Аэробика как физкультурно-оздоровительная система

Кривошеина Юлия Сергеевна

студентка 3 – го курса 304 группы

Аэробика как физкультурно-оздоровительная система

Курсовая работа по специальности

Физическая культура»

(углубленный уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – педагог по физической культуре и спорту

Научный руководитель:

Крылов М.С.

Москва, 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава I.История возникновения аэробики…………………..…..……………..6

1.1. Основные понятия аэробики………………………...……..………………..9

1.2. Структура и содержание занятий аэробикой…….………………………..10

Глава II. Врачебно-педагогический контроль…………………..……………15

2.1. Теоритические и организационные основы занятия………...…..………..17

Выводы…………………………………………………………….……….........19
Список использованной литературы……………………………………..…20

Введение

Актуальность темыНевысокий уровень здоровья и низкая двигательная активность – проблема, привлекающая многих. Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% – от генетических факторов, на 20-25% – от состояния окружающей среды и на 50-55% от условий и образа жизни. Недостаток движений плохо сказывается на состоянии здоровья, на возможностях человека во всех сферах жизни. Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность – вот в чем нуждается человек для нормального функционирования, для хорошего самочувствия.

Контроль за сохранением и укреплением здоровья, формирование потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одними из основных задач физического воспитания.

Во всем мире сегодня стремительно растет популярность эмоционального, задорного, энергичного вида оздоровительной гимнастики – аэробика.

Аэробика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило: без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. Оздоровительная аэробика привлекает широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание занятий в зависимости от их интересов и подготовленности. Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из основных своих функций – транспорт кислорода. Занятия аэробикой благотворно влияют на функции равновесия, гибкости, силовой выносливости, воспитывают музыкальность, синхронность выполнения движений, развивают чувство ритма, артистичности. Огромный эмоциональный заряд от занятий ритмической гимнастикой бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно. Аэробика способствует обновлению организма и его функциональному совершенствованию. Так каковы же цели и задачифизкультурно-оздоровительной системы – аэробика?

Активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную (перистальтика) и секреторную функцию. Длительное систематическое выполнение упражнений (достаточной интенсивности) приводят к увеличению максимальных возможностей величин ударного объема сердца. Увеличивается диастола, время на определенное расслабление сердца; уменьшается пульсовая реакция на непредельные физические нагрузки. Улучшаются показатели общего самочувствия. Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода.

Регулярно занимаясь, мы откажемся от врачей, создадим рациональный режим дня, укрепим и сохраним здоровье. Аэробика появилась совсем недавно, но ее популярность стремительно возрастает. Она служит прекрасным средством воспитания, приобщению к занятиям физической культурой и здорового образа жизни. Как физкультурно-оздоровительная система аэробика эффективно действует на опорно-двигательный аппарат, дыхательную, нервную и сердечнососудистую систему организма человека.

Цель исследованияизучить аэробику как физкультурно - оздоровительную систему.

Задачи исследования1)Провести краткий анализ истории возникновения и развития аэробики. 2)Обобщить информацию о структуре и содержании занятий аэробикой 3) Дать представление о врачебно-педагогическом контроле при занятиях аэробикой;

Теоретическая и практическая значимость материал курсовой работы может быть рекомендован: студентам , при подготовки к занятиям, зачётам, экзаменам; начинающим инструкторам фитнесс клубов, а также всем, кто заботится о своём здоровье и интересуется современными физкультурно-оздоровительными системами.

Основные понятия , разновидности и направления аэробики.

В связи со специфичными целями и задачами, решаемыми в разных направлениях современной аэробики танцевальной направленности, можно использовать следующую классификацию аэробики:

1) оздоровительная

2) прикладная

3) спортивная

Оздоровительная аэробика - одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяризацией различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно работают различные группы специалистов. В том числе американская ассоциация аэробики, американская аэробическая ассоциация здорового образа жизни, международная ассоциация спортивного танца и др. Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа кардиораспираторной системы. В оздоровительной аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся содержанием и построением урока.

Спортивная аэробика - это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высоко интенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные для аэробики "базовые" аэробные шаги и их разновидности.

Прикладная аэробика - она получила определенное распространение как дополнительное средство в подготовке спортсменов других видов спорта а также в производственной гимнастике, в лечебной физкультуре (и в различных рекреационных мероприятиях (шоу программы, группы поддержки спортсменов, черлидинг).

Разминка

Разминка имеет большое значение, но ее часто игнорируют, результатом чего являются растяжения мышц. У разминки две цели: во-первых, разогреть мышцы спины и конечностей; во-вторых, вызвать некоторое ускорение темпа сердечных ускорений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе. При разминке выполняют легкую нагрузку в течение 2-3 минут. Большое значения имеют упражнения на растягивание, например наклоны. Обычно при разминке используют комплекс упражнений для растягивания, предназначенный для предотвращения болей в пояснице.

Аэробная фаза

Вторая фаза тренировки является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе выполняются те упражнения, которые составляют программу аэробики. Что касается объема нагрузки, совершенно не обязательно заниматься пять раз в неделю. Неразумно заставлять себя выкладываться так часто, потому что накопившееся утомление может привести к травмам мышц и суставов. Очень важно правильно выполнять аэробные упражнения, речь идет о безопасности занятий. Еще раз повторю, что аэробика - это нагрузки, которые увеличивают частоту дыхания и сердечных сокращений, не нарушая равновесия между потреблением и использованием кислорода, при этом нагрузки выполняются не с максимальными усилиями в течение довольно длительного периода времени. Для того чтобы добиться большего эффекта, необходимо заниматься, по мнению специалистов, с интенсивностью, обеспечивающей частоту сердечных сокращений 65-80 % от максимальной. Нужно научиться определять пульс, сначала в состоянии покоя. Если немного потренироваться, можно быстро освоить эту несложную процедуру. Необходимо знать максимальную частоту сердечных сокращений. Для двадцатилетней девушки это 200 уд/мин. Значит, оптимальный пульс для занятий аэробикой составляет 140-160 уд/ мин. Такую частоту пульса необходимо поддерживать непрерывно, по крайней мере, 20 минут занятий. Если заниматься с такой интенсивностью 4 раза в неделю, то довольно быстро ощущается тренировочный эффект: улучшается подготовленность, укрепляется сердце. Отличным средством проверки интенсивности нагрузки является тест разговором. Если во время аэробики вы можете продолжать разговор, значит интенсивность допустимая. Если вы сбиваетесь с дыхания и не способны поддержать разговор, - нагрузка выше допустимой.

Заминка

Третья фаза занятий аэробикой занимает минимум пять минут; в течение всего этого времени следует продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений. Самое важное после аэробики - продолжать двигаться, чтобы кровь могла циркулировать от ног к центральным сосудам. Всякий, кто резко прекращает выполнение напряженного физического упражнения, подвергает опасности свое сердце и играет со смертью. Деятельность сердечнососудистой системы может нарушиться, поскольку кровоток замедляется скорее, чем сокращения сердца.

Возрастные градации

Разделение физической программы на четыре возрастные группы (моложе 30 лет, от 30 до 39 лет, от 40 до 49 лет, от 50 лет и старше) позволяет дифференцировать требования в соответствии с биологическими особенностями стареющего организма. По 30 очков еженедельно - это требование полностью остается, однако старшим возрастным группам дается немного больше времени для его выполнения. Возраст - не основное препятствие на пути к здоровью. Независимо от того, к какой возрастной группе вы принадлежите, вы можете достигнуть удовлетворительного физического состояния. У разных людей различны цели совершенствования физического состояния. Независимо от того, какие у вас личные мотивы, очень важно достигнуть своей цели благополучно. Поэтому прежде, чем приступить к любым оздоровительным упражнениям, вы должны получить разрешение врача.

Основная задача обследования заключается в том, чтобы проверить сердечно-сосудистую систему, так как, прежде всего именно она подвергается воздействию упражнений.

«Руководство» рекомендует дифференцировать обследование по возрастным группам.

До 30 лет. Можно приступать к упражнениям, если вы проверялись в течение года, и врач не нашел противопоказаний.

От 30 до 39 лет. Пройдите проверку за три месяца до начала занятий. Проверка включает и электрокардиограмму в состоянии покоя.

От 40 до 59 лет. То же, что и для предыдущей группы, и еще очень важное добавление. Врач должен снять ЭКГ во время упражнения, причем ваш пульс должен быть примерно на том же уровне, что и при выполнении упражнений

Старше 60 надо показываться врачу перед каждой тренировкой.

Прогрессируйте медленно.

Большинство из нас всегда старается делать быстро все, чем бы ни занимались. Совсем иное дело занятие в аэробике. Двигайтесь к своей цели постепенно. Неправильно начинать программу с бега, если вы до этого не занимались регулярно. Медленное продвижение к более напряженным занятиям важно не только для того, чтобы приучить сердце к новым нагрузкам, но и для того, чтобы позволить опорно-двигательному аппарату освоиться с непривычной работой.

Разогревайтесь правильно.

Любой спортсмен знает, что нельзя из состояния покоя сразу переходить к активной работе. Организм нуждается в постепенном разогревании. Обычно рекомендуется следующая разминка. В течение первой минуты несколько раз потянитесь, включая в работу руки, ноги и спину.В течение третьей минуты пройдитесь по кругу в довольно быстром темпе. В течение четвертой минуты перемежайте 15 секунд ходьбы и 15 секунд бега. Пятая минута - бег в очень медленном темпе - полтора километра приблизительно за 12-13 минут. После разминки начинайте тренировку по программе аэробики.

Остывайте медленно.

Организм нуждается также в постепенном остывании после тренировки. Игнорируя остывание, вы рискуете довести себя до головокружения, тошноты . Пять минут ходьбы или очень медленного бега облегчают переход от нагрузки к покою.

Выводы

Таким образом, оздоровительный эффект занятий аэробикой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления. Выполнение физических упражнений положительно влияют на весь двигательный аппарат, препятствуя развитию изменений, связанных с возрастом и гиподинамией . Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий физической культурой на организм человека. Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью. И так как существует огромное количество видов аэробики , (силовая аэробика, танцевальная аэробика, степ аэробика, фитнес аэробика, спортивная аэробика, даже бокс аэробика и многие другие виды) , каждый может выбрать те, которые больше по душе и которые ему необходимы. Сейчас в продаже есть масса видео, обучающих материалов, множество литературы, что делает доступным для всех занятие аэробикой, зачастую, не выходя из дома. Изучив материал по данной курсовой работе, я пришла к выводу, о том, что аэробика в наше время популярна во всех странах мира, стремительно развивается и является, пожалуй, самой эффективной физкультурно – оздоровительной системой среди существующих ныне.

Список использованной литературы

1. Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. - М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. - 72 с.

2. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики/ Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. - Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного ун-та. - 2004 г.

3. Доклад рабочей группы президума Государственного совета Российской Федерации «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». Москва 30 января 2002 г.

4. Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. 1993. № 1. С. 42-43.

5. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержания и методы проведения занятий 2001.-231с.

6. Лисицкая, Т.С. Аэробика. Теория и методика – М,: Физкультура и спорт, 2002. – 245 с.

7. Медведева О. А. Фитнес-аэробика в системе обучения и воспитания студентов; Инсан - Москва, 2007. - 160 c.

8. Менхен Ю.В.,Менхим А.В Оздоровительная аэробика: теория и методика. Ростов Феникс, 2002.-384 с.

9. Оздоровительная аэробика в системе дополнительного образования / Мария Счастливцева.- Москва : Пробел-2000, 2010. – 48 с.

10. Юсупова Л.А., Миронов В.М. Аэробика: учебно-методическое пособие / БГУФК. - Мн: БГУФК, 2005. - 100 с.

Кривошеина Юлия Сергеевна

студентка 3 – го курса 304 группы

Аэробика как физкультурно-оздоровительная система

Курсовая работа по специальности

Физическая культура»

(углубленный уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – педагог по физической культуре и спорту

Научный руководитель:

Крылов М.С.

Москва, 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава I.История возникновения аэробики…………………..…..……………..6

1.1. Основные понятия аэробики………………………...……..………………..9

1.2. Структура и содержание занятий аэробикой…….………………………..10

Глава II. Врачебно-педагогический контроль…………………..……………15

2.1. Теоритические и организационные основы занятия………...…..………..17

Выводы…………………………………………………………….……….........19
Список использованной литературы……………………………………..…20

Введение

Актуальность темыНевысокий уровень здоровья и низкая двигательная активность – проблема, привлекающая многих. Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% – от генетических факторов, на 20-25% – от состояния окружающей среды и на 50-55% от условий и образа жизни. Недостаток движений плохо сказывается на состоянии здоровья, на возможностях человека во всех сферах жизни. Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность – вот в чем нуждается человек для нормального функционирования, для хорошего самочувствия.

Контроль за сохранением и укреплением здоровья, формирование потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одними из основных задач физического воспитания.

Во всем мире сегодня стремительно растет популярность эмоционального, задорного, энергичного вида оздоровительной гимнастики – аэробика.

Аэробика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило: без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. Оздоровительная аэробика привлекает широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание занятий в зависимости от их интересов и подготовленности. Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из основных своих функций – транспорт кислорода. Занятия аэробикой благотворно влияют на функции равновесия, гибкости, силовой выносливости, воспитывают музыкальность, синхронность выполнения движений, развивают чувство ритма, артистичности. Огромный эмоциональный заряд от занятий ритмической гимнастикой бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно. Аэробика способствует обновлению организма и его функциональному совершенствованию. Так каковы же цели и задачифизкультурно-оздоровительной системы – аэробика?

Активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную (перистальтика) и секреторную функцию. Длительное систематическое выполнение упражнений (достаточной интенсивности) приводят к увеличению максимальных возможностей величин ударного объема сердца. Увеличивается диастола, время на определенное расслабление сердца; уменьшается пульсовая реакция на непредельные физические нагрузки. Улучшаются показатели общего самочувствия. Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода.

Регулярно занимаясь, мы откажемся от врачей, создадим рациональный режим дня, укрепим и сохраним здоровье. Аэробика появилась совсем недавно, но ее популярность стремительно возрастает. Она служит прекрасным средством воспитания, приобщению к занятиям физической культурой и здорового образа жизни. Как физкультурно-оздоровительная система аэробика эффективно действует на опорно-двигательный аппарат, дыхательную, нервную и сердечнососудистую систему организма человека.

Цель исследованияизучить аэробику как физкультурно - оздоровительную систему.

Задачи исследования1)Провести краткий анализ истории возникновения и развития аэробики. 2)Обобщить информацию о структуре и содержании занятий аэробикой 3) Дать представление о врачебно-педагогическом контроле при занятиях аэробикой;

Теоретическая и практическая значимость материал курсовой работы может быть рекомендован: студентам , при подготовки к занятиям, зачётам, экзаменам; начинающим инструкторам фитнесс клубов, а также всем, кто заботится о своём здоровье и интересуется современными физкультурно-оздоровительными системами.

Наши рекомендации