Отметьте предложение, предпочтительное для письменной научной речи.

А. Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.

Б. Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.

В. Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.

Г. Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.

Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.

А. Мы довольны полученными результатами…

Б. Мы жутко довольны полученными результатами…

В. Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны.

Г. Результаты нас вполне удовлетворяют.

Отметьте фразу, неуместную в следующей ситуации: Вы на защите курсовой работы и рассказываете об актуальности темы исследования.

А. Моя работа посвящена актуальному вопросу…

Б. Наша работа посвящена актуальному вопросу…

В. Работа посвящена актуальному вопросу…

Г. В работе рассматривается актуальный вопрос…

Какова структура дипломной работы?

А. Титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение библиография, приложения.

Б. Титульный лист, введение, основная часть, заключение библиография, приложения.

В. Титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть,

Г. Задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения.

Выберите правильное определение

А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

А. официально-деловой

Б. разговорный

В. публицистический

9. Форма контроля – комбинированный экзамен (примерные билеты и тестовые задания).

Западно – Казахстанский государственный университет имени М.Утемисова

Факультет Естественно – географический

Кафедра Биологии и экологии

Шифр специальности 5В011300 Биология

Дисциплина Профессиональный русский язык

Билет №22

1.Диспуты, полемика

2.Прочитайте текст. Выделите в тексте смысловые части.

Текст

Популяция

Слово «популяция» происходит от латинского «популюс» — народ, население. Популяция — это совокупность живущих на определенной территории особей одного вида, т.е. таких, которые скрещиваются только друге другом. Распределение особей по территории, соотношения групп по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и генетическим особенностям отражают структуру популяции. Различают половую, возрастную, генетическую, пространственную и экологическую структуру популяций. Половая структура популяции представляет собой соотношение в ней особей разного пола. Возрастная структура популяции — соотношение в составе популяции особей разного возраста, представляющих один или разные приплоды одного или нескольких поколений. Генетическая структура популяции определяется изменчивостью и разнообразием генотипов, частотами вариаций отдельных генов — аллелей, а также разделением популяции на группы генетически близких особей, между которыми при скрещивании происходит постоянный обмен аллелями. Пространственная структура популяции - характер размещения и распределения отдельных членов популяции и их группировок в ареале. Экологическая структура популяции представляет собой разделение всякой популяции на группы особей, по-разному взаимодействующие с факторами среды.

3.Составьте вопросы к тексту.

Составлено, утверждено решением кафедры Биологии и экологии

протокол № от «____»_____________ 2016г.

Заведующий кафедрой __________ Бимагамбетова Г.А.

Рассмотрено и утверждено учебно-методическим советом факультета

протокол № от « » ____________ 2016г.

Председатель УМС факультета __________ Айманова Е.Е.

Западно – Казахстанский государственный университет имени М.Утемисова

Факультет Естественно – географический

Кафедра Биологии и экологии

Шифр специальности 5В011300 Биология

Дисциплина Профессиональный русский язык

Билет №23

Употребление специальной лексики. Характерные особенности терминов.

1.Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.

Текст.

Из химических соединений, входящих в состав организмов, основная масса по весу приходится на долю воды. Вода – необходимый участник всех обменных процессов. Все питательные вещества и соли могут всосаться в кровь, только будучи растворёнными в воде, равно как и все химические процессы в клетках возможны в присутствии воды. Вода – важнейшая часть человеческого тела и составляет 65% нашего веса, а у детей составляет даже 80%. Количество воды в разных органах и тканях нашего тела различно. Вода участвует в регуляции температуры тела: выделяясь с потом, она испаряется и, охлаждая тело, предохраняет его от перегрева. Потребность в ней в среднем равна 2-2,5 л в сутки. Эта потребность удовлетворяется приблизительно следующим образом: 1 л в виде питья, 1 л содержится в пище и 300-350 г образуется в организме в результате химических превращений, происходящих во всех клетках и тканях. В состав тканей живого организма, помимо воды, входит также большое число органических соединений. Наиболее важными из них являются белки, углеводы, жиры и жироподобные вещества – липоиды. Основную роль в организме играют белки, которые составляют 50- 85% всех органических соединений. От 2 до 5% сухого веса живого вещества падает на долю минеральных солей. Особенно богат минеральными солями костный скелет.

2. Ответьте на вопросы:

1. Сколько процентов веса составляет вода в организме взрослого человека?

2. Сколько воды содержится в ежедневной пище человека?

3. Сколько процентов всех органических соединений составляют белки?

Составлено, утверждено решением кафедры Биологии и экологии

протокол № от «____»_____________ 2016г.

Заведующий кафедрой __________ Бимагамбетова Г.А.

Рассмотрено и утверждено учебно-методическим советом факультета

протокол № от « » ____________ 2016г.

Председатель УМС факультета __________ Айманова Е.Е.

Западно – Казахстанский государственный университет имени М.Утемисова

Факультет Естественно – географический

Кафедра Биологии и экологии

Шифр специальности 5В011300 Биология

Дисциплина Профессиональный русский язык

Билет №24

Текст рассуждение.

Прочитайте текст. Перескажите его.

Текст.

Водоросли

Водоросли – это группа низших растений. Они содержат в своих клетках хлорофилл. Иногда тело водоросли состоит всего из одной клетки микроскопических размеров. У некоторых же зеленых водорослей тело состоит из многих клеток. Подавляющее большинство водорослей живет в воде.

Водоросли не образуют цветков и семян; большинство из них размножаются спорами. Споры и гаметы образуются либо в обычных клетках, либо в специальных органах – гаметангиях (мужские – в антеридиях, женские в оогониях или архегониях); у некоторых из них споры и гаметы обладают жгутиками. Половые процессы самые разнообразные: это изогамия (мужская и женская гаметы одинаковы), анизогамия (обе гаметы подвижны, но различаются по размерам) либо оогамия (женская гамета неподвижна и значительно крупнее, чем мужская). Зигота развивается сразу или после некоторого периода покоя. У примитивных водорослей и споры, и гаметы даёт одна и та же особь. У высших водорослей происходит чередование поколений; при этом либо гаметофит прорастает на спорофите, либо наоборот. Помимо этого распространено бесполое размножение – делением надвое (одноклеточные водоросли), либо вегетативно – частями слоевища или почками.

1. Составьте схему текста. Найдите по тексту биологические термины и дайте им определение

Составлено, утверждено решением кафедры Биологии и экологии

протокол № от «____»_____________ 2016г.

Заведующий кафедрой __________ Бимагамбетова Г.А.

Рассмотрено и утверждено учебно-методическим советом факультета

протокол № от « » ____________ 2016г.

Председатель УМС факультета __________ Айманова Е.Е.

Западно – Казахстанский государственный университет имени М.Утемисова

Факультет Естественно – географический

Кафедра Биологии и экологии

Шифр специальности 5В011300 Биология

Дисциплина Профессиональный русский язык

Билет №25

1. Текст повествование.

2. Прочитайте текст. Определите его стиль. Озаглавьте текст.

Текст

Биология – это наука о живой природе, о закономерностях управляющих ею. Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов. Задачей общей биологии является выявление, а также объяснение общих процессов и явлений для всех организмов. Биология как наука позволяет накопить знания о происходящем в живом мире, хранить их на различных носителях и использовать по мере необходимости. Биологические науки подразделяют по типу исследуемых организмов. Зоология изучает животных, ботаника - растения, а микробиология изучает одноклеточные микроорганизмы. Внутри, биология как наука делится на области по масштабу исследования, или по применяемым методам. Так, предметом изучения гистологии и анатомии является строение организма и тканей, генетики – передача наследственной информации, биохимии - химические основы жизни, молекулярной биологии - взаимодействие между биологическими молекулами, физиологии - химические и физические функции органов и др. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод.

3. Ответьте на вопросы:

1. Назовите главную задачу биологии

2. По каким признакам классифицируется биология?

3. Какие методы используются в биологии?

Тестовые задания

Западно – Казахстанский государственный университет имени М.Утемисова

Факультет Естественно – географический

Кафедра Биологии и экологии

Шифр специальности 5В011300 Биология

Дисциплина Профессиональный русский язык

Вариант 3

1. Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это…

А. разговорная речь

Б. язык научного стиля

В. литературная норма

Г. язык ораторов

Д. язык художественной литературы

2. Деловая беседа – это…

А. общение учителя и ученика

Б. монологическое общение в сфере бизнеса

В. диалогическое общение людей, связанных отношениями дела

Г. общение двух бизнесменов

Наши рекомендации