Преджурналистские формы деятельности в эпоху Античности и Средних веков.

Исторические особенности возникновения и развития печати в России в XVIII веке.

Жур-ка периода монополии правительства на печатное слово (1702 – 1759).Жур-ка в России возникла «сверху» как элемент правит-ной политики (по Указу Петра I). Предназначалась для пропаганды и объяснения новых реформ государя. 1-й этап – период монополии, не было частных изданий. Единственный тип – гос. печать, газета «Ведомости» создавалась для политич. целей.

Русс. жур-ка заявила о своем существовании в 1702 с момента издания «Ведомостей» – первой русс. печатной газеты указанию Петра I типограф. способом. До этого издавались рукопис. предшественники газеты «Куранты», «Вестовые письма». Цель изд-я: пропаганда внеш. и внутр. политики гос-ва. Петр I принимал участие в подготовке, редактировании, отборе мат-лов. Гл. содержание: информац. мат-лы и офиц. сообщения. Тематика: от полит. новостей до устройства лодки. В 1720 в газете появился 1-й репортер Яков Синявич.

В 1728 г. стала издаваться газета «С.-Петербургские ведомости» при АН, сменившая петровские «Ведомости». Это первая настоящая газета с пост. названием и периодичностью. Хар-р инф-ции – научная и научно-популярная + придворная + научн. хроника. Носила переводной хар-р. Уже в 1728 г. появился первый опыт издания русск. журнала под названием «Примечания». Тип: учено-литературный. С этим журналом связаны первые шаги Ломоносова как жур-та. Здесь в 1741 он работал автором и переводчиком. Были опубликованы некот. оды Ломоносова, переводы науч. статей. С 1748 по 1751 Ломоносов яв-ся фактически редактором газеты «С.-Петербургские ведомости». Сотрудничал Ломоносов и в журнале, издававшемся на лат. языке АН «Комментарий». В нем статья Ломоносова «О должности жур-тов», в кот. был сформулирован моральный кодекс жур-та, пишущего на научные темы, и вообще человека, берущегося публично давать оценку научным или иным явлениям действительности. Правдивость, умение правильно понять противника были провозглашены важнейшими проф. качествами жур-та.

По инициативе Ломоносова была создана вторая русс. газета – «Московские ведомости» - (издание Моск. Ун-та) -публиковались сведения о торжественных актах, новых курсах и лекциях, о диссертациях. Газета следила за успеваемостью студентов, печатала списки награжденных за успехи в науках, туда помещались объявления о купле-продаже, подрядах, новых книгах, велась придворная хроника. Еще ранее Ломоносов убедил правительство издавать академич. журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие»(1755), издание должно было популяризировать науку в массах. Тип: науч.-поп. и лит журнал. Редактором был Г. Миллер. Здесь печатались: А.Сумароков, В. Тредиаковский, М. Херасков, И.Елагин. Печатались статьи на тему экономики, торговли, лит-ры и искусства. Историч. статьи занимают значит. место. Свою ауд-ю издатели обозначили «Для всех». В осн. журнал заполнялся переводными мат-ми и по отделу наук, и по отделу лит-ры.

СМИ Волгоградской области.

Специфика телевидения и его место в системе средств массовой информации.

Специфика

Подобно радио, ТВ обладает и одновременностью и способностью прийти в дома людей. Поэтому оно и стало одним из главных средств информации. Характер аудитории, условия приема передач определяют также общность многих жанров и форм радио. и ТВ и, главное, совпадение их обществ функций. ТВ подобно кино обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность, идейно осмысливать ее как в игровых, худож., так и в документальных, публицистич. формах.

ТВ является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность ТВ объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового ТВ последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ. Во-вторых, экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, от радио, информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной и невербальной. Характер ТВ коммуникации усиливается персонификацией информации, ТВ в большом числе случаев подразумевает личностные контакты ведущего и участников передачи с аудиторией. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является самым уникальным свойством ТВ.

Ф – ции: 1)ИНФ. –употр здесь самом узком и конкр смысле: осведомл людей о событиях в стране и мире, показ новостей. Регуляр получ соц инф стало необх усл полноц участия в соврем жизни. Инф-ные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений сост опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные телепер распол в интервалах м\д вып новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиц места и времени в эфире – событие чрезв.2) Культ – просвет. к культуре имеет отнош люб телеп. есть прогр и особый канал на отеч тв, кот спец созд для приобщ аудит к достиж науки и к-ры. Тв приобщ зрит к цен к-ры, транслируя театр. спектакль или игровой фильм.. 3) Интеграт. Прогр долж сост внимат , чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной. Помимо нац и религ пр-ков обращ вним на соц, соц-псих, возр различ людей. Телевиз каналы удовлет, кроме того, потребность зрителя идентиф себя как с мировым сообщ в целом, так и с опред. группой людей, с их специфич интересами.. СОЦ - ПЕД.или управл ф-ция. Предпол прямую вовлеч ТВ в сист админ возд-вия на насел, в пропаг опред. образа жизни с соотв набором полит и духовно-нравс цен-стей. Степень этой вовлеч и мера воз-вия зависят от х-ра г-ва. ОРГАНИЗ.Отличается от управленческой, где формир мнений и побужд к д-ию исходят от пр-ва иных админ структур и осущ регул. ТВ само становится инициатором обществ акции, организуя совместные действия масс людей. Образоват. Телелекции в вузах. К Жур не отн. РЕКРЕАТБол-во рекреат телепр, лежат за пределами Жур-ки. отметим гранич с документалистикой игровые телесер, позвол аудит узнать о жизни разл слоев общ-ва, о заботах обычных людей. Жур-сты иногда прин уч в таких прогр в роли вед, а также редакт.

Заметка

На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент выпусков новостей. Заметка в словесной форме пере­дается без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный интерес, а съемки невозможны, либо видеоматериалы еще не получены.Новость одним предложением сообщает, кто, что, где и когда сделал, совершил. Причинно-следственные связи действия остаются «за кадром»

Отчет

Тематическая основа отчета -официальное событие значительного социального или государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события.

Интервью

Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах. Интервью для журналиста – это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой – публицисти. жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе ТВ передачи. Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам событий, ни интересовались мнением окружающих о важных событиях. Интервью – непременный элемент многих сложных ТВ форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи. Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики гос-ва. Интервьюируемый –официальное лицо высокого ранга. Информационное интервью. Цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт») Интервью-портрет – особая разновидностьТВ интервью с целью по возможности всестороннего раскрытия личности собеседника. Проблемное интервью (или дискуссия). Ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы. Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по опред. вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом

Репортаж

Наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики, оперативно сообщающий для телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Но в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информ. жанра. с одной стороны, телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, т.е. максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия. К типологич. особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС).

Комментарий

ТВ комментарий – это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами. Комментарий относится к аналитич. публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.

Обозрение

Обозрение – один из тради. аналитич. ж. публицистики. О. строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с опред. авторской целью; обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария; материал ограничен нередко хронологическими рамками. Предмет жанра – обществ. события, а цель – предъявление зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития. Воскресные вечерние передачи «Зеркало», «Итоги».

Беседа, дискуссия

Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью.

беседа – это специфич. ТВ жанр аналитич. публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Широко представлен в программах. Посвящен темам, представляющим обществ. интерес: политич., экономич., социальным, морально-этическим, научным. Иногда перетекает в дискуссию.

Дискуссия - жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллект. деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра.

Ток-шоу

Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма.Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов.

Пресс-конференция

Пресс-конференция – разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.

Любая пресс-конференция может стать одновременно ТВ передачей – в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес. Как правило, посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. В жанре заложена возможность разностороннего, глубокого освещения важнейших экономич., политич. или научных проблем.

Корреспонденция

Вместо «корреспонденция» на ТВ принято говорить: «передача». Подобно газетной корреспонденции, сообщает факты, причем проанализированные, обобщенные. Это жанр разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно огранич. масштабе. Тематика практически безгранична: с/х, искусство, бизнес, события междунар. жизни. Получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы конкретным, как правило, известным журналистом. В сущности, ТВ корреспонденция – экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи.

3.Очерк– пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом. Жизненный факт - основа очерка. Очерк – ядро телепублицистики художественной. Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, что как раз объясняется органичным сочетанием исследования документального материала и рассказа (эстетического освоения реальной действительности). Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художеств. обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Очерк выделяется построением, близким к композиции драматич. произведенийю. Предмет очерка – не столько результат человеч. деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.

Зарисовка– это жанр, где образность преобладает над информационностью. У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту, в котором автор должен отойти от сухой информационности и стараться использовать средства образности языка.

Эссе

Сочетает подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением, ориентированным на разговорную речь. Личностный, лирический характер ТВ коммуникации располагает к созданию худож.-публицистических сообщений в жанре эссе, поскольку структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики. Примером такой эссеистской стилистики может послужить работа в кадре – язык и способ выражения ведущего просветительного цикла «Цивилизация» Льва Николаева.

Фельетон и памфлет

Своеобразие сатирич.х жанров в ТВ программе объясняется тем, что именно сатира призвана выполнять важнейшую функцию социального «чистильщика», обличая пороки. Документальная природа ТВ многократно увеличивает действенность сатирич. телепередач. Фельетон – это ведущий сатирич. жанр. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирич. жанров. Широко используются в фельетоне приемы образного повествования. Обязательные элементы преувеличения обусловливают особый монтажно-изобразительный строй произведений, особое экранное решение, распространяющееся на выбор ракурсов, характер сцепления кадров, преобладание ассоциативного монтажа. Фельетон строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес и нередко изображает вполне реальных людей, с их подлинными именами. НТВ: «Куклы». Памфлет – злободневное публицистич. произведение, цель и пафос которого – конкретное социально-политич. обличение. Публицистичность здесь органично сочетается с худож. достоинствами сатиры. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер. Разница с фельетоном состоит в том, что последний касается единичных фактов, одного конкретного события, в то время как назначение памфлета состоит в критике системы взглядов.

16. Журналистские профессии на телевидении.

В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.

1. Телерепортер (корреспондент).

2. Комментатор.

3. Обозреватель.

4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).

5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).

6. Ведущий ток-шоу.

7. Ведущий информационной программы (в США бытует термин «анкормэн», что означает «человек-якорь», или словосочетание «ньюз презентер» – «представляющий новости»; иногда используют образное выражение «человек, делающий погоду», но всегда решительно отделяют данного специалиста от комментатора, репортера и т.п.).

Практика отечественного телеэкрана не всегда дает возможность увидеть какое-либо из перечисленных «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «переключения» на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы в каждый из моментов передачи выдерживались законы жанра, например интервьюирование не смешивалось бы с комментированием (а такой недостаток присущ в том же московском канале нескольким ведущим на протяжении многих лет. Да и в других программах случается, что интервьюер говорит значительно больше, чем его собеседник, считает себя обязанным высказаться по каждому поводу, заявить о себе и своих мыслях).

Обзор журналистских экранных профессий мы начинаем с профессии репортера, как самой массовой, самой многогранной, наиболее органичной для раскрытия способностей молодого журналиста. Профессия репортера (корреспондента) имеет множество разновидностей: репортер может специализироваться как «по горизонтали» – в определенной сфере человеческой деятельности (новости науки или медицины, уголовная хроника, политика, экология и пр.), так и «по вертикали» (все новости одного региона). Есть репортеры-универсалы, чья работа соответствует престижной газетной должности «специальный корреспондент» (в США таких называют «генералист»). Некоторые небогатые телекомпании предпочитают их узким специалистам. Такой репортер должен уметь применять наиболее общие принципы беспристрастного исследования к любому предмету

Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу «говорящих голов» в студии. Репортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам: 1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда

происходит нечто общеинтересное, общезначимое; 2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем, и, наконец, 3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.

Выполнение первой части задачи зависит и от самого репортера, и от сложившейся в данной телеорганизации системы работы. Система основана, как правило, на тщательном планировании событий, о которых что-либо можно узнать заранее (тогда репортерская группа прибывает на место заблаговременно), и оперативном реагировании на внезапно возникающие обстоятельства.

Оперативность репортера зависит и от его находчивости, и от имеющейся в его распоряжении техники, и от слаженности работы группы

Помимо общередакционного планирования новостей каждый репортер имеет свои источники «опережающей» информации: о готовящихся событиях, о том, что интересного происходит в различных сферах жизни. Просмотр больших и малых газет, прослушивание радио также позволяют журналисту постоянно быть в курсе происходящего и в случае необходимости быстро оказаться на месте события.

Выезжая на съемку, репортер в мыслях уже видит в общих чертах будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Закономерности связаны с ограничениями по времени: если планируется 20-секундный сюжет, то придется ограничиться самым общим представлением о событии; в наиболее распространенном, 60–75-секундном, уже надо заботиться о композиции и элементах драматургии.

Обвинения в предвзятости и подтасовке ответов нередко звучат после уличных опросов населения по какому-либо политическому поводу. Конечно, репортерский опрос далек от научно обоснованного, социологического. Говорить о репрезентативности не приходится. Порой редактор, давая задание, говорит: «Привезешь три положительных ответа и один отрицательный». Однако честный репортаж может нарушить такие замыслы. Так, 19 августа 1991 г. на фоне «всенародного одобрения» чрезвычайного положения потрясшим страну сообщением о сопротивлении стал репортаж С. Медведева; всем запомнились железные прутья в танковых гусеницах и живое кольцо москвичей у Белого дома.

Но все же основные вопросы репортера: где? кто? каким образом? когда? И лишь в случае необходимости уточняющее: почему? – и по возможности реже: что вы думаете по этому поводу?

КОММЕНТАТОР И ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Итак, комментатор появляется в новостной программе (или после нее), когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст.

Не все телевизионные организации могут позволить себе дорогое удовольствие содержать собственных комментаторов. Многие телестанции предпочитают приглашать для комментирования событий видных публицистов, политологов или иных специалистов, не работающих непосредственно на телевидении. По тому же пути шла и отечественная информационно-аналитическая телепрограмма «Итоги» (1992–1993).

Задача комментатора облегчается, если он имеет возможность пользоваться телесуфлером, т. е. читать свой текст в непринужденной манере, глядя словно бы в глаза зрителю и не скользя взглядом по пробегающим буквам.

Обозреватель – это специалист в какой-либо области, который ведет персональную телепередачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, это человек с богатым жизненным опытом: путешественник, объехавший весь земной шар, или космонавт, заслуженный врач или выдающаяся балерина. Разумеется, они должны прекрасно говорить о деле своей жизни, это непременный признак интеллигентного человека. Нужно еще «чувство камеры» – умение общаться с невидимой аудиторией, «талант популяризатора» – способность просто рассказать о сложном. По традиции журналист выполняет функции обозревателя чаще всего в тех случаях, когда речь идет о событиях в политической жизни страны и мира. Телевидение нередко приглашает на эту роль кого-либо из видных газетных публицистов, таких, как Генрих Боровик, Александр Бовин, Станислав Кондрашов.

ИНТЕРВЬЮЕР, ШОУМЕН, МОДЕРАТОР

Это три разные специализации телевизионного журналиста. Вдумчивый и пытливый интервьюер, динамичный и остроумный шоумен, спокойный до кажущегося равнодушия модератор. Выбор одного из трех амплуа может быть продиктован природным темпераментом журналиста, особенностями его характера. Но в основе всех трех разновидностей экранной работы лежит общение с людьми. Есть еще одна принципиально важная общая черта. Интервьюер, шоумен и модератор воздерживаются от высказывания собственных суждений. В этом противоположность их роли описанным выше комментатору и обозревателю. Если обозреватель, принимая гостя в студии, может пуститься в пространные рассуждения (особенно это было свойственно ведущим «Кинопанорамы» – от А. Каплера до Э. Рязанова), то интервьюер и шоумен проявляют свою индивидуальность лишь в продуманной постановке вопроса – такого, до которого не додумался бы обыкновенный телезритель, но направленного на получение интересной для всех информации. А модератор может многого добиться лишь настойчивостью и последовательностью, если кто-то из собеседников пытается увернуться от невыгодной для него темы.

Но начнем по порядку. Интервьюер – самостоятельная журналистская специализация, хотя нет журналиста, который не занимался бы интервьюированием.

Интервьюер должен быть настолько «в теме», чтобы позволить своему собеседнику любые отклонения, но в конце концов мягко и неотвратимо подчинить его своему стратегическому плану, использовать как материал для создания волнующего зрелища. Тон и атмосфера интервью не менее важны, чем содержание: ваш собеседник должен ощущать постоянный контакт с вашими глазами, а не с

телевизионной камерой. Опытные интервьюеры говорят о «флюидах», которые исходят из глаз, об интуиции и необъяснимой связи людей в настоящем диалоге

Позиция интервьюера высшего класса по отношению к собеседнику может быть разной – от глубокого сочувствия до шутливого. «пикирования», но в любом случае с первых фраз должна устанавливаться некая база для общения: если не киплинговское «мы одной крови – ты и я» (наилучший вариант для психологического портретирования), то российское «я тебя уважаю.

Не менее редкий талант – шоумен, ведущий «ток-шоу», или, по нашей старой терминологии, «массовой передачи». Слово «шоу» напоминает о том, что из словесной ткани искусно плетется нечто цельное, разговор становится зрелищем. В «ток-шоу» может быть превращено обсуждение подготовки крупного города к зиме или конкурс архитектурных проектов. Терпели неудачу в жанре ток-шоу и некоторые российские журналисты, привыкшие вести интервью с одним-двумя собеседниками и почувствовавшие неуверенность, оказавшись перед двумя сотнями незнакомых людей. «Держать» такую большую группу, формируя из людских характеров, темпераментов, пристрастий единое зрелище, – особая профессия. Это, так сказать, «массовик-затейник» высшего класса. Возможно, эта работа требует больше актерских, нежели журналистских, навыков: ведущая знаменитых когда-то передач «От всей души» народная артистка СССР Валентина Леонтьева прекрасно работала с аудиторией на документальном материале, подготовленном группой журналистов-исследователей.

Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны); после этих памятных передач 1986 г., ставших прорывом к правде и искренности, к взаимопониманию рядовых граждан Америки и России, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей, профессий и возраста. Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей. Эти передачи не сводятся к звучащей в них вербальной (словесной) информации, здесь все важно: выражения лиц, сомнения, паузы – и скрепляющая все печально-оптимистическая улыбка ведущего. Надо было иметь немалую смелость, чтобы в разгар межнациональных конфликтов, осенью 1992 г., собрать в студии подростков из всех «горячих точек» бывшего СССР. В результате разговоров с ведущим школьники пришли к великой и простой истине: выше всех национальностей то, что все мы люди; надо видеть в другом прежде всего человека. Можно только догадываться, сколь тщательно готовился журналист к этой передаче, как просчитывал возможные варианты ответов на свои вопросы и линию своего поведения в спонтанно возникающих противоречивых диалогах.

ВЕДУЩИЙ НОВОСТЕЙ

Телевизионный журналист, начинавший репортером в и.нформационной программе, может со временем занять высшую в иерархии престижности должность ведущего такой программы. Престиж обеспечивается ежедневным появлением на экране с самыми важными новостями дня

Ведущий новостей заменил в этой роли диктора вовсе не для того, чтобы изрекать собственное мнение и поучать зрителей. По сути, журналист делает то же, что и диктор: читает строчки, бегущие по телесуфлеру. Но зрителю передается чувство, что этот человек понимает то, что читает. В пору демократической эйфории 1992–1993 гг. некоторые ведущие новостей с помощью коллег из прессы пытались отстаивать свое право на

импровизацию. Но ничем, кроме конфуза, такая импровизация не кончалась. Например, вместо «использование военного самолета для служебных командировок» было сказано «пользование военным самолетом в личных целях» – и, поскольку речь шла о спикере парламента, для ведущей последовали неприятности.

Функции журналистики

1. Информационно-коммуникативная функция.СМИ – организации по производству и распростр. МИ. Следовательно, коммуникативная и информационная функции присущи им по определению.

Содержание коммуникативной ф. - охват рассредоточенных людей и общностей для организации соц. общения с расчетом на позитивные эффекты. Возникает возможность интеграции, совместных действий уже сложившихся общностей и формирования новых общностей, тех, что не могут существовать вне СМИ.

Условие выполнения коммуникативной функции – доступ к коммуникациям. Предполагает возможность для представителей соц. слоев иметь технич. средства приема инф-ции и мин. уровень платежеспособности для приобретения печатных изданий.

СМИ способны обеспечивать связи по вертикали «власть – общество» и по горизонтали (между различ. частями общества). В рез-те происходит обслуживание СМИ предметной деят-ти, приобщение аудитории к определенным ценностям. СМИ передают знания, нормы, ценности, опыт деятельности и сами участвуют в их формировании. Это формирует психологическую общность. А на этой основе возможна и общность действий.

Содержание информационной ф.: производство и распространение инф-ции на масс. аудиторию с учетом разнообразных характеристик аудитории в целях обеспечения совместной деят-ти людей. Решающее значение имеет доступность смысла инф-ции для неспециализированного сознания.

СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей природной и соц. среде, строить свою жизнь с учетом происходящего. Поэтому инф-ция должна быть: • актуальной • предупреждающей об опасности как природного, так и соц. плана, • своевременной, чтобы быть использованной в нужный момент; • общезначимой • полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящего, • объективной, чтобы полученная инф-ция позволяла адекватно реагировать на происходящее • разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне.

СМИ, скатывающиеся к простому развлечению аудитории, в конце концов теряют ее. Но и сами изменяют своему исконному назначению, рискуют стать ненужными. К проблемам манипулирования обществ. мнением относится функция формирования повестки дня. Далеко не всегда проблематика, задаваемая СМИ, соответствует действительно важным для общества проблемам. Теория формирования в СМИ повестки дня описывает воздействие масс-медиа, заставляющее индивидов считать некоторые явления и события, с которыми они знакомятся через СМИ, более важными, чем другие. Согласно этой теории «...те, кто контролируют информационные СМИ, решают, что должно сообщаться публике.

2. Ценностно-регулирующая функция – координация отношения людей к тому, что происходит в действительности. Ф. выполняется не столько через обмен знаниями о действительности, сколько через формирование отношения к ним.

В СМИ идет процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с опред. ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение опред. норм. Ценности — ориентиры по оценочным шкалам: «хорошее — плохое», «высокое — низменное», «одобряемое — осуждаемое». Такие значения и шкалы создает не сама жур-ка, она их выражает, транслирует, применяет к происходящему, формулирует, проверяет фактами, дает публичный выход разным ценностным системам. Необходимость ценностно-регулирующей функции вытекает из потребности общества в интегрирующих механизмах. СМИ участвуют в социализации личности. Благодаря регулярному влиянию СМИ способны навязывать опред. нормы, стандарты мышления и поведения. Управлять этим процессом может власть или иные силы.

Связана с функцией социальной адаптации - способствует приспособлению членов аудитории к условиям жизни в конкретной окружающей среде, социализации, усвоению социально-культурного опыта, знаний, норм, ценностей, традиций.Интегрирующая функция направлена на сохранение целостности общества и гос-ва; нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия путем снятия напряжения в обществе, перевода соц. конфликта в диалог. Регулирующая функция подразумевает широкий набор целей, формируемых гос. с-мой в качестве подфункций: а) Регламентирующая подфункция осуществляется путем информирования ауд-и о законах и нормах, определяющих характер и деят-ть гос. и обществ. с-мы, С помощью этой подфункции в обществ. сознании формируется образ законопослушного, инициативного гражданина. б) Социально-организационная пф. нацелена на достижение опред. перемен в соц. практике, в поведении соц. институтов, соц.групп, общностей индивидов. СМК могут добиваться опред. соц. действий в среде жизнедеят-ти своей аудитории путем анализа фактов и явлений, критики недостатков, рекомендаций по их устранению.в.) Контролирующая подфункция(с помощью СМИ организуется контроль над

Наши рекомендации