Хронометрирование урока физической культуры
Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (мерную) плотность урока.
jyi.ta.au 257
Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока.
Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжительности.
G целью оценки расхода времени и одновременного определения общей и двигательной плотности урока наблюдают и хронометрируют деятельность занимающихся. В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный.
Данные наблюдения и хронометрирования фиксируются в протоколе (табл. 16).
Таблица 16. Протокол определения плотности урока
1. Класс
2. Задачи урока
3. Ф. И. О. проводящего урок
4. Ф. И. О. анализирующего урок
Время окончания той или иной деятельности | Наблюдение и слушание объяснений | Выполнение двигательных действий | Отдых и пауза | |||||
тельности | + | - | + | - | + | - | Примечание | |
Построение, рапорт, слушание задач урока | 9.03 | 60 с | 60 с | 30 с | 30 с | Объяснение задач затянуто, нет четкости в командах при построении в сдаче рапорта |
В графе «Виды деятельности» записывается содержание педагогического процесса „(например, построение, рапорт, слушание задач урока, выполнение первого упражнения). Во второй графе по секундомеру отмечается время окончания каждого фиксируемого вида деятельности. Например, на уроке, начавшемся в 9.00, на построение, рапорт и объяснение задач урока потребовалось 3 мин, поэтому в данной графе указывается 9.03.
Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и методические приемы, могут быть полностью или лишь частично целесообразными. В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного урока и воспитания занимающихся.
В протоколе это время вносится в графу, обовначенную зна-
». Неоправданные, по мнению наблюдателя, затраты вре-аносятся в графу со знаком «—». Например, на построение неорганизованности занимающихся затратили 1 мин, тогда )5ыло достаточно 30 с. Объяснение задач урока было затянуто - несовершенства владения преподавателем методами слова 'ин вместо одной). Наблюдающий фиксирует это и в приме-"пях, записывает, что, по его мнению, необходимо было бы сделать сокращения затрат времени. Неоправданные паузы из-за просче. различного характера или сокращение времени урока по не-' жительной причине заносятся в графу «Отдых» со знаком «—». Попутные записи в графе «Примечания» позволяют более все-ронне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они могут касаться кже тех действий учеников, которые отклоняются от общих ействий класса. Изменения плотности урока, зависящие от таких клонений, должны быть оговорены специально при анализе лотности урока в целом. Обработка данных хронометрирования производится после „кончания урока. Для вычисления общей плотности урока суммируют рациональное время .{«+», затраченное на все виды *_еятельности. Потом полученную сумму делят на время, отведенное на урок, и умножают на 100. Для того чтобы вычислить дви-ательную плотность, суммируются показатели времени, затраченного на выполнение двигательных действий («положительные» и сотрицательные»). Далее полученную сумму делят на время, отведенное на урок, и умножают на 100.
I После получения данных общей и двигательной плотности урока ;необходимо их проанализировать в соответствии с поставленными перед уроком задачами, особенностями занимающихся и условий .проведения урока. Оценку следует сопроводить своими рекомендациями по средствам и путям повышения общей и двигательной плотности данного урока.
При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного урока должна приближаться , к 100%. Что же' касается двигательной плотности, то в зависимости от типа ^рока ее показатель может изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, на уроках ■ совершенствования техники движений и развития двигательных качеств, она может достигать 70—80%. На уроке же, где предусмотрено разучивание двигательных действий и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную ■деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в пределах 50%.