Концепции воспитания в Ленинградской области
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
От 16 ноября 2015 г. N 2871-р
Об утверждении
Концепции воспитания в Ленинградской области
В целях реализации в системе образования Ленинградской области Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 года № 996-р, формирования эффективного воспитательного пространства на территории Ленинградской области и воспитательных систем образовательных организаций Ленинградской области:
1. Утвердить Концепцию воспитания в Ленинградской области (далее – Концепция воспитания) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Отделу общего и дополнительного образования (Шаповалова А.Д.) обеспечить реализацию Концепции воспитания в системе образования Ленинградской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющим управление в сфере образования:
3.1. Довести Концепцию воспитания до подведомственных образовательных организаций, муниципальных методических служб.
3.2. Организовать деятельность подведомственных образовательных организаций по формированию эффективных воспитательных систем образовательных организаций на основе Концепции воспитания.
4. Контроль за реализацией настоящего распоряжения оставляю за собой.
Председатель комитета С.В. Тарасов
Приложение
к распоряжению комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от «16» ноября 2015 года № 2871-р
концепция
Воспитания в Ленинградской области
Общие положения
Данная концепция определяет научно-методическую базу воспитательного процесса и основные направления воспитательной работы в образовательных организациях Ленинградской области.
Она включает социокультурную ситуацию становления современного человека, цели и задачи воспитания, основные направления и способы решения задач воспитания, методологические подходы к определению качества воспитания в образовательных организациях Ленинградской области, а также краткий словарь основных терминов, содержащихся в концепции.
В настоящей концепции учтена необходимость преемственности основных направлений воспитательной работы, содержащихся в предыдущей концепции воспитания в образовательных организациях Ленинградской области, и в ней нашли всестороннее отражение основные идеи и положения стратегического развития российского образования; социальная, культурная и экономическая специфика региона; новые направления и способы решения современных воспитательных задач, основанные на идее воспитания гражданина и патриота своей земли.
Концепция базируется на положениях Конституции Российской Федерации, провозгласившей права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Конституция объявляет права каждого на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного, общего и среднего профессионального образования, обязывает каждого «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Содержание концепции определяется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией Долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010–2015 годы», Указом президента Российской Федерации «О национальной стратегии детства в интересах детей на 2012–2017 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации 29 мая 2015 года
№ 996-РФ – «Стратегия развития воспитания на период до 2025 года».
Концепция также руководствуется рядом региональных актов, посвященных развитию системы образования, таких как «Областной закон Ленинградской области» от 24 февраля 2014 года, «Об образовании в Ленинградской области», закон от 12 июля 2011года «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» и др.
Необходимость принятия концепции вызвана также государственным заказом на качество воспитания подрастающего поколения и социальными потребностями жителей Ленинградской области в эффективной системе воспитания, необходимостью реализации новых концептуальных подходов к региональной системе воспитания обучающихся. Имеющиеся концепции направлены главным образом на создание психолого-педагогических условий, обосновывают плюрализм и вариативность воспитательных систем, посвящены осмыслению проблем саморазвития и самовоспитания детей.
Многообразие подходов должно иметь место, однако само по себе недостаточно для решения стратегических задач воспитания в сегодняшних условиях.
Современная стратегия воспитания должна опираться на принципиально новое понимание глобальных трансформаций российского социума.
В основу этого положены следующие идеи:
идея полноценной институционализации социального института воспитания, воспитание – приоритетная функция общества, требующая консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
идея перехода от ведомственной к общенациональной стратегии воспитания;
идея создания ценностно-мировоззренческих основ воспитания и социализации детей;
идея доступности качественного воспитания для всех категорий детей.
Таким образом, задачи воспитания определяются на основе тех вызовов, которые есть в современном обществе.
Введение
Мир, в котором живет современный человек, все более динамично и радикально изменяется. Эти изменения затрагивают глобальный, региональный и локальный уровни и связаны с революционными преобразованиями в сфере культуры, экономики, социальных отношений, политики и т.д. Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают человека, его сознание и образ жизни.
Современные мир, в условиях которого взаимодействуют педагоги и воспитанники, существенно отличается от того мира, в котором люди жили еще несколько десятков лет назад. Как новое нужно отметить увеличение самой скорости изменений, освоения новыми поколениями социального опыта. Обострилась проблема «необратимого разрыва между поколениями».
Это означает, что личность и восприятие ребенка отличается от мировосприятия взрослого не только из-за различий в возрасте, но в связи с тем, что ребенок формируется в условиях другой социокультурной среды, под влиянием иного образа жизни.
Поэтому восприятие мира и опыт педагога уже не столь актуальны для воспитанника, как это было раньше. Из этого может следовать, что мировосприятие молодых поколений является более изменчивым и гибким в отличие от мировосприятия педагога. Изменения весьма быстро находят отражение в восприятии мира молодыми людьми (освоение новой информационной техники и возможностей овладения новыми формами социально-экономической и культурной жизни, стилевыми особенностями общения и поведения и др.). Это приводит к разрыву между поколениями, нарастанию разобщенности.
Другой особенностью современного мира, отражающейся на образе жизни молодых людей, является глобализация. С одной стороны, глобализация является процессом сближения разных стран и народов, всех людей, живущих на планете. Основные факторы глобализации проявились в середине XX столетия. Они связаны, прежде всего, с культурно-историческим развитием человечества. К таким факторам, ведущим человечество по пути возрастающей взаимосвязи, можно отнести нарастающие масштабы созидательной материально-предметной и духовной деятельности современного общества, интегрирующий эффект коммуникационной революции, а также массовой миграции населения. С другой стороны, унификация образа жизни людей, игнорирование самобытности культур разных народов и групп также характеризуют процессы глобализации. Воспитание молодежи в современных условиях стало предметом духовно-информационной войны, весьма заметной в последние годы, которая ведется против России. Главный акцент – пересмотр истории и подмена ценностей. Наносится удар по российскому культурно-цивилизационному коду, составляющими которого являются русская история, русский язык, русская культура.
Помимо названных особенностей современного мира, на становление молодых людей оказывают существенное влияние научно-техническая революция, новые формы освоения мира природы, экономические и социокультурные противоречия и конфликты и др.
Влияние современного мира на мировосприятие человека может быть обусловлено глобальными и региональными кризисами, разнообразными конфликтами, угрожающими человеку, его жизни и здоровью. В связи с этим в обществе получают распространение социально-психологические проблемы, имеющие экзистенциальное звучание. Такие проблемы могут быть обозначены следующими категориями: «смысл», «страх», «надежда», «духовная жизнь личности», «бессилие мысли» и др.
Существенная роль в разрешении противоречий отводится образованию человека, которое понимается как целостный процесс и результат обучения и воспитания. Воспитание входит в систему образования и просвещения, оно его база и его субстанция. Воспитывает все: учитель, обучение, деятельность, процессы, общение, информационное пространство, семья, школа, общество.
Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее проблемами, задачами, поисками идеала нравственного, культурного и социального развития испытывает потребность в человеке с определенным уровнем образования – возможностей, принципов поведения, восприятием мира – в человеке определенного качества.
Образование как фактор социализации формирует человека эпохи, в процессе преобразования старых смыслов и значений, способов существования в мире. Именно поэтому проблему человека, его мировосприятия и проблемы психолого-педагогические необходимо рассматривать в их сущностном единстве.
Важной теоретико-методологической позицией современной педагогики является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет.
Малая родина – это прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.
В Ленинградской области
Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам – воспитателям, специалистам разных ведомств, принимающим участие в воспитании молодого поколения, формировать эффективное воспитательное пространство на территории Ленинградской области и воспитательных систем образовательных организаций региона.
Ленинградская область – это Россия в миниатюре, здесь есть города и сельская местность, здесь развита сеть образовательных организаций всех уровней, система образования взрослых, коррекционных организаций. С одной стороны, это типичный регион нашей страны, с другой – в нем присутствует особое геополитическое приграничное положение.
Чрезвычайно богата этнокультурная история территории, которая входит в состав Ленинградской области. Находясь в «силовом поле» столицы Российской империи, область притягивала к себе людей разных национальностей. И сегодня в Ленинградскую область продолжают переселяться представители многих национальностей Российской Федерации из стран бывшего Советского Союза. И они привносят в национальную палитру народов нашей области свои национальные особенности.
История Ленинградской области полна героических и светлых страниц. Она сыграла заметную роль в истории Отечества. Здесь ее начало и основные вехи развития. Именно на нашей земле – в Старой Ладоге – зарождалась российская государственность. В Тихвинском монастыре и других обителях формировались основы русской духовности. В Лодейном Поле строился флот Петра Великого. В 20-е годы в Волхове и Сясьстрое возводились первенцы советской индустрии. Кировская земля, Невский пятачок вписали в историю обороны Ленинграда и прорыва блокады свои героические страницы.
Ленинградская область уникальна по своему географическому положению. Близость региона к крупнейшим рынка сбыта, граница с европейскими странами, развитая логистика, транспорт, выход к Балтийскому морю – все эти факторы делают область привлекательной для инвесторов и молодого населения региона.
Образовательная среда является неотъемлемой частью культуры, поэтому ее можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, с которой в постоянном взаимодействии находится человек. Результатами такого взаимодействия являются обучение и воспитание, развитие индивидуальности.
Региональный уровень социокультурной образовательной среды включает в себя образовательную политику, культуру (в том числе педагогическую), систему образования, образ жизни в соответствии с национальными и социальными нормами, ценностями, обычаями, традициями, историей. К локальному уровню относится образовательная организация (его микрокультура и микроклимат), семья.
Концепция воспитания в школах Ленинградской области реализуется более 10 лет. Она стала одной из основ деятельности учителей по воспитанию у школьников патриотизма, традиционных и семейных ценностей. В образовательных организациях области созданы разнообразные воспитательные системы, накоплен определенный опыт объединения потенциала социокультурной среды региона и разных типов образовательных организаций.
Это позволит создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине.
Такова ключевая идея региональной концепции воспитания.
Региональная стратегия воспитания строится на таких базовых принципах, как социальная справедливость и равные возможности детей при организации воспитательного процесса, единство воспитательного пространства проектно-целевого развития системы воспитания, гуманистическое направление воспитания, его духовно-нравственная направленность.
Воспитание выступает сущностным компонентом процесса социально-экономического развития региона. В реализации задач воспитания должны учитываться социально-экономические изменения.
Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс развития личности, как система действий по интеграции человека в обществе, освоения им комплекса социальных ролей, как средство трансляции культуры, предполагая при этом формирование у детей способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения.
Главный результат воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области – гражданственность и патриотизм молодых людей, заканчивающих школу, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность, как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, достойно отвечать на «вызовы» современного мира.
Воспитание рассматривается как стратегический приоритет региона, как целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника, как средство трансляции культуры и формирования у детей способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения, как основа формирования новых качеств в человеке.
Важными задачами воспитания является развитие позитивных конструктивных отношений в важнейших сферах жизнедеятельности, гражданское участие в решении личностно и общественно значимых вопросов.
К основным задачам в воспитании следует отнести:
1. Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа.
2. Формирование уважения к русской истории и русскому языку как государственному языку Российской Федерации, что является основой гражданской идентичности и главным фактором национального самоопределения.
3. Формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.
4. Воспитание позитивного отношения к себе, развитие позитивной Я-концепции, развитие нравственных качеств личности, гуманистических ценностей как основы жизнедеятельности человека.
5. Воспитание уважения к родительской семье, нравственно-психологической готовности к созданию собственной семьи.
6. Воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению, традициям, развитие умения вести диалог, готовности к сотрудничеству.
7. Воспитание ответственности и самостоятельности, добросовестного отношения к учебной, трудовой и будущей профессиональной деятельности.
8. Воспитание бережного отношения к природе, чувства хозяина, живущего на родной земле и отвечающего за ее благополучие.
Целостная и гармоничная система отношений личности молодого человека в важнейших сферах жизни определяет чувство его глубинной сопричастности к Родине. Любовь к Родине в настоящее время проявляется не только в стремлении человека сделать ее более сильной и могущественной в экономическом и военном отношении. Важна нацеленность человека на активное участие в жизни общества, окружающего социума, более гуманные и справедливые отношения. Без этого невозможно повышение качества жизни людей, критериями которого выступают хорошее образование, здоровье, продолжительность жизни и социальное благополучие.
Таким образом, патриотическое воспитание должно быть направлено на создание условий формирования и развития чувства хозяина своей Родины – поселка, города, области, страны.
Патриотизм предполагает осознание и прочувствование человеком ценности культуры, традиций и жизненного уклада своей родины, понимание неразрывности связей нашего государства, его культуры и истории с другими странами и народами.
Настоящий патриот – не националист, он с уважением и заинтересованностью относится к другим странам и народам, признает равноценность и равноправие разных мировых культур и цивилизаций.
Современная социокультурная среда региона, уникальная история и культурный потенциал должны выступать в качестве основы воспитания молодого поколения. Социокультурная образовательная среда территорий Ленинградской области является важным и еще слабо востребованным ресурсом воспитания.
Вместе с тем молодые люди по мере становления и развития в результате образовательной деятельности сами стремятся к позитивному преобразованию своей малой родины. В этом заключается диалектика взаимоотношений личности человека и среды.
Отношение может быть одной из базовых категорий, служащих для описания и социально-педагогического осмысления закономерностей и особенностей связи и взаимодействия индивида и социальной среды, общества. Именно поэтому в контексте проблем отношения в системе «Я – мир» необходимо рассматривать ценностные ориентации человека как индивидуальное отражение в психике и сознании индивида социальных ценностей.
Ценностные ориентации являются важными элементами личностной структуры, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, знаний и представлений. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного.
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует структуру, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков человека.
Отношения человека связаны с мировосприятием, которое может включать ситуативные, более устойчивые и общие, наиболее глубинные ценностные диспозиции человека. Эти наиболее устойчивые диспозиции являются связующим звеном между процессом мировосприятия и мировоззрением человека.
Для мировоззрения человека характерно осознание субъектом своего отношения к объектам и к окружающему миру в целом как к ценностям, ради которых развертывается его деятельность, осознание порождает личностный смысл этой деятельности, соотносимый с потребностями, мотивами, установками, целями и идеалами личности.
Процесс формирования отношений связан с возникновением противоречий, которые приводят к неустойчивости личности, необходимости поиска новых жизненных смыслов. В эти периоды человек особенно подвержен влиянию социального и культурного окружения. Вместе с тем потребность поиска идентичности провоцирует ребенка к активному экспериментированию с внешним окружением.
Ребенок может испытать свои возможности, познать себя, изменяя окружение, влияя на него. Такая экспансия во внешний мир дает необходимую информацию о собственных возможностях, уточняя образ «Я», способствует формированию реалистических жизненных позиций.
В становлении ценностей и отношений молодого человека значительна роль образовательной организации. Воспитательный потенциал во многом определяется тем, является ли оно субъектом современной культуры.
В современном обществе образовательная организация выступает как субъект культуры при определенных условиях, а именно:
является транслятором культуры и ценностей в обществе, т.е. проявляет себя как активный субъект воспитания «социального характера», присущего большинству представителей данной культуры;
отражает изменения, происходящие в культуре, является проводником и источником изменений в жизни общества;
организует диалог представителей разных культур, социальных и возрастных групп, объединяя людей на основе этических представителей и норм;
создает условия для творческой активности педагогов и учащихся, которые могут становиться сотворцами культуры;
рождает особую педагогическую культуру: этические и эстетические представления, мастерство педагога, учебное содержание, методы обучения и воспитания и т.д., – содержащую духовные и интеллектуальные ценности, накопленные на протяжении человеческой истории, служащие основой становления детей и молодежи.
Развитие воспитания в системе образования Ленинградской области предполагает:
обновление содержания образования, обобщение лучшего педагогического опыта в сфере воспитания, реализация воспитательной направленности федеральных государственных стандартов;
полноценное использование воспитательного потенциала учебных дисциплин – истории, обществознания, экономики, права, литературы и русского языка, а также дисциплин естественнонаучного профиля;
разработка и реализация в общеобразовательных организациях программ воспитания, направленных на развитие вариативности воспитательных систем и технологии;
более полное использование чтения для формирования личности и познания мира, потенциала системы дополнительного образования;
развитие информационного ресурса организационно-методического оснащения воспитательной деятельности;
обеспечение безопасности образовательной среды и ее субъектов является задачей в организационной деятельности образовательных учреждений.
В то же время это и необходимое условие для реализации всех тех задач, которые ставит перед системой образования общество и государство.
Участие образовательных организаций региона в совместной реализации проекта «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства Ленинградской области», выполняемого системой образования области и имеющего статус экспериментальной площадки Российской академии образования, позволит приобрести профессиональную компетентность в области создания, оценки и поддержки психологической безопасности образовательной среды.
Цели и задачи воспитания должны решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека – от раннего детства до этапа профессионального образования и далее, поскольку социализация является непрерывным процессом жизнедеятельности человека.
В Ленинградской области
В настоящее время особенно актуальным становится создание условий для продуктивной жизнедеятельности человека, его воспитания и социализации в рамках территории, где он живет и работает.
Значительную роль в этом процессе играет образовательная и социокультурная среда территории, которая не только предоставляет человеку возможность постоянного совершенствования своих знаний и способностей, но и обращает его внимание на образованность как на особый ресурс.
Образовательная и социокультурная среды взаимосвязаны и взаимозависимы. Образовательную среду, которая является частью социокультурной среды, представляют следующие социальные институты: семья, образовательные организации, которые в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными объединениями создают дееспособную образовательную среду.
С позиции психологии образовательная среда включает в себя внешние и внутренние факторы. Внутренними факторами образовательной и социокультурной среды, ее особым ресурсом выступает внутренний мир человека, его самосознание, потребности, на основе чего он выстраивает всю совокупность связей и отношений, оценивает свою жизненную ситуацию через призму удовлетворенности или неудовлетворенности.
Образовательная и социокультурная среда является важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, предупреждения социальной дезадаптации, расширения поля возможностей для самореализации в тех жизненных условиях, которые у данной личности есть. Таким образом, целенаправленное и осознанное построение образовательной и социокультурной среды территории, где живут дети, родители и педагоги, проектирование способов управления этим внутренним ресурсом развития является делом чрезвычайной важности для Ленинградской области.
В развитии и совершенствовании социокультурной образовательной среды в ленинградском образовании весьма перспективным является введение понятия «гуманитарная образовательная среда», которое рассматривается как условие, способное обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления. Такая среда является культурно-образовательным пространством, с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей, условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего гуманитарную творческую личность.
Социокультурная, гуманитарная образовательная среда – это «текст» жизни человека, объединяющий мельчайшие детали повседневности, общего и, благодаря средствам массовой коммуникации, события, важные для всего мира, человечества в целом.
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
От 16 ноября 2015 г. N 2871-р
Об утверждении
Концепции воспитания в Ленинградской области
В целях реализации в системе образования Ленинградской области Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 года № 996-р, формирования эффективного воспитательного пространства на территории Ленинградской области и воспитательных систем образовательных организаций Ленинградской области:
1. Утвердить Концепцию воспитания в Ленинградской области (далее – Концепция воспитания) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Отделу общего и дополнительного образования (Шаповалова А.Д.) обеспечить реализацию Концепции воспитания в системе образования Ленинградской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющим управление в сфере образования:
3.1. Довести Концепцию воспитания до подведомственных образовательных организаций, муниципальных методических служб.
3.2. Организовать деятельность подведомственных образовательных организаций по формированию эффективных воспитательных систем образовательных организаций на основе Концепции воспитания.
4. Контроль за реализацией настоящего распоряжения оставляю за собой.
Председатель комитета С.В. Тарасов
Приложение
к распоряжению комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от «16» ноября 2015 года № 2871-р
концепция