Отчего мы отталкиваемся? Какова наша цель? Каким путем мы намерены идти? С помощью каких методов и способов мы хотим достичь желаемого результата?

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ

«Будет воля – будет путь»

А.Энштейн

Конференция. Зачем?

Задумывая научно-практическую конференцию «Вятка: возвращение имени», ее организаторы преследовали одну главную цель – определить систему координат региональной общественной организации «Возрождение Вятки». Иначе говоря, точки опоры, метки отсчета, направление движения.

Отчего мы отталкиваемся? Какова наша цель? Каким путем мы намерены идти? С помощью каких методов и способов мы хотим достичь желаемого результата?

И не случайно, и не по накатанному шаблону конференция имела статус научной и практической. С помощью ученых историков, краеведов, психологов, этимологов, лингвистов, педагогов, психологов, социологов и практических работников образования, культуры, архитектуры, литературы, искусства, служителей духа и веры, представителей законодательной и исполнительной власти, неравнодушной общественностимы постарались доказать объективную необходимость и практическую возможность, как возвращения городу имени «Вятка», так и возрождения и сохранение духовно-нравственных ценностей вятского этноса, культуры, обычаев, традиций, складывавшихся в Вятском крае на протяжении почти десяти веков!Доклады и выступления участников конференции, приветственные слова в ее адрес – тому свидетельство.

Обобщение сказанного в стенах Кировского областного краеведческого музея дает ясное и исчерпывающее объяснение, тому, что возвращение имени «Вятка» есть предпосылка и условие в целом возрождения вятских, особенных этнических, духовных, нравственных ценностей, без которых жизнь каждого вятчанина становится сугубо материальной, рефлекторной, подчиненной одним инстинктам, а не душе или здравому смыслу. Неполной, ущербной, неблагородной, примитивной, куцей, безликой и скучной. Как жизнь заключенного в острог человека: под номером без имени или обозначенного кличкой, которая обречена быть исключительно его «погонялом», а не судьбоносным свидетельством родины и любви.Либо и вовсе – винтиком в механизме неизвестного назначения.

Почему – Вятка?

«Вятка» - имя. Все имеет свои имена и названия. Стол не называют стулом, а окно дверью. Люди имеют имена. И родителям не все равно, какое имя дать своему любимому чаду. Именно любимому. Потому что хочется назвать его ласково, нежно, достойно и судьбоносно. Говорят, «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Почему эти слова запоминаются так легко? Потому что они емко отражают аксиоматичное убеждение людей, что имя призвано отражать сущностное, содержание того, кто (что) это имя носит и, как бы, задает программу его бытия на весь отведенный срок. Каждое имя имеет свое значение и толкование. А фамилия – тем более. Обратитесь к своим именам и фамилиям – о чем они вам говорят?

Вот и имена городов имеют свой смысл, толкование, за которыми стоит вековая история. «Вятка» - название реки и города, на которой он стоит. Толковый словарь слов финно-угорской языковой группы, к которому относится слово «Вятка», так формулирует его значение: «тихий, мягкий, глубокий».

Почему – «возрождение»?

Если говорить только о названии города, о «Вятке», то его городу надо возвратить. Почему же речь идет о возрождении?

Конечно, имеется в виду не физическое, не материальное восстановление города, хотя и здесь архитекторам и надо поработать: восстановить разрушенные по идеологическим мотивам храмы и сохранить, реставрировать старые постройки, представляющие, представляющие культурную ценность. Речь идет о духовном возрождении того, что было безосновательно зачеркнуто после 1917 года, и о возвращении к традиционным ценностям в том виде, в котором они существовали, в «Старой Вятке» (по Владимиру Любимову). Речь идет о веровании и о вере в целом, о больших и крепких семьях, о сельской и городской общности соседей, земствах, взаимопомощи, личном предпринимательстве, не противоречащим общему интересу, ремеслах, меценатстве, народных праздниках и массовых гуляниях. Наконец, о любви, в основе которой не только физическая, но, прежде всего, мировоззренческая и духовная близость. О чистоте в природе и о не менее востребованной сегодня информационной экологии.

Технический прогресс, совершенствование всяческих технологий, нерегулируемый общественностью бизнес, растущая власть денеги товаров, которые стали ценностью сами по себе в отрыве от их функционального предназначения, приводит к перерастанию простого потребления в потребительство, благополучия в накопительство. Универсальность денежных купюр нивелирует все. Богатому и устремленному к богатству не нужен национальный мундир, не важны пол, нравственный статус, культура, дружба, любовь, взаимопомощь. Все это уводит эволюцию в сторону рассыпания общества, к индивидуализму, утилитарности, рационализму и прагматизму. Отсюда – рост разводов и распад семей, появление ювинальной юстиции - своеобразное обобществление процесса воспитания детей,стирание гендерных различий, эвтаназия, телевизионная и интернет-зависимости, разгул насилия, пьянства и наркомании.

Существенно нарушено духовное единство горожан и земляков, разрушаются общественные связи, люди превращаются из друзей в партнеров, которые поддерживают не товарищеские, а взаимовыгодные связи; материально выгодные.

Трудность состоит еще в том, и она едва ли не основная, что мнение не просто надо изменить, надо сделать так, чтобы оно появилось как таковое, победить безразличие и восстановить потребность в духовности.

Многим кировчанам все равно, как называется их город. На карте его вообще можно обозначить «№ 43» в их понимании. Обыватель просыпается, завтракает и спешит на работу зарабатывать деньги. Потом ест, пьет. Покупает машину, квартиру. Устраивает праздник, веселится с бутылкой за столом, смотрит сериал и ложится спать. Чтобы утром снова идти на работу делать карьеру ради денег. Это печально. И страшно. Происходит деструктивный процесс разрушения полноценной личности. Духовный мир сужается и исчезает, человек превращается в механизм, потребляющий материальные ценности, словно бензин или машинное масло. Общность не востребована. Люди в своей массе составляют лишь совокупность автономных и самодостаточных единиц. О такой печальной перспективе общества как никто лучше рассказывают интеллектуальные лидеры т.н. западной культуры и цивилизации, которая ближе других культур продвинулась по дороге деструктивизма.

Некоторые пошли дальше и говорят о «концеистории»(североамериканский японец Ф.Фукуяма) и, даже, о конце рода человеческого, во всяком случае, в том виде, в каком он нам представлен сегодня:«…человечество должно исчезнуть, дать жизнь новому роду, бесполому и бессмертному, тем самым преодолев индивидуальность, разобщенность и понятие будущего.»(французский писатель и философ М.Уэльбек, «Элементарные частицы»).

Только отчаявшийся пессимист может написать такое. Признаки «заката» (немецкий историк О.Шпенглер, «Закат Европы») есть и у нас, в Вятке. Мы уже ступили на этот путь умирания или мутации. Пора стряхнуть с себя координаты ложных и противных человеку ценностей идеологий, обращенных к низменным, самым примитивным и поэтому наиболее отзывчивым инстинктам, привычкам и свойствам людей: вражда, накопительство, страх!

Конференция удалась.

Ученые показали:

1. Имя "Вятка" адекватно отражает местную историю, этнос, культуру и привязана к людям, которые здесь заселились в 12-14 вв. Это имя уникально.

2. Имя "Киров" - это своевольное решение кучки властных лиц, вопреки желанию местных жителей. Оно юридически и исторически не обосновано.

3. Население города безразлично или противоречиво по отношению к наименованию города; голоса "за» "Вятку", "за» "Киров", «все равно" - примерно равновесны, а "все равно" плюс "за» "Киров" - осложняет процесс возвращения имени "Вятка".

4. Поэтому для возвращения имени "Вятка" нужна большая и, возможно, длительная просветительская, образовательная, идеологическая, медийная работа по пробуждению и конструированию гражданского сознания вятчан (горожан) в целях их самоидентификации и позиционирования, именно, как вятчан, вятских, живущих в Вятке на Вятской земле.

5. Поскольку возвращение имени "Вятка" по действующему закону возможно лишь при поддержке городской и областной Думы (законодательных собраний), то работа организации "Возрождение Вятки" предполагает и политические усилия по взаимодействую с депутатами и администрацией города и области.

А.Энштейн бы мне простил.

Александр А. Котов,

Октября 2017 г.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ

«Будет воля – будет путь»

А.Энштейн

Конференция. Зачем?

Задумывая научно-практическую конференцию «Вятка: возвращение имени», ее организаторы преследовали одну главную цель – определить систему координат региональной общественной организации «Возрождение Вятки». Иначе говоря, точки опоры, метки отсчета, направление движения.

Отчего мы отталкиваемся? Какова наша цель? Каким путем мы намерены идти? С помощью каких методов и способов мы хотим достичь желаемого результата?

И не случайно, и не по накатанному шаблону конференция имела статус научной и практической. С помощью ученых историков, краеведов, психологов, этимологов, лингвистов, педагогов, психологов, социологов и практических работников образования, культуры, архитектуры, литературы, искусства, служителей духа и веры, представителей законодательной и исполнительной власти, неравнодушной общественностимы постарались доказать объективную необходимость и практическую возможность, как возвращения городу имени «Вятка», так и возрождения и сохранение духовно-нравственных ценностей вятского этноса, культуры, обычаев, традиций, складывавшихся в Вятском крае на протяжении почти десяти веков!Доклады и выступления участников конференции, приветственные слова в ее адрес – тому свидетельство.

Обобщение сказанного в стенах Кировского областного краеведческого музея дает ясное и исчерпывающее объяснение, тому, что возвращение имени «Вятка» есть предпосылка и условие в целом возрождения вятских, особенных этнических, духовных, нравственных ценностей, без которых жизнь каждого вятчанина становится сугубо материальной, рефлекторной, подчиненной одним инстинктам, а не душе или здравому смыслу. Неполной, ущербной, неблагородной, примитивной, куцей, безликой и скучной. Как жизнь заключенного в острог человека: под номером без имени или обозначенного кличкой, которая обречена быть исключительно его «погонялом», а не судьбоносным свидетельством родины и любви.Либо и вовсе – винтиком в механизме неизвестного назначения.

Почему – Вятка?

«Вятка» - имя. Все имеет свои имена и названия. Стол не называют стулом, а окно дверью. Люди имеют имена. И родителям не все равно, какое имя дать своему любимому чаду. Именно любимому. Потому что хочется назвать его ласково, нежно, достойно и судьбоносно. Говорят, «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Почему эти слова запоминаются так легко? Потому что они емко отражают аксиоматичное убеждение людей, что имя призвано отражать сущностное, содержание того, кто (что) это имя носит и, как бы, задает программу его бытия на весь отведенный срок. Каждое имя имеет свое значение и толкование. А фамилия – тем более. Обратитесь к своим именам и фамилиям – о чем они вам говорят?

Вот и имена городов имеют свой смысл, толкование, за которыми стоит вековая история. «Вятка» - название реки и города, на которой он стоит. Толковый словарь слов финно-угорской языковой группы, к которому относится слово «Вятка», так формулирует его значение: «тихий, мягкий, глубокий».

Наши рекомендации