Практическое занятие № 25, 26. Тема: Стилистические и грамматические особенности текста по специальности
Грамматические особенности текстов научного стиля
С точки зрения синтаксической организации предложения научный стиль характеризуется точно определенной системой союзной связи, вытекающей из строгой логически последовательной системы изложения. Эта развернутая система связи вызвала к жизни многие обороты предложного и наречного характера, которые стали употребляться в синтаксических функциях связующих элементов речи. В научном стиле находит свое наиболее яркое выражение логический синтаксис, в отличие от эмоционального синтаксиса художественной речи. Необходимость аргументировать высказываемое и облегчить читателю понимание путем ясного членения текста приводит к широкому использованию параллельных конструкций и вводных слов. В синтаксической структуре научных текстов преобладают сложноподчиненные предложения:
Характерной особенностью стиля современной научной литературы является концентрация информации. Сжатость изложения достигается различными средствами, одним из которых является широкое использование атрибутивных словосочетаний. Такие конструкции могут состоять из одних существительных или существительных в сочетании с прилагательными, причастиями, числительными, словосочетаниями, определяющими одно понятие. Наиболее распространенными являются двух-, трехчленные определения. Порядок слов в научных текстах преимущественно прямой. В научных текстах заметно преобладание настоящего времени, представляющего собой абсолютное настоящее. Его использование дает возможность представить сообщаемые сведения как абсолютно объективные, находящиеся вне времени, как истину в последней инстанции.
Стилистические особенности текстов научного стиля
В научном тексте недопустима излишняя эмоциональность повествования. Излагаемое исследователем мнение должно стремиться к максимальной объективности. Научная информация - это попытка объективного разговора о мире, где личные пристрастия неуместны.
В научных текстах авторская речь построена в первом лице множественного числа.
Это «мы» имеет двойное значение. Во-первых, подчеркивается участие большого коллектива ученых, и, во-вторых, лекторское «мы» вовлекает слушателей и соответственно читателей в процесс рассуждения и доказательств.
По этой же причине наряду с первым лицом множественного числа широко употребляются безличные формы:
Использование вышеупомянутых конструкций обусловлено желанием автора не вводить указание на самого себя как на экспериментатора и исследователя, так как современная научная статья характеризуется «безликостью» и представлением фактов в виде закономерностей, ни в коей мере не зависящих от личности экспериментатора. В научном стиле заметное предпочтение отдается пассиву, где необязательно указывается деятель, и неличным формам глагола. По мнению Дэвида Кристала, употребление пассивного залога позволяет авторам выбирать объективный стиль изложения материала, что может быть необходимо в случае, если не имеет значения, кто именно выполняет действие:
Для научного стиля характерно выделение главного, основного из массы сообщаемых фактов. Это достигается рядом синтаксических приемов, в которых принцип сочинения и подчинения предложений совпадает с требованиями логики, т. е. главная мысль содержится в главном предложении, подчиненная мысль - в придаточном. Дополнительные соображения, не имеющие непосредственного отношения к данному высказыванию, появляются в виде вводных замечаний и предложений, часто выделяемых знаком тире. Форма изложения в стиле научной прозы не несет дополнительных функций воздействия на читателя. Она лишь средство придать ясность изложению. Вот почему редактирование научной прозы, в основном, сводится к уточнению значений слов и словосочетаний и характера связи между отдельными частями высказывания.
1. Задание: Прочитайте текст. Перескажите его. Выпишите из текста термина. Дайте им определения.
Текст
Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Эти растения размножаются семенами и расселяются по Земле с помощью семян.
Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Снаружи у семян имеется плотный покров — кожура. Она защищает семя от повреждений. Внутри семени находится зародыш нового растения. У одних растений (фасоль, тыква, яблоня и др.) зародыш крупный, и его можно увидеть, если снять кожуру с семени. У других (пшеница, перец, ландыш, лук и др.) зародыш очень мал. В таком семени питательные вещества представлены эндоспермом (от греч. эндон- "внутри", сперма - "семя") - особой тканью, клетки которой содержат много запасных питательных веществ.
Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.
Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень.
Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, зародышевыми листьями и зародышевой почкой. Зародышевые листья (первые листья растения, появляющиеся еще в семени) называют семядолями. Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша — только одна семядоля в форме тонкой пластинки.
Задание: Прочитайте текст.
Текст.
Клетки – основа организмов
Клетка является основной структурной единицей, из которой построены все живые организмы. Только вирусы в отличие от всех других организмов не являются сами клетками и не состоят из клеток. Клетка впервые была открыта английским физиком Робертом Гуком в 1665 году, а спустя 200 лет, в 1834 году, русский ученый П.Ф.Горянинов высказал мысль, что все живые организмы состоят из клеток. Эта идея нашла свое подтверждение в трудах немецких ученых Матиаса Шлейдена и зоолога Теодора Шванна, которые сформулировали клеточную теорию строения растений и животных. Клеточная теория является одним из важнейших открытий человечества. Ф. Энгельс считал, что закон сохранения энергии, клеточная теория и теория эволюции Дарвина являются тремя величайшими открытиями XIX века. Клетка является простейшей структурной единицей живого существа, но представляет собой очень сложную систему. В сложном организме, каким является организм человека, есть самые различные клетки, с виду совсем не похожие друг на друга, отличающиеся по строению и выполняемой работе (функции). Существуют одноклеточные организмы, тела которых состоят из одной клетки, при этом она функционирует как единый целостный организм, то есть это есть проявление клеточной организации жизни.
Ответьте на вопросы:
1.Что составляет основу организма?
2.Авторы клеточной теории
3.Что такое клетка?
Задание: Прочитайте текст. Составьте его план.
Текст.
Кровь
Кровь — жидкая ткань, осуществляющая в организме транспорт химических веществ, благодаря которому происходит интеграция биохимических процессов, протекающих в различных клетках и межклеточных пространствах, в единую систему. Если рассмотреть каплю крови под микроскопом; то в поле зрения отчетливо видны многочисленные тельца (клетки) различной формы. Следовательно, кровь не является однородной жидкостью. Она является сложной по своему строению живой тканью. Кровь представляет собой среду, в которой взвешены форменные элементы крови, выполняющие определенные функции. Они называются эритроцитами. Эритроциты представляют собой красные кровяные тельца, имеющие форму двояковогнутой линзы. Они являются основным переносчиком кислорода в организме человека.
Лейкоциты представляют собой кровяные клетки белого цвета. Они являются основными «защитниками» организма в его борьбе с микробами. Тромбоциты (они еще называются кровяными пластинками) обладают чудесным свойством - участвовать в свертывании крови. Свертывание крови представляет собой сложный процесс, в котором принимают участие не только тромбоциты, но они являются одним из звеньев процесса свертывания. Если это звено выпадает, свертывания крови не происходит.
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение крови
2. Назовите форменные элементы крови
3. Назовите функции, выполняемые эритроцитами
Задание: Прочитайте текст. Составьте план текста, разделите его на абзацы. Выпишите термины из текста, дайте им определения.
Текст
Пластиды свойственны только клеткам растений. Различают три вида пластид — хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Они способны к взаимному переходу друг в друга. Размножаются пластиды путем деления. Хлоропласты (60) имеют зеленый цвет, овальную форму. Размер их 4—6 мкм. С поверхности каждый хлоропласт ограничен двумя трехслойными мембранами — наружной и внутренней. Внутри он заполнен жидкостью, в которой располагаются несколько десятков особых, связанных между собой цилиндрических структур — гран, а также рибосомы, ДНК и РНК. Каждая грана состоит из нескольких десятков наложенных друг на друга плоских мешочков из мембран. На поперечном разрезе она имеет округлую форму, диаметр ее 1 мкм. В гранах сосредоточен весь хлорофилл, в них происходит процесс фотосинтеза. Образующиеся при этом углеводы вначале скапливаются в хлоропласте, затем поступают в цитоплазму, а из нее — в другие части растения. Хромопласты определяют красную, оранжевую и желтую окраску цветов, плодов и осенних листьев. Они имеют форму многогранных кристаллов, расположенных в цитоплазме клетки. Лейкопласты бесцветны. Они содержатся в неокрашенных частях растений (стеблях, клубнях, корнях), имеют округлую или палочковидную форму (размером 5—6 мкм). В них откладываются запасные вещества.
СРПС 25,26: напишите сообщение об одном из ученых биологов. В группе прочитайте сообщения, составьте к каждому из них тезисные планы, выпишите ключевые слова. Составьте к соощению вопросы. Напишите отзыв на одно из сообщений, которые были рассмотрены в группе.
СРС: напишите доклад на тему «Современные проблемы биологии». Выделите в докладе ключевые слова, составьте из них русско-казахский глоссарий. Составьте к докладу сокурсника тезисный план.
Неделя 14