Тема 4.2. Синтаксические нормы

Содержание темы

Словосочетание.Грамматические и смысловые связи в словосочетании. Синонимическое употребление предложных и беспредложных конструкций.

Типичные ошибки в построении подчинительных словосочетаний: пропуск обязательных членов, смешение с близкими по смыслу, но грамматически отличными структурами; ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова; ошибки в управлении при словах-синонимах.

Логическая, смысловая и грамматическая однородность в синтаксических структурах с сочинительной связью. Общий управляющий и общий управляемый компонент при сочинении.

Предложение. Коммуникативный синтаксис. Общие понятия теории актуального членения. Тема, рема. Порядок слов и его стилистическая оценка. Стилистическое использование различных типов простого предложения.

Подлежащее. Классификация подлежащего по способу его выражения. Согласование сказуемого с подлежащим. Сказуемое. Глагольное сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Выражение сказуемого личным глаголом. Аналитические формы глагола. Инфинитив. Типы осложненного глагольного сказуемого. Сложное глагольное сказуемое. Именное сказуемое. Употребление составных именных сказуемых.

Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованное определение. Несогласованное определение. Приложение. Приложения в служебных документах. Дополнение. Обстоятельства. Средства выражения обстоятельства. Семантические типы обстоятельств.

Однородные члены предложения. Сочинительная связь. Общие свойства сочинительных конструкций. Грамматика сочинения. Семантика сочинений. Число в сочинительных конструкциях.

Место вводных слов в семантической структуре предложения. Семантика показателей достоверности.

Стилистическое использование конструкций с отглагольными именами существительными. Конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм имен существительных.

Сложное предложение. Сочинение и подчинение в сложном предложении. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений.

Параллельные синтаксические конструкции и их стилистическая оценка.

Практическое занятие «Синтаксические нормы в современном русском языке» (форма обучения: очная, очно-заочная)

1. Предложение как коммуникативная единица языка и его структурные элементы

2. Согласование грамматических форм в предложении

3. Типичные ошибки в построении подчинительных словосочетаний

4. Синтаксические структуры с сочинительной связью

Тренинг по теме «Использование параллельных синтаксических конструкций при редактировании текстов» (форма обучения: очная)

1. Употребление деепричастных оборотов

2. Активные и пассивные конструкции

Практическое занятие. Итоговая контрольная работа по теме «Нормы современного русского литературного языка» (форма обучения: очная, очно-заочная)

Практическое занятие «Нормы современного русского литературного языка» (форма обучения: очная)

1. Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками

2. Согласованные и несогласованные приложения

Практическое занятие «Нормы современного русского литературного языке» (форма обучения: заочная)

1. Трудные случаи употребления грамматических форм слов в официально-деловой речи

2. Итоговая аудиторная контрольная работа

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы,

подготовки к практическим занятиям

Системное описание грамматических категорий всех классов слов (частей речи) представлено в академических грамматиках русского языка, многочисленных учебниках и учебных пособиях для высших учебных заведений; морфологические нормы, а также некоторые синтаксические нормы (например, нормы управления) фиксируются в словарях. И если возникают трудности в выборе той или иной формы слова, необходимо обращаться к справочной литературе. Особое внимание следует обратить на вариантные морфологические формы слов, активно используемых в деловой речи.

Для изучения особенностей языка специальности (профессионального подъязыка) рекомендуется концентрировать внимание на языковые клише, активно функционирующие во всех жанрах научного и официально-делового стилей.

Раздел 5. Стилистические нормы современного русского

литературного языка

Тема 5.1.Научный стиль

Содержание темы

Основные черты научного стиля: точность, логичность, объективность и абстрактность изложения. Особенности функционирования лексической системы в научной речи. Общенаучная и специальная, терминологическая лексика. Характерные для научного стиля словообразовательные модели. Морфологические нормы научного стиля: причастные и деепричастные формы глагола; ограничения в сфере функционирования форм времени и лица глагола; морфологические характеристики имен, функционирующих в научном стиле. Синтаксические нормы научного стиля.

Жанры письменной научной речи. Научная статья. Монография. Аннотация, реферат, конспект, тезисы. Композиция научного письменного текста. Языковые средства организации научного текста. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.

Практическое занятие «Жанры научной речи» (форма обучения: очная)

1. Текст и его качественные характеристики.

2. Жанры письменной научной речи (аннотация, реферат, конспект, тезисы).

Тема 5.2.Официально-деловой стиль

Содержание темы

Основные черты официально-делового стиля: точность, стандартизованность, волюнтативный характер изложения. Стандарт и штамп, их различия. Активные словообразовательные модели. Языковые и текстовые нормы официально-делового стиля. Законодательный, управленческий и дипломатический подстили. Сфера их применения и функции. Жанры официально-деловой речи. Устная деловая речь. Деловая беседа.

Практическое занятие «Жанры деловой речи» (форма обучения: очная, очно-заочная)

1. Документные жанры.

2. Клише деловой речи

3. Редактирование служебных документов.

Тема 5.3.Публицистический стиль

Содержание темы

Условия функционирования; жанры публицистического стиля. Информационно-содержательная и эмоционально-воздействующая функции публицистического стиля. Чередование экспрессии и стандарта как конструктивный принцип организации публицистических текстов.

Устная публицистическая речь. Дискуссия и диспут. Ораторская речь.

Тема 5.4.Разговорно-обиходный стиль и разговорная речь

Содержание темы

Условия функционирования разговорно-обиходного стиля; его тематическая ограниченность. Языковые средства, характеризующиеся разговорной стилистической окраской.

Устная разговорная речь. Беседа.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы,

подготовки к практическим занятиям

При изучении пятого раздела «Стилистические нормы современного русского литературного языка» осмысление теории функциональных стилей русского языка необходимо сочетать с решением задач практической стилистики - созданием собственных текстов определенного коммуникативного назначения и анализом использованных стилистических ресурсов в текстах, созданных не для дидактических целей и нередко отличающихся взаимопроникновением стилей. Особое внимание в процессе освоения программного материала уделяется жанрам, актуальным для учебной научной деятельности и делового профессионального общения.

Выполнению заданий должно предшествовать глубокое изучение теоретического материала. Следует усвоить дифференциальные признаки всех функциональных стилей и при анализе текстов учитывать не только собственно языковые характеристики, но ряд экстралингвистических факторов, которые четко проявляются при восприятии текста (тематика, цель создания текста, степень официальность и др.).

Каждый функциональный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет свою сферу применения, свой круг тем. Каждый функциональный стиль характеризуется определенными условиями общения. Наконец, каждый функциональный стиль имеет общую коммуникативную установку, главную задачу речи. Эти внешние (экстралингвистические) факторы определяют языковой облик функциональных стилей.

Функциональный стиль располагает набором характерных слов и выражений, однако степень насыщенности ими текстов может быть различной. Иногда их доля вообще может быть незначительной, но они определяют языковой облик стиля. Основу каждого стиля составляют межстилевые слова, обеспечивающие единство литературного языка. Будучи общелитературными, они объединяют все функциональные стили, не позволяя им превратиться в специальные языки.

Необходимо помнить также то, что общими для всех функциональных стилей являются и грамматические средства. Грамматика едина, однако каждый стиль по-своему использует ее потенциальные возможности, оказывая предпочтение тем или иным грамматическим формам и конструкциям. Таким образом, особый пласт языковых средств функционального стиля составляют стилистически не маркированные средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), которые становятся приметой стиля в силу их количественного преобладания в данном стиле.

Раздел 6. Современная коммуникация и правила

речевого общения

Наши рекомендации