Схема анализа ОУД по самопознанию.
Шкала оценки: 2 балла – реализовано полностью, 1 балл – реализовано частично, 0 баллов – не реализовано.
Блок I заполняется в последнюю очередь как обобщение наблюдений и экспертных оценок.
№ | Критерии и показатели анализа | Примечание. | |||
I б | Общая оценка занятия. | ||||
1.1. | Реализация целей занятия, урока | ||||
1.2. | Качество самоанализа занятия педагогом: а) осознанность целей и задач занятия, урока; б) видение места занятия, урока в системе других занятий ; в) знание своей группы, фиксирование позитивных изменений личности ребенка; г) обоснование отбора содержания учебного материала, методов и форм обучения и воспитания в соответствии с целями занятия. | ||||
1.3. | Структура занятия, урока: соответствие нормативному эталону. | ||||
1.4. | Эмоциональная насыщенность и развернутость фаз занятия, урока(подготовительной,активного обучения в режиме взаимодействия с детьми, оценивания результатов деятельности) | ||||
1.5. | Наличие и развертывание структурных элементов состава содержания образования: а) опыта познавательной деятельности в форме знаний; б) опыта осуществления способов деятельности; в) опыта творческой деятельности в форме умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; г) опыта эмоционально-ценностного отношения в форме личностных ориентаций. | ||||
1.6. | Реализация функций методов обучения и форм организации занятия: мотивация деятельности, сотрудничество между детьми, сотрудничество педагога и детей. | ||||
II б | Специфика преподавания курса | ||||
2.1. | Концептуальное содержание занятия, урока: а) концентрация педагога на ключевой ценности занятия; б) ориентация на возрастные компетенции как на сверхзадачи каждого занятия; в) прогнозирование духовных влияний на детей в формах: логически построенных знаний, интуитивно найденных идей-символов, метафорических образов, обобщенных способов действий, высших чувств и др. | ||||
2.2. | Организационно-методические аспекты преподавания предмета: а) создание эмоционально-нравственных ситуаций (созерцания, удивления, сопереживания, совещания, соревнования и др.); в) организация эмпатийного способа учения (понимание другого путем принятия его переживаний); б) организация совместной деятельности в детско-взрослой общности и соуправления; г) вербальные взаимодействия педагога с детьми по поводу организации деятельности | ||||
2.3. | Содержательно-методические аспекты преподавания предмета: а) использование педагогом возможностей метода самопознания (самонаблюдения, самоанализа, самоисповеди самооценивания, самосравнения детей); б) использование педагогом возможностей метода самообладания (самоубеждения, самовнушения, самоподкрепления детей); в) использование педагогом возможностей метода самостимулирования(самоутверждения, самоободрения, самопоощрения, самоограничения детей); г) владение педагогом ситуационным методом и его приемами (эвристики и импровизации, продукт которых – незапланированные аналогии, собственные суждения, формулируемые по ходу занятия вопросы, противоречия, обобщения); д) владение приемами ведения дискуссии; е) владение приемами аутотренинга и релаксации. | ||||
2.4. | Социально-психологические аспекты преподавания предмета: а) принятие «инаковости» мнения, суждения, идеи ребенка, отличающихся или противоречащих опыту или нравственной позиции педагога; б) восприятие чувств, настроений детей, вербальная реакция педагога на это настроение; в) стимулирование креативной и познавательной деятельности ребенка в ситуациях неопределенности и решения нравственных проблем; г) принятие педагогом идей детей и дальнейшее их развитие; д) готовность педагога работать с коллизиями. | ||||
III | Учение и деятельность самопознания, самовоспитания | ||||
3.1. | Принятие детьми требований педагога как цели деятельности, персонификация проблем: моя проблема, мой вопрос | ||||
3.2. | Наличие у детей представлений о социальных нормах, правилах и ценностях | ||||
3.3. | Владение системой критериев, норм, ограничений, эталонов для нравственной оценки действий, своих и других людей | ||||
3.4. | Приемы социального поведения, свободный выбор моделей, способов, вариантов действования | ||||
3.5. | Открытость нравственно-духовным влияниям: а) эмоциональная отзывчивость; б) способность давать отчеты о самоощущениях: меня поняли, меня удивили…; в) умение объяснить свои способы действий, мысли, смыслы: Я знаю, как… ; моя мысль… г) использование формул рефлексии: как я это сделал? |
Коллизия –
типическое свойство методической системы, из которого следует необходимость систематического использования в учебном процессе противоречий, возникающих при столкновении старых знаний с новыми, нового способа действия с усвоенными, старого индивидуального опыта с новыми требованиями его приложения, чувства с разумом.
Вопросы к анализу праздников и развлечений.
1 вариант
1. Вид, тема и возрастная группа, в которой проводится утренник или развлечение.
2. Соблюдение методики проведения, учёт требований( сезонности,тематики, опоры на наглядную основу)
3.Качество сценария, его воплощение в ходе праздника или развлечения.
4. Реализация образовательных областей ГОСО, решаемые задачи.
5. Оформление зала. Его эстетика, соответствие теме.
6. Костюмированность, педагогическая целесообразность применения костюмов.
7. Ведущий на утреннике, его роль, взаимодействие с музыкальным руководителем и хореографом.
8. Включение в сценарий разных видов деятельности детей, их смена, логические переходы для создания целостности содержания праздника или развлечения.
9. Активность детей, способы включения каждого ребёнка в реализацию сценария.
10. Качество выполнения детьми музыкально-ритмических и певческих действий.
11. Наличие игровых, сюрпризных моментов, их необходимость и место.
12. Этапы сценария, их содержательная сторона.
13. Познавательная и воспитательная ценность мероприятия.
14. Уровень проведения, реализация задач.
15. Выводы и предложения.
2 вариант
1. Соблюдение требований к содержанию, организации и оформлению праздника.
2.Донесена ли идея праздника, доступность, художественность и эмоциональность мероприятия.
3. Длительность мероприятия, соответствие возрасту детей.
4. Сочетание разных видов искусств, применение коллективных, индивидуальных и групповых форм участия на празднике.
5. Виды музыкальной и немузыкальной деятельности ( перестроения, чтение стихов, переклички, исполнение сценок)
6. Роль воспитателя на утреннике.
7. Использование костюмов и атрибутов на празднике или развлечении .
8. Использование технических средств и их необходимость.
9. Создание условий для творческих проявлений детей.
10. Выводы и предложения.