С организацией воспитательного процесса
ДНЕВНИК ПРАКТИКАНТА
Ф.И.О. студента_________________________________________________
Место практики _________________________________________________
Методист_______________________________________________________
Учитель________________________________________________________
Класс__________________________________________________________
Отметка о зачете: ______________________________________________
Дата:__________________________________________________________
Расписание уроков _____класса_____
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | |
Расписание звонков
1 урок _______________________
2 урок _______________________
3 урок _______________________
4 урок _______________________
5 урок _______________________
6 урок _______________________
Программа знакомства
С организацией воспитательного процесса
образовательного учреждения
1. Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.
2. Нормативные документы в области воспитания.
3. Задачи воспитательной работы в образовательном учреждении.
4. Основные направления воспитательной работы образовательного учреждения.
5. Характеристика субъектов воспитания образовательного учреждения.
6. Создание механизмов становления эффективной практики воспитания образовательного учреждения и воспитательной деятельности классного руководителя.
7. Документы, регламентирующие деятельность классного руководителя .
8. Оценка деятельности классного руководителя.
9. Традиции школы и их воспитательное значение.
Знакомство с работой классного руководителя.
1. Документы, регламентирующие работу классного руководителя.
2. Функциональные обязанности классного руководителя.
3. Организация планирования воспитательной работы классного руководителя. Знакомство с планом работы воспитательной работы класса.
4. Характеристика классного коллектива:
· социальный статус семей учащихся и его влияние на психологический климат класс;
· общественные поручения в классе, актив класса - роль в организации общественной жизни класса, распределении обязанностей между учащимися, официальные лидеры, их авторитет, личностные особенности этих лидеров;
· успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов, мотивы учения. Дисциплина на уроке и выполнение домашних заданий;
· занятость в кружках , секциях и других формах внеурочной деятельности;
· участие классного коллектива в общественной жизни школы.
5. Документация классного руководителя.
Знакомство с работой психолога школы
1. Функциональные обязанности психолога в школе.
2. Обеспечение психолого – педагогического процесса в школе.
3. Формы и методы работы с учащимися, с учителями – предметниками, с классными руководителями и родителями.
Знакомство с работой социального педагога школы
1. Функциональные обязанности социального педагога в школе.
2. Документы, регламентирующие работу соц. педагога.
3. Задачи, формы, методы работы с учащимися, педагогами и родителями.
4. Проблемы в работе соц. педагога.
5. Взаимосвязь с социальными службами города.
Приложение 1
Сроки, задачи, отчетность
День | Задачи | Содержание работы | Отчетность | Приложение |
1. Знакомство со школой. 2. Знакомство с работой школьного психолога. 3. Знакомство с классным руководителем и классом. 4. Посещение уроков. Целенаправленное наблюдение. Анализ наблюдаемых явлений. | · Студенты знакомятся особенностями учебно-воспитательной работы в школе. · Принимают участие в беседе с директором, завучем, организатором внеклассной работы. · Посещение кабинета психолога. Беседа о видах психологической работы в школе. · Беседа с классным руководителем о жизни класса, его текущих планах. · Встреча с классом. | · Записи в дневнике о впечатлениях от первого знакомства со школой, об основных направлениях в работе педагогического коллектива с детьми. · Записи в дневнике о содержании работы психолога. · Записи в дневнике о содержании работы психолога. Выписка из плана классного руководителя. Рефлексивный лист (приложение №9) | ||
2-3 | Изучение особенностей развитияв подростковом возрасте | Проведение диагностики: · Опросник Шмишека (приложение №3); · Опросник определения локуса контроля (приложение №2) · Тест В.Хеннига «Мотивационная структура учебной деятельности». (приложение №1) | · Обработка результатов исследования. · Проанализировать наличие типов акцентуаций характера у подростков. Их доминантность. · Изучить уровень локуса контроля у подростков. · Изучить мотивационную структуру учебной деятельности в подростковом возрасте. Сделать выводы. Проанализировать результаты. Рефлексивный лист (приложение №9) | |
4 -5 | Посещение уроков | · Наблюдение за деятельностью учащихся. · Беседа с учителем предметником. · Беседа с учащимся. · Сбор данных для характеристики на учащегося. | · Наблюдение за умением ученика правильно вести себя на уроке. (приложение №4) · Изучение эмоционально-волевого состояния ученика. (приложение №5) · Наблюдение за выдержкой ученика на уроке. (приложение №6) · Карта наблюдений за учащимся. (приложение №8) Сделать выводы. Проанализировать результаты. Рефлексивный лист (приложение №9) | |
Оформление документации. | Оформление документации. | Развернутая характеристика на ученика (приложение №7). Рефлексивный лист (приложение №9) |
Приложение № 1
Приложение №2
Приложение №3
КЛЮЧ
Характерологические факторы.
- Фактор ДМ (демонстративная личность, истероид): 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88.
- Фактор П (педантичность): 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
- Фактор З (застревающая): 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81.
- Фактор В (возбудимая): 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Темпераментные факторы:
5. Фактор Г (гипертим): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
6. Фактор ДИ (дистимическая, депрессивная): 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 87.
7. Фактор АЛ (аффективно-лабильная): 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
8. Фактор АЭ (аффективно-экзальтированная): 10, 32, 54, 76.
9. Фактор Т (тревожная): 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
10. Фактор ЭМ (эмотивная): 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79.
Коэффициент по каждому фактору:
ДМ-2
П-2
З-2
В-3
Г-3
ДИ-3
АЛ-3
АЭ-6
Т-3
ЭМ-3
За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл, равный коэффициенту, суммируется по каждому тину. Максимальный показатель но каждому типу акцентуаций - 24 балла. Признаком акцентуации считается величина. Превосходящая 12 баллов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Психодиагностический опросник К. Леонгарда дает диагностику акцентуированной личности по десяти факторам: четыре фактора характера и шесть факторов темперамента.
К характерологическим факторам относятся:
1. Фактор ДМ— личность с такими чертами характеризуется излишним тщеславием, бахвальством, часто склонна считать, что по отношению к ней совершается несправедливость, допускает необдуманность поступков. Обдумывать линию поведения заранее они не способны. Личности с такими чертами характера хитры на выдумку, но эту хитрость легко разоблачить, т.к. стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами. Благодаря умению приспосабливаться они быстро находят друзей, которых привлекает их общительность, готовность услужить. Быть заметным — основная потребность таких людей.
Вопросы фактора ДМ — № 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88.
2. Фактор П— личность с такими чертами характера характеризуется склонностью к основательности, четкости, законченности. В области профессиональной деятельности педантичная личность проявляет себя положительно, выполняет работу очень добросовестно. Леонгард отмечает, что большинство личностей с такими чертами характера чувствуют себя на военной службе лучше, чем в гражданской деятельности.
Вопросы фактора П— № 4, 14, 17,26,36,39,48,58,61, 70, 80, 83.
3. Фактор 3— личность с такими чертами характеризуется выраженным честолюбием и стойкостью аффекта. Аффект особенно остро проявляется, если затронуты личные интересы личности, что является своеобразным ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также различные формы подавления. Имеет место спокойствие при виде общественной несправедливости, проявляется зачастую заносчивость и самонадеянность. Может иметь место подозрительность. Этот тип личности интересен еще и тем, что в равной степени таит в себе возможности как положительного, так и отрицательного развития характера, что очень важно учитывать при организации индивидуальной работы. С одной стороны, личность с такими чертами стремится достичь высоких показателей в любой деятельности, а с другой — может подавлять окружающих, если увидит в ком-либо конкурента своих достижений.
Вопросы Фактора 3 — № 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78,81.
4. Фактор В— личность с такими чертами характеризуется недостаточной управляемостью. Реакции возбудимых личностей отличаются импульсивностью и конфликтностью. Им чужда терпимость. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают в ссоры, грубят, ведут себя зачастую агрессивно, не отдавая отчета возможным последствиям своих действий. По мере возрастания возбуждения люди с такими чертами характера обычно от слов переходят к «делу», т.е. рукоприкладству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых опережает слова, т.к. такие люди вообще не склонны обмениваться мнениями.Этические требования общества очень слабо воздействуют на таких лиц. Часто наблюдается немотивированность действия.
Вопросы фактора В — №8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
К «темпераментным» факторам относятся:
5. Фактор Г— характеризуется оптимизмом, активностью, жизнерадостностью. Они без труда преодолевают грусть. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, поиск, нового, творческого. Они способны говорить и рассказывать без конца, только бы их слушали. В коллективе такие люди не могут наскучить, с ними интересно. Лица с такими чертами темперамента часто прекрасно справляются с общественной работой. Вопросы фактора Г — № 1, 11, 23, 33,45, 55, 67, 77.
6. Фактор ДИ— склонность к депрессивным состояниям характерна для личностей с такими чертами темперамента. По натуре они более серьезны и сосредоточены на пессимистической ноте, отличаются медлительностью реакций и действий. Бывает так, что в общем разговоре такие люди почти не участвуют, замкнуты. Личности с такими чертами отличаются серьезными этическими позициями.
Вопросы фактора ДИ — № 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 87.
7. Фактор АЛ— личность с такими чертами темперамента характеризуется резкими перепадами состояний — отвосторженного, возвышенного до мрачного, депрессивного. На передний план выступает то один, то другой из этих полюсов. Эта черта темперамента в комплексе с акцентуацией по факторам ДМ, 3 и В дает возможность диагностировать и предположительно прогнозировать лиц, склонных к импульсивным, рискованным конфликтным и асоциальным действиям.
Вопросы фактора АЛ — № 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
8. Фактор АЭ— характеризуется более бурными и интенсивными реакциями на события по внешним проявлениям Экзальтация гораздо чаще связана с тонкими альтруистическими побуждениями. Любовь к языку, искусству, природе, спорту, поиски мировоззрения — все это способно захватить такого человека до глубины души. Лица, отличающиеся такой чертой, очень впечатлительны, Склонны к глубоким личным переживаниям за себя и товарищей. К таким личностям в полной мере можно отнести понятия «бурный», «порывистый», «возбужденный».
Вопросы фактора АЭ — № 10, 32, 54, 76.
9. Фактор Т— личности с такими чертами темперамента сличаются робостью, нерешительностью, внутренней неуверенностью в себе, тревожностью. Люди с такой акцентуацией не решаются защищаться, видя несправедливость и откровенное унижение личного достоинства. Эта черта темперамента в комплексе с акцентуацией по фактору ДМ и 3 дает возможность диагностировать и предположительно прогнозировать лиц, склонных к активному приспособленчеству.
Вопросы фактора Т — № 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
10. Фактор ЭМ— личность с такой чертой темперамента характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. В отличие от лиц, акцентуированных по фактору АЭ, они не впадают в такие крайности, эмоции их развиваются с меньшей быстротой. Обычно людей с этой чертой темперамента называют мягкосердечными. Их знают как людей задушевных. Особенно характерна для них слезливость, при первом упоминании о доме, родных или близких, а также личных переживаниях они плачут или на глаза навертываются слезы.
Вопросы фактора — № 3, 13, 25,35,47, 57, 69, 79.
Используя ключ к психодиагностическому опроснику, исследователь сравнивает ответы на бланке заполнения и суммирует совпадающие ответы по ключу и бланку. Т.е. получается сумма сырых баллов по каждому фактору, которая умножается на коэффициент фактора.
Приложение №4
Примечание.
Результаты наблюдения отразите в характеристике, при этом предположите возможные причины отклонения в поведении и сделайте вывод о проведении мероприятий в рамках воспитательной работы по устранению выявленных отклонений.
Приложение №5
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40
(минуты урока)
Выводы:
1. Как изменилось внимание, эмоции, воля в течение урока? Вскрыть причины, сделать выводы.
2. Психолого-педагогические выводы о путях и методах развития выдержки наблюдаемого.
Приложение №6
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ
Приложение №7
Приложение №8
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА НА ПРАКТИКЕ
Рефлексивный лист.
Инструкция: Оцените по 10 балльной шкале уровень сформированности у Вас следующих педагогических компетенций. Столбец «примечание» заполните во время подведения итогов практики. В нем отметьте компетенции, над развитием которых Вам необходимо дополнительно поработать для начала успешной самостоятельной работы в школе учителем.
Педагогическая компетенция | Первый день практики | Последний день практики | Примечание | |||||||||
Знаю как | делаю | Знаю как | делаю | |||||||||
Внешний вид педагога | ||||||||||||
Темп, дикция, интенсивность,общая грамотность речи | ||||||||||||
Толерантность. Тактичность в общении с детьми и коллегами. | ||||||||||||
Умение выражать чувства, контролировать эмоции. | ||||||||||||
Учет индивидуальных особенностей детей | ||||||||||||
Учет возрастных особенностей детей | ||||||||||||
Изучение и оценивание уровня развития детей | ||||||||||||
Создание положительной мотивации к деятельности | ||||||||||||
Включение детей в активную деятельность | ||||||||||||
Создание благоприятной психологической рабочей атмосферы | ||||||||||||
Способность поддерживать инициативу и творчество детей | ||||||||||||
Умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, поддержание дисциплины и порядка. | ||||||||||||
Оценка деятельности детей во внеучебной деятельности | ||||||||||||
Оценка эмоционального состояния детей во внеучебной деятельности | ||||||||||||
Рефлексия педагогической деятельности. | ||||||||||||
Инструкция:предлагаем Вам дополнить предложения. Советуем писать не общие фразы, а адресные, относящиеся только к Вам. Осознание собственных целей поможет Вам сделать труд во время практики понятым, плодотворным и полезным лично для Вас.
· Психолого - педагогическая практика необходима мне для
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Во время практики я рассчитываю
Научиться
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понять______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Потренироваться в
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рефлексия 1 дня
Сегодня я увидел(а) как
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В школе меня удивило, что
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рефлексия 2 дня
Сегодня для меня стало очевидным, что в общении с детьми
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как сделать так, чтобы все ученики тебя услышали и поняли правильно
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия 3 дня
Я увидела и хочу взять на вооружение
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каждый ребенок особенный, поэтому
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия 4 дня
Сегодняшний день показал, что учителю в своей деятельности, прежде всего, необходимо
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наверное, самым ценным сегодня
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рефлексия 5 дня.
Когда я работал (а) с детьми, то почувствовал (а)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Моим достоинством в работе с детьми станет то, что
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
__________________________________________________________________________________
Приложение №9
ДНЕВНИК ПРАКТИКАНТА
Ф.И.О. студента_________________________________________________
Место практики _________________________________________________
Методист_______________________________________________________
Учитель________________________________________________________
Класс__________________________________________________________
Отметка о зачете: ______________________________________________
Дата:__________________________________________________________
Расписание уроков _____класса_____
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | |
Расписание звонков
1 урок _______________________
2 урок _______________________
3 урок _______________________
4 урок _______________________
5 урок _______________________
6 урок _______________________
Программа знакомства
с организацией воспитательного процесса
образовательного учреждения
1. Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.
2. Нормативные документы в области воспитания.
3. Задачи воспитательной работы в образовательном учреждении.
4. Основные направления воспитательной работы образовательного учреждения.
5. Характеристика субъектов воспитания образовательного учреждения.
6. Создание механизмов становления эффективной практики воспитания образовательного учреждения и воспитательной деятельности классного руководителя.
7. Документы, регламентирующие деятельность классного руководителя .
8. Оценка деятельности классного руководителя.
9. Традиции школы и их воспитательное значение.