Адаптация системы утилизации кислорода.
Повышение работоспособности за счёт периферической адаптации может осуществляться путём гемодинамических и метаболических изменений.
Гемодинамические изменения связаны с улучшением капилляризации, развитием коллатералей, улучшением распределения крови в организме, в том числе и внутримышечного. Улучшение капиляризации обусловлено вовлечением ранее не функционировавших капилляров, расширением и удлинением работающих капилляров, а так же образованием новых. В результате тренировки на выносливость первые адаптационные изменения связаны с повышением активности аэробных ферментов, затем наблюдается расширение отдельных капилляров и выход ростков и рост новых капилляров. Существует тесная связь между аэробными возможностями и средним числом капилляров на мышечное волокно. Уже двухмесячная тренировка с субмаксимальной интенсивностью нетренированных людей оказывается достаточной, чтобы привести к увеличению числа капилляров в скелетной мышце на 50%. В то же время мало интенсивная работа может привести только к увеличению содержания окислительных ферментов без увеличения капиллярной сети.
Метаболическая адаптация к работе аэробного характера включает увеличение количества и величины митохондрий, повышение активности оксидативных ферментов, прирост содержания гемоглобина, увеличение внутримышечного содержания гликогена и т.д.
В тренированной мышце объёмная плотность митохондрий резко увеличивается. Это вызывает повышение окислительных способностей мышечных клеток, улучшение условий для диффузии субстратов, благодаря чему возрастают способности клеток к утилизации кислорода, продуцированию и ускорению использования энергии, осуществлению аэробного ресинтеза АТФ.
В процессе адаптации происходит возрастание способности мышц утилизировать пируват, образующийся в увеличенных количествах при интенсивных физических нагрузках вследствие активации гликолиза. Это предупреждает повышение концентрации лактата в крови, которое является фактором, затрудняющим физическую работу (в частности увеличение его концентрации в крови тормозит использование жиров). Мобилизация и использование в митохондриях жирных кислот позволяет поднять уровень максимальной интенсивности и длительности работы.
РАЗДЕЛ 7. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.
Обучение двигательным действиям необходимо рассматривать как один из видов познавательной деятельности человека.
Особенностью процесса обучения в физическом воспитании является активная деятельность занимающихся, направленная на освоение техники двигательных действий. В процессе обучения, одновременно с освоением техники двигательных действий, совершенствуются физические и психические функции человеческого организма.
7.1. Двигательные умения и навыки.
Основным содержанием процесса обучения в физическом воспитании является системное освоение человеком необходимого в жизни фонда двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний.
В процессе обучения физическим упражнениям человек в результате многократных попыток найти правильное решение двигательной задачи наконец находит оптимальный способ ее решения. В повседневной жизни в этом случае принято говорить, что человек умеет ходить, бегать, плавать и т.д.
Приобретенная на основе знаний и опыта способность не автоматизировано управлять движениями в процессе двигательной деятельности является умением.
Двигательные умения характеризуются такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и не стабильными способами решения двигательной задачи.
В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. При этом, движения характеризуются нестабильностью выполнения упражнений, излишним мышечным напряжением, большим количеством лишних движений, большой затратой энергии, что приводит к быстрому утомлению.
В результате многократного повторения упражнение начинает выполняться с меньшим участием контроля сознания за деталями техники. Например, баскетболист ведет мяч, наблюдая за действиями соперников.
Постепенно происходит переход умения в навык.
Переход умения в навык представлен на рис. 6.
ЗНАНИЯ | МЫШЛЕНИЕ | ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ |
ò ò ò
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ |
ò ò ò
Неавтоматизированное управление | Относительная расчленённость движений | Нестабильность действия |
ò ò ò
СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ |
ò ò ò
Автоматизированное управление движениями; концентрация внимания на цели и условиях действий | Слитность движений (операций) | Устойчивость, Стабильность, надёжность действия |
ò ò ò
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК |
Рис. 6.Характерные особенности двигательных умений и навыков и переход
умения в навык (Мазниченко, 1984)
Двигательный навык – это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном действии.
Автоматизированным движением считается такое, в котором двигательная часть выполняется за счет управления низшими отделами центральной нервной системы, а смысловая – высшими.
При стереотипном повторении двигательного действия оно становится привычным, автоматизированным. Сознание освобождается от необходимости постоянного контроля за деталями движений, что позволяет переключить внимание и мышление на результат и условия действия. При этом, автоматизированное управление движениями не означает их неосознанность. Сознание выполняет пусковую, контролирующую и регулирующую роль.
Навык характеризуется устойчивостью и надежностью выполнения двигательного действия, способностью сохранять его эффективность при различных неблагоприятных факторах: необычном психическом состоянии; сниженных физических возможностях (утомлении); неблагоприятных внешних условиях и других помехах.
Надежность навыка связана с его вариативностью, что дает возможность приспосабливать двигательное действие к различным меняющимся условиям его осуществления за счет частичных изменений в технике движений при сохранении ее основы.
Устойчивость навыка – ценная черта в тех случаях, когда техника действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям. «Переделка» же техники, связанная с прочными навыками, представляет собой задачу значительной трудности. Поэтому следует подчеркнуть опасность превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов выполнения двигательных действий.
Взаимодействие двигательных навыков.Накопление двигательного опыта – основа обучения в физическом воспитании. Люди, имеющие большой двигательный опыт, легче усваивают новые движения, у них быстрее протекает процесс формирования новых навыков. Такое взаимодействие навыков, когда ранее усвоенные двигательные действия содействуют более быстрому усвоению новых, носит название «положительный перенос навыков». Примеры: езда на велосипеде – управление мотоциклом; акробатические прыжки – прыжки в воду.
Положительный перенос навыков будет проявляться тем большей степени, чем больше сходства между структурой изучаемых двигательных действий. Причем сходство это должно быть, прежде всего, в основном механизме движений.
Наряду с положительным переносом навыков имеет место такое явление, когда ранее усвоенные навыки не помогают, а наоборот, тормозят процесс усвоения новых движений. Такое взаимодействие навыков называется «отрицательным переносом навыков» или «интерференция навыков». Наиболее частое проявление интерференции навыков в тех случаях, когда в структуре двигательных актов имеется сходство в начальных фазах и финале усваиваемых двигательных действий и существенные различия в главных фазах изучаемых движений. Например: плавание на боку – нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; прыжок в высоту – барьерный бег.
Нервная система человека всегда стремится осуществлять свою деятельность более экономичным путем. Причем для нервной системы легче привычная деятельность, чем новая, даже если она более простая.
При взаимодействии «конкурирующих» навыков следует ожидать нарушение того из них, который менее прочно закреплен, если степень прочности одинаковая, нарушается тот, структура которого более сложна.
В ряде видов спорта важное значение для повышения эффективности обучения имеет решение вопроса о перенос навыков при овладении так называемыми односторонними движениями. Например: акробатические упражнения; гребля на каноэ.
Прямого переноса в процессе обучения односторонним движениям, по-видимому нет. Результаты исследований позволяют говорить о наличии смыслового переноса, ритма движений, некоторых фаз движений одинаковых для действий в обе стороны.
7.2. Структура процесса обучения двигательным действиям.
В структуре процесса обучения двигательным действиям выделяют три этапа.
I. Создание представления о двигательном действии. Начальное разучивание. Цель – создание модели предстоящего действия, формирование двигательного умения.
II. Углубленное разучивание. Цель – формирование двигательного навыка.
III. Закрепление и совершенствование двигательного навыка. Цель – формирование двигательного умения высшего порядка, то есть реализация двигательного навыка в меняющихся условиях, обеспечение его вариативности.
На I этапе начального разучивания ставится цель создания представления о данном двигательном действии, формирование у занимающихся умения выполнять двигательное действие.
Достижение поставленной цели осуществляется путем последовательного решения конкретных задач:
1) осмысление задачи обучения;
2) проверка правильности созданного представления;
3) корректирование созданного представления;
4) освоение элементов и частей двигательного действия;
5) выполнение двигательного действия в целом;
6) устранение ошибок.
Осмысление задачи обучения, создание представления о технике двигательного действия осуществляется с помощью широкого использования методов слова и наглядности. К освоению техники двигательного действия можно приступать только убедившись в том, что ученики поняли объяснение и у них создалось правильное представление.
После этого следует попытаться выполнить упражнение в целом, как оно есть. Если эти попытки оказываются удачными, то цель первого этапа можно считать достигнутой – умение сформировано.
В тех случаях, когда эти попытки оказываются неудачными, или упражнение хотя и выполняется, но с ошибками, необходимо определить причины возникновения ошибок и принять меры к их устранению.
Под «ошибкой» понимается выполнение упражнения с отклонением от модели техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия.
Понятие «ошибка» относительно: то, что для мастера грубая ошибка, для новичка мелкая, а то, что для мастера мелкая, для новичка вообще не ошибка.
Однако не всякое отклонение установленного образца должно рассматриваться как ошибка. Нередко отклонения являются не чем иным как индивидуальными особенностями выполнения упражнения. Нельзя принимать эти отклонения за ошибки, особенно если ученики продвигаются
вперед и имеют хорошие спортивно-технические достижения.
Самый правильный путь – это не допускать появления ошибок. Но если все же они появились, то необходимо срочно принять меры к их устранению.
Принято выделять главные и второстепенные ошибки. Главные искажают основной механизм движения. Второстепенные искажают детали техники.
Предлагаемая (табл. 2.) систематизация может помочь разобраться в двигательных ошибках и путях их устранения.
Обучение на II этапе углубленного разучиваниянаправлено на совершенствование двигательного умения и перехода его в двигательный навык.
Согласно физиологическим представлениям, на этой стадии формирования навыка происходит тончайшая специализация и упорядочение центрально-регуляторных нервных механизмов (концентрация возбуждения, развитие внутреннего торможения и др.), что позволяет точно регулировать движение. Ведущая роль в системе дифференциации при управлении движением переходит к двигательному анализатору (мышечное чувство). Оно реализуется за счет ощущений, возникающих в коже, мышцах, суставах, связках, во время выполнения упражнений.
Выделяют отдельные проявления кинестетической (двигательной) чувствительности: чувство пространства, времени, спортивного снаряда, воды и т.д.
Частными задачами обучения на этом этапе будут:
1.Уточнение техники двигательного действия по кинематическим, ритмическим и динамическим характеристикам.
2.Углубление и расширение созданного представления об изучаемых движениях.
3.Формирование навыка, то есть свободного и стабильного выполнения двигательного действия.
4.Создание предпосылок для вариативности реализации навыка.
Таблица 2.