Методика работы с учебным материалом
Методика работы с учебным материалом
Данные указания разработаны для самостоятельной работы студентов. Выполнение заданий необходимо предварить знакомством с теоретическим материалом, содержащимся в лекционном курсе и рекомендуемой литературе, в случае затруднений следует обращаться к справочному материалу, который приведён в данных указаниях.
Пояснения к содержанию и оформлению работы
Для выполнения задания 1 следует обращаться к Орфоэпическому словарю русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. — 8-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз., 2000. — 688 с. (возможны более поздние издания) или к материалам сайта http://gramota.ru/slovari/info/.
Задания 2, 3, 4 направлены на овладение грамматическими нормами русского литературного языка. Правильность выполнения 3 задания можно также проверить по орфоэпическому словарю.
Задание 5 контролирует владение лексическими нормами русского языка. Задание 6 — стилистическими нормами. Необходимую информацию о стилях речи можно почерпнуть из пособия Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие для вузов. М., 1974 (и другие издания).
Контрольная работа должна быть выполнена от руки в отдельной тетради.
Вариант 1
(выполняется студентами, номер зачётной книжки которых оканчивается на цифру 1 или 6)
Задание 1.Расставьте ударения в следующих словах:
Завидно, каталог, намерение, облегчить, сливовый, позвонит, гражданство, нефтепровод, ходатайствовать, кухонный, квартал, премировать, откупорить, обеспечение, некролог.
Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово:
а) скучно, звучный, прочный, точный;
б) облегченный, свекла, афера, углубленный;
в) крем, пионер, свитер, театр.
Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными.
Например: компетентное жюри (с.р.)
Крупье, метро, суши, ТЮЗ, манго, мадемуазель, виски, ГИБДД, толь, иваси, Конго, фламинго, визави, неженка, карусель, кабальеро, кольраби, лечо, такси, сулугуни.
Задание 4. Поставьте количественные числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.
641; 38957.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управления, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.).
1.Особенностью этой книги является то, что её составители много внимания уделили на сопоставление фактов русского и белорусского языков.
2. Назначен новый заведующий кафедры с окладом согласно штатного расписания.
3. Путешествуя на велосипеде, развиваются мышцы ног и спины.
4. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.
5. На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, кирпич.
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками (возможные виды ошибок — неуместное употребление заимствованных слов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма).
1. Долгие годы считалось, что «Лада Приора» — это самый удачливый автомобиль отечественного автопрома.
2. Проведение оперативных мероприятий часто приводит сотрудников полиции к чреватым последствиям.
3. В первый игровой день воронежские футболистки выиграли в дебюте встречи.
4. Разгорается скандал вокруг незаконных поборов в областной больнице Энской области.
5. На днях состоялась выставка-продажа художников Курской области.
6. Жителям области необходимо полностью и в срок оказывать доброкачественные медицинские услуги.
7. У нас по вопросу формирования бюджета ещё конь не повалялся.
Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля.
В настоящее время физика очень тесно связана с астрономией, геологией, химией, биологией и другими естественными науками. Она многое объясняет в этих науках, предоставляет им мощные методы исследования.
Исследование явлений начинается с их наблюдения. Но, для того чтобы понять и описать происходящие события, учёные вводят целый ряд физических величин, таких, как скорость, сила, давление, температура, электрический заряд и многие другие. Каждой величине надо дать точное определение, в котором указывается, как эту величину можно измерить, как провести необходимый для такого измерения опыт.
Чаще всего в определениях физических величин просто уточняют и придают количественную форму тому, что непосредственно воспринимается нашими органами чувств.
Чтобы из наблюдений за физическими явлениями сделать общие выводы, найти причины этих явлений, следует установить количественные зависимости между различными физическими величинами. Для этого необходимо специально изменять условия, в которых протекает данное явление. От непосредственного наблюдения за явлением надо перейти к физическому эксперименту.
Если меняются все условия сразу, то трудно уловить какие-либо закономерности. Поэтому, проводя физический эксперимент, стремятся проследить зависимость данной величины от характера изменения каждого из условий в отдельности. Например, давление газа зависит от его массы, объёма и температуры.
Изучая количественные связи между отдельными величинами, можно выявить частные закономерности. На основе таких закономерностей развивают теорию явлений. Теория позволяет не только объяснять уже наблюдавшиеся явления, но и предсказывать новые. Так, английский физик Дж. Максвелл предсказал существование электромагнитных волн.
(По Г.Я. Мякишеву)
Вариант 2
(выполняется студентами, номер зачётной книжки которых оканчивается на цифру 2 или 7)
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:
Искра, каучук, газопровод, сироты, свекла, кремень, приданое, договор, диспансер, баловать, принудить, недуг, уведомить, ломоть, флюорография.
Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово:
а) жесткий, опека, принесенный, увлекший;
б) музей, термос, тент, свитер;
в) конечно, коричневый, скучно, нарочно.
Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными.
Например: компетентное жюри (с.р.)
Танго, МГИМО, бунгало, инкогнито, цеце, тюль, импресарио, повидло, Гоби, алоэ, Тбилиси, рагу, пони, БАМ, цунами, кредо, умница, Мехико, мозоль, пенальти.
Задание 4. Поставьте количественные числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.
492; 57863.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управления, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.).
1. Стаханов в 1935 году установил мировой рекорд производительности труда на отбойном молотке.
2. Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.
3. Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу.
4. Следует запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании университета.
5. Важно уметь различать основное от второстепенного.
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками (возможные виды ошибок — неуместное употребление заимствованных слов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма).
1. Не все люди одинаковы и расчёсывать всех под одну гребёнку просто недопустимо.
2. Посмотрим на красивую дуэль между тремя командами биатлонистов.
3. Был туманный и моросящий осенний день.
4. Согласно статистике каждый седьмой автобус, выходящий на линию, не исправлен.
5. Знания, полученные в школе, как крошечные крупицы золота, с годами формируются в объёмный слиток, образуя неприкосновенный запас и поддерживая нас всю жизнь.
6. Низкие заработные платы начинающих трудовую деятельность специалистов приведут к сокращению молодых учителей в школах.
7. В команде гостей тоже пестрели знакомые лица.
Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля.
Гуманизация как основная функция менеджмента отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента — не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условии переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление приобретает особое значение.
В первую очередь гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.
Такие черты культурного человека, как вежливость, тактичность, деликатность должны быть нормой поведения. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный имидж предпринимателя и менеджера.
Важное место в составе функции гуманизации занимает деятельность по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуются влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения).
Корпоративность как новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, её социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворённости персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем.
(По В.И. Руденко)
Вариант 3
(выполняется студентами, номер зачётной книжки которых оканчивается на цифру 3 или 8)
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:
Добыча, звонит, черпать, квартал, углубить, оптовый, украинский, столяр, кладовая, путепровод, щавель, новорожденный, прибывший, гражданство, создал.
Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово:
а) никчемный, уединенный, преемник, безнадежно;
б) кофе, патент, штемпель, эксперт;
в) сливочный, нарочно, идентичный, практичный.
Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными.
Например: компетентное жюри (с.р.)
Какао, протеже, лакомка, молодёжь, Миссисипи, домишко, портмоне, салями, Душанбе, конферансье, какаду, гель, бандероль, ЛДПР, кенгуру, бикини, шоу, барокко, ЕГЭ, мюсли.
Задание 4. Поставьте количественные числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.
586; 49372.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управления, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.).
1. Если вы думаете, что обо всех проблемах, о которых вам надо будет решать в жизни, вы прочтёте в книгах, то вы ошибаетесь.
2. Не будем рассуждать о том, о чём вы не знаете.
3. Изучив схему работы прибора, он дольше не выйдет из строя.
4. Студент много слышал и прочитал, наконец, эту редкую книгу.
5. После этого происшествия на вокзалах и торговых центрах, в аэропортах и стадионах была усилена охрана.
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками (возможные виды ошибок — неуместное употребление заимствованных слов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма).
1. Ценники на противовирусные препараты росли вместе с температурой воронежцев.
2. Администрация района обязалась возместить деньги пострадавшим при наводнении.
3. В ноябре внезапно нагрянули холода и упал снег.
4. В аптеках города появился новый глюкометр ОМРОН, чем же он отличается от других производителей?
5. Скоро будет виден визуальный эффект от реставрации старой части города.
6. Одна ватно-марлевая повязка стоит 10 рублей за штуку.
7. При лечении этого заболевания новый метод оказывает огромное значение.
Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля.
Литература даёт вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — одним словом, делает вас мудрым. Но это даётся вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или кем-либо другим.
Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Смотрите с выбором. Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу.
«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и расширяет кругозор человека.
(По Д.С. Лихачёву)
Вариант 4
(выполняется студентами, номер зачётной книжки которых оканчивается на цифру 4 или 9)
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:
Асимметрия, договор, красивее, сосредоточение, оптовый, принудить, средства, включит, жалюзи, воздухопровод, генезис, согнутый, донельзя, звонят, индустрия.
Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово:
а) увлеченный, сплоченный, отцветший, новорожденный;
б) декорация, шинель, орхидея, академия;
в) молочный, прочный, лодочник, конечно.
Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными.
Например: компетентное жюри (с.р.)
Шимпанзе, Сочи, умишко, лежебока, туфля, ООН, воевода, сопрано, атташе, Янзцы, пианино, филе, бренди, хинди, кутюрье, иваси, цунами, алиби, инкогнито, НЛО.
Задание 4. Поставьте количественные числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.
654; 29738.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управлении, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.).
1. Изучая растения средней полосы, у меня появился интерес к этой проблеме.
2. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу.
3.Уезжая в Москву, Андрей обещал, что обязательно сообщу, как устроился.
4. Уважаемые покупатели! С вещами, чемоданами и сумками вход в магазин запрещён.
5. Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы.
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками (возможные виды ошибок — неуместное употребление заимствованных слов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма).
1. Наши военные, скрипя сердцем, долгие десятилетия после развала Советского союза наблюдали распад ВПК.
2. Федеральный и региональный бюджет страдают дефицитом.
3. Цена на проезд в маршрутках поднимется параллельно с троллейбусом.
4. По факту получения взятки правоохранители органов уже возбудили два уголовных дела
5. Вчера вечером пошёл обильный снегопад вперемешку с дождём.
6. Случаи отзывов некачественных товаров уже случались.
7. Для решения этой проблемы депутаты обязались найти в городском бюджете соответствующую сумму денег.
Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля.
Статья 56. Право ребёнка на защиту
1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребёнка.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
(Из Семейного Кодекса РФ 2016)
Вариант 5
(выполняется студентами, номер зачётной книжки которых оканчивается на цифру 5 или 0)
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:
Мусоропровод, торты, кухонный, закупорить, эксперт, квартал, мастерски, сироты, ободрить, пуловер, ракушка, грушевый, сосредоточение, туфля, шасси.
Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово:
а) современный, освобожденный, заемщик, убежденный;
б) модель, бутерброд, коттедж, патент;
в) гречневая, скворечник, яичница, пустячный.
Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными.
Например: компетентное жюри (с.р.)
Эскимо, фойе, рефери, Эри, повидло, казино, Дели, манто, контральто, НИИ, брокколи, мозоль, тушь, сластёна, авокадо, маэстро, неженка, инженю, иваси, УЗИ.
Задание 4. Поставьте количественные числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.
395; 27648.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управления, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.).
1. Было ветрено, поэтому все экскурсанты одели плащи и куртки.
2. Это наши обязательства, которые мы дали перед москвичами.
3. Пользуясь советами специалистов, у меня возникло своё решение проблемы.
4. Владельцы участков вносят в городскую казну земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.
5. Наша компания предлагает элитные кухни и мебель из Италии (из рекламного объявления).
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками (возможные виды ошибок — неуместное употребление заимствованных слов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма).
1. Отравлением рыбы в реке Нижеголь займётся прокуратура области по поручению губернатора.
2. Выполняем любые виды внешней и внутренней отделки фасадов.
3. Это воронежское предприятие последние десять лет очень стабильно, о чём свидетельствует отсутствие текучести кадров.
4. Последствия разрушения фундаментальной системы высшего образования не замедлят себя ждать.
5. Преступники смогли незаконно похитить с банковских счетов большую сумму денег.
6. За минувшие сутки на территории области действовало три лесных пожара.
7. После сессии у студентов начнётся спокойная размеренная жизнь, и всё вернётся на свои круги.
Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля.
Первые появившиеся на Земле гоминиды в течение длительного времени не имели принципиальных экологических отличий от других приматов. Но ещё до появления первых людей поздние пралюди (австралопитеки) около 3 млн. лет назад приобрели экологически важные навыки — стали использовать кости, камни и палки в качестве примитивных орудий. Принципиально новый шаг совершили первые люди около 2 млн. лет назад, когда они научились специально изготавливать простейшие орудия труда и охоты из камня, кости и дерева. Эти самые первые на Земле мастера-умельцы получили лестное видовое имя — человек умелый.
Пришедшие на смену древнейшим людям неандертальцы ещё более искусно изготовляли самые разнообразные орудия труда и охоты.
Эти немаловажные экологические приобретения, несомненно, изменили прежнее относительное равновесие в сложившихся трофических и конкурентных связях гоминид. Используя орудия, добытчики становились менее зависимыми от природных защитных качеств потенциальной добычи, таких, как скорость бега, осторожность, прочность шкуры у животных, укрытость съедобных частей растений под землёй и т.п.
Предполагают, что первые орудия использовались не только для охоты, но и для разделки туш крупных животных. Появилась возможность качественно улучшать рацион за счёт животного белка и, что особенно важно, обеспечивать пищей одновременно несколько семей. Места разделки крупных туш и дележа добычи становятся своеобразными центрами формирования групп потребителей мяса, что привносит элементы социальной организации в их поведение. Благодаря повышению эффективности охоты у первобытных людей появилось свободное от добывания пищи время и для общения друг с другом.
(По Н.М. Черновой)
Вариант Х
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:
Алфави/т, досу/г, давни/шний, и т. д.
Задание 2. В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово:
а) угнетенный, бытие, одаренный, каскадер (бытие — т.к. в этом слове гласная е не звучит как [о] ё);
б) пионер, термин, академия, тенденция (тенденция — т.к. в этом слове согласные т, д перед е произносятся твердо);
в) источник, достаточно, осадочный, конечно (конечно — т.к. в этом слове сочетание чн произносится как [шн]).
Задание 3. Подберите к данным словам подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их по роду с существительными.
Компетентное жюри (с.р.), шумный Баку (м.р.), бывший коллега (общ. р.) и т. д.
Задание 4. Поставьте количественные числительные в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.
987; 51457
И.п. (кто? что?) девятьсот восемьдесят семь
Р.п. (кого? чего?) девятисот восьмидесяти семи;
Д.п. (кому? чему?) девятистам восьмидесяти семи;
Тв.п. (кем? чем?) девятьюстами восемьюдесятью семью;
П.п. (о ком? о чём?) о девятистах восьмидесяти семи.
Задание 5. Исправьте в предложениях синтаксические ошибки (неправильное использование деепричастного оборота, нарушение норм управления, ошибка в построении цепочки однородных членов и др.).
1. Появляются социальные утопии, в которых упор делается не на достижениях науки и техники, а на деформации личности под действием прогресса.
Правильный вариант:Появляются социальные утопии, в которых упор делается не на достижения науки и техники, а на деформацию личности под действием прогресса.
2. Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем.
Правильный вариант:Мы беседовали с инженером, имеющим большой производственный стаж.
3. Посмотрев запись хоккейного матча, меня заинтересовала судьба Харламова.
Правильный вариант Посмотрев запись хоккейного матча, я заинтересовался судьбой Харламова.
Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками (возможные виды ошибок — неуместное употребление заимствованных слов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма).
1. Железнодорожные билеты были заранее уплачены.
Правильный вариант: Железнодорожные билеты были заранее оплачены (вид ошибки — смешение паронимов).
2. Львиную часть работы уже выполнили.
Правильный вариант: Большую часть работы уже выполнили (вид ошибки — нарушение лексической сочетаемости, должно быть «большая часть» или «львиная доля»).
3. При посещении кафе мы были приятно удивлены низким прейскурантом цен.
Правильный вариант: При посещении кафе мы были приятно удивлены низким уровнем цен (вид ошибки — скрытая тавтология: «прейскурант» — это заимствованное слово означает «список цен», поэтому написание рядом «цен» будет излишним).
4. Мы перед принятием решительных решений.
Правильный вариант: Мы перед принятием серьёзных решений (вид ошибки — тавтология).
5. Завод получил четыре вагона цемента и три кирпича.
Правильный вариант: Завод получил семь вагонов, из которых четыре с цементом и три с кирпичом (вид ошибки — речевая недостаточность).
6. В тексте этого выступления много дефектов.
Правильный вариант: В тексте этого выступления много ошибок (вид ошибки — неправильно подобран синоним).
7. Положение дел остаётся из ряда вон плохим.
Правильный вариант: Положение дел остаётся из ряда вон выходящим (вид ошибки — разрушение структуры фразеологизма «из ряда вон выходящий»).
Задание 7. Определите стилевую принадлежность данного фрагмента текста. Укажите стилеобразующие факторы и языковые средства, характерные для этого стиля.
— А чего прокурор-то?
— А то... Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из головы. Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем права. А ты, мол, не теряй время, а садись и езжай в краевые организации. Нам, мол, оттуда прикажут, мы волей-неволей его отпустим. Тада, говорит, нам и перед своими совестно не будет: хотели, мол, осудить, но не могли. Они уж все обдумали тут. Мне, говорит, самому его жалко... Но мы, говорит, люди маленькие. Езжай, мол, в краевые организации, там все обскажи подробно... У тебя сколь денег-то было?
— Полторы сотни.
— Батюшки-святы! Нагрели руки...
В дверь заглянул длинный милиционер.
Стилеобразующие факторы:
1. Сфера общения — бытовая.
2. Цель общения — передача информации.
3. Вид речи — диалог.
4. Форма речи — устная.
5. Отсутствие официальности в отношениях между собеседниками; неподготовленность и спонтанность; конситуативность; эмоциональность, образность речи.
Языковые особенности разговорного стиля:
1. Использование разговорных и экспрессивно окрашенных слов, использование просторечий (всякие мысли, езжай, обскажи подробно, полторы сотни).
2. Использование разговорных фразеологизмов (выкинь из головы, волей-неволей).
3. Употребление усеченных форм слов, грамматически неверных конструкций (тада, не теряй время, а чего прокурор-то).
4. Обилие вводных слов (мы, говорит; тада, говорит; пусть, говорит; мы, дескать; а ты, мол; нам, мол; хотели, мол; езжай, мол).
5. Использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи: вопросительных и восклицательных предложений, неполных предложений, слов-предложений, междометных фраз (— А чего прокурор-то? — А то...; Батюшки-святы!).
6. Отсутствие предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, многочисленных сложных предложений.
Данный текст относится к разговорному стилю.
Справочные материалы
Вузовская дисциплина «Русский язык и культура речи» базируется на школьном курсе русского языка, который студентам-заочникам необходимо вспомнить и углубить. Этим целям и посвящены справочные материалы.
Языковые нормы
Языковая норма (группа правил) — это единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления слов, форм слов, конструкций. В соответствии с уровнями языка выделяют следующие пять видов норм: орфоэпические, грамматические (делятся на морфологические и синтаксические), лексические, стилистические и нормы правописания.
Владение всеми нормами литературного языка является важнейшим показателем культуры личности, целью изучения дисциплины в вузе.
Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы (от греческого orthos — правильный, прямой; epos — речь) — это правила звукового оформления слов, частей слов, предложений; орфоэпические нормы включают правила произношения звуков, постановки ударения, использования интонации.
Написание и произношение букв Е[э], Ё [о]
После мягких согласных
В некоторых случаях неправильное произношение слов влияет на их неправильное написание. Это относится к написанию и произношению букв Е[э], Ё [о] после мягких согласных в ударной позиции. Запомните некоторые наиболее распространённые слова, которые при вариантном образовании произносятся и пишутся с буквой Е и те — которые с буквой Ё(таких слов большинство):
Е [о] | Ё [о] |
афЕра | манЁвры |
бытиЕ | новорождЁнный |
опЕка | никчЁмный |
осЕдлый | свЁкла |
разноврЕменный | платЁжеспособный |
В отдельных случаях буквы Е, Ё в словах литературного языка служат для различения смысла (совершенный человек — совершённый поступок).
Произношение звуков на месте буквы Г
Согласная г может произноситься по-разному:
г
[г] [к] [в] [х] [¡]
(год) (враг) (кого) (Бог) (Господи)
(вогнал) (друг) (сегодня) (легко) (бухгалтер)
*Звук [г] (звонкий взрывной) произносится только в положении перед гласными и звонкими согласными.
*Звук [к] на месте буквы г произносится при оглушении чаще всего в конце слова.
*Звук [в] читается в сочетаниях –ого, -его, чаще всего — в окончаниях, а также — в слове «сегодня», поскольку оно образовалось из двух слов: «сего» + «дня».
*Звук [х] произносится в сочетаниях гк, гч, а также традиционно в слове Бог.
*Звук [¡](его называют фрикативным, диалектным, украинским, напоминающим звук [х]) допустимо произносить в словах церковнославянского происхождения: бо[¡] у, [¡]рех и т.п.; в междометиях: а[¡]а, о[¡]о, [¡]м и др.;а также традиционно — в немецком слове «бухгалтер».
Правила произношения сочетаний ЧН, ЧТ
Эти сочетания имеют исторические особенности произношения. Сочетание букв ЧН в соответствии с нормами старомосковского произношения в 19 веке произносилось как [ШН] во всех словах. В настоящее время такое произношение сохранилось лишь в двух случаях:
1) в женских отчествах на –ична (произносится -ишна): Кузьминична — Кузьмини[шн]а, Никитична — Никити[шн]а.
2) традиционно в ряде слов: яичница, горчичники, конечно, скучно, подсвечник, скворечник, нарочно, пустячный и нек. др. Яичница — яи[шн]ица.
Помимо общего правила в языке функционируют варианты произношения таких сочетаний: булочная — було[чн]ая (соврем.) — було[шн]ая (устаревш.). Яичница — яи[чн]ица (соврем.) — яи[шн]ица (устаревш.) яи[шн]ица; сердечный — серде[чн]ый приступ (прямое знач.) — серде[шн]ый друг (переносное знач.).
Сочетание ЧТ во всех словах произносится как [ЧТ], кроме слова что — [што] и его производных за исключением нéчто — нé[чт]о.
Произношение иноязычных слов
с буквой Е после согласного
В русских словах твёрдые согласные перед Е смягчаются. Иноязычные слова, попадая в систему ру