Российской библиотечной ассоциацией

Общие положения

Актуальность разработки Модельного стандартадеятельности общедоступной библиотеки (далее – Модельный стандарт)обусловлена технологическими инновациями в современном обществе, при которых процессы создания, хранения, доступа и распространения информации, знаний и культурных ценностей претерпевают кардинальные изменения. Целью настоящего Модельного стандарта является развитие библиотечно-информационной отрасли, упорядочивание деятельности библиотек в условиях постоянных общественных изменений, определение разных видов деятельности библиотек.

Идеология сегодняшних преобразований направлена на построение информационного, интеллектуально развитого общества. Важнейшей задачей государственной культурной политики является расширение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и зарубежной литературы, в том числе литературы для детей и произведений, созданных на языках народов России.

На протяжении веков библиотеки были собирателями интеллектуальной памяти наций и государств. В настоящее время библиотеки — это крупнейшие депозитарии, способные предоставлять в общественное пользование результаты развития цивилизации — сокровища истории, культуры, науки и технологического развития.

Нарастающая динамика технологических, экономических, социальных и культурных изменений ставит перед библиотеками новые задачи.

Общедоступные библиотеки должны стать центрами культурного просвещения и воспитания, в том числе организовывать культурно-просветительские акции с участием учёных, политиков, педагогов, писателей, библиофилов, в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, предоставлять информационные услуги в различных сферах общественной жизни, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю.

Настоящий Модельный стандартустанавливает минимальные требования к целям, содержанию, структуре и условиям реализации библиотечно-информационного обслуживания населения страны общедоступными библиотеками.

Деятельность общедоступных библиотек должна основываться на признании неотъемлемого права всех жителей страны на качественное, своевременное предоставление им запрашиваемой (требуемой) информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом — повышение уровня культуры и вовлеченности личности в культурную и общественную жизнь.

Общедоступные библиотеки должны участвовать в реализации государственной культурной политики, способствовать формированию нравственной, самостоятельно творчески мыслящей, образованной личности, воспитанию гражданской ответственности и патриотизма.

2. Используемые термины

В настоящем Модельном стандарте перечисленные ниже термины используются в следующих значениях:

Библиотека — информационная и культурно-просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов, предоставляемых пользователям.

Библиотечная услуга[1] — общественно-полезное действие, обеспечивающее доступ к документам и информации, в том числе электронным библиотечно-информационным ресурсам — сетевым и находящимся в цифровом виде. Различают культурно-просветительские, образовательные, библиографические, документные и другие библиотечные услуги.

Информация[2] — сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.

Культурно–просветительская деятельность библиотеки — деятельность,направленная на повышение уровня образования, культуры пользователя услуг библиотеки, его интеллектуальное, духовное развитие и социализацию.

Национальная электронная библиотека — публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции интегратора электронного библиотечного ресурса, координирующая оцифровку библиотечных фондов, а также предоставляющая к ним доступ.

Общедоступная библиотека — библиотека, предоставляющая возможность пользования ее фондом и услугами физическим и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности без каких-либо ограничений.

Пользователь услуг библиотеки — физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Работа в библиотеке (в рамках государственного и/или муниципального задания) — разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности библиотеки, направленная на развитие общества в целом. К работам в библиотеке относятся культурно-просветительские мероприятия и мероприятия, направленные на повышение информационной культуры пользователей, обучение библиотекарями пользователей навыкам электронного библиотечно-информационного самообслуживания, в том числе для использования сетевых (локальных и удаленных) ресурсов библиотеки.

Удаленный пользователь — пользователь услугами библиотеки, получающий их при помощи информационно-коммуникационных технологий и других каналов коммуникации.

Услуга в библиотеке[3]— результат непосредственного взаимодействия исполнителя (библиотеки, библиотечного работника) и потребителя (пользователя библиотеки) по выявлению и удовлетворению информационных и культурно-просветительских потребностей потребителя.

Цифровой библиотечно-информационный ресурс, цифровой фонд — ресурсы библиотек, как оцифрованные, так и имеющие изначально цифровой (электронный) виде.

Электронная библиотека — организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабженная средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование электронных документов в цифровой (электронной) среде.

Наши рекомендации