Организация наблюдений в природе
№ | Вопросы к анализу | Да | Нет | Примечание |
1. | Организация с детьми наблюдений в природе: -выбор объекта; -оправданность формы организации детей для наблюдения (коллективно всей группой, с подгруппами, индивидуально); -приёмы руководства с учётом возраста детей, их доступность, конкретность; -использование анализаторов для полного восприятия детьми природы (зрение, слух, обоняние, осязание); -экологическая грамотность воспитателя; -речь педагога, её эмоциональность. | |||
2. | Отношение детей к наблюдениям (интерес, активность, равнодушие): -могут ли дети делать выводы о некоторых закономерностях и зависимостях при наблюдении живой и неживой природы; -влияние наблюдений в природе на природоохранительную работу (подкормка птиц, бережное отношение к деревьям и кустарникам); -проводятся ли дидактические игры с природоведческим материалом и отражают ли в них дети знания, полученные во время наблюдений; -отражение детьми наблюдений в календаре природы. |
КАРТОЧКА АНАЛИЗА РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Примечание |
1. | Часто ли дети задают вопросы? | |||
2. | Реагирует ли на них воспитатель? (Не обращает внимания, проявляет негативные эмоции; Уклоняется от ответа; Удовлетворяет познавательные запросы детей). | |||
3. | Характер детских вопросов: - касаются лишь внешних факторов; - в вопросах заложена потребность понять взаимосвязь явлений. - | |||
4. | Часто ли воспитатель задаёт детям вопросы, направленные на активизацию их мыслительной деятельности, рассуждений? | |||
5. | В системе ли подбирает и планирует дидактические игры и упражнения? | |||
6. | Часто ли предоставляет детям возможность практического действия, в результате которого дети получают новые сведения о предметах и явлениях? | |||
7. | Созданы ли условия организации самостоятельной деятельности детей: - уголки с подбором различного материала; - содержание прилагаемого материала; - учитывается ли желание детей заниматься интересующим занятием, игрой; - обеспечивается ли возможность выбора деятельности. - | |||
8. | Владеет ли воспитатель информацией о проявляющихся интересах и склонностях детей. | |||
9. | Учитывается ли это в работе: - имеется индивидуальная программа развития ребёнка; - осуществляется индивидуальный подбор заданий на занятиях. - | |||
10. | Поддерживает ли воспитатель связь с родителями. |
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
Организованной учебной деятельности по методике
Развития речи детей.
1 вариант
1 Вид и тема речевого занятия, соответствие программных задач возрасту детей
и требованиям образовательной области в стандарте по дошкольному воспитанию. « Коммуникация», « Социум», «Творчество», « Познание»)
2 Создание педагогом предметно- развивающей среды на занятии (предметная среда, отбор наглядного материала, рациональность применения в ходе занятия)
3 Создание здоровье сберегающей среды и удовлетворение двигательной
активности детей в ходе занятия.
4 Проведение предварительной работы с детьми, её необходимость.
5 Рациональность выбора и педагогическая обоснованность использования
методов и приёмов.
-эмоциональный тренинг;
- игровые приёмы;
-приёмы привлечения и сосредоточения внимания;
-приёмы активизации мышления;
-приёмы изучения нового с опорой на имеющиеся знания;
6 Речевая активность детей на занятии, способы отработки речевых умений и
навыков.
7 Умение корректировать ход занятия с учётом обратной связи с детьми
( учёт степени утомляемости детей, смена видов деятельности)
8 Речь педагога, соблюдение требований к её оформлению.( содержательность,
выразительность, грамотность, логичность, доступность)
9 Степень усвоения детьми программного материала.
10 Уровень различных компетенций детей и жизненных навыков в данной
образовательной области.
11 Соблюдение временных рамок проведения занятия, причины несоблюдения
длительности.
12 Выводы и предложения по занятию.
2 вариант
Тема:Формирование связной речи детей на занятии в ДОО. Обучение детей рассказыванию по игрушке, предметам.
1. Каково программное содержание ОУД (в разных возрастных группах)? Соответствие его «Образовательной программе в детском саду». Доступны ли задачи по развитию мышления, творчества и речи для детей данной возрастной группы?
2. Каковы структурные части занятия, их целесообразность, роль каждой части в решении программных задач? Какие задачи по методике развития речи решались в процессе занятия?
3. Каковы методы обучения, направленные на развитие мышления детей, на умение формировать предложения, на обучение связному высказыванию, отобранные воспитателем?
4. Каковы содержание, логика, направленность вопросов, типы вопросов?
5. Правильно ли подобраны наглядные материалы? Какова роль наглядности в решении поставленных задач?
6. Как оценивались детские высказывания и рассказы? Содержание и методика оценки.
7. Какова форма организации занятий по своей структуре (традиционные, одночастные, комплексные, интегрированные)?
8. Общее впечатление от занятия. Каков уровень навыков детских рассказов?
9. Удачной ли была концовка занятия?
3 вариант.
Рассказывание по картинке
1. Содержание картинки и ее педагогическая ценность.
2. Доступность изображения восприятию детей, качество исполнения.
3. Подготовка к рассказыванию (рассматривание картины, беседа по ее содержанию).
4. Приемы обучению детей рассказыванию (вопросы педагога, образец рассказа, игровые приёмы).
5. Анализ рассказа воспитателя как образец для детей: содержательность, логическая последовательность изложения, литературный язык, структура предложения, объем рассказа.
6. Воспитательное значение занятия.
Анализ беседы
1. Тема беседы, ее соответствие требованиям «Программы воспитания».
2. Введение детей в содержание темы беседы, возбуждение интереса и внимания детей.
3. Содержание и формулировка вопросов воспитателя, их логическая последовательность.
4. Подготовка детей к беседе (наличие запаса представлений).
5. Приемы активизации (постановка вопросов ко всей группе, вызов детей для ответов, обращение к личному опыту, оценка ответов детей).
6. Наглядный материал.
7. Исправление неправильных ответов.
8. Воспитательное значение занятия.
Показательные занятия по развитию речи. Содержание и оформление уголка книги
1. Из каких частей состоит просмотренное занятие?
2. Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?
3. Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.
4. Какова подготовка воспитателя и детей к занятию, к каждой его части?
5. В чем состояла предшествующая работа воспитателя с детьми? Как это отразилось на результатах речевой деятельности детей?
6. Структура частей занятия. Длительность всего занятия и его частей.
7. Методические приемы в ходе всего занятия и в каждой его части. Обоснуйте необходимость использования тех или иных методических приемов в разных возрастных группах.
8.Речевые умения и навыки детей в каждой возрастной группе (звукопроизношение, грамматический строй речи, состояние лексики, связная монологическая речь и ееуровень).
9. Оцените речь воспитателя на занятии. Соответствует ли она педагогическим требованиям?
Анализ уголка книги
1. Где расположен уголок книги, удобно ли расположен? В чем это проявилось? Каково освещение уголка книги?
2. Оцените оформление уголка книги. В чем разница в его оформлении в разных возрастных группах?
3. Каково содержание уголка книги в разных возрастных группах?
4. Какую работу проводит в уголке книги воспитатель с детьми?
5. Есть ли книги изготовленные детьми?
5.Для чего организуют уголок книги? Каково его воспитательное значение?