковании Корана, деяний пророков и правоведения.
Шагом вперед в развитии просвещения можно считать организацию в Багдаде по инициативе халифа аль-Мамуна (786—833) культурных центров — «Домов мудрости», в которых собирались крупнейшие ученые для обсуждения текстов античности и дискуссий по актуальным проблемам современного им мира. В этих центрах накопилась богатейшая библиотека, привлекавшая к себе внимание всех заинтересованных в знаниях людей.
Помимо школ при мечетях по всей территории средневекового арабского Халифата возникали платные школы и университеты, своего рода литературные салоны, в которых обсуждались светские и религиозные проблемы. Появившиеся в этот период арабские университеты стали прообразом европейских — с библиотеками, лекционными залами, с приглашением крупных ученых для преподавания.
Формирование средневековой арабской культуры происходило путем проникновения в нее элементов культуры всех народов, вошедших в арабский Халифат, в частности, многие персидские элементы стали интегральной частью арабской литературы, войдя в фундамент исламского образования,
Завоевания арабского Халифата приводили, в общем, к уничтожению самобытных национальных культур. Освобождение во второй половине IX — начале X в. народов Средней Азии, Ирана и Закавказья от арабского господства предоставило возможность для развития не только не потерявшей своих специфических черт культуры этих стран, но и к обогащению ее элементами арабской цивилизации.
В качестве примера реализации исламской концепции образования можно привести школьную систему Ирана, сложившуюся к IX в. и представленную двумя типами школ: арабо-грамматической — «мактаб», обучение в которой проходило на основе Корана, и школой персидского направления — «куттаб», в основе которой лежало изучение иранской истории.
В содержание образования в повышенной школе — медресе входили мусульманская теология, правоведение, арабский язык с упором на грамматику, каллиграфия и диалектика. Целью обучения здесь было, прежде всего, религиозное образование. Большое внимание уделялось и развитию умственных способностей, в первую очередь — памяти.
С конца X до XI в. Иран переживал небывалый культурный расцвет. В то время Иран был крупным центром влияния на культуру всего средневекового Востока, в том числе и на педагогическую мысль. В этот период от исламской догматики стали отпочковываться естественные науки — математика, география, фармакология, астрономия, что нашло отражение и в деятельности медресе, включивших эти науки в состав содержания образования.
После освобождения в IX в. от арабской зависимости и в связи с формированием новоперсидского языка (фарси-дари) в Иране появилось большое количество научной литературы и книг светского содержания. С целью хранения книг создавались библиотеки, где можно было не только ознакомиться с рукописями, но и получить образование, поскольку библиотеки использовались как центры обучения, или заняться переписыванием книг. Хорошо организованное домашнее обучение детей знати успешно дополняло сеть просветительских учреждений Ирана.