Социальная работа и культурно-досуговая деятельность
Как особое общественно значимое, творческое, образовательное и практико-ориентированное явление, социально-культурная деятельность изначально направлена на педагогическое обеспечение вхождения человека в социум, в мир культуры. Как научное направление она отражает сложный диалектический процесс преемственности поколений, исследует закономерности влияния культуры на социальные процессы, происходящие в российском обществе.
Статистика показывает, что уровень образования пожилых людей постоянно растет, так как эта социально-демографическая группа пополняется представителями более образованных поколений.
Пожилые люди по отношению к другим поколениям имеют многие преимущества, позволяющие им легко принимать правильные жизненные решения, гарантирующие высокий шанс успешного выживания в непростой социально-экономической обстановке. Старость может означать высшую ступень жизни, полную эмоциональной зрелости, мудрости, основанной на опыте, наблюдениях в течение долгой полноценной жизни. Такие пожилые люди являются подлинной ценностью общества.
Установлено, что чем интенсивнее человек работает творчески, тем дольше сохраняется активность его ума, поддерживаются интеллектуальные возможности. Поэтому особенно важно создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу средствами культуры, образования, общения. Активный образ жизни и участие в общественной деятельности помогают пожилому человеку сохранить и реализовать себя как личность. Однако далеко не всегда люди, вышедшие на пенсию, могут самостоятельно организовать свою жизнь, направить ее в русло общественно полезных, социально значимых акций и инициатив. Научно обоснованная совокупность образовательных, рекреационных, релаксационных и других программ призвана обеспечить условия, в которых пожилые и престарелые люди могли бы осуществлять полноценную жизнедеятельность.
Поэтому смыслом концепции социальной политики в отношении граждан пожилого возраста должно стать включение их в активную общественную жизнь, конкретный живой труд, где прежде опекаемый человек становится творцом своего ближайшего и отдаленного будущего.
Практика социальной работы с пожилыми людьми свидетельствует о необходимости совершенствования системы социально-культурных мероприятий для пожилых людей, привлечения их к активной культурной деятельности, сохранению уникальных общенациональных духовных ценностей, обозначения реальных путей их сохранения, трансляции в общекультурном взаимодействии поколений.
Социально-образовательная и досуговая деятельность помогает пожилым людям избавиться от одиночества, изменить свою позицию в обществе, сделать ее более заинтересованной, проявлять интерес к делам, происходящим вокруг них. Активная жизненная позиция предоставляет пожилому человеку новые возможности для раскрытия и самореализации собственного творческого потенциала, передачи накопленных знаний и жизненного опыта, как своим ровесникам, так и представителям других поколений.
Досуговая деятельность пожилого человека может быть представлена следующими группами:
Восстановление различных сил пожилого человека - прогулки на воздухе, вечера отдыха для пожилых.
Повышение эрудиции, потребление духовных ценностей – чтение, просмотр фильмов, телепередач, посещение музеев, участие лекториях, путешествия, экскурсии.
Развитие духовных сил и способностей к активной творческой деятельности – труд на приусадебных участках, мастерских, прикладные мероприятия, общественная деятельность.
Реализация потребности в общении – клубы общения, творческие объединения, вечера встреч, диспуты.(21)
Выбор пожилым человеком той или иной формы досуговой деятельности, связан с преобладанием у него индивидуальных ценностных ориентаций. Для людей старшего поколения важно сохранение тех ценностей, и того образа жизни, которые сопровождали их в течение жизни.
Выход на пенсию существенно меняет условия и образ жизни пожилого человека, влияет на характер, формы, степень его активности во многих сферах жизнедеятельности. Пожилые люди при этом бояться оказаться не нужными, потерять привычные связи, остаться один на один со своими проблемами. Так, данные опроса среди пожилых людей, отдыхающих в отделении дневного пребывания Центра социального обслуживания населения Заинского, Зеленодольского районов г. Набережные Челны, свидетельствуют о важности предоставления им социокультурных услуг, и, что на первом месте среди причин посещения этих отделений, является потребность в общении. При этом многие из пожилых людей сами обладают богатейшим жизненным опытом, которым они готовы поделиться с другими.
В поведение современного пожилого человека, несмотря на сохраняющиеся стереотипы, характерные для прошлых лет, становятся доминирующими разнообразное внесемейное общение, досуг, различные виды самореализации. Существенным позитивным фактором социальной адаптации к пенсионному периоду является правильный выбор и рациональная организация занятий способствующих укреплению здоровья через клубы здоровья и т.п.
В Республике Татарстан, например, с целью преодоления негативных представлений относительно преобразований российского общества для пожилых людей создаются специальные образовательные программы, организуются и проводятся мероприятия, призванные помочь им лучше ориентироваться в современной жизни. Организационной базой для реализации образовательных программ, адаптированных в соответствии с потребностями пожилых людей являются «народные университеты». В результате пожилые люди получают возможность преодолеть социальную изоляцию, устанавливать новые контакты, хорошо проводить свой досуг и получать новые полезные знания. «Пионером» данной социальной инновации является Кировская область. Первым в Республике Татарстан перенял опыт кировчан Центр социального обслуживания населения г. Чистополь и Чистопольского района.(18)
Для повышения жизненного тонуса подопечных, при содействии студентов–психологов в Центре социального обслуживания населения г. Зеленодольска внедрен метод библиотерапии – лечебное воздействие набольного пожилого человека с помощью чтения литературы.
В качестве еще одного нового направления социокультурной деятельности определено содействие лицам старшего поколения в оценке их возможностей с последующим раскрытием их потенциала, его развитием и активным включением пожилых людей в общественный механизм повышение эффективности и качества собственного и общественного труда путем организации работы различных кружков, создание условий для демонстрации успехов (смотры, фестивали, выставки, конкурсы).
В настоящее время все большую популярность в работе центров социального обслуживания приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана арттерапия (терапия средствами искусства). Использование арттерапии вызывает положительные эмоции, помогает пожилым людям преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Так, в работе социально-реабилитационного отделения Центра социального обслуживания населения г. Уфы используются следующие виды арттерапии: музыкотерапия, цветотерапия, звукотерапия.
Активность пожилых людей по типу «полуотдых» связана с занятием любимым делом, которое приносит максимальное удовлетворение, в культурном, семейном, социальном окружении. Наиболее распространенными видами такой деятельности являются оказание бытовых услуг, ремонт, рукоделие и прикладное творчество, а так же ведение приусадебного хозяйства и т.д.
Сочетание социальной и двигательной активности, целесообразного умственного напряжения лиц пожилого возраста и инвалидов достигается с помощью различных технологий трудотерапии. Трудотерапия помогает пожилым организовывать продуктивную, независимую жизнь и получать от нее удовольствие. Социальная реабилитация в форме трудотерапии дает положительный эффект, выражающийся в улучшении объективных показателей соматического и психического состояния, в более высокой самооценке, положительном эмоциональном тонусе, ощущении полноценной, равноправной жизни.
Деятельность пожилых людей может быть связана с выполнением общественных обязанностей (в общественных организациях, группах самопомощи, группах профессионального консультирования, наставничество и воспитательная работа). Данные опросов среди пожилых людей свидетельствуют о довольно высокой активности лиц старшего возраста.
Основной фактор мотивации пожилых людей к участию в общественной деятельности – ощущение значимости своего труда, чувство собственной необходимости. Некоторые профессиональные знания, умения и навыки пожилых людей находят применение в общественной работе легко и органично (социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Ветеран»). Пожилые люди могут успешно участвовать в деятельности различных учреждений в качестве членов научных, общественных советов, где пригодятся и будут по достоинству оценены их опыт, знания, а также выступать в роли связующего звена между поколениями. Пожилым людям есть о чем рассказать молодежи.
Люди преклонного возраста придают важное значение организации содержательного досуга. Наибольший интерес вызывают мероприятия познавательного характера (лекции по правовым, медицинским, психологическим, историческим, литературным, политическим, искусствоведческим вопросам; дискуссии, круглые столы; творческие мастерские).
Следующим направлением образовательной работы с пожилыми людьми является их информационное обеспечение через выпуск специальных бюллетеней, информационных листков, оформление стендов, ведение постоянных рубрик в СМИ.(64)
В той же Республике Татарстан, основную базу для образовательной, досуговой и социокультурной работы с гражданами пожилого возраста в системе социального обслуживания представляют отделения дневного пребывания и социально-реабилитационные отделения Центров социального обслуживания, социально-оздоровительные центры граждан пожилого возраста и инвалидов, специальные дома для одиноких и престарелых, дома-интернаты для престарелых и инвалидов. В рамках деятельности этих служб применяются следующие формы работы с пожилыми людьми: организация образовательной деятельности («университет третьего возраста»), досуговые мероприятия, информационное обеспечение пожилых людей, трудотерапия, методическая работа как условие совершенствования социокультурной работы с пожилыми людьми, организация социокультурной деятельности в отдаленных сельских населенных пунктах, театральная деятельность, общественно-полезная деятельность, занятия икебаной и флористикой, клубная и кружковая работа, другие досуговые формы и технологии.
Социокультурные технологии имеют неограниченные возможности применения, они весьма мобильны и восприимчивы к инновациям. Каждая из досуговых технологий, включаемая в повседневный обиход учреждения социального обслуживания, непременно должна способствовать продлению творческой активности пожилого человека, сохранению энергии и оптимизма, предоставлять широкие возможности для самовыражения, максимального использования жизненного, профессионального опыта. Только при соблюдении этих условий организация досуга пожилых людей осуществит свою главную миссию – будет утверждать подлинные права старшего поколения на активную роль в жизни общества.
Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий.
Обучение этим видам технологий, объединенным общей информационной и коммуникативной доминантой, обязательно включается в основное содержание современного социокультурного образования. Наряду со специализированными социально-реабилитационными центрами и учебными заведениями в эту работу вовлекаются учреждения социально-культурной сферы – клубы, Дома культуры, библиотеки, театры и филармонии, парки, музеи.
Решить все проблемы социальной адаптации пожилых людей только развитием системы социальной помощи и социального попечительства невозможно. Многие люди, достигшие «третьего» возраста нуждаются не столько в этой помощи, сколько в общении, в реализации своих нерастраченных потенций, творческих возможностей. Необходимо использовать активные формы социальной адаптации людей старшего возраста. Пути здесь могут быть самые разные.
Первый путь – это освоение людьми пожилого возраста новых профессий. В последние годы пенсионеры довольно успешно занимались сетевым маркетингом, освоили роли уличных продавцов, работают в качестве кондукторов городского транспорта, устраиваются домработницами и нянями в обеспеченные семьи. Одним из самых распространенных занятий пожилых людей являются работа на приусадебных участках. При этом они иногда проявляют чудеса творчества и изобретательности.
Второй путь – включение пожилых людей в общественную работу. В советское время эта работа осуществлялась через партийные организации по месту жительства и Советы ветеранов. Люди пенсионного возраста навещали своих товарищей на дому, брали шефство над трудными подростками и неблагополучными семьями, следили за порядком и чистотой во дворах и подъездах, вели на общественных началах кружки для детей в красных уголках и в школах. В настоящее время эта система во многом разрушена. Однако и сегодня через Советы ветеранов пожилые люди ведут работу по отстаиванию прав и привилегий ветеранов войны и труда, заботятся о престарелых одиноких людях, нуждающихся в помощи.(18)
Многие пожилые люди участвуют в деле милосердия и благотворительности. Мировая практика показывает, что существование и успешное функционирование системы благотворительности во многом обязаны участию лиц «третьего» возраста, имеющих возможность тратить на это большое количество свободного времени.
И, наконец, третий путь социальной адаптации людей пожилого возраста через активные формы – включение их в культурно-досуговую деятельность. Создать условия для такой деятельности является задачей библиотек, центров социальной работы, клубных учреждений. Работа эта имеет несколько направлений. Первое направление – включение пожилых людей в творческую деятельность. Люди этого возраста с удовольствием участвуют в кружках и коллективах самостоятельного художественного творчества: в певческих и музыкальных коллективах, в самодеятельных театрах и студиях, в клубах гармонистов и частушечников. Они занимаются живописью, флористикой, декоративно-прикладным творчеством, учатся шить, вязать, изготовлять мягкую игрушку. Причем, очень часто пожилые люди выступают не только в роли обучаемых, но и обучающих.
Второе направление работы клубных учреждений с пожилыми людьми – создание условий для коммуникативной деятельности. Если говорить о формах реализации этого вида, то здесь, несомненно, первое место принадлежит клубным объединениям.
Третье направление работы клуба с этой аудиторией – организация меоприятий просветительской направленности. Здесь уместны такие формы, как лекции, беседы, встречи с деятелями культуры и искусства, специалисты в разных отраслях знаний, журналистами, представителями власти, музыкально-поэтические и литературные программы, экскурсии, тематические вечера и т.п.
И, наконец, в работе с людьми «третьего» возраста необходимо использовать широкий спектр форм работы рекреационной направленности: вечера отдыха, посиделки, концерты, спектакли, конкурсные и игровые программы, танцевальные вечера и т.д.(21)
Организация досуга, проведение праздников (от камерных до массовых), литературно-музыкальных гостиных так же направлены на формирование положительных эмоций, расширение социального опыта и т.п.
При организации работы клубных учреждений с пожилыми людьми необходимо учитывать ряд факторов. Это, прежде всего, особенности данной аудитории, ее проблемы, интересы, запросы. Второе, это наличие особых дней в году, о которых нельзя забывать при планировании работы. К ним относятся Дни воинской славы, Дни пожилого человека, День инвалидов, так как среди пожилого населения достаточно много людей с ограниченными возможностями; общественно – политические праздники, которые чтятся старшим поколением.
И, наконец, нельзя замыкать общение людей пожилого возраста только в среде себе подобных. Необходимо создавать условия для контактов людей всех поколений, ибо это служит еще одним звеном объединения нашего общества, которое необходимо нам всем.