I. Организация и проведение наблюдений

Содержание

Пояснительная записка 5

I. Организация и проведение наблюдений 7

1.Ориентировочная схема фиксации результатов наблюдений 14

2.Наблюдение за отношением детей к занятиям 17

II. Метод беседы 19

1.Методика выявления представлений детей о правдивости путем беседы по рассказу 21

2.Методика проведения беседы на тему «Как по-вашему, что такое дружба?» 22

III.Организация экспериментальной работы по проблеме нравственного развития ребенка 24

1.Методика изучения взаимных оценок детей дошкольного возраста 24

2.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей по отношению к сверстникам 27

3.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей по отношению к малышам 28

4.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей-дошкольников по отношению к взрослым(к воспитателю) 29

IV.Методики на выявление эмоционального состояния ребенка - дошкольника 31

1.Рисунок несуществующего животного + методика М.З. Дукаревич 31

2.Методика изучения самоотношения и самопринятия 32

3.Рисунок «Плохой и хороший ребёнок» 34

4.Тест «Добро, Зло и Я» 35

5.Методика исследования самооценки (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон) 37

6.Методика по выявлению эмоционального состояния ребенка (дом — дерево — человек, или ДДЧ). 38

7.Методика по выявлению понимания ребенком-дошкольником эмоциональных реакций человека 43

8.Методика «Тест-рисунок» 44

9.Методика «Лестница» 46

10.Методика «Три желания» и «шапка-невидимка» 46

11.Методика «Акт добровольцев» 46

12.Методика сферограммы «Фантастический выбор», направленная на выявление круга интересов и духовных потребностей ребенка 47

13.Методика «Рисунок семьи» (4 до 9 лет) 49

V. Методики на определение атмосферы (климата) в группе 51

1.Методика по определению избирательного отношения между детьми. Игра «Секрет» 55

2.Методика определения динамики настроения в группе 59

3.Методика изучения особенностей проявления эмоционального отношения детей друг к другу в зависимости от разных форм организации их совместной продуктивной деятельности 60

VI.Анкетирование воспитателей и родителей 63

1. Анкета для воспитателя 63

2. Анкета для родителей 65

Литература 68


Пояснительная записка

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ре­бенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испыты­ваемый ребенком при виде большой собаки, побуждает его пред­принять определенные действия для того, чтобы избежать опас­ности. Когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребенок радуется, когда он вы­глядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Эмо­ции ребенка — это «послание» окружающим взрослым о его со­стоянии.

Дошкольники 3 — 5 лет уже могут распознавать свое внутрен­нее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверст­ников и выражать свое отношение к ним. Ребенок-дошкольник от­лично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции уча­ствуют в формировании социальных взаимодействий и привязан­ностей.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. На­пример, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщи­нам потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его пе­реживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большин­ству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? И что такое плохо?». Если с точки зрения норм данного общества или со­общества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он ис­пытывает эмоциональный дискомфорт. Эмоции являются источни­ком радости и страдания, а жизнь без эмоций, как положительных, так и отрицательных, пресна и бесцветна.

Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т.п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема настолько обострена, что создает трудности воспитателю. Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить таких, которые на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимания воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности не исказили в дальнейшем траектории их развития. Чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания от общения с другими детьми, тем легче сможем избежать их закрепления в структуре его личности.

Осуществляя диагностическую работу, воспитатель выполняет психотерапевтическую функцию. Рисунки, свободные сочинения, беседы с детьми — все эти фор­мы работы нравятся детям, потому что соответствуют основным жизненно важным потребностям их возрас­та: способствуют положительным отношениям с людь­ми, свободному самопредъявлению, заинтересованно­сти в положительной оценке взрослого и в его индиви­дуально адресованном внимании. С диагностикой свя­зана и коррекционная работа, цель которой исправле­ние непродуктивных форм поведения, снятие эмоцио­нального напряжения, помощь в разрешении конкрет­ных жизненных ситуаций. Диагностические процедуры также имеют и развивающее значение,так как в ходе выполнения заданий ребёнок получает возможность самовыражения, творчества, самопознания, личност­ной активности.

Таким образом, диагностический этап в работе имеет как самостоятельное, так и вспомогательное значение. Овладение методами изучения ребёнка зна­чительно расширит поведенческую гибкость и психо­логическую компетентность воспитателя, станет условием творческого выполнения им деятельности и про­фессионального роста.

Воспитатель может воспользоваться всеми пред­ложенными диагностическими процедурами для само­диагностики. Интерес к самоисследованию и самопо­знанию повысит степень внимания взрослого к лично­стным проявлениям детей, позволит научиться интер­претировать и понимать их слова и поступки, эмоцио­нально откликаться на проявления внутреннего мира другого человека.

II. Метод беседы

В отличие от объективного наблюдения беседа рассмат­ривается как вспомогательный метод изучения ребенка. С помощью беседы можно выявить особенности нравствен­ных представлений, мотивы поступков и отношений детей. Она применяется для получения необходимых сведений о ре­бенке от воспитателей и родителей, а также при изучении от­дельных сторон деятельности воспитателя (мотивов, интере­сов и т. д.). Однако материал, полученный таким способом, не всегда достоверен и точен, поэтому он сопоставляется с объективными данными, приобретенными в ходе наблюдения или экспериментов. Так же, как и наблюдение, данный метод отличается кажущейся простотой и доступностью. На самом деле его применять не так легко. От того, как исследователь подготовлен к беседе, как он ее организует и как истолковы­вает ответы, во многом зависит научная достоверность по­лученного материала и воспитывающее значение этого ме­тода. В исследовании с помощью беседы сложных нравствен­ных свойств личности ребенка особенно важно учесть сле­дующие (рекомендации:

1) Необходимо заранее продумать цель, главный предмет беседы, составить план, определить участников, время и ме­сто проведения беседы. Особенно внимательно следует от­нестись к вопросам, которые будут заданы детям, воспита­телям и родителям: по форме они должны быть четкими, понятными, однозначными, но не шаблонными; не должны со­держать внушения; по содержанию — соответствовать цели и предмету исследования; по построению — логически по­следовательными, дополняющими друг друга,

2) В процессе беседы сохраняется естественность условий, создается обстановка доверия, непринужденности с целью расположить испытуемых к откровенному разговору; учиты­ваются индивидуальные особенности ребенка, соблюдаются требования педагогического такта со стороны исследователя. Для этого рекомендуется заблаговременно придумать повод для беседы (.прочитанный рассказ, конкретный жизненный случай, просмотренный фильм и т. д.).

3) Ответами детей нельзя пользоваться как заведомо до­стоверными источниками знаний, их нужно обязательно со­поставлять с объективными факторами, полученными мето­дами наблюдения и эксперимента.

4) В случаях, когда дети обнаруживают неверные пред­ставления и суждения, необходимо исправлять ошибки и объяснять, как надо понимать то или иное событие, явле­ние.

5) Ответы испытуемых фиксируются в протоколах или опросных листах, составленных по .заранее продуманной фор­ме, с обозначением даты проведения беседы, с сохранением максимальной и точной записи ответов и особенностей пове­дения испытуемого; протоколы заполняются в зависимости от условий проведения беседы или в момент самой беседы (под каким-либо предлогам), или же сразу после нее, что­бы обеспечить естественность в отношениях исследователя и испытуемого.

Беседа может проводиться как до, так и после примене­ния других объективных методов в соответствии с общим пла­ном исследования. Обработка и оформление данных, полученных методом беседы, проводятся и при использовании метода наблюдения путем выбора наиболее типичных отве­тов, их сопоставления по содержанию (качественный анализ) и по критериям частоты повторений характерных факторов, времени, затраченному испытуемым на продумывание отве­тов, и т. д. (количественный анализ).

При изучении уровня развития детских представлений о каком-либо правиле поведения применяется балльная систе­ма оценок полученных ответов, позволяющая сопоставить уровни разных детей или уровень одного и того же ребенка в начале исследования и в конце, после проведенной с ним работы

Результаты беседы (для всей группы испытуемых) зано­сятся в таблицу 4.

Таблица 4

Фамилия, имя ребенка Дата беседы Содержание ответов Поведение испытуемого примечание
1-й вопрос 2-й вопрос 3-й вопрос 4-й вопрос
               

Поведение ребенка

(действия, поступки, словесные высказывания, эмоциональная реакция)

При объяснении правила «не мешать взрослым работать» Во время работы воспитателя При поощрении При осуждении

Рисунок «Плохой и хороший ребёнок»

Материал:лист бумаги, разделённый на три части, и четыре карандаша: красный, синий, чёрный, корич­невый.

Инструкция:«Лист разделён на три части. Нарисуй в первой части плохого ребёнка чёрным и коричневым карандашами. Во второй части — хорошего ребёнка красным и синим карандашами, а в третьей части — себя любыми карандашами, которыми захочешь».

Анализ рисунка:

I.Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам — ребёнок понимает значение эмоциональ­но-оценочных суждений. Плохой ребёнок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший — боль­шого размера, тщательно.

II. Автопортрет выполнен красным и синим карандашами — высокая степень с самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать — незрелость, инфантилизм, отсутствие кри­тичности, нарушение самовосприятия.

III. Автопортрет выполнен преимущественно чёрным и коричневым карандашами, фигура плохо про рисована, части тела непропорциональны — означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутст­вие поддержки и одобрения взрослых.

IV. Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном красным и синим карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены чёрным и коричневым цве­том — означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение.

Более полное представление можно получить со­поставив все данные вместе: величину каждого рисун­ка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. И еще то, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребёнка, соответствует ли он полу ребёнка. В нашей культуре и девочки и мальчики плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной ра­боты на занятиях.

Тест «Добро, Зло и Я»

Позволит получить представление о характере ус­воения ребёнком нравственных категорий, а также о степени его невротизации и тревожности.

Материал:у каждого ребёнка лист белой бумаги и по три вырезанных кружка разного диаметра: красного, синего, чёрного цвета (большой, средний и малень­кий).

Инструкция:

1 вариант:

«Представь себе, что лист бумаги — это вся твоя жизнь, всё, что тебя окружает. Три кружка красного цвета — это «Добро», три кружка синего цвета — «Ты сам», три кружка чёрного цвета означают «Зло». Рас­положи на листе, где «Ты», где «Добро», где «Зло». Можешь выбрать подходящий размер кружка».

2 вариант:

Ребёнку дают лист бумаги и три разных каранда­ша, повторяют предыдущую инструкцию и предлагают нарисовать «Добро», «Себя», «Зло» такого размера, ко­торого он захочет, и на том месте, где захочет. Этот вариант удобен для работы в группе, так как рисунок фиксирует место расположения кружков, что важно для интерпретации результатов.

Анализ результатов:

I. Расстояние «Я» ближе к «Добру» и далеко от «Зла» — самоощущение позитивное, правильно рас­ставлены нравственные акценты.

П. Расстояние «Я» ближе ко «Злу» — тревога и на­личие не отреагированных отрицательных эмоций, страхи, повышенная невротизация, особенно если «Зло» больше по величине.

III. Величина «Я» меньше других кружков — неза­щищенность, тревожность, подавленность.

IV. Все три кружка пересекаются — наличие про­тиворечивых чувств, сложность внутренних пережива­ний, тревожность.

V. Отсутствие какого-либо изображения. Необхо­
димо выяснить, почему. Отсутствие «Зла» может озна­
чать вытеснение негативного опыта, психическую
травму, страх; отсутствие «Добра» — непонимание
нравственных категорий, отсутствие позитивных ресур­
сов. Отсутствие «Я» — неуверенность и непринятие се­
бя, эмоциональное отвержение.

Методика «Лестница»

Эта методика включает в себя задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дается рисунок ле­стницы и говорится, что идее верхних ступеньках находятся самые хорошие дети, а внизу — самые плохие. Ребенок дол­жен показать свое место, а также место других детей (дру­зей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шка­лы с различными характеристиками, например: «хороший — плохой», «умный — глупый» и др. Методика направлена па выявление уровня самовосприятия и самооценки ребенка.

Методика «Акт добровольцев»

Методика «Акт добровольцев» рассчитана на практическо-действенный свободный выбор. Детям предлагается из­брать поведение, в котором реально проявляются их ценно­стные отношения: Кто хочет помочь человеку? Кто хочет сделать доброе дело? Кто мог бы поработать для общего бла­га? и т. д. При этом исключаются агитация, психологическое давление на личность и какая-либо оценка в адрес избран­ного поведения.

В предложенном варианте поведения уже присутствует позитивное отношение к ценностному объекту (человеку, тру­ду, школе, малышам, обществу), но педагог не может в дан­ной ситуации дать свою оценку этому положительному вы­бору, чтобы не привносить оценочную мотивацию в выбор детей.

Непременно предварительно подыскивается действитель­ное дело — небольшое но объему и краткое по времени. Де­ти, сделавшие позитивный выбор, его исполняют. Педагог, если планирует воспроизвести данную методику в будущем, не акцентирует внимания на произошедшем. Но цифровое выражение выбора, произведенного детьми, фиксирует, что­бы иметь основание делать вывод об изменениях и социаль­ном развитии воспитанников.

Методика «Рисунок семьи» (4 до 9 лет)

Цель: Выявить, как ребенок воспринимает место в семье, семью в целом.

Необходимо знать возраст ребенка, состав семьи, возраст братьев и сестер, сведения о поведении ребенка в семье, детском саду, школе. :Материал: лист белой бумаги 21x29, 6 цветных карточек (разные).

Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, свою семью. Время не ограничено (до 40 минут).

В протоколе отметить: последовательность нарисованных деталей, пауза более 15 секунд, стирание деталей, спонтан­ные комментарии ребенка, эмоциональные реакции и их связь с изображением (задумывается).

После рисования задать 7 вопросов:

1. Кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто из них самый счастливый?

5. Кто самый несчастный?

6. Почему?

Если бы соревновались, кто бы выиграл, ты или брат? Эксперт предлагает ребенку 6 ситуаций: 3 — отражения негативных, 3 — отражения позитивных чувств. Например:

1.Представь себе, что у тебя два билета в цирк.
Кого ты возьмешь с собой?

2.Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один за­
болел.

Кто он?

3.Ты строишь из конструктора дом, вырезаешь бумаж­ные платья для кукол. У тебя не получается.

Кого ты позовешь на помощь?

4.У тебя билеты на мультфильмы, но на один меньше, чем
членов семьи.

Кто останется дома?

5.Представь, что ты попал на необитаемый остров.

С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное .мою. Вся семья села играть, но вас на один человек больше, чем требуется по правилам.

Кто не будет играть?

Педагог анализирует структуру рисунка, интерпретирует особенности, графическую презентацию (выражение) членов семьи; процесс рисования.

Изображение полной семьи. Если в рисунке отражен кон­фликт, члены семьи, не связанные друг с другом, то ребенок испытывает чувство отверженности, покинутости, большой уровень тревожности.

В рисунке анализируется следующее: состав семьи — если уменьшение членов, то она для ребенка эмоционально не значима или он испытывает отрицательное отношение к ней; изображение животных показывает, что ребенок хочет выйти из позиции опекаемого; отсутствие в рисунке самого ребен­ка показывает отсутствие общения в семье; расположение чле­нов семьи — если заняты одной деятельностью, означает общ­ность; особенности изображаемых людей, детали тела, деко­рирование (детали одежды, украшение), количество исполь­зуемых цветов: при позитивном отношении прорисовываются все детали, используются разные цвета, при негативном от­ношении показателем является половая принадлежность са­мого ребенка, пропуск частей тела; изображение зубов, паль­цев, ногтей означает агрессию ребенка; кого рисует первым — наиболее значимый человек плюс как будет прорисовывать, если стирает — конфликтное отношение, остановки т— сомне­ния, включать в рисунок или нет.

V. Методики на определение атмосферы (климата) в группе

Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавли­вает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу». Прочно уста­новившийся между людьми контакт обеспечит в процессе обще­ния атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.

Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в посто­янной группе людей (рабочем коллективе, семье, школьном классе и т. п.). Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего ве­селья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат) в группе детского сада опре­деляется:

1) отношениями между воспитателем и детьми;

2) отношениями между самими детьми.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее чле­ны чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не де­ти, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, за­интересованный в создании благоприятной атмосферы в груп­пе, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать групповую ситуацию. Для этого можно использовать следую­щую форму анализа.

Обстановка в группе

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Анкета для воспитателя

1. Для воспитателя детского сада (заполняется письменно самим воспитателем или экспериментатором)

2. Автобиографические данные:

3. Фамилия, Имя, Отчество.

4. Возраст

5. Стаж работы в дошкольных учреждениях .

6. Образование

7. Должность

8. Мотивы выбора профессии воспитателя и совершенствования ква­лификации:

· Почему вы выбрали для себя именно профессию педагога дош­кольного учреждения?

· Чем она больше всего привлекает сейчас, когда у вас накопился практический опыт?

· Как вы совершенствуете свою квалификацию? Что вас побуждает это делать?

8.Трудности в работе воспитателя:

· Вспомните, что больше всего затрудняло вашу работу с детьми в начале педагогической деятельности?

· Что в воспитательной работе сейчас труднее всего? Чем вы это объясняете?

· Воспитание каких черт личности в ребенке доставляет вам больше
трудностей? С чем это связано?

9. Условия, необходимые для успеха:

· Каких знаний и умений вам особенно не хватает для практической работы?

· Какими нравственными качествами должен обязательно обладать воспитатель?

· Отсутствие каких нравственных качеств мешает лично вам в рабо­те?

Анкета для родителей

Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологиче­ским климатом (общим эмоциональным настроем ее членов) ока­зывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребен­ка. Для уточнения наблюдений со стороны воспитателя родителям можно задать вопросы, сфор­мулированные в виде анкеты. Родителей просят охарактеризовать сон, аппетит и эмоциональное состояние (настроение) их ребен­ка, отвечая на следующие вопросы:

1.Как он засыпает?

Быстро;

медленно;

требует, чтобы с ним сидели;

требует, чтобы не гасили свет.

2. Как спит?

Крепко, спокойно;

неспокойно;

вскрикивает;

плачет;

разговаривает во сне.

3.Как просыпается?

Сразу;

не сразу.

4.В каком настроении просыпается?

Веселый, спокойный;

раздражительный;

грустный;

в слезах.

5. Как он ест?

Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам;

неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.

6. Замечаете ли вы проявления страха у вашего ребенка?

Да;

иногда;

нет.

7. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

В темной комнате;

при наказаниях, окриках;

при недовольстве взрослых его поведением;

когда слушает страшную сказку;

когда видит собаку, змею;

без видимой причины.

8. Как проявляется страх у ребенка?

Плачет;

убегает;

впадает в ярость; зовет взрослых; справляется сам.

9. Чему радуется ваш ребенок?

10. Что вызывает у него огорчение?

11. На что он обижается?

12. Как быстро проходят у него переживания?

Быстро;

не очень быстро;

через длительное время.

13. Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким?

Да;

редко;

нет.

14. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?

Доброжелательный интерес;

агрессивность;

индифферентность.

15. Какие эмоции преобладают по отношению к сверст­никам во время игры?

Доброжелательность;

агрессивность;

индифферентность.

16. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?

Да;

не всегда;

нет.

17. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?

Да;

не всегда;

нет.

18. Каким образом он отстаивает свои интересы?

Находит аргументы;

упрашивает;

вежливо требует;

агрессивно требует;

Целесообразно заполнить такие анкеты и родителям, и воспи­тателям. Это позволит более точно определить причины эмоцио­нального неблагополучия каждого ребенка, выявить его поведен­ческие реакции на одни и те же ситуации дома и в саду.

Кроме того, необходимо иметь сведения о психологическом климате в семье, отношении родителей к ребенку, их воспитатель­ной активности.

Литература

1. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448с.

2. Тищенко П.Н. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог: «Антон», 1995 – 176с.

3. Юдина Е.Г. Педагогические диагностики в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.

4. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

Содержание

Пояснительная записка 5

I. Организация и проведение наблюдений 7

1.Ориентировочная схема фиксации результатов наблюдений 14

2.Наблюдение за отношением детей к занятиям 17

II. Метод беседы 19

1.Методика выявления представлений детей о правдивости путем беседы по рассказу 21

2.Методика проведения беседы на тему «Как по-вашему, что такое дружба?» 22

III.Организация экспериментальной работы по проблеме нравственного развития ребенка 24

1.Методика изучения взаимных оценок детей дошкольного возраста 24

2.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей по отношению к сверстникам 27

3.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей по отношению к малышам 28

4.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей-дошкольников по отношению к взрослым(к воспитателю) 29

IV.Методики на выявление эмоционального состояния ребенка - дошкольника 31

1.Рисунок несуществующего животного + методика М.З. Дукаревич 31

2.Методика изучения самоотношения и самопринятия 32

3.Рисунок «Плохой и хороший ребёнок» 34

4.Тест «Добро, Зло и Я» 35

5.Методика исследования самооценки (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон) 37

6.Методика по выявлению эмоционального состояния ребенка (дом — дерево — человек, или ДДЧ). 38

7.Методика по выявлению понимания ребенком-дошкольником эмоциональных реакций человека 43

8.Методика «Тест-рисунок» 44

9.Методика «Лестница» 46

10.Методика «Три желания» и «шапка-невидимка» 46

11.Методика «Акт добровольцев» 46

12.Методика сферограммы «Фантастический выбор», направленная на выявление круга интересов и духовных потребностей ребенка 47

13.Методика «Рисунок семьи» (4 до 9 лет) 49

V. Методики на определение атмосферы (климата) в группе 51

1.Методика по определению избирательного отношения между детьми. Игра «Секрет» 55

2.Методика определения динамики настроения в группе 59

3.Методика изучения особенностей проявления эмоционального отношения детей друг к другу в зависимости от разных форм организации их совместной продуктивной деятельности 60

VI.Анкетирование воспитателей и родителей 63

1. Анкета для воспитателя 63

2. Анкета для родителей 65

Литература 68


Пояснительная записка

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ре­бенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испыты­ваемый ребенком при виде большой собаки, побуждает его пред­принять определенные действия для того, чтобы избежать опас­ности. Когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребенок радуется, когда он вы­глядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Эмо­ции ребенка — это «послание» окружающим взрослым о его со­стоянии.

Дошкольники 3 — 5 лет уже могут распознавать свое внутрен­нее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверст­ников и выражать свое отношение к ним. Ребенок-дошкольник от­лично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции уча­ствуют в формировании социальных взаимодействий и привязан­ностей.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. На­пример, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщи­нам потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его пе­реживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большин­ству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? И что такое плохо?». Если с точки зрения норм данного общества или со­общества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он ис­пытывает эмоциональный дискомфорт. Эмоции являются источни­ком радости и страдания, а жизнь без эмоций, как положительных, так и отрицательных, пресна и бесцветна.

Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т.п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема настолько обострена, что создает трудности воспитателю. Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить таких, которые на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимания воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности не исказили в дальнейшем траектории их развития. Чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания от общения с другими детьми, тем легче сможем избежать их закрепления в структуре его личности.

Осуществляя диагностическую работу, воспитатель выполняет психотерапевтическую функцию. Рисунки, свободные сочинения, беседы с детьми — все эти фор­мы работы нравятся детям, потому что соответствуют основным жизненно важным потребностям их возрас­та: способствуют положительным отношениям с людь­ми, свободному самопредъявлению, заинтересованно­сти в положительной оценке взрослого и в его индиви­дуально адресованном внимании. С диагностикой свя­зана и коррекционная работа, цель которой исправле­ние непродуктивных форм поведения, снятие эмоцио­нального напряжения, помощь в разрешении конкрет­ных жизненных ситуаций. Диагностические процедуры также имеют и развивающее значение,так как в ходе выполнения заданий ребёнок получает возможность самовыражения, творчества, самопознания, личност­ной активности.

Таким образом, диагностический этап в работе имеет как самостоятельное, так и вспомогательное значение. Овладение методами изучения ребёнка зна­чительно расширит поведенческую гибкость и психо­логическую компетентность воспитателя, станет условием творческого выполнения им деятельности и про­фессионального роста.

Воспитатель может воспользоваться всеми пред­ложенными диагностическими процедурами для само­диагностики. Интерес к самоисследованию и самопо­знанию повысит степень внимания взрослого к лично­стным проявлениям детей, позволит научиться интер­претировать и понимать их слова и поступки, эмоцио­нально откликаться на проявления внутреннего мира другого человека.

I. Организация и проведение наблюдений

Метод наблюдения применяется как самостоятельный апробированный практикой многих исследований способ изу­чения, позволяющий видеть необходимые факты поведения ребенка в естественных условиях.

Варианты задач для метода наблюдения:

1. Установить наличие (или отсутствие) у ребенка нравст­венных представлений, способы поведения, формы нравствен­ных переживаний, связанные с изучаемой стороной процесса становления личности (коллективизм, гуманизм, дружба и т. д.).

2. Выявить особенности нравственных проявлении (представлений, форм переживании, способов поведения), обусловленные возрастом, индивидуальностью ребенка, условиями его воспитания.

3. Изучить характер происходящих изменений, успехов в развитии отдельных нравственных качеств личности ребенка под влиянием специально применяемых воспитательных мер педагогического воздействия.

План (или программа) наблюдения должен быть деталь­ным. В нем отражаются следующие моменты:

1. Кто из детей будет объектом наблюдения? По какому принципу производится отбор детей?

2. Сроки проведения наблюдения (график).

3. В каких возрастных группах, с кем из работников дет­ского сада или родителей будет проводиться наблюдение?

4. За какими формами проявлений личностных свойств предполагается вести наблюдение (высказывания, действия и поступки детей, эмоционально-выразительные формы поведе­ния)?

5. В каких типичных ситуациях, в процессе каких видов деятельности, с учетом каких условий организуется наблюде­ние?

6. Как будут фиксироваться факты в ходе наблюдения: в дневнике, в форме протокола, по какой схеме, с применением каких технических средств (фотографирование, киносъемка, магнитофонная запись)?

7. В каком порядке будет проводиться предварительная и окончательная обработка материала (количественный и ка­чественный анализ)? Какое будет графическое оформление результатов наблюдений, какие виды иллюстраций будут ис­пользованы?

Немаловажное значение для успешного проведения рабо­ты имеет правильная постановка самого процесса наблюде­ния. Первое, на что нужно обратить внимание при использо­вании метода наблюдения, является объективность (фото­графичность) при описании замеченных фактов. Поскольку наблюдение является определенным способом познания внут­ренних, психических явлений через действия, поступки и выс­казывания, очень важно уметь не только точно зафиксировать факты, но и разглядеть за внешними формами поведения ре­бенка их внутреннюю, психологическую сторону; мотивы пос­тупков, особенности детских нравственных представлений, пе­реживаний, привычных способов поведения и отношения к ок­ружающим. Чтобы поведение ребенка было обычным, непосредственным, от исследователя требуется сохранение естест­венной обстановки, в которой дети не замечали бы проведения наблюдений и их фиксации.

Другим, не менее важным условием правильной органи­зации наблюдения является непременное педагогическое воз­действие на вое замеченные отрицательные факты поведения ребенка, связанные с нарушением установленных правил вза­имоотношений с товарищами, со взрослыми. Как было уже сказано, изучая ребенка, нужно в то же время его и воспиты­вать.

И наконец, для получения более достоверного фактическо­го материала в процессе наблюдения нужно всегда учитывать особенности ситуации, а также особенности поведения ребен­ка в тот момент, когда он, совершая какой-либо поступок, высказывая свое мнение, выражает эмоциональное отноше­ние к кому-либо.

Приведем пример наблюдения за поведением детей во время игры с целью выявления уровня воспитанности, нрав­ственной готовности детей к школе.

В один из моментов игры (на 35—40-й минуте) воспита­тель говорит о том, что ему нужно поработать, а дети долж­ны играть самостоятельно и обращаться к нему лишь в тех случаях, к

Наши рекомендации