Схема анализа словосочетания

1. Начальная форма (определяется по начальной форме стержневого компонента).

2. Структурный тип (простое, сложное, комбинированное).

3. Лексико-грамматический тип словосочетания, структурная схема (способ выражения главного и зависимого компонентов).

4. Тип по степени спаянности компонентов (свободное, несвободное; установить причину, по которой словосочетание является несвободным: информативная недостаточность стержневого компонента или структурная обусловленность).

5. Семантика словосочетания (определить синтаксические отношения между компонентами, используя метод вопросов; если вопрос невозможен, проанализировать набор основных сем в обоих компонентах и установить сему согласования; указать внутреннее и контекстное значение словосочетания).

6. Форма словосочетания (определить вид синтаксической связи, степень связи, способы выражения синтаксических отношений: форма компонентов в составе словосочетания, предлоги, порядок слов).

7. Схема.

Красивая роза лежала на столе.

1. Красивая роза.

2. Простое словосочетание роза [какая?] красивая. Роза – главное (стержневое) слово, красивая – зависимое.

3. Лексико-грамматический тип: именное словосочетание, т.к. главное слово роза является именем существительным.

4. Свободное словосочетание, т.к. оба слова могут образовывать различные словосочетания: красивая девушка, кровать, фиалка и пр.; роза красная, увядшая, распустившаяся и пр.

5. Грамматическая семантика: определительные (атрибутивные) отношения – в словосочетании называются предмет и его признак.

6. Способ связи — согласование (оба слова стоят в форме И.п., ед.ч., ж.р.), которое выражено окончанием зависимого прилагательного [-ая].

7. Схема: прил.+сущ.х

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

1. Что называется словосочетанием? Прокомментируйте широкое и узкое понимание словосочетания.

2. Чем отличается словосочетание в узком смысле от других сочетаний слов в предложении? Какие объединения слов не являются словосочетанием?

3. В чем сближаются слово и словосочетание и чем они различаются?

4. Как отличить словосочетание от предложения?

5. Что понимается под парадигмой словосочетания? Какая форма словосочетания принимается за начальную (исходную)?

6. Что лежит в основе деления словосочетаний на свободные и несвободные?

7. Что лежит в основе деления словосочетаний на простые и сложные? Перечислите типы комбинаций минимальных конструкций в СС усложненной конструкции.

8. Как дифференцируются СС по морфологической природе (частеречной принадлежности) главного (стержневого) слова?

9. Что называется грамматическим значением словосочетания? Какие типы синтаксических отношений принято выделять? Охарактеризуйте каждый из них.

10. Какие виды синтаксической связи слов выделяются в СС? Что такое полное и неполное согласование?

11. Чем управление отличается от согласования? В чем различие сильного и слабого управления?

12. Что такое примыкание?

13. Слова каких лексико-грамматических классов соединяются при помощи согласования, управления и примыкания?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Объясните, почему выделенные объединения слов не являются словосочетаниями.

1. Доктор вошел в комнату, где лежал Кипренский (К. Паустовский)

2. Пусть несётсяпоезднавстречу рассветам,в зеленое царство таёжного лета (И. Кашпуров).

3. Я с нетерпениембуду ждать,когда за окномзабрезжит рассвет(К. Шустал).

4. Облетевший тополь серебрист и светел (С. Есенин).

5. Лёва вдруг разразился самым весёлымсмехом (И. Бунин).

6. В лад матери тихонько засмеялась и ее дочь, Катерина (Ю. Нагибин).

7. Она не то испугалась, не то удивилась и глядела на него большими глазами (В. Панова).

8. Вследствие ранения Ибрагим вместо парика носил повязку (А. Пушкин)

9. Давайте споём,друзья, ведь завтра в поход! (Д. Эйдин).

10. Вместо того чтобы учиться, онбил баклуши.

Задание 2. Простые или сложные словосочетания? Распределите в 2 колонки.

Новый дом, самый длинный состав, жаркий июльский день, запретить детям шуметь, долго кормить обещаниями, ехать по железной дороге, любоваться горными вершинами, слон с длинным хоботом, в мягкой постели, производить осмотр помещения, оказывать помощь нуждающимся, буду петь о тебе, мокрые от слёз глаза.

Задание 3. Почему эти словосочетания являются несвободными?

два студента, три пальмы

один из учеников, кто-то из вас

отец с сыном

человек небольшого роста, девушка с круглым лицом

что-то сердитое, кто-то незнакомый

стал веселым, начал учиться

по лицу земли стелется туман

иметь возможность (=мочь) учиться, дать слово (=обещать) молчать

Задание 4. Найдите стержневое словоХ и определите его как часть речи. Назовите тип СС по морфолого-синтаксической классификации:

сформулировать тезис, желанный финиш, светлее солнца, охотно командовать, куда-нибудь подальше, одиннадцать месяцев, искусство резьбы, упорно стремиться, очень интересно, комплект оборудования, направо от дороги, восемь километров, возвратиться домой, гордо реять, их песня.

Задание 5. Сильное или слабое управление?

Видел реку – видел в окне;

встретил друга – встретил на лестнице;

познакомиться с девушкой – познакомиться в баре;

исполнить роль – исполнить детям;

строить дом – строить из камня;

торопиться в школу, торопиться с окончанием (Ср.: Я тороплюсь).

Задание 6. Определите, в каких формах происходит согласование имени существительного с зависимыми словами. Обозначьте флексии зависимых слов. Определите частеречную принадлежность главного и зависимого слов.

О золотом кольце, веселой шуткой, убегающего зайца, третьим классом, (вижу) чей-то портрет.

Задание 7. Определите полное / неполное согласование.

Прекрасный пример, вампир-вегетарианец, дракон-филантроп, вычищенный ковер, туманные дали, зима-белошвейка, моё раскаяние, первый жених, врач Петрова, кот-мурлыка, семеро смелых, лучшая половина, весёленькие обои.

Задание 8. Определите, какой частью речи выражено зависимое слово при примыкании.

Смотреть искоса, пригласить поужинать, торговля в розницу, чай по-казахски, согласиться заменить, идти не оглядываясь, перепуганный насмерть.

Задание 9. Указать вид связи слов в словосочетании

Пришел мириться, спроси у знакомых, мясные консервы, не ел первого, доволен учеником, знает хорошо, научит двоих, ушла не прощаясь, двух капель.

Задание 10. Какие отношения (атрибутивные, объектные, обстоятельственные) возникают в каждом ряду? Задайте вопрос от главного к зависимому слову.

1) Квартира с балконом, приезд брата, горный воздух, мечта летать, моё будущее, седьмой класс, каждого года.

2) Верный долгу, прижать к груди, подражать певице, болеть ангиной, вижу цель, попрошу премию, сильнее смерти.

3) Навредить в отместку, слегка прихрамывать, опоздать из-за дождя, скрыться за горою, прийти завтра.

Задание 11. Постройте парадигму словосочетания:

моя жизнь, лежал на диване, слева от угла.

Задание 12. Сделать синтаксический разбор словосочетания:

приказ о наступлении, летних каникул, живу в селе, ударить наотмашь

Наши рекомендации