С организацией воспитательного процесса

ДНЕВНИК ПРАКТИКАНТА

Ф.И.О. студента_________________________________________________

Место практики _________________________________________________

Методист_______________________________________________________

Учитель________________________________________________________

Класс__________________________________________________________

Отметка о зачете: ______________________________________________

Дата:__________________________________________________________

Расписание уроков _____класса_____

  Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
           
           
           
           
           
           

Расписание звонков

1 урок _______________________

2 урок _______________________

3 урок _______________________

4 урок _______________________

5 урок _______________________

6 урок _______________________

Программа знакомства

С организацией воспитательного процесса

образовательного учреждения

1. Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.

2. Нормативные документы в области воспитания.

3. Задачи воспитательной работы в образовательном учреждении.

4. Основные направления воспитательной работы образовательного учреждения.

5. Характеристика субъектов воспитания образовательного учреждения.

6. Создание механизмов становления эффективной практики воспитания образовательного учреждения и воспитательной деятельности классного руководителя.

7. Документы, регламентирующие деятельность классного руководителя .

8. Оценка деятельности классного руководителя.

9. Традиции школы и их воспитательное значение.

Знакомство с работой классного руководителя.

1. Документы, регламентирующие работу классного руководителя.

2. Функциональные обязанности классного руководителя.

3. Организация планирования воспитательной работы классного руководителя. Знакомство с планом работы воспитательной работы класса.

4. Характеристика классного коллектива:

· социальный статус семей учащихся и его влияние на психологический климат класс;

· общественные поручения в классе, актив класса - роль в организации общественной жизни класса, распределении обязанностей между учащимися, официальные лидеры, их авторитет, личностные особенности этих лидеров;

· успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов, мотивы учения. Дисциплина на уроке и выполнение домашних заданий;

· занятость в кружках , секциях и других формах внеурочной деятельности;

· участие классного коллектива в общественной жизни школы.

5. Документация классного руководителя.

Знакомство с работой психолога школы

1. Функциональные обязанности психолога в школе.

2. Обеспечение психолого – педагогического процесса в школе.

3. Формы и методы работы с учащимися, с учителями – предметниками, с классными руководителями и родителями.

Знакомство с работой социального педагога школы

1. Функциональные обязанности социального педагога в школе.

2. Документы, регламентирующие работу соц. педагога.

3. Задачи, формы, методы работы с учащимися, педагогами и родителями.

4. Проблемы в работе соц. педагога.

5. Взаимосвязь с социальными службами города.

Приложение 1

Сроки, задачи, отчетность

День Задачи Содержание работы Отчетность Приложение
1. Знакомство со школой. 2. Знакомство с работой школьного психолога. 3. Знакомство с классным руководителем и классом. 4. Посещение уроков. Целенаправленное наблюдение. Анализ наблюдаемых явлений. · Студенты знакомятся особенностями учебно-воспитательной работы в школе. · Принимают участие в беседе с директором, завучем, организатором внеклассной работы. · Посещение кабинета психолога. Беседа о видах психологической работы в школе. · Беседа с классным руководителем о жизни класса, его текущих планах. · Встреча с классом. · Записи в дневнике о впечатлениях от первого знакомства со школой, об основных направлениях в работе педагогического коллектива с детьми. · Записи в дневнике о содержании работы психолога. · Записи в дневнике о содержании работы психолога. Выписка из плана классного руководителя. Рефлексивный лист (приложение №9)  
2-3 Изучение особенностей развитияв подростковом возрасте Проведение диагностики: · Опросник Шмишека (приложение №3); · Опросник определения локуса контроля (приложение №2) · Тест В.Хеннига «Мотивационная структура учебной деятельности». (приложение №1) · Обработка результатов исследования. · Проанализировать наличие типов акцентуаций характера у подростков. Их доминантность. · Изучить уровень локуса контроля у подростков. · Изучить мотивационную структуру учебной деятельности в подростковом возрасте. Сделать выводы. Проанализировать результаты. Рефлексивный лист (приложение №9)  
4 -5 Посещение уроков · Наблюдение за деятельностью учащихся. · Беседа с учителем предметником. · Беседа с учащимся. · Сбор данных для характеристики на учащегося. · Наблюдение за умением ученика правильно вести себя на уроке. (приложение №4) · Изучение эмоционально-волевого состояния ученика. (приложение №5) · Наблюдение за выдержкой ученика на уроке. (приложение №6) · Карта наблюдений за учащимся. (приложение №8) Сделать выводы. Проанализировать результаты. Рефлексивный лист (приложение №9)  
Оформление документации.   Оформление документации.   Развернутая характеристика на ученика (приложение №7). Рефлексивный лист (приложение №9)  


Приложение № 1

Приложение №2

Приложение №3

КЛЮЧ

Характерологические факторы.

  1. Фактор ДМ (демонстративная личность, истероид): 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88.
  2. Фактор П (педантичность): 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
  3. Фактор З (застревающая): 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81.
  4. Фактор В (возбудимая): 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Темпераментные факторы:

5. Фактор Г (гипертим): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

6. Фактор ДИ (дистимическая, депрессивная): 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 87.

7. Фактор АЛ (аффективно-лабильная): 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

8. Фактор АЭ (аффективно-экзальтированная): 10, 32, 54, 76.

9. Фактор Т (тревожная): 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

10. Фактор ЭМ (эмотивная): 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79.

Коэффициент по каждому фактору:

ДМ-2

П-2

З-2

В-3

Г-3

ДИ-3

АЛ-3

АЭ-6

Т-3

ЭМ-3



За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл, равный коэффициенту, суммируется по каждому тину. Максимальный показатель но каждому типу акцентуаций - 24 балла. Признаком акцентуации считается величина. Превосходящая 12 баллов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Психодиагностический опросник К. Леонгарда дает диагно­стику акцентуированной личности по десяти факторам: четыре фактора характера и шесть факторов темперамента.

К характерологическим факторам относятся:

1. Фактор ДМ— личность с такими чертами характеризуется излишним тщеславием, бахвальством, часто склонна считать, что по отношению к ней совершается несправедливость, допускает необдуманность поступков. Обдумывать линию пове­дения заранее они не способны. Личности с такими чертами характера хитры на выдумку, но эту хитрость легко разоблачить, т.к. стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами. Благодаря умению приспосабливаться они быстро находят друзей, которых привлекает их общительность, готовность услужить. Быть заметным — основная потребность таких людей.

Вопросы фактора ДМ — № 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88.

2. Фактор П— личность с такими чертами характера характеризуется склонностью к основательности, четкости, законченности. В области профессиональной деятельности педантичная личность проявляет себя положительно, выполняет работу очень добросовестно. Леонгард отмечает, что большинство личностей с такими чертами характера чувствуют себя на военной службе лучше, чем в гражданской деятельности.

Вопросы фактора П— № 4, 14, 17,26,36,39,48,58,61, 70, 80, 83.

3. Фактор 3— личность с такими чертами характеризу­ется выраженным честолюбием и стойкостью аффекта. Аффект особенно остро проявляется, если затронуты личные интересы личности, что является своеобразным ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также различные формы подавления. Имеет место спокойствие при виде общественной несправедливости, проявляется зачастую заносчивость и самонадеянность. Может иметь место подозрительность. Этот тип личности интересен еще и тем, что в равной степени таит в себе возможности как положительного, так и отрицательного разви­тия характера, что очень важно учитывать при организации индивидуальной работы. С одной стороны, личность с такими чертами стремится достичь высоких показателей в любой деятельности, а с дру­гой — может подавлять окружающих, если увидит в ком-либо конкурента своих достижений.

Вопросы Фактора 3 — № 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78,81.

4. Фактор В— личность с такими чертами характеризует­ся недостаточной управляемостью. Реакции возбудимых личнос­тей отличаются импульсивностью и конфликтностью. Им чужда терпимость. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают в ссоры, грубят, ведут себя зачастую агрессивно, не отдавая отчета возможным последствиям своих действий. По мере возрастания возбуждения люди с такими чертами характера обычно от слов переходят к «делу», т.е. рукоприклад­ству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых опережает сло­ва, т.к. такие люди вообще не склонны обмениваться мнениями.Этические требования общества очень слабо воздействуют на таких лиц. Часто наблюдается немотивированность действия.

Вопросы фактора В — №8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

К «темпераментным» факторам относятся:

5. Фактор Г— характеризуется оптимизмом, активностью, жизнерадостностью. Они без труда преодолевают грусть. Жаж­да деятельности стимулирует у них инициативу, поиск, нового, творческого. Они способны говорить и рассказывать без конца, только бы их слушали. В коллективе такие люди не могут наскучить, с ними интересно. Лица с такими чертами темпера­мента часто прекрасно справляются с общественной работой. Вопросы фактора Г — № 1, 11, 23, 33,45, 55, 67, 77.

6. Фактор ДИ— склонность к депрессивным состояни­ям характерна для личностей с такими чертами темперамента. По натуре они более серьезны и сосредоточены на пессимисти­ческой ноте, отличаются медлительностью реакций и действий. Бывает так, что в общем разговоре такие люди почти не участвуют, замкнуты. Личности с такими чертами отличаются серьезными этическими позициями.

Вопросы фактора ДИ — № 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 87.

7. Фактор АЛ— личность с такими чертами темпера­мента характеризуется резкими перепадами состояний — отвосторженного, возвышенного до мрачного, депрессивного. На передний план выступает то один, то другой из этих полюсов. Эта черта темперамента в комплексе с акцентуацией по факторам ДМ, 3 и В дает возможность диагностировать и предположительно прогнозировать лиц, склонных к импульсивным, рискованным конфликтным и асоциальным действиям.

Вопросы фактора АЛ — № 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

8. Фактор АЭ— характеризуется более бурными и интенсивными реакциями на события по внешним проявлениям Экзальтация гораздо чаще связана с тонкими альтруистическими побуждениями. Любовь к языку, искусству, природе, спорту, поиски мировоззрения — все это способно захватить такого человека до глубины души. Лица, отличающиеся такой чертой, очень впечатлительны, Склонны к глубоким личным переживаниям за себя и товари­щей. К таким личностям в полной мере можно отнести понятия «бурный», «порывистый», «возбужденный».

Вопросы фактора АЭ — № 10, 32, 54, 76.

9. Фактор Т— личности с такими чертами темперамента сличаются робостью, нерешительностью, внутренней неуверен­ностью в себе, тревожностью. Люди с такой акцентуацией не решаются защищаться, видя несправедливость и откровенное унижение личного достоинства. Эта черта темперамента в комплексе с акцентуацией по фактору ДМ и 3 дает возможность диагностировать и предположительно прогнозировать лиц, склонных к активному приспособленчеству.

Вопросы фактора Т — № 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

10. Фактор ЭМ— личность с такой чертой темперамента характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. В отличие от лиц, акцентуированных по фактору АЭ, они не впадают в такие крайности, эмоции их развиваются с меньшей быстротой. Обычно людей с этой чертой темперамента называют мягкосердечными. Их знают как людей задушевных. Особенно характерна для них слезли­вость, при первом упоминании о доме, родных или близких, а также личных переживаниях они плачут или на глаза навертываются слезы.

Вопросы фактора — № 3, 13, 25,35,47, 57, 69, 79.

Используя ключ к психодиагностическому опроснику, исследователь сравнивает ответы на бланке заполнения и сум­мирует совпадающие ответы по ключу и бланку. Т.е. получается сумма сырых баллов по каждому фактору, которая умножается на коэффициент фактора.

Приложение №4

Примечание.

Результаты наблюдения отразите в характеристике, при этом предположите возможные причины отклонения в поведении и сделайте вывод о проведении мероприятий в рамках воспитательной работы по устранению выявленных отклонений.

Приложение №5

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40

(минуты урока)

Выводы:

1. Как изменилось внимание, эмоции, воля в течение урока? Вскрыть причины, сделать выводы.

2. Психолого-педагогические выводы о путях и методах развития выдержки наблюдаемого.

Приложение №6

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ

Приложение №7

Приложение №8

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА НА ПРАКТИКЕ

Рефлексивный лист.

Инструкция: Оцените по 10 балльной шкале уровень сформированности у Вас следующих педагогических компетенций. Столбец «примечание» заполните во время подведения итогов практики. В нем отметьте компетенции, над развитием которых Вам необходимо дополнительно поработать для начала успешной самостоятельной работы в школе учителем.

Педагогическая компетенция Первый день практики Последний день практики Примечание    
Знаю как делаю Знаю как делаю  
  Внешний вид педагога          
  Темп, дикция, интенсивность,общая грамотность речи          
  Толерантность. Тактичность в общении с детьми и коллегами.          
  Умение выражать чувства, контролировать эмоции.          
  Учет индивидуальных особенностей детей          
  Учет возрастных особенностей детей          
  Изучение и оценивание уровня развития детей          
  Создание положительной мотивации к деятельности          
  Включение детей в активную деятельность          
  Создание благоприятной психологической рабочей атмосферы          
  Способность поддерживать инициативу и творчество детей          
  Умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, поддержание дисциплины и порядка.          
  Оценка деятельности детей во внеучебной деятельности          
  Оценка эмоционального состояния детей во внеучебной деятельности          
  Рефлексия педагогической деятельности.          
                         

Инструкция:предлагаем Вам дополнить предложения. Советуем писать не общие фразы, а адресные, относящиеся только к Вам. Осознание собственных целей поможет Вам сделать труд во время практики понятым, плодотворным и полезным лично для Вас.

· Психолого - педагогическая практика необходима мне для

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Во время практики я рассчитываю

Научиться

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понять______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Потренироваться в

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Рефлексия 1 дня

Сегодня я увидел(а) как

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В школе меня удивило, что

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Рефлексия 2 дня

Сегодня для меня стало очевидным, что в общении с детьми

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как сделать так, чтобы все ученики тебя услышали и поняли правильно

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия 3 дня

Я увидела и хочу взять на вооружение

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каждый ребенок особенный, поэтому

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия 4 дня

Сегодняшний день показал, что учителю в своей деятельности, прежде всего, необходимо

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наверное, самым ценным сегодня

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Рефлексия 5 дня.

Когда я работал (а) с детьми, то почувствовал (а)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Моим достоинством в работе с детьми станет то, что

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
__________________________________________________________________________________

Приложение №9

ДНЕВНИК ПРАКТИКАНТА

Ф.И.О. студента_________________________________________________

Место практики _________________________________________________

Методист_______________________________________________________

Учитель________________________________________________________

Класс__________________________________________________________

Отметка о зачете: ______________________________________________

Дата:__________________________________________________________

Расписание уроков _____класса_____

  Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
           
           
           
           
           
           

Расписание звонков

1 урок _______________________

2 урок _______________________

3 урок _______________________

4 урок _______________________

5 урок _______________________

6 урок _______________________

Программа знакомства

с организацией воспитательного процесса

образовательного учреждения

1. Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.

2. Нормативные документы в области воспитания.

3. Задачи воспитательной работы в образовательном учреждении.

4. Основные направления воспитательной работы образовательного учреждения.

5. Характеристика субъектов воспитания образовательного учреждения.

6. Создание механизмов становления эффективной практики воспитания образовательного учреждения и воспитательной деятельности классного руководителя.

7. Документы, регламентирующие деятельность классного руководителя .

8. Оценка деятельности классного руководителя.

9. Традиции школы и их воспитательное значение.

Наши рекомендации