Факультативные занятия по курсу «Теория и практика физической культуры и спорта»

Одной из важнейших форм работы, способствующей успешному овладению школьниками программой обязательного курса физи­ческого воспитания, являются факультативные занятия по теории (практике физической культуры и спорта. Это особая форма ра-оты по физическому воспитанию, организуемая на добровольных ачалах во внеучебное время. Она не может подменяться орга-изацией спортивных секций или групп общей физической подго-№ки,

Основное назначение этих занятий состоит в том, чтобы соз­дать учащимся более благоприятные условия для овладения ма-н териалом школьной программы по физическому воспитанию, подго-; товить и приобщить их к активному участию в организации и про- \ ведении физкультурных и спортивных мероприятий, содействовать профессиональной ориентации учащихся. Факультативные занятия' по теории и практике физической культуры и спорта проводятся; по утвержденной программе, которая состоит из двух разделов—: теоретического и практического *.

Теоретический раздел включает материал, подготавливающий
учащихся к более глубокому и сознательному освоению обя- :
зательного курса физического воспитания. Изложение раздела .
строится на широком использовании межпредметных связей с при-1
влечением сведений из курсов физики, биологии, анатомии и других 1
основных наук, изучаемых в школе. I

Теоретические сведения по общим вопросам физического ] воспитания и спортивной тренировки сочетаются с инструктивно- „ методическими положениями о физической культуре и быте уча- ■ щихся, самоконтроле, самомассаже, проведении физкультурных i мероприятий и предупреждении спортивного травматизма. Заня- ■■ тия проводятся в форме лекций, бесед с последующей системати- ) ческой проверкой усвоения знаний путем опроса, собеседования, : обсуждения выполняемых заданий в группе.

Практический раздел включает физические упражнения, на­правленные на повышение уровня физической подготовленности ; учащихся, а также организационно-методические умения и навыки, овладение которыми позволяет учащимся более активно и созна- i тельно участвовать в проведении физкультурных мероприятий в ; школе, по месту жительства, более продуктивно строить самостоя-тельные занятия по физической культуре. Занятия проводятся по типу тренировочных уроков.

Для определения уровня развития физических качеств приме- ] няются проверочные упражнения (на равновесие, координацию [ движений, силу, гибкость, общую, силовую и скоростную выносли- j вость, быстроту и скоростно-силовые качества).

К факультативным занятиям привлекаются учащиеся 8—11-х ] классов, проявившие склонность и интерес к предмету «Физическая ' культура». Группы для занятий формируются из школьников обоего пола, обучающихся в параллельных классах (по 15—25 че­ловек в каждой). Каких-либо отборочных испытаний при зачисле- \ нии в группы не практикуется.

Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 45 мин каж- i дое или раз в неделю 90 мин, в зависимости от местцых условий < и распорядка учебного дня в школе. Учащимся, прошедшим курс факультативных занятий, вносится соответствующая запись в ат- :< тестат об окончании школы.

Факультативные занятия по теории и практике физической

* Программа факультативных курсов для средней школы. М.: Просвещение, '
1970, с. 131—152. ;

S

!


Е

пьтуры и спорта могут вести учителя физической культуры, ошедшие специальные семинары в институтах усовершенствова­ния учителей. 17.8.4. «Час физических упражнений» (спортивный час] в режиме продленного дня школы«Час физических упражнений* в школах и группах продленного i как форма занятий физическими упражнениями с целью ак-зного отдыха и повышения общей физической подготовленности 1щихся был введен в 1974 г. В связи с непрерывным развитием )й формы воспитания значение полноценного использования «ча-' са физических упражнений» приобретает особое значение.

Для занятий учащиеся 1—4, 5—6, 7—9-х классов формируются

в самостоятельные группы. Занятия проводятся под руководством

воспитателей групп продленного дня сразу после уроков (перед

;, обедом) с учащимися первой смены и с 8.30, перед самоподготов-

У кой,— с учащимися второй смены. Независимо от времени года

■ все занятия следует проводить на открытом воздухе. Только в не­настную погоду занятия переносятся в помещение (гимнастиче­ские залы, коридоры или рекреации). Продолжительность «часа физических упражнений» 45—60 мин. В связи с отсутствием офици­альных программ особенно остро стоит вопрос содержания заня­тий. Рекомендуется ориентироваться на программу по физическому воспитанию, дополняя ее разнообразными физическими упражне-

■ ниями и играми, шире привлекать такие популярные виды физиче­ских упражнений, как доризованная ходьба и бег, атлетическая гимнастика, спортивные игры и т. п.

При подборе содержания занятий следует учитывать время го­да. Так, осенью и весной использовать в занятиях упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, со скакалкой и другими предме­тами, упражнения в лазанье, перелезании, подвижные игры (в по­следние включаются все вышеперечисленные элементы упражне­ний). В зимний период в занятия включаются передвижения по ^ местности и спуски с гор на лыжах, катание на коньках, санках, | игры на снегу и на льду.

| Особенностью «часа физических упражнений» является то, что

* он проводится в свободной, непринужденной обстановке и носит

к игровой характер. Дети во время занятий активно отдыхают. Одна-

[ ко, несмотря на непринужденный характер, занятия четко органи-

| зуются. Строится «спортивный час» по типу урока физической

[ культуры и состоит из трех частей (подготовительной, основной

f и заключительной), но в отличие от него около 35—50% времени

. занятий в начальных классах и до 70% в среднем и старшем воз-

' расте отводится на самостоятельные упражнения, игры и развле-

1 чения учащихся. При этом руководящая и контролирующая роль

J учителя (воспитателя) остается обязательной.

| В подготовительную часть занятий включаются разнообразные

Ш построения в шеренгу, колонну или круг, пробежки, чередуемые

Кр Дрдьбой, выполнение общеразвивающих упражнений и т. п. По-

еле этого дети переходят к основной части занятий — к упражне- 1 ниям в беге, к прыжкам, метаниям и подвижным играм. Основная 1 часть занятий включает не более 4—5 видов физических упражне- \ ний, подвижных игр и эстафет, причем подвижные игры проводят- ' ся, как правило, в середине или в конце занятий. Содержание игр и эстафет зависит от характера основных видов физических упраж­нений, выполняемых на занятии. Если, например, дети выполняли упражнения, связанные с бегом и прыжками, и получили большую нагрузку, то подвижные игры должны быть более спокойными. И наоборот. У детей есть свои любимые игры. Поэтому при подборе тех или иных игр воспитатель учитывает желание учащихся. Боль­шое внимание уделяется упражнениям на формирование правиль­ной осанки, и они, как правило, включаются в каждое занятие.

Примерное содержание «Спортивного часа» для учащихся 5—6-х классов. Первая часть. 1. Дети строятся у дорожки для бега. Учитель (воспитатель) рассказывает, чем ребята будут заниматься во время «часа».

2. Медленный бег (трусцой) 4—6 мин.

3. Ходьба, упражнения для дыхания, общеразвивающие упражнения — 7—10 мин.

Вторая часть. 4. Самостоятельные игры и развлечения с использованием мячей, скакалок, самокатов, гантелей, эспандеров и т. п., игры: футбол, пио­нербол и др. — 40 мин.

Третья часть. 5. Медленный бег (трусцой) 2—3 мин, ходьба до восстанов­ления дыхания, упражнения на осанку (2 мин).

6. Построение, объявление лучших игроков команд (2 мин).

17.8.5. Массовые физкультурные и спортивные ме­роприятия

К массовым внутришкольным физкультурным и спортивным мероприятиям относят «дни здоровья и спорта», физкультурные праздники, туристские слеты и разнообразные спортивные соревно­вания. Особое место во внеклассной работе по физической культу­ре занимают детские спортивные соревнования. В общеобразова­тельной школе различают соревнования внутри класса или секции (по видам спорта, общей физической подготовке, подвижным иг­рам), между классами и различные отборочные соревнования. Во внутришкольных соревнованиях основная роль принадлежит еже­годной круглогодичной спартакиаде, которая состоит из целой системы соревнований по ряду видов спорта, а также из соревнова­ний между классами по программе детских спортивных игр «Стар­ты надежд». Кроме того, в школе, как правило, проводятся первен­ства по отдельным видам спорта: гимнастике, баскетболу, футбо­лу, хоккею, плаванию, шахматам, конькам («Лед надежды нашей»), лыжам («Лыжня румяных»), а также по летнему и зим­нему многоборью ГТО. Проводятся такие спортивные мероприятия, как «Веселые старты», «День бегуна», «День прыгуна» и т. п. По характеру зачета соревнования бывают личные, лично-командные, командные и классификационные.

Каждое внутришкольное соревнование является итогом учеб-

■но-тренировочной работы и входит в план внеклассных мероприя-

■ тий школы (внеплановые соревнования недопустимы, так как ве-

■ дут к участию в них неподготовленных школьников.) В процессе

■ спортивных соревнований должны решаться основные задачи:

I 1) повышение общей физической и спортивной подготовленно-

I сти школьников;

I 2) обеспечение возможности выполнения норм комплекса ГТО

I и ЕВСК;

I 3) проверка и объективная оценка качества работы по физи-

I ческому воспитанию в школе и в классах;

l 4) выявление сильнейших спортсменов и лучших спортивных

I команд школы;

Г 5) содействие пропаганде физической культуры и спорта.

| Программа соревнований заранее доводится до сведения уча­стников, а сами соревнования проводятся по единым для всех пра­вилам. Во время соревнований должно быть обеспечено квалифи­цированное судейство и медико-санитарное обслуживание. К уча­стию в массовых соревнованиях следует привлекать школьников, начиная с младших классов, по соответствующим программам, приближенным к изучаемому на уроках учебному материалу.

В ПТУ, так же как и в общеобразовательной школе, проводят­ся внутренние (на первенство учебных групп, курсов, общежитий и т. п., зачетные учебные соревнования, кроссы, спартикиады) и внешние соревнования (матчевые встречи, товарищеские соревно­вания, районные, городские, областные, зональные, республикан­ские и всесоюзные соревнования). По степени прикладности раз­личают спортивные и спортивно-прикладные соревнования. Спор­тивно-прикладные соревнования отличаются от спортивных тем, что в их содержание входят физические упражнения, специфиче­ские для той или иной профессии (для водителей транспорта — соревнования по автомотоспорту, для водников — по водным видам спорта, гребле и т. п.).

Таким образом, проведение соревнований в определенной по­следовательности позволяет на разных этапах физического воспи­тания контролировать качество и результаты учебно-воспитатель­ного процесса. В то же время соревнования являются мощным

г- средством вовлечения учащихся в систематические занятия физи-

. ческой культурой и спортом.

Физкультурные праздники (вечера) являются действенным

; средством пропаганды физической культуры и спорта среди уча-

; Щихся. Поэтому каждый праздник должен демонстрировать до­стижения школьного КФК и подводить итоги его работы за опре-

[ Деленный период времени (четверть, полугодие, учебный год).

\ Школа обязана провести в учебном году не менее двух физкуль-

г турных праздников. Это мероприятие готовится и проводится учи-

I телем физической культуры с помощью комсомольской, пионер-

V ской организаций и педагогического коллектива школы.

I Физкультурный праздник посвящается всегда какой-либо теме,

L которая определяет его содержание и направленность. Обычно

К программу праздника составляют следующие мероприятия;

Ш 281

1) открытие праздника (парад участников, торжественная часть);

2) показательные физкультурные и спортивные выступления;

3) массовые спортивные соревнования;

4) массовые игры, спортивные развлечения, аттракционы;

5) завершение праздника (награждение участников, победите­лей, торжественное закрытие).

«"Дмы здоровья и спорта» в школах должны проводиться в ви­де общешкольных массовых физкультурно-оздоровительных, спор­тивных и туристских мероприятий и решать следующие основные задачи:

1) укрепление здоровья и улучшение физического развития уча­щихся;

2) подготовка школьников к сдаче норм комплекса ГТО;

3) повышение интереса детей к занятиям физической культу­рой;

4) активный отдых учащихся.

Главным критерием «дней здоровья и спорта» является их массовость. Поэтому в них активно участвуют все школьники, а учащиеся, временно освобожденные от занятий физической куль­турой, оказывают посильную помощь. «Дни здоровья и спорта» можно организовать одновременно для всех школьников или от­дельно для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. По продолжительности они не должны превышать 3 ч для 1—4-х классов, 4 ч для учащихся 5—7-х классов и 5 ч для учащихся 9—11-х классов. Туристские походы и праздники, кото­рые организуются с выездом за город, могут быть более продол­жительными.

Содержание «дней здоровья и спорта» должно быть тесно свя­зано с учебной работой по физическому воспитанию и может вклю­чать: игры (подвижные, на местности); экскурсии, туристские походы (пешие, лыжные и др.); массовые соревнования, не тре­бующие повышенной напряженности, значительной нагрузки и боль­шой продолжительности (по облегченной программе), позволяющие привлечь к участию всех школьников, имеющих разрешение врача; катание с гор (на санках, лыжах, коньках); аттракционы (бег в мешках, ходьба с завязанными глазами и др.); конкурсы (на са­мого сильного, ловкого и др.).

Успешное проведение «дней здоровья и спорта» во многом за­висит от их четкой организации, участия в них всех работников школы, членов совета школьного КФК, комитета комсомола, сове­та пионерской дружины, ученического комитета и умелого взаимо­действия ответственных лиц. Поэтому, готовясь к ним, учитель физической культуры совместно с советом КФК составляет план подготовки и положение о проведении «дня здоровья и спорта», своевременно информируют всех учеников, учителей и родителей о времени его проведения, их обязанностях в процессе подготовки и непосредственного проведения «дня здоровья и спорта».

В средних специальных учебных заведениях «дни здоровья и спорта» проводятся раз в месяц. Организация и проведение «дней

■деревья» осуществляются под руководством заместителя дирек­тора по учебно-воспитательной работе и руководителей физиче-Щкого воспитания. Они проводятся обязательно на открытом воз-feyxe и по возможности с выездом за город. «Дни здоровья и спор-К-а» включают соревнования, спартакиады, кроссы, туристские Рпоходы, игры на местности и другие массовые физкультурные и ■спортивные мероприятия.

I Туристский слет в школе проводится в соответствии с «Поло-[ жением о слете». В «Положении» определяются: [ 1) цели и задачи слета; f 2) время и место проведения; L 3) руководство и участники;

4) программа и условия проведения;

5) церемония награждения;

6) порядок и сроки подачи заявок;

7) время и место проведения совещаний классных руководите­лей, командиров групп.

«Положение» не позже чем за месяц до проведения слета выве­шивается на видном месте в школе. Здесь же оборудуется и ме­тодический уголок: образцы походной документации, заявки, схемы маршрутов и др.

Подготовка учителей и учащихся к участию в слете осущест­вляется в течение учебного года. Руководит подготовкой и про­ведением слета его оргкомитет или штаб. Слет проводится в мае. В субботу после занятий на праздничной линейке в школе турист­ские отряды получают пакеты и отправляются в походы. По при­бытии на поляну каждая группа сдает рапорт. Вечером может быть проведен «Костер дружбы». На следующее утро после зав­трака начинаются соревнования: туристская полоса препятствий, конкурс санитаров, поваров, туристская викторина и др.

В заключение проводятся подведение итогов и награждение победителей, прощальная линейка и закрытие слета, после чего учащиеся поотрядно возвращаются домой.

Наши рекомендации