Вопрос первый. Определение культуры.
Культура
Вопрос первый. Определение культуры.
Под культурой в самом узком смысле этого слова понимают культурность, культуру поведения, то есть соблюдение правил этикета. В этом смысле это слово употребляют в словосочетании «культурный человек».
В более широком смысле это слово означает уровень достижений какого-либо народа, государства или цивилизации. Так, говорят об античной культуре.
В самом широком смысле – культура – это всё ценное, созданное человеком. Например, культурными называют растения, выращенные людьми, их отличают от дикорастущих. Трактор в этом смысле также является частью культуры, он относится к материальной и технической культуре.
? В каких смыслах употребляется слово «культура» в выражениях «Петербург – город высокой культуры» и «армяне – народ древней культуры?
В современной мировой культуре прослеживаются две пары взаимосвязанных и противоречивых тенденций.
Во-первых, это традиции и новаторство. Каждое новое поколение черпает культурные ценности, созданные предшествующими поколениями. Трансляция культурных ценностей – это проявление традиционной тенденции в культуре. С другой стороны, каждое поколение вносит в культуру что-то своё. Говорят, что культура развивается по вертикале и по горизонтали. Отрицание культурных ценностей называют нигилизмом (от латинского «нихил» - ничто). Вы хорошо представляете себе философию нигилизма, если уже прочли роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
|
Другой парой тенденций в развитии мировой культуры являются тенденции развития национальных культур и тенденция к интернационализации культуры, которую надо рассматривать в рамках общей глобализации. Важно отметить, что эти тенденции также не только противоречивы, но и тесно связаны. Международный интерес вызывают только те произведения искусства, которые носят глубоко национальный характер.
|
Наука
Нам уже известно, что духовное или нематериальное производство включает в себя такие сферы деятельности как науку, образование, религию, искусство и средства массовой информации.
Образование
Вопрос первый. Виды образования в РФ.
Право на образование в России имеет каждый. Это важнейшее культурное право закреплено в Конституции РФ и в федеральном «Законе об образовании».
В Российской Федерации предусмотрены следующие виды образования. Дошкольное – в яслях и детских садах. Начальное – с 1-го до 4-го класса. Общее основное – до окончания 9 класса. Именно это образование установлено как обязательное для всех граждан. Ответственность за его получение детьми несут их родители. Среднее общее – до 11 класса в школе, лицее или в гимназии. Дополнительное – в различных кружках, секциях, клубах, студиях, в ДДТ, ДТЮ и пр. Это образование дети получают параллельно со школьным. Среднее специальное – в техникумах, училищах и колледжах. Высшее – в университетах и других высших учебных заведениях. Постдипломное – на различных курсах повышения квалификации врачей, учителей, инженеров и т.д.
Граждане России могут также получать образование и в частных учебных заведениях, например в воскресных церковных школах, частных университетах и т.д. Если частная школа даёт ребёнку основное общее или общее среднее образование, она должна пройти государственную сертификацию, а учащиеся после окончания 9 и 11 классов должны сдать экзамены в форме, установленной для всех школьников России.
| ||
|
Вопрос второй. Принципы образования в РФ.
Принципы образовательной системы России зафиксированы в Конституции РФ и в федеральном «Законе об образовании».
Принцип доступности образования реализуется через право каждого
- получать образование на родном языке,
- обучаться на вечерних отделениях в техникумах и высших учебных заведениях, совмещая работу с учёбой,
- получать образование на заочной форме обучения в техникумах и высших учебных заведениях, что позволяет не только совмещать учёбу с работой, но и получат профессиональное образование тем, кто живёт в маленьких населённых пунктах, где нет средних специальных и высших учебных заведений,
- получать бесплатно дошкольное, начальное, среднее общее и среднее специальное образование (но в школах разрешено оказание дополнительных педагогических услуг на добровольной основе),
- получать бесплатно высшее образование на конкурсной основе.
Принцип преемственности этапов образования заключается в том, что успешное обучение в начальной школе должно полностью подготовить ученика к обучению в средней школе, а программа обучения в высшем учебном заведении должна быть преемственной по отношению к программе высшего учебного заведения.
Принцип светскости образования заключается в том, что школа отделена от церкви. Богословские предметы могут изучаться только факультативно и на добровольной основе. Никакая религия не может быть признана обязательной для учащихся.
Принцип единого образовательного пространства РФ заключается в том, что для всех общеобразовательных учебных заведений установлены единые программы по предметам, выпускники 9-х и 11-х классов должны сдавать экзамены по единому, установленному государством образцу. Выпускники средних специальных и высших учебных заведений также сдают государственные экзамены.
Принцип гуманизации образования заключается в уважительном отношении к личности ученика, в создании в учебном заведении атмосферы человеколюбия, но, главным образом, в учёте индивидуальных особенностей и интересов ученика. Семья имеет право выбора типа учебного заведения для своего ребёнка. Он может учиться в обычной школе, в гимназии, в школе с углублённым изучением каких либо предметов, в экстернате и т.д. Он может получать домашнее образование, но обязан при этом проходить государственную аттестацию вместе со своими сверстниками, обучающимися в школе (заметим при этом, что домашнее образование значительно снижает возможности социализации ребёнка). Учителя обязаны учитывать особенности ребёнка при подачи нового материала и при выставлении оценки.
Вопрос третий. Функции образования.
Целью образования является приобщение подрастающего поколения к достижениям мировой цивилизации.
Экономическая функция образования заключается в том, что учащиеся получают профессиональное образование, они готовятся к будущей трудовой деятельности. Социальная функция образования проявляется в социализации учащихся. Культурная функция – в трансляции культурных ценностей от одного поколения к другому.
Помимо функций образования выделяют также тенденции его развития. Тенденция к гуманизации образования заключается в том, что педагоги учитывает особенности личности обучаемых. Рост продолжительности образования вызван тем, что сегодня требуются высококвалифицированные специалисты, обучение которых занимает много времени. Непрерывность образования вызвана тем, что в условиях научно-технической революции и постоянно меняющихся технологий специалист должен многократно повышать свою квалификацию после получения им образования. Гуманитаризация образования вызвана повышением значения общественных наук – экономики, правоведения, социологии, политологии и др. Интернационализация образования связана с необходимостью получения образования гражданами одной страны в разных странах и необходимостью создания международной системы образования. Компьютеризация образования связано с тем, что современное образование уже невозможно получить без информационных технологий.
Религия
Искусство и СМИ
Культура
Вопрос первый. Определение культуры.
Под культурой в самом узком смысле этого слова понимают культурность, культуру поведения, то есть соблюдение правил этикета. В этом смысле это слово употребляют в словосочетании «культурный человек».
В более широком смысле это слово означает уровень достижений какого-либо народа, государства или цивилизации. Так, говорят об античной культуре.
В самом широком смысле – культура – это всё ценное, созданное человеком. Например, культурными называют растения, выращенные людьми, их отличают от дикорастущих. Трактор в этом смысле также является частью культуры, он относится к материальной и технической культуре.
? В каких смыслах употребляется слово «культура» в выражениях «Петербург – город высокой культуры» и «армяне – народ древней культуры?
В современной мировой культуре прослеживаются две пары взаимосвязанных и противоречивых тенденций.
Во-первых, это традиции и новаторство. Каждое новое поколение черпает культурные ценности, созданные предшествующими поколениями. Трансляция культурных ценностей – это проявление традиционной тенденции в культуре. С другой стороны, каждое поколение вносит в культуру что-то своё. Говорят, что культура развивается по вертикале и по горизонтали. Отрицание культурных ценностей называют нигилизмом (от латинского «нихил» - ничто). Вы хорошо представляете себе философию нигилизма, если уже прочли роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
|
Другой парой тенденций в развитии мировой культуры являются тенденции развития национальных культур и тенденция к интернационализации культуры, которую надо рассматривать в рамках общей глобализации. Важно отметить, что эти тенденции также не только противоречивы, но и тесно связаны. Международный интерес вызывают только те произведения искусства, которые носят глубоко национальный характер.
|