Внешкольная работа по физической культуре
Внешкольная работа по физической культуре' осуществляется объединенными усилиями органов народного образования, физкультурными, комсомольскими, пионерскими и профсоюзными организациями с привлечением к ней общественного и ученического физкультурного актива. Координируют деятельность этих организаций общественные советы по физическому воспитанию детей и молодежи при отделах народного образования. Непосредственную работу во внешкольных формах направленного использования физической культуры проводят инструктора-педагоги, воспитатели, тренеры, общественные физкультурные руководители, активисты учреждений, родители.
17.9.1. Организационно-методические основы физ- 1 культурной и спортивной работы во внешкольных 1 спортивных и культурных учреждениях, по месту ' жительства и на спортивных базах
Внешкольная работа по физической культуре осуществляется в соответствии с целью, задачами и принципами советской системы физического воспитания и опирается на ее программные и нормативные основы. Она проводится в тесном единстве с обязательным курсом физического воспитания школьников и системой форм направленного использования физической культуры во внеклассной работе. Во внешкольной работе по физической культуре создаются условия для более полного удовлетворения индивидуальных запросов и способностей учащихся за счет разнообразия форм и видов физкультурных и спортивных занятий, культивируемых внешкольными спортивными и культурными учреждениями, творческого поиска новых форм направленного использования физической культуры, более совершенной спортивной базы, высокой квалификации тренерских и педагогических кадров, которыми располагают внешкольные учреждения.
В задачи внешкольной работы входит:
вовлечение возможно большего количества школьников в систематические занятия физической культурой и спортом;
содействие организации полезного досуга школьников, подготовка к сдаче норм комплекса ГТО и ЕВСК, укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности организ- . ма;
формирование интереса к массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе на основании совершенствования инструкторских и судейских знаний и навыков школьников.
Дальнейшему расширению внешкольной работы по физической культуре способствует также активное использование средств массовой информации (печать, радио, телевидение, массовые физкультурные и спортивные зрелища и т. п.), направленных на вовлечение новых контингентов учащихся в систематические занятия ' физической культурой и спортом.
В нашей стране функционирует широкая сеть специальных уч- •; реждений, обеспечивающих внешкольную работу с учащимися. J
Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) создаются в
системах Министерства просвещения СССР, профессионально-тех
нического образования, комитетов по физической культуре и спор
ту, других ведомств и организаций как в городской, так и в сель- i
ской местности. \
В задачи ДЮСШ входит: 1
подготовка всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации;
укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие;
подготовка инструкторов-общественников и спортивных судей ", из числа занимающихся;
I |
f оказание методической и практической помощи общеобразовательным школам в организации внеклассной спортивно-массовой работы. На базе существующих ДЮСШ, достигших высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов и обеспеченных спортивной базой, высококвалифицированными тренерами-преподавателями, создаются специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР). Главным показателем их деятельности является подготовка высококвалифицированных спортсменов для пополнения сборных команд страны, республики, ДСО и ведомств.
Для зачисления в ДЮСШ (СДЮШОР) учащиеся средних общеобразовательных школ и специальных учебных заведений сдают приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке (профилирующему виду спорта). Учащиеся, сдавшие приемные нормативы, зачисляются в одну из групп: начальной подготовки *, учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования, а при наличии таковой — в группу высшего мастерства. Перевод учащихся в группу более высокой квалификации производится на основании решения тренерского совета с учетом выполнения ими контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке, медико-биологических показателей, наличия установленного спортивного разряда. Учащимся учебно-тренировочных групп, выполнившим выпускные нормы, выдается свидетельство об окончании спортивной школы, выпускникам групп спортивного совершенствования — диплом с указанием уровня спортивной подготовки.
При комплектовании групп особое внимание уделяется поиску и отбору способных детей и подростков, для чего тренеры-преподаватели ДЮСШ и СДЮШОР посещают уроки физической куль-[ туры в школах и средних специальных учебных заведениях, спортивные соревнования, проводят проверку уровня общефизической 1 и спортивной подготовленности по установленным контрольным нормативам.
Учебный год в ДЮСШ (СДЮШОР) начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочные занятия проводятся по учебным программам и планам, рассчитанным на 46 недель занятий в условиях ДЮСШ и 6 недель тренировок в спортивно-оздоровительном лаге-^ре. Основными формами учебно-тренировочлых занятий в ДЮСШ являются: теоретические занятия, тренировки по индивидуальным планам, участие в соревнованиях, учебно-тренировочный процесс в спортивно-оздоровительном лагере, участие в учебно-тренировочном сборе.
Воспитательная работа в ДЮСШ проводится в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований и в свободное время по
* В группы начальной подготовки принимаются все школьники 8—17 лет, желающие заниматься спортом, независимо от уровня их спортивной подготовленности и перспективности в достижении определенных спортивных результатов. ►~*JM же переводятся учащиеся учебно-тренировочных групп, не выполняющие **"""~овленных требований.
единому, утвержденному директором плану, на основе которого!
составляются планы воспитательной работы отделений. '4
Значительное место в работе ДЮСШ занимают спортивные со-^ ревнования. Наряду с внутришкольными соревнованиями коллекти- -вы ДЮСШ соревнуются между собой на первенство города, области, республики. Кроме того, юные спортсмены раз в два года участвуют во Всесоюзной спартакиаде школьников (в четные годы) и Всесоюзных юношеских играх (в нечетные годы).
Специализированные классы по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом являются формой работы ДЮСШ (СДЮШОР) и создаются в общеобразовательных школах и школах-интернатах.
Для учащихся 3-го класса создаются специализированные клас- '; сы по гимнастике, плаванию, фигурному катанию на коньках, ] прыжкам в воду и горнолыжному спорту. Для учащихся 5—9-го ; классов — по всем другим видам спорта. Для учащихся 10—11-х классов могут создаваться специализированные классы, работающие по особому расписанию.
Спецклассы комплектуются из числа наиболее перспективных
в спортивном отношении учащихся, обучающихся не менее года в
детской спортивной школе. В эти классы могут переводиться уча
щиеся общеобразовательных школ по разрешению отделов народ- ;
ного образования при согласии родителей школьников. Учащиеся
спецклассов, не выполняющие требований по уровню спортивной
подготовки, переводятся в обычные классы данной школы или
другую общеобразовательную школу только по окончании учебного \
года. \
Уроки физической культуры проводятся учителем физической '. культуры данной школы с учетом плана учебно-тренировочного ■ процесса и могут быть вынесены за сетку часов. Для проведения тренировочных занятий учащиеся разделяются на группы. Занятия проводятся тренерами-преподавателями ДЮСШ не реже 2-х раз в день (не менее 10 раз в неделю). При проведении двухразовых ; тренировочных занятий первые уроки по общеобразовательным предметам планируются на более позднее время.
Общеобразовательные школы-интернаты спортивного профиля представляют собой средние учебные заведения, где учатся и тренируются одаренные в спортивном отношении школьники. В интер- : наты принимаются школьники, как правило, с 5-го. класса, в том числе и воспитанники ДЮСШ. Работа ведется в двух—четырех отделениях по видам спорта. Классы объединяются по спортивной специализации учащихся. Учебно-тренировочные занятия проводятся в сетке учебного расписания.
Дома и Дворцы пионеров проводят массовую физкультурную jj и спортивную работу в своем районе. Организация этой работы \ осуществляется отделами физического воспитания и кабинетами 1 туризма и краеведения, ДЮСШ по видам спорта. Ими создаются | секции, кружки, команды по различным видам спорта, группы < ГТО. Учебно-тренировочные занятия проводятся по программам для J внешкольных учреждений (спортивных кружков) под руководст- |
J
едагогов, имеющих специальное физкультурное или педаго-ое образование и опыт работы с детьми. Дома и Дворцы !еров проводят методическую работу с пионервожатыми и культурным активом учащихся по подготовке инструкторов, низаторов по спорту, туризму и играм. С этой целью органи-ся индивидуальные и групповые консультации, семинары, конвенции и лагерные сборы. При крупных Дворцах создаются
СШ.
Методисты Дворцов и Домов пионеров поддерживают постоян-связь со школами, разрабатывают планы физкультурно-оздо-вительной работы, участвуют в организации и проведении тури-:ких походов, массовых заочных и очных соревнований, физкуль-ных конкурсов, праздников, показательных выступлений стеров спорта, помогают готовить команды к выступлениям. JDMa и Дворцы пионеров являются центрами проведения туристкой работы в районе. Много внимания Дома и Дворцы пионеров .еляют досугу детей по месту жительства, широко используя их терес к физической культуре и спорту. Выступают в роли орга-заторов дворовых и уличных детских команд (летом — по футбо-у, зимой — по хоккею). На базе Домов и Дворцов пионеров просятся физкультурные праздники, вечера. Дома и Дворцы культуры организуют разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия для всех желающих школьни-Юв: прогулки, экскурсии, игры, спортивные развлечения и т. п. Эсуществляют пропаганду физической культуры и спорта, туризма |реди детей и родителей посредством наглядной агитации, чтения Секций, проведения физкультурных вечеров, встреч с ветеранами |порта, демонстрации кинофильмов и создания лекториев, «университетов здоровья».
(.. При наличии спортивной базы создают секции по общей физической подготовке, видам спорта, учебные группы ГТО.
Стадионы, Дворцы спорта, водные станции предоставляют свою
портивную базу для занятий физической культурой и спортом
Цод руководством учителей физической культуры, тренеров, обще-
" венных инструкторов. Проводят агитационно-пропагандистскую
аботу среди учащихся с целью вовлечения их в систематические
снятия физической культурой и спортом. Организуют массовые
изкультурные и спортивные праздники, открытые соревнования
прием нормативов ГТО.
Парки культуры и отдыха создают спортивные и игровые пло-адки для детей, детские спортивные городки, однодневные дома "дыха для детей, проводят массовые физкультурно-оздоровитель-~е мероприятия на своей спортивной базе, соревнования на припарка.
Туристские базы организуют теоретические и практические за-
;тия с юными туристами, туристские экскурсии и походы. Про-
Дят физкультурно-оздоровительную работу с учащимися в режиме
*~, игры и спортивное ориентирование на местности, закаливание
,ью естественных факторов природы.
лищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК) и домоуправле-
ния организуют для детей подвижные и спортивные игры, спортиИ ные развлечения. Большое место в их работе отводится спортмИ ным соревнованиям. Наиболее типичными соревнованиями по местЯ жительства являются соревнования дворовых команд на прД ЦК ВЛКСМ («Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладьящ и др.), семейные соревнования (когда на старт выходят дети и ия родители), «спартакиады здоровья» по месту жительства. В по* следние годы получили широкое распространение так называемые группы и клубы по спортивным интересам для детей и подростком группы по футболу, хоккею, настольному теннису, фигурному кат танию на коньках, клубы «Мушкетеры», «Гераклы», «Грация»,! физкультурно-спортивные клубы (ФСК) и т. п. Клубы по спор« тивным интересам создаются в ЖЭКах районными комитетам! по физической культуре и спорту при наличии соответствующиа условий. Они привлекают к занятиям школьников в секциях, командах по видам спорта. Из занимающихся в группах комплектуй ются сборные команды для участия в соревнованиях дворов i ЖЭКов. ЖЭКи и домоуправления организуют также врачебно-педагогические консультационные пункты по физической культуре и спорту для населения, где специалисты консультируют по вопросам методики проведения занятий и по подготовке к сдаче норм комплекса ГТО, самоконтроля, гигиены и т. п.