Темы для публичного выступления
1. Доброта делает человека красивым.
2. О любви к "братьям нашим меньшим".
3. Быть порядочным хорошо или плохо?
4. Умеем ли мы дружить?
5. Чем опасен равнодушный человек?
6. О человеческой жадности.
7. О необходимости уважительного отношения к людям.
8. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!"
9. Хорошо ли быть богатым?
10. Качества, которые я ценю в человеке.
Варианты вступления
а) Уважаемые однокурсники! Хочу поделиться с вами своими размышлениями о …
б) Очень часто в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, выход из которых ставит человека перед выбором: как поступить?..
в) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что …
VI. Обсуждение результатов работы (анализ выступления групп), критерии оценки выступления.
1. Соответствует ли содержание теме выступления?
2. Логично ли высказывание?
3. Эмоционален ли автор?
4. Поддерживает ли выступающий внимание публики?
5. Соответствует ли речь оратора литературным нормам языка?
6. Общая оценка выступления.
СРСП 29, 30: обсудите в группе тему «Как я вижу свое профессиональное будущее», составьте тезисный план для сочинения на данную тему. Напишите ряд слов, которые могут стать ключевыми для такого сочинения, дайте им толкование. Подберите к ним синонимы и антонимы.
СРС: работа с глоссарием
Диалектология – (от греч. dialektos « говор, наречие» + logos «слово, учение») – раздел языкознания, изучающий диалектизмы языка.
Диалог (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей) – форма непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
Красноречие (от рус. красный — «красивый» и речь) – ораторское искусство, ораторский талант, дар речи, речистость (разг.): судебное красноречие, дипломатическое красноречие, лекционное красноречие, диалогическое красноречие.
Культура речи (лат. cultura, от colo, colere — воспитание, почитание) – уровень речевого развития, степень владения нормами языка или диалектом совместно с умением "обоснованно отступать" от этих норм.
Монолог(от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) – речь индивида:
- выключенная из разговорного общения с другими индивидами; и
- не предполагающая непосредственного отклика.
Оратор (лат. oro — «говорю») — тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством.
Устная речь (Discourse; Speech) — речь, порождаемая в процессе говорения. Обычно устная речь творится в процессе беседы, для нее характерна неподготовленность.
Культура (лат. cultura, от colo, colere — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений (религиозный культ, фобии, мысли, подражание) человека, проявлением его субъективности, а иногда объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии и истории культуры.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К.- Алматы: Казак университеті, 2008.
2. Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Практикум по культуре речевого общения. – Алматы, 2008.
3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: 1998.
4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений.- М.: 2002.
5. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: 1999.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону, 2000.
7. Дебольский М. Психология делового общения.- М.: 1992.
8. Костомаров В.Г. Культура речи и стили.- М.: 2001.
9. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов.- М.: 2000.
10. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов (Учебное пособие).- М.: Флинта: Наука, 2000.
Дополнительная литература
1. Сидорова М.Ю., Савельев В.С., Русский язык и культура речи. – М.:2005.
2. 2. Ашина А.А. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. – М.:2001.
3. Папулинова И.Е. Культура невербального общения. – Там- бов,2001.
4. Поведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели.- Воронеж 1991.
5. Смирнов Г.Н. этика деловых отношений. – М.:2008.
6. Титова А.Г. Деловое общение.- М.:2008.
Вопросы для самоконтроля
Задания для рубежного контроля (1 и 2)
8. Перечень вопросов и заданий для подготовки к экзамену
1. Укажите, к какому стилю относится текст:
- Привет! Как дела?
- Нормально. А у тебя?
А. художественный
Б. научный
В. разговорный
Г. публицистический
Д. официально-деловой
2. Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это...
А. художественный
Б. разговорная речь
В. публицистический стиль
Г. официально-деловой стиль
Д. научный стиль
3. Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности, называются…
А. просторечием
Б. клише
В. профессионализмами
Г. тропами
Д. штампами
4. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
А. Создание картин и образов.
Б. Непосредственное повседневное общение.
В. Убеждение, воздействие на слушателя.
Г. Точная передача информации.
Д. Передача научных сообщений.
5. Определите жанры художественного стиля речи:
А. Письмо, беседа, записка.
Б. Диссертация, конспект, доклад.
В. Очерк, фельетон, репортаж.
Г. Резолюция, заявление, докладная записка.
Д. Поэма, драма, рассказ.
6. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
А. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
Б. Толстенный, сестрица, лгунишка.
В. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
Г. Довожу до вашего сведения, принять меры.
Д. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.