Деятельность общедоступной библиотеки: задачи, виды и принципы
3.1. Общедоступные библиотеки в настоящее время:
3.1.1 Реализуют идею и технологию беспрепятственного и безвозмездного для всех категорий населения доступа к социально-значимой информации;
3.1.2. Способствуют росту интеллектуального развития общества, предоставляя всем желающим знания и опыт, накопленные, зафиксированные и хранящиеся в библиотечных фондах;
3.1.3. Создают новые формы информационных услуг и обслуживания, основанные на широком применении информационно-коммуникационных технологий и нацеленные на повышение комфорта пользователей и улучшение качества их жизни;
3.1.4. Гарантируют сохранность, неизменность, аутентичность и правомерность (легитимность) предоставления результатов интеллектуальной и культурно-просветительской деятельности, признавая это одним из приоритетов своей деятельности;
3.1.5. Создают условия для самообразования и дополнительной профессиональной подготовки граждан;
3.1.6. Являются центрами межкультурного и межнационального взаимодействия;
3.1.7. Интегрируют и реализуют опыт сохранения мирового культурного наследия.
3.2. Основные задачи общедоступных библиотек:
3.2.1. Обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга для граждан страны;
3.2.2. Сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;
3.2.3. Организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;
3.2.4. Обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.
3.3. Основные виды деятельности библиотек:
· библиотечно-информационное обслуживание – предоставление пользователям информации на материальных или нематериальных носителях и справочно-библиографическое обслуживание;
· культурно-просветительская деятельность – выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Рекомендуемые варианты реализации основных видов деятельности общедоступной библиотеки:
3.3.1. Библиотечно-информационное обслуживание:
· площадка (место) получения информации и документов (изданий) во временное пользование (абонемент, пункт выдачи во временное или постоянное пользование других документов), обеспечение возможности приобретения книжных изданий (путем предоставления помещений библиотеки в аренду книжным магазинам (в случае наличия помещений));
· площадка (место) получения информации на любом материальном носителе (читальный зал, медиатека);
· площадка (место) и канал доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам (НЭБ, базы данных, государственные информационные системы);
· площадка (место) сохранения культурного наследия (книгохранилище, выставки);
· канал получения информации об имеющихся массивах и ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).
3.3.2. Культурно-просветительская деятельность
· площадка обсуждения информации (место общения, просвещения, «интеллектуально-досуговый центр» и др.);
· площадка получения новых знаний, самообучения, обучения (образовательная деятельность, в том числе курсы, тренинги, семинары, лекции);
· площадка проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий — литературные студии для взрослых и детей, «библиотечные уроки», литературные встречи, организация посещений библиотек учащимися и студентами, мероприятия по патриотическому воспитанию и др.;
· площадка (место) и канал получения государственных и других социально-значимых услуг или информации по получению государственных и иных услуг;
· консультационный пункт и площадка (место) для получения социально-значимой информации и услуг (юридических, социально-значимых организаций, в том числе ЖКХ).
3.4. Принципы деятельности общедоступной библиотеки.
Общедоступные библиотеки в своей деятельности должны исходить из принципа социальной и экономической целесообразности, гармоничного сочетания разных направлений деятельности общедоступной библиотеки, поддерживать в актуальном состоянии все возможные информационные каналы.
Оказание услуг и выполнение работ (в рамках государственного и/или муниципального задания) общедоступной библиотекой должны базироваться на следующих принципах:
– работать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и этических норм общества;
– соответствовать нормативным и техническим требованиям при предоставлении услуг и выполнении работ;
– учитывать предпочтения пользователей при предоставлении услуг и выполнении работ;
– учитывать специфику и возможности особых групп пользователей — детей и молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья.
3.5. Условия обслуживания детей и юношества (молодежи).
3.5.1. Основные требования к библиотекам для детей и юношества (молодежи): безопасность, комфорт, свободное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга).
Федеральным законом «О библиотечном деле» регламентируется право пользователей библиотек детского и юношеского возраста на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами. В целях информационной безопасности детей Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» для библиотек устанавливается требование по соблюдению пространственной изоляции фондов детской литературы от литературы для взрослых.
3.5.2. Интересы читателя детского и юношеского возраста должны быть приоритетны. Выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей и юношества возможно при наличии материальных ресурсов (соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения), обязательном исследовании и учете потребностей, интересов и пожеланий жителей обслуживаемой территории, а также координации и кооперации деятельности с библиотеками образовательных учреждений.
3.5.3. Задачи деятельности общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество (молодежь):
· обеспечение психологического и эмоционального комфорта;
· выявление одарённых детей, помощь им в развитии;
· создание условий для приобщения к чтению и самореализации каждого юного пользователя;
· создание равных условий доступа к информационным ресурсам.
Библиотека должна стать партнером образовательных учреждений в подготовке и повышении квалификации педагогических работников, в том числе работающих с одарёнными детьми и талантливой молодёжью, продвижении инновационных технологий, обеспечении информационно–методического сопровождения работы с одарёнными детьми.
3.6. Условия обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья.
Часть пользователей библиотек — люди с ограниченными возможностями здоровья — требуют особых условий обслуживания. Конвенция ООН о правах инвалидов, Федеральные законы «О библиотечном деле» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентируют их права на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных библиотеках для слепых/незрячих и слабовидящих, библиотеках образовательных и иных учреждений в соответствии с их уставами. Работа общедоступной библиотеки строится в тесном взаимодействии с региональной специальной библиотекой, специализированными учреждениями и общественными организациями инвалидов.
Основные требования к библиотекам, обслуживающим людей с ограничениями здоровья: безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространству с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.
Обслуживание особых групп пользователей требует наличия специального материального обеспечения и технического оснащения (фонд изданий в специальных форматах для слепых и слабовидящих, вспомогательные технические устройства и адаптивные технологии).
Целями деятельности библиотек, обслуживающих людей с ограниченными возможностями здоровья, являются, в том числе:
· создание равных условий доступа к информации, знаниям, культурному наследию;
· содействие развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
· социокультурная реабилитация и интеграция в общественную и культурную жизнь.