Социология управления: от группы к команде
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ОТ ГРУППЫ К КОМАНДЕ
Учебное пособие для студентов
Ростов-на-Дону
ББК 60.5я7 + УДК 06
Большакова Г.И., Тельных Н.В.
Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. – 140 с.
Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций по темам курса «Социология управления» и построено в соответствии с новым государственным образовательным стандартом высшей школы. В пособии дано целостное представление об основных формах использования человеческого потенциала в процессе эффективного управления. Простота и доступность изложения позволяют использовать данное учебное пособие в процессе подготовки к экзамену или для самообразования. В конце каждой темы приводится список литературы.
Пособие адресовано прежде всего студентам очной и заочной формы обучения РГУПС.
Табл. 6. Ил. 10. Библиогр.: 48 назв.
Рецензент д-р социол. наук, проф. И.В. Мостовая
Большакова Галина Ивановна
Тельных Нина Васильевна
Социология управления: от группы к команде
Учебное пособие
Редактор Н.С. Федорова
Технический редактор и корректор Н.С. Федорова
Подписано в печать 25.12.03. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 8,12.
Уч.-изд. л. 7,77. Тираж 100 экз. Изд. № 53. Заказ № 860.
Ростовский государственный университет путей сообщения.
Ризография РГУПС.
Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д, пл. Народного ополчения, 2.
© Ростовский государственный университет путей сообщения, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. РАЗВИТИЕ НАУК «СОЦИОЛОГИЯ» И «УПРАВЛЕНИЕ» КАК БАЗА ВОЗНИКНОВЕНИЯ «СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ»
1.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1.3. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.4. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Литература
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Литература
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАЙРО-МЕТОДА В ОРГАНИЗАЦИОННОМ РАЗВИТИИ
3.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ»
3.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕННОСТИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
3.3. ПРОГРАММА РАБОТ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ
3.4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ
3.5. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
3.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАЙРО-МЕТОДА В ОР
Литература
ГЛАВА 4. ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ГРУПП И КОМАНД
4.1. РОЛЬ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
4.2. ПОНЯТИЕ КОМАНДЫ
4.3. ТИПЫ КОМАНД
4.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В КОМАНДНОЙ РАБОТЕ
4.5. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУПП И КОМАНД
Литература
ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
5.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
5.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
5.3. УСВОЕНИЕ РАБОТНИКАМИ ЭЛЕМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
5.4. СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
5.5. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
5.6. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
5.7. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
5.8. ЗАПАДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
5.9. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПАТОЛОГИЯ
5.10. УПРАВЛЯЕМОСТЬ
5.11. НОВОВВЕДЕНИЯ
5.12. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
5.13. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемым атрибутом любой системы – биологической, технической или социальной – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение цели (целей) системы. В нашем современном обществе происходят глубинные трансформации: в социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике – от централизованно-планируемого развития народного хозяйства к рынку, в духовной жизни – от идеологического монополизма и диктата к плюрализму, в личной жизни отдельного человека – от единообразия ценностных ориентации и смысложизненных установок к свободному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения. В этих условиях существующая и функционирующая в обществе система управления не может оставаться неизменной, а трансформации, происходящие в ней, скорее всего, более фундаментальные и глубокие, чем в остальных сферах человеческой деятельности.
Под управлением понимается систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности (одного человека, группы лиц или специально созданного органа) на социальный объект, в качестве какового может выступать общество в целом, его отдельная сфера (например, экономическая или социальная), отдельное предприятие, фирма и т. п., с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, динамическое равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели. Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни людей, мотивацию их интересов, их ценностные ориентации. Разумеется, с изменением условий жизнедеятельности людей, особенно таких радикальных, как смена форм собственности, системы государственного устройства, типа и форм власти, отношений господства и подчинения, иерархии ценностей и стереотипов поведения большинства населения на протяжении последнего десятилетия XX века, протекали очень существенные, правильнее сказать, фундаментальные преобразования в управленческой деятельности, в структуре и функциях управления, в процедурах разработки, принятия и осуществления управленческих решений. В этих условиях происходит смена управленческих кадров, а значительная часть новых людей, начинающих профессионально заниматься управленческой деятельностью, тем более тех, кто только готовится к этому, не обладают необходимой управленческой грамотностью. Именно этим объясняется введение в высших учебных заведениях преподавания курса социологии управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атаманчук Г.В. Управление – социальная ценность и эффективность. М., 1995.
2. Бабосов Е.М. Социология. Минск, 1998. Гл. 1.Объект, предмет и задачи социологии. Гл. 32. Социальное управление.
3. Бобышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли. М., 1985.
4. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989. Кн.1 и 2.
5. Истоки российского менеджмента. М.: Луч, 1997.
6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие. М.: Дека, 1997.
7. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуативный анализ управленческих функций. М., 1981. Т. 1, 2.
8. Мертон Р. Явные и латентные функции //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
9. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1973.
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. Гл. 2. Эволюция управленческой мысли.
11. Социология: наука об обществе / Под. ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. Харьков, 1996.
12. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова и др. М.: НТООО «Тетра-Систем», 1998.
13. Парсонс Т. Функциональная теория изменения //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
14. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж: Воронеж. гос. арх.-строит. акад., Высшая школа предпринимателей, 1995.
15. Тэйлор Ф. Научная организация труда //Управление – это наука и искусство. М., 1992.
16. Удальцова М.В. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
17. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра–М, 1998.
18. Файоль А. Общее и промышленное управление //Управление – это наука и искусство. М., 1992.
19. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросает, Книжный дом «Университет», 1998.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство // Социологические исследования. 1995. № 11.
2. Блау П. Исследование формальных организаций // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
3. Большакова Г.И., Тельных Н.В. Социология управления. Ростов н/Д: РГУПС, 2003.
4. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972.
5. Комаров М.С. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе // Введение в социологию. М., 1994.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 1992. Гл. 1. Организация, менеджеры и успешное управление; Гл. 2. Управление производительностью: комплексный подход.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ
Организационное развитие изучает людей и организации, людей в организациях и их функционирование, а также занимается планированием и реализацией изменений, которые необходимо провести в организациях, чтобы люди, группы, команды и организации в целом работали лучше. Планируемые изменения требуют создания чувства общности, постоянной напряженной работы, систематизации, ориентированного подхода к решению задач и необходимые знания об организационной динамике и процессе изменений.
Термин «изменение» относится к любым преобразованиям, происходящим в окружающем нас мире. К. Девис использует аналогию с воздушным шариком, чтобы проиллюстрировать факт изменений: пусть ваш палец – это изменение, а шарик – это организация. Когда ваш палец надавливает на оболочку шарика, его рельеф в точке контакта существенно изменяется. Это давление, моделирующее изменение, вызывает очевидное отклонение в точке нажима. Хотя и не так очевидно, но верно также и то, что весь шарик затронут и незначительно растягивается. Это сравнение показывает, что изменение в любой части организации имеет тенденцию затрагивать ее в целом. Согласно системному подходу в управлении, организация – система. Системы действуют, сохраняя равновесие взаимосвязанных частей.
Продолжая аналогию с шариком, К. Девис предлагает представить, что молекулы воздуха отображают служащих фирмы.
Очевидно, что те, кто находится в точке нажима, должны приспособиться к изменениям в первую очередь. Хотя изменение не затронуло их напрямую, оно отразилось на них. Организационное изменение может не приводить к увольнению кого-либо, но служащие могут быть перемещены и должны будут приспособиться к новым ситуациям.
Если надавливание повторять в одной и той же точке, то это приводит к ослаблению оболочки шарика в этой точке. То же самое и в организации. Давление и движение порождают трение и тепло. В конце концов может произойти разрыв, и организация может потерпеть крах или получить серьезные повреждения.
Организация гораздо сложнее шарика, а реальные люди, в отличие от молекул, не настолько свободны и подвижны, как молекулы в шарике. Эта аналогия направлена на то, чтобы продемонстрировать явление, которое К. Девис назвала молекулярным равновесием. Организации также стремятся к равновесию, в том числе и к равновесию своей социальной структуры. Это означает, что люди знают, чего ожидать от разнообразных взаимоотношений в их окружении. Они знают, как поступить по отношению друг к другу, как выполнять свою работу и что ожидать дальше. Когда есть равновесие, индивидам легче приспособиться. Изменения требуют новой регулировки и нового равновесия. В общем виде целями управления по отношению к изменению являются: 1) принятие этого изменения; 2) восстановление группового равновесия и личностное приспособление, нарушенное изменением.
Изменения в организации различаются по некоторым параметрам. Они могут быть запланированными и незапланированными; величина и важность изменений может быть большой и малой; изменение может влиять на всю организацию в целом или только на несколько моментов организации; изменение может быть быстрым (революционным) и медленным (эволюционным); новое положение дел в организации может быть полностью отличным от старого положения (фундаментальное изменение) или же новое состояние имеет старую природу и только новые черты и характеристики (поверхностное изменение).
Важно уметь отличать особенности изменений, особенно сейчас, когда многие российские предприятия оказались в кризисе, поскольку разные изменения требуют разных шагов и действий от руководителя. Одной из причин кризиса предприятий явилось то, что персонал предприятий и прежде всего руководители оказались не готовы пойти на необходимые изменения.
Для большинства организаций приспособление к изменившейся внешней и внутренней среде осознается, и проведение изменений становится для них самой насущной и актуальной задачей. Однако мало согласиться с существованием и важностью этой проблемы. Нужно знать, как планировать и проводить изменения в организации.
Файро-теория У. Щутца
В русле гуманистического подхода работает и американский исследователь У. Щутц, предложивший трехмерную теорию межличностного поведения – FIRО (Файро)-теорию. Термин «Файро» происходит от начальных букв словосочетания Fundamentanal Interpersonal Relation Orientaitions и выражает основную идею этой теории в двух аспектах:
1) основы межличностных отношений;
2) основные ориентации межличностных отношений.
Каждый человек ориентирован вести себя в межличностном плане по отношению к другим характерным для него способом. Знание этих ориентаций позволяет понять как индивидуальное поведение человека, так и процесс его взаимодействия с другими.
Свою работу над Файро-теорией У. Шутц начал в 1952 г. после получения им в 1951 г. степени по психологии, когда был призван на действительную военную службу в ВМФ США. В армии он начал свою работу, завершившуюся открытием Файро, в научно-исследовательской лаборатории военно-морского флота США в Вашингтоне, а позднее продолжил ее в дивизионе системной координации ВМФ США. Целью исследования было «понимание и улучшение поведения СIС» – боевого информационного центра, расположенного на корабле главнокомандующего.
Объектом изучения была группа из нескольких мужчин-военнослужащих, работающих в небольшом помещении. В их обязанности входило получение информации с различных кораблей ВМФ, сопоставление, оценка и распространение определенных блоков информации по кораблям с использованием методов радиолокации.
Позднее работа была продолжена в Тафтском колледже в департаменте системного анализа, затем проект был переведен в Гарвардский университет в департамент социальных отношений. В 1957 г. работа была закончена, и в 1958 г. Гарвардским университетом была выпущена книга «Файро».
В последующие годы исследование межличностных отношений с использованием Файро-теории и Файро-метода продолжалось в различных областях:
• при изучении совместимости реально существующих в жизни диад, таких, как начальник – подчиненный, врач – больной, преподаватель – студент. Эти исследования показали, что в целом позитивный эффект является результатом совместимости, например, студенты лучше учились, подчиненные лучше работали, больные быстрее поправлялись;
• в семейном консультировании и при выборе спутника жизни;
• для измерения изменений в межличностных отношениях во время проведения семинаров Т-групп (группы встреч) или тренингов чувствительности;
• в клинической работе. Было проведено исследование взаимосвязи между Файро-категориями и категориями классической психиатрии;
• при объяснении взаимосвязи Файро-измерений межличностных потребностей с такими измерениями, как потребность в принадлежности, социально-классовые различия, научная креативность, различия между профессиональными группами.
• при формировании и обучении команд для терапевтических и тренинговых групп, для групп принятия и выполнения решений и др. Файро-техники совместимости использовались как метод построения групп.
В настоящее время идет исследование новых сфер применения Файро-теории.
Одним из базовых понятий Файро-теории является понятие межличностных потребностей. Предполагается, что: а) каждый человек имеет три межличностные потребности: присоединения, контроля, открытости; б) присоединение, контроль и открытость составляют достаточное количество сфер межличностного взаимодействия, чтобы объяснить межличностный феномен и предсказать межличностное поведение.
Концепция межличностной потребности часто называется социальной потребностью. Термин «межличностные» относится к отношениям, имеющим место между людьми. Межличностная потребность – это потребность человека, заключающаяся в необходимости установить удовлетворяющие его отношения с другими людьми. Под «отношением» понимается число обменов между этим человеком и другими и степенью, в которой он инициирует поведение сам и получает поведение от других. Межличностные ситуации влияют на поведение человека. Поведение в группе отличатся от поведения, когда человек не представлен другим людям. Межличностная ситуация имеет место при взаимодействии двух или более человек, когда эти люди используют друг друга для некоторых целей или для принятия решений. Межличностная ситуация, имеющая место в определенный период времени, может быть описана с точки зрения третьего человека, например наблюдателя или участника, следующей формулой:
«С точки зрения N (илиX, или У), А пользуется В для решения D в интервал времени с t (i) по t (n)». А использует В для решения D означает, что, когда А рассматривает возможные альтернативы принятия решения D, одним из критериев его выбора является ожидание от В определенного ответа на его выбор. Это ожидание не требует, чтобы А принимал другое решение под влиянием В. Это означает, что этот критерий является дополнительным для принятия решения. Например, если молодой человек, сидящий в автобусе, пытается решить, уступить или нет свое место пожилой женщине, стоящей в проходе, то он может принять во внимание реакцию привлекательной молодой девушки. При этом он просчитывает, заметит ли девушка, что он уступает свое место. С его точки зрения это отношение является межличностным, так как он принимает во внимание девушку. С точки зрения девушки ситуация может не быть межличностной вовсе, так как она может даже не осознавать присутствие юноши.
Далее. А может принимать во внимание В для одного решения и не принимать для решения другого. Так, молодой человек принимает во внимание девушку при принятии решения об уступке места в автобусе, но не принимает ее во внимание при принятии решения, в какой магазин сходить за хлебом.
Кроме того, степень, с которой А принимает во вниманиеВ,изменяется во времени. Так, молодой человек принимает во внимание девушку во время поездки в автобусе (т. е. с t (1) по t (n)), но он не думает о ней, когда смотрит телевизор вечером дома (т. е. после t (n)).
Концептуально важным условием в описании межличностных отношений является положение об определенности точки зрения наблюдателя, т. е. третьего лица. В некоторых случаях полезно рассмотреть межличностную ситуацию с точки зрения индивида. В других случаях межличностную ситуацию можно рассмотреть как обоюдное, взаимное отношение двух человек. Иногда точка зрения наблюдателя будет определять, является ли ситуация межличностной с учетом мнения людей, вовлеченных в ситуацию.
Другой особенностью рассмотрения межличностных или групповых отношений с точки зрения Файро-подхода является то, что, подчеркивая важность физического представления участников межличностного взаимоотношения как основного условия в рамках межличностного поведения, предлагается также рассматривать межличностные ситуации, т. е. ситуации, в которых поведение является определенным ожиданием поведения других, даже если другие люди физически не присутствуют. Предлагается оставить термин «межличностные отношения» свободным от условия «лицом к лицу» и рассматривать такую ситуацию как отдельную проблему, изучающую влияние этого условия на поведение.
Таким образом, с точки зрения Файро-теории межличностные – это отношения, имеющие место между двумя или более людьми, в которых люди используют друг друга для достижения некоторых целей или для принятия решений в определенный интервал времени I.
В зависимости от положения лица, описывающего ситуацию, межличностное отношение может быть рассмотрено с учетом особенностей одного участника, двух участников или с учетом мнения других людей, вовлеченных в ситуацию.
Под межличностными отношениями понимаются ситуации не только непосредственного взаимодействия участников, но и ситуации, в которых поведение человека определяется ожиданием поведения других людей.
Другим важным термином в Файро-концепции является термин «потребность». У. Шутцем «потребность» определяется как некоторое нереализованное человеком условие или ситуация, ведущие к нежелательным для него последствиям. Это базовое определение потребности близко к определениям других авторов. М. Гамезо рассматривает потребность как «внутреннее состояние нужды человека или животных, выражающее их состояние зависимости от конкретных условий». По М. Мескону, потребность – это психический или физический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.
Эти определения подчеркивают недостаток, нужду или дефицит чего-либо для человека. Особенностью подхода У. Шутца к изучению потребности является более детальное рассмотрение не любых, а именно социальных или, как он их называет, межличностных потребностей.
Главной особенностью межличностной потребности является то, что она требует достижения удовлетворения потребности между индивидом и его человеческим окружением. В противоположность ей биологическая потребность требует достижения и поддержания определенных, удовлетворяющих организм, отношений с физической средой. Межличностная потребность может быть удовлетворена только через достижение удовлетворяющего отношения с другими людьми. Удовлетворение потребности является необходимым условием для избежания нежелательных для человека последствий.
Различие между состоянием организма при удовлетворенной межличностной потребности и настоящим состоянием организма вызывает в организме чувство, которое может быть определено как тревога или беспокойство. Это может произойти, если при взаимодействии с людьми межличностные потребности человека не удовлетворяются должным образом.
Например, если человек получает слишком много контроля со стороны окружающих и, следовательно, слишком много ответственности, он может быть неудовлетворен. В случае противоположной ситуации, если у него слишком мало контроля, то он имеет недостаточно условий для безопасности, защиты, охраны, он точно так же может испытывать беспокойство и тревогу.
Таким образом, оба противоположных условия могут вызвать у человека неудовлетворенность и беспокойство. В таких ситуациях индивиду необходимо что-то предпринять, чтобы достичь такого отношения с окружающими его людьми в области контроля, которые бы удовлетворяли его. Поведение, направленное на установление отношений, удовлетворяющих индивида степенью контроля, определяется как поведение в сфере контроля.
В случае, если межличностные потребности остаются неудовлетворенными, это может привести к проблемам и трудностям в жизни человека. Они, в свою очередь, вызывают либо эмоциональное расстройство и болезнь, либо даже в крайнем, экстремальном случае смерть. Смерть может наступить через суицид или как результат длительного ощущения неудовлетворенности в жизни.
Однако в реальной жизни человек редко может удовлетворить полностью все свои потребности. Поэтому в процессе эволюции человеческого организма он выработал определенные способы, позволяющие адаптироваться к неудовлетворенным межличностным потребностям. Для описания этого феномена адаптации используются термины «сознательные» и «бессознательные» потребности. В случае если человек испытывает чувство неудовлетворенности межличностными отношениями и пытается приспособиться к ним, говорят об использовании различных механизмов или способов защиты.
Три межличностные потребности: присоединение, контроль и открытость характеризуют весь спектр межличностного, группового взаимодействия.
Межличностная потребность присоединения определяется поведенчески как потребность достижения и поддержания определенного, удовлетворяющего человека отношения с другими людьми при акценте внимания на процесс взаимодействия и объединения.
Межличностная потребность в контроле на поведенческом уровне определяется как потребность в достижении и поддержании удовлетворительных отношений человека с другими людьми в области контроля и распределения власти.
Межличностная потребность в открытости поведенчески определяется как потребность в достижении и поддержании удовлетворительных отношений человека с другими людьми в сфере любви и привязанности. Открытость всегда относится к отношению между двумя, т. е. это диадное отношение.
Чтобы не испытывать беспокойства и тревоги, человек должен достичь определенного равновесия в трех различных областях отношений с другими людьми. Это возможно через поддержание комфортного поведенческого отношения при учете смены областей взаимодействия.
Чтобы достичь удовлетворения межличностной потребности в присоединении, необходимо использовать присоединяющее поведение. Соответственно, чтобы достичь удовлетворения межличностной потребности в контроле, необходимо использовать контролирующее поведение. Открытое поведение – это поведение, направленное на удовлетворение межличностной потребности в открытости.
Присоединяющее поведение относится к процессу объединения, ассоциирования людей. Синонимы этого термина имеют как положительное, так и отрицательное значение. К позитивному присоединению относятся термины: объединять, взаимодействовать, смешиваться, коммуницировать, принадлежать, действовать сообща. К отрицательному присоединению относятся: исключать, изолировать, посторонний, изгнанник, одинокий, обособленный, игнорируемый и т. д.
Потребность быть присоединенным означает желание принадлежать к .... (например, к определенной политической партии, профессиональному сообществу, клубу любителей и т. д.), привлекать внимание и интерес. Но при этом желание принадлежать к какой-либо группе или организации не обязательно означает желание нравиться ее членам или желание власти.
В начале установления групповых отношений возникает проблема распределения обязательств по отношению друг к другу. Люди как бы «предъявляют» себя, те или иные свои качества остальным, чтобы понять, что именно в них может заинтересовать других. Присоединение требует выделения особенностей человека, его характерных черт по сравнению с другими.
Присоединение является начальным этапом в установлении отношений и для группы, и для диады. Вопрос, который решается на этом этапе, заключается в определении того, хочу я быть «в» или «вне» данных отношений.
Контролирующее поведение относится к процессу распределения власти и влияния. Синонимами этого термина являются: контролировать, влиять, заставлять, лидировать, доминировать, вести, направлять, быть во главе, отвечать. Чтобы достичь удовлетворения межличностной потребности в присоединении, необходимо использовать присоединяющее поведение. Соответственно, чтобы достичь удовлетворения межличностной потребности в контроле, необходимо использовать контролирующее поведение. Открытое поведение – это поведение, направленное на удовлетворение межличностной потребности в открытости к отрицательному поведению других людей, которое человек ощущает как неспособное удовлетворить его межличностную потребность; нежелательное поведение – поведение других, которое не будет удовлетворять человека или даже увеличит межличностную потребность.
Согласно Файро-теории, развитие межличностных отношений в группе происходит в определенной последовательности:
1. Присоединение. На этом этапе происходит определение границ; выработка критерия определения принадлежности к группе; процедура присоединения, включения каждого члена группы.
2. Контроль. Это этап распределения ролей, сфер влияния и контроля; установление отношений власти.
3. Открытость. Решение вопроса, насколько члены группы открыты по отношению друг к другу.
Файро – метод
Управление – это целенаправленное воздействие на объект или процесс. Целенаправленным оно является в том смысле, что, воздействуя на объект или процесс, оно приближает его к некоторой заданной цели. Для отслеживания этого движения и реализации управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля необходимо моделировать состояние объекта, т.е. переводить основные его характеристики на язык символов, и в том числе цифр. Процедура присвоения чисел реальным объектам называется измерением. Полученные в результате числа или показатели позволяют исследовать состояние объекта, предсказывать их и осмысленно воздействовать, не обращаясь непосредственно к самому объекту.
Известно, что различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а следовательно, соизмеримыми величинами. Поэтому для принятия управленческого решения, опирающегося на количественную информацию, необходимо пройти следующие этапы:
1. Определение ограниченного количества признаков, с помощью которых можно достаточно полно описать объект с учетом выделенной цели его развития.
2. Измерение выделенных признаков.
3. Моделирование состояния реального объекта посредством математических преобразований, полученных при измерении чисел.
4. Принятие управленческих решений на основе полученных на предыдущем этапе количественных оценок.
Социология как наука имеет дело с очень тонкими и субъективными явлениями, например, такими, как склонности, интересы, потребности, настроения, мнения, мотивы и т. д. Отличительной особенностью социологического материала является то, что большая часть показателей здесь представляет качественные признаки. В философском понимании качество – это совокупность, свойство вещи, выражающее ее связь, отношение к другим вещам. К таким явлениям сложно подобрать соответствующую меру и выразить их количественно, поскольку достаточно сложно перевести субъективные факты в количественную форму, формализовать их.
Без количественной информации нельзя изучать взаимосвязи и взаимозависимости не только между объективными фактами, но и между объективными и субъективными, а также непосредственно между субъективными фактами. Хотя перевод в количественную форму субъективных фактов осуществить нелегко, нет таких явлений, которые нельзя было бы выразить в количественной форме для решения практических вопросов, связанных с анализом социальных процессов. Преимуществом использования количественных методов является то, что при правильном понимании фактов, реальном учете сторон и учете релевантной информации они отражают реальное положение дел. Это позволяет формализовать не только объективные, но и субъективные факты, и в таком виде появляется возможность их использования при анализе и моделировании.
Эффективное воздействие на объект невозможно без хорошо налаженной обратной связи. Измерительные процедуры и измерение эффективности любой работы и деятельности играют хотя и вспомогательную, но существенную роль в управлении и регулировании социально-экономических процессов и в управлении процессами изменений на предприятии. Измерение поведения, чувств, командной совместимости и т. п. является попыткой формализовать социальные процессы организации с целью наиболее эффективного управления ими.
Для измерения индивидуального и группового поведения У. Щутц предложил вопросник, который первоначально назывался Файро-В (В от английского behaviour – поведение). Развитие Файро-теории и ее проверка привели к тому, что вопросник был пересмотрен в целях упрощения, большей ясности и увеличения сфер применения, а затем был переименован в Элемент В. Этот вопросник со временем стал стандартным, на его основе были разработаны новые тесты, такие, как Элемент-F – чувства; Элемент-J – работа; Элемент-W – рабочие отношения; Элемент-Р – семейные отношения; Элемент-С – близкие отношения; Элемент-O – организационный климат; ТС – индекс командной совместимости; Элемент-Е – самооценка; конкордантное принятие решений и др.
Этот вопросник также стал базой для создания семинара «Человеческий Элемент» – метода, направленного на улучшение организационного и индивидуального поведения для классификации методов принятия решения; объяснения теории психосоматической основы здоровья и болезней; создания метода измерения командной совместимости и др.
Во время семинара участники выполняют специальные упражнения, заполняют тесты, обсуждают полученные результаты. Семинар «Человеческий Элемент» построен таким образом, что с помощью Файро-метода, кроме поведения, измеряются и анализируются и другие элементы индивидуального и группового поведения, например, Элементы-Чувства, Я сам, Работа, Рабочие отношения, Командная совместимость и другие. Единая терминологическая основа позволяет систематизировать получаемые данные из всех элементов и принимать решение о степени соответствия этих элементов желаемому уровню.
Результаты тестов дают только одну точку обзора для анализа поведения группы и индивидов. Предполагается, что этого недостаточно для получения целостной характеристики поведения. Поэтому далее для расширения объема информации проводятся другие упражнения, позволяющие задействовать иные источники. Например, представление, обратная связь, невербальные и физические техники.
Особенностью проведения семинара является то, что информация, полученная из всех источников, измеряется и анализируется на одном и том же языке. Это позволяет участникам работать в одном и том же смысловом, семантическом поле.
Поскольку основа этого языка состоит всего из трех элементов (присоединение, контроль, открытость) и поскольку эти инструменты используются и повторяются многократно в разных комбинациях, то достаточно быстро в процессе групповой работы происходит усвоение языка Файро-метода индивидуальными участниками и группой в целом.
Постепенно в групповой работе акцент с изучения особенностей языка данного метода смещается на изучение и анализ особенностей отдельных членов и группы в целом. Файро-метод лишь позволяет всем говорить на одном языке, а цель беседы – понять себя и других, найти способы решения выявленных проблем.
Для анализа групповых взаимодействий выбирают следующие параметры.
1. Наблюдаемость акта взаимодействия, т. е. степень, с которой поведенческий акт замечаем другими. Любой поведенческий акт может быть разделен на действие и на чувство, возникающее в процессе действия. Обычно действие является более наблюдаемым для других, а чувства больше поддаются самонаблюдению.
2. Направленность – направление взаимодействия, учитывающее инициацию и цель. Этот параметр распределяется на:
а) я сам по отношению к другим;
б) другие по отношению ко мне;
в) я сам по отношению к самому себе.
3. Статус сферы действия человека, т. е. определение того, к какой области (присоединение, контроль либо открытость) относится данное поведение.
4. Состояние отношения – определение того, является ли данное межличностное отношение жела<