Земля прекрасная, необозримая.
Земля прекрасная, необозримая.
Простор твоих полей мне дорог с детских лет.
Земли такой другой нигде на свете нет!
Уроки гражданственности Донбасса
Рабочая тетрадь
учени ___ 6 класса
(наименование образовательной организации)
(фамилия, имя обучающегося)
Методическое пособие по образовательно – воспитательному курсу
«Уроки гражданственности Донбасса»
Редакционная коллегия:
Панченко Е. Е.– заведующий Методическим кабинетом при Управлении образования администрации города Горловка.
Бурмистрова О. Г.– методист Методического кабинета при Управлении образования администрации города Горловка.
Автор-составитель:Сотникова Н.П., учитель истории Горловской сельской общеобразовательной школы I-III ступеней № 58.
Авторы заданий для 6 класса: Сотникова Н.П., учитель истории Горловской сельской общеобразовательной школы I-III ступеней № 58, Ильинич Н.В., учитель Горловской общеобразовательной школы I-III ступеней № 68.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с Программой образовательно – воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса» для 5 – 11 классов. – Донецк.- 2017.- 118с.
Авторы рассматривают современный урок гражданственности Донбасса как среду формирования у личности общечеловеческих гражданских ценностей, знакомства обучающихся с основными парадигмами исторического образования, демонстрируют воспитательный и общекультурный потенциал урока. Большое внимание уделено модели поликультурного воспитания личности и метапредметности как принципу развивающего обучения и интеграции содержания образования. Разнообразие методов и форм дает возможность включить в структуру урока курса разные виды деятельности, приобщать обучающихся к творческим и коллективным проектам. Рабочая тетрадь состоит из микросфер: «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Дыхание времен «След в истории», «Человек и закон», «Гражданская позиция», которые, в свою очередь, объединяются в три макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Рабочая тетрадь адресована обучающимся города Горловка, их родителям, руководителям образовательных организаций, педагогам, аспирантам и студентам ВУЗов соответствующих специальностей, профильным специалистам отделов образования.
Данное пособие рассмотрено на заседании Методического совета Методического объединения учителей обществоведческого цикла (протокол № 3 от 19.08.2016 года).
Рабочая тетрадь по курсу «Уроки гражданственности Донбасса» рассмотрена и утверждена на заседании Методического совета (протокол № 3 от 15.09. 2016 года).
Макросфера «Донбасс – моя Родина»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
Методы исследования
¾ подбор и изучение материала по теме «Родословная», ¾ анкетирование сверстников, опрос родственников, ¾ написание мини – сочинений
Основная часть.
Вывод:Знание истории своей семьи, своего рода позволяют глубже понять историю своей страны.
Макросфера «Донбасс – моя Родина»
Микросфера « Я – житель Донбасса»
Тема 2. Машина времени
Просмотр материалов виртуальной экскурсии "Исторические памятники Донбасса"
на сайте https://infourok.ru/materiali-virtualnoy-ekskursii-istoricheskie-pamyatniki-donbassa-dlya-klassa-922791.html
Задание: подготовь материалы об 1-2 памятниках твоего города или поселка. Используй фото видео материалы.
Итог экскурсии – создание презентации «Историческое наследие Донецкого региона»
Макросфера «Донбасс – моя Родина»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
Донецк Макеевка Шахтерск
Славянск Иловайск Ждановка
Задание: подготовь выступление об одном из городов Донбасса (топоним + значение) Как бы ты назвал этот город? Укажи свой вариант ответа.
Макросфера «Донбасс – моя Родина»
Микросфера « Природа Донбасса»
Объясни значение цитаты.
В истории русской культуры выражено все, к чему способен народ. – Виктор Полищук
Макросфера «Донбасс – моя Родина»
Микросфера «Культура Донбасса»
Задание: соедини профессии пресс- службы с функциями их работы.
Профессии:
1.пресс-секретарь;
2 пресс-бюро;
3 отдел по работе с прессой;
4 пресс-служба или пресс-центр;
5 руководитель службы PR;
6 внештатные работники или внешняя консультативная фирма.
действия пресс-службы:
— организация и проведение встреч и контактов с посетителями;
написание текстов и их подготовка к публикации; (1)
— рассылка пресс-релизов по обычной и электронной почте;
— текущая деловая переписка и ответы на письма потребителей (населения);
— подготовка и написание текущих материалов;
— корректировка журналистских материалов (тематических статей, интервью и т.д.);
— работа с текущей корреспонденцией и участие в документообороте;
— подборка тематических материалов для журналистов;
— ведение делового досье по материалам СМИ об интересующем рынке товаров и услуг;
— ведение досье по PR-конкурентам.
Впиши значение:
Электронные СМИ ______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Оцените в баллах (до 10) признаки СМИ:
· Мощная сила воздействия на сознание людей
· Технические возможности
· Эффективность деятельности
· Тематика и информационный поток
· Общество и СМИ тесно взаимосвязаны
· Сможет ли общество выжить без СМИ?
Прочитай. Запомни.
Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.
Рассмотри схему.
Ответь на вопросы.
Назови ступени образования. ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
На какой ступени образования находишься ты._____________________________________
_____________________________________________________________________________.
Рассмотри ситуацию.
«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста: переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:
1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим, на рынке труда услуги каждого стоят по 12 000 рублей);
2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 25.000 р.»
Как вы думаете, какой вариант выберет предприниматель? Ответ обоснуйте.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
Подготовь сообщение «Зачем нужно образование»
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Макросфера «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Гражданская позиция»
Тема 15. Труд и творчество.
Patchwork — лоскутная работа; сшитая из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.
Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.
Назови виды рукоделия? (шитье из тесьмы, кружева, вышивка, кукла моталка)
Задание: подбери 2 пословицы о качествах личности человека.
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Библиотека сказок
Авторская сказка "Марфушина Радость"
На краю уральского леса стояла деревушка.
В ней люди, несмотря на лютые морозы, зимой, не знали ни беды, ни горя.
Эта деревня называлась Радость.
Здесь все жители радовались каждому новому дню.
Но однажды Злодей, живущий в глубине леса, разозлился на людей.
Ему мешал их смех, его раздражали игры и песни.
И тогда Злодей решил лишить людей радости.
В деревне проживала девочка по имени Марфуша.
Она помогала бездомным животным, кормила зимой птиц.
Девочка всегда помогала людям, и жители деревни говорили, что у Марфуши доброе сердце.
Жила она с матерью, и если дочка загрустит, то мать ей говорила:
- Ты не грусти! Тоску разгонит радость!
И вот однажды, в конце зимы, отправилась Марфуша в лес за хворостом.
А в это время Злодей пришёл в деревню и заморозил жителей.
Деревня встретила Марфушу гробовою тишиной - понятно было, чьих рук это злое дело!
И девочка решила спасти деревню, вернуть былую радость!
Смелая девочка не испугалась, пошла обратно в чащу леса, где обитал Злодей!
Ели и сосны протягивали зелёные ветки, помогали девочке, когда она утопала в глубоком снегу.
Дорогу охраняла собачка, которую спасла Марфуша в лютый холод.
Резвые белки скакали с ветки на ветку, осыпая звездным снегом землю.
И вдруг на дереве Марфуша увидела маленького бельчонка.
Бельчонок потерял свою мать и был обречен на гибель. Он плакал и просил о помощи.
Находчивая девочка достала орешки из кармана и сберегла бельчонка от голодной смерти.
- Спасибо тебе, находчивая девочка, ты спасла мне жизнь! Я должен отблагодарить тебя!
- Покажи мне, бельчонок, дорогу в чащу к Злодею!
- Он заморозил всех жителей деревни, только я смогу их спасти!
- Иди девочка в лесную глушь и не останавливайся на пути.
И отправилась Марфуша, не останавливаясь, в лесное логово.
- Здесь даже птички не поют, и солнечного лучика нет тут!
И вот, наконец, перед глазами, возник угрюмый облик Злодея.
- Зачем ты пришла сюда, мерзкая девчонка?
- Вы обязаны разморозить деревню и вернуть жизнь всем её жителям!
- Да как ты смеешь так говорить со мной? Теперь я заморожу и тебя!
От страха и бессилия Марфуша громко заплакала. Сил не хватало, чтобы победить зло.
Но вдруг, издалека, она услышала мамины слова:
- Не плачь! Тоску разгонит радость!
И тут случилось чудо - вдруг Солнца лучики согрели Землю.
Пришла Весна!
Злодей стал таять на глазах, запели птицы, глухая чаща превратилась в дивный лес!
И правду люди говорят, что у моей дочурки доброе сердце!
И опять заиграла музыка в Радости, зазвучал весёлый смех её жителей!
Ответь на вопросы автора:
А теперь скажите, дорогие дети, понравилась ли вам сказка?
А вы готовы дарить людям добро, охранять природу?
Появилось ли у вас желание самим сказки сочинять?
Задание: Запиши или озвучь свое мнение по данному тезису. Поединок добра и зла происходит каждую минуту в сердце каждого человека.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Макросфера «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Учимся жить среди людей »
Памятка для родителей.
Родители!
• Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.
• Не всегда старайтесь сделать «как лучше». Подумайте, к чему это может привести.
• Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.
• Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.
Макросфера «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Дыхание времени»
Задание: Впишите точки соприкосновения в таблице по образцу
Послушайте стихотворение и запишите главную мысль:
http://www.youtube.com/watch?v=gLcoFBldKmY&feature=youtu.be
Макросфера «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Дыхание времени»
Земля прекрасная, необозримая.