У народов Востока в эпоху средних веков

Практика и образование в странах Ближнего и Среднего Востока

В конце VI в. на территории Юго-Западной Аравии в связи с перемещением в Иран караванных путей приходит в упадок торговля — один из главных источников благосостояния местного населения. Кочевники начали переходить к земледелию. В связи с переходом к оседлому образу, жизни в результате дележа земель и различий культовых верований участились племенные междоусобицы, что породило объективную по­требность объединения людей на основе общей идеологии. Именно поэтому к началу VII в. среди населявших эти зем­ли племен возникает новая религия — ислам, или мусуль­манство («мусульманин» означает покорный).

По мусульманской традиции основателем ислама счита­ется живший в Мекке пророк по имени Мухаммед, полу­чивший от Бога откровения, записанные в Священной кни­ге — Коране. Богословская доктрина ислама состоит из при­знаний единого Бога Аллаха и пророчеств Мухаммеда, обязательной ежедневной пятикратной молитвы, соблюде­ния ежегодного поста в последний месяц рамадан, сверше­ния благих дел и паломничества в Мекку, на родину проро­ка Мухаммеда.

Будучи последней по времени возникновения религией в мире, ислам складывался под влиянием всех предшествую­щих верований, особенно ближневосточного христианства, поэтому многие его каноны имеют общие черты с библей­скими заповедями.

В конце VIII — начале IX в. в ходе арабских военных походов и завоеваний ислам стал быстро распространяться, играть существенную роль в политической, социальной и культурной жизни завоеванных стран. Зародившись сначала как национальная религия арабов, он вскоре превратился в господствующую идеологию всех стран, объединенных в об­разовавшееся единое мусульманское государство — Хали­фат, во главе с халифом.

В ходе формирования мусульманской теологии склады­вались различные ее школы, в рамках которых развивались научные знания — математика, астрономия, теоретическая грамматика арабского языка. В подходах к их реализации явственно прослеживается взаимосвязь ислама с древневос­точными культурами; в частности, из сирийской были заим­ствованы комментарии античного философского наследия; Византия оказала влияние на организацию государственно-административного управления; влияние персидской и ин­дийской культур прослеживается в развитии литературных и естественно-научных знаний; в свою очередь, в результате развития культуры стран арабского халифата, мир познако­мился с арабской цифровой системой исчисления, часами, компасом и др.

В то же самое время ислам, как, впрочем, и другие рели­гии, выступал мощным орудием управления массами, явля­ясь основой правовой, политической, философской, воспи­тательной и других общественных систем. Ислам и государ­ство, принявшее его в качестве идеологической основы, представляли собой неразрывное целое. В Коране, в част­ности, содержались все предписания поведения людей. Из заповедей Корана впоследствии сформировался каноничес­кий закон — шариат, свод религиозно-этических и право­вых предписаний ислама, являющийся единственным зако­нодательным документом для мусульманина.

Средством административного управления стало толко­вание Корана, а проводником культуры стал арабский язык. Овладение арабской письменностью, созданной еще в IV в. на основе арамейского письма, открывало широкие возмож­ности для просветительской деятельности. Образованные люди, способные не только проповедовать Коран, но и обу­чать грамоте, становились учителями в повсеместно орга­низованных при мечетях элементарных школах — куттабах. Обучение в них проводилось поэтапно от прослушивания свода правил Корана и его первоначального осмысления к чтению и затем переписыванию текстов. Несмотря на то, что обучение в этих школах было религиозно направлено, уро­вень грамотности в мусульманских странах значительно воз­рос. Таким образом, распространение ислама сыграло неопределенном историческом этапе прогрессивную роль в раз­витии просвещения, хотя и достигалось оно отнюдь не са­мыми гуманными способами: начиная посещать школу с шести лет, дети находились в жестких условиях — многоча­совые монотонные занятия, жесткие наказания за леность и проступки.

Среднее и повышенное образование давалось в медресе. Их появление обычно связывается с необходимостью «тадриса» — толкования Корана. В создававшихся при мечетях медресе к элементарным знаниям начальной школы добав­лялось углубленное изучение арабского языка, осмысление деяний пророков, овладение основами правоведения. Такая программа обучения вытекала из трех основных установок ислама: освоение науки о чтении и толковании Корана, дея­ний пророков и правоведения.

Шагом вперед в развитии просвещения можно считать организацию в Багдаде по инициативе халифа аль-Мамуна (786—833) культурных центров — «Домов мудрости», в ко­торых собирались крупнейшие ученые для обсуждения текс­тов античности и дискуссий по актуальным проблемам со­временного им мира. В этих центрах накопилась богатей­шая библиотека, привлекавшая к себе внимание всех заинтересованных в знаниях людей.

Помимо школ при мечетях по всей территории средне­векового арабского Халифата возникали платные школы и университеты, своего рода литературные салоны, в которых обсуждались светские и религиозные проблемы. Появившие­ся в этот период арабские университеты стали прообразом европейских — с библиотеками, лекционными залами, с при­глашением крупных ученых для преподавания.

Формирование средневековой арабской культуры проис­ходило путем проникновения в нее элементов культуры всех народов, вошедших в арабский Халифат, в частности, мно­гие персидские элементы стали интегральной частью араб­ской литературы, войдя в фундамент исламского образова­ния,

Завоевания арабского Халифата приводили, в общем, к уничтожению самобытных национальных культур. Осво­бождение во второй половине IX — начале X в. народов Средней Азии, Ирана и Закавказья от арабского господства предоставило возможность для развития не только не потерявшей своих специфических черт культуры этих стран, но и к обогащению ее элементами арабской циви­лизации.

В качестве примера реализации исламской концепции об­разования можно привести школьную систему Ирана, сло­жившуюся к IX в. и представленную двумя типами школ: арабо-грамматической — «мактаб», обучение в которой про­ходило на основе Корана, и школой персидского направле­ния — «куттаб», в основе которой лежало изучение иран­ской истории.

В содержание образования в повышенной школе — мед­ресе входили мусульманская теология, правоведение, араб­ский язык с упором на грамматику, каллиграфия и диалек­тика. Целью обучения здесь было, прежде всего, религиозное образование. Большое внимание уделялось и развитию ум­ственных способностей, в первую очередь — памяти.

С конца X до XI в. Иран переживал небывалый культур­ный расцвет. В то время Иран был крупным центром влия­ния на культуру всего средневекового Востока, в том числе и на педагогическую мысль. В этот период от исламской догматики стали отпочковываться естественные науки — ма­тематика, география, фармакология, астрономия, что нашло отражение и в деятельности медресе, включивших эти нау­ки в состав содержания образования.

После освобождения в IX в. от арабской зависимости и в связи с формированием новоперсидского языка (фарси-дари) в Иране появилось большое количество научной литерату­ры и книг светского содержания. С целью хранения книг создавались библиотеки, где можно было не только ознако­миться с рукописями, но и получить образование, посколь­ку библиотеки использовались как центры обучения, или заняться переписыванием книг. Хорошо организованное домашнее обучение детей знати успешно дополняло сеть про­светительских учреждений Ирана.

Наши рекомендации