Социально-педагогическое значение, направленность и задачи физической культуры в школьном возрасте
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6—7 до 17—18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране системой общего образования этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший. На последнем завершается обучение в общеобразовательной школе или же осуществляется переход в профессионально-технические училища и в средние специальные учебные заведения, где завершен также и общее образование.
В нашей стране сложилась научно обоснованная система фи- щ зического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической щ культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы щ является обязательный курс физического воспитания, осуществля- щ емый по государственной программе. Он сочетается с многообраз- щ ными формами использования физической культуры в режиме учеб- щ ного дня и домашнего быта, а также с регулярными занятиями ■ по личному выбору учащихся в коллективе физической культуры щ учебного заведения, в коллективах физической культуры спортив- щ ных обществ, в ДЮСШ и других внешкольных учреждениях. Функ- 1 ционирование этой системы обеспечено материально-техническими ^ средствами, квалифицированными педагогическими кадрами, финансовыми ресурсами и другими условиями. Она непрерывно развивается и совершенствуется с учетом новых потребностей и возможностей советского общества, передового опыта и достижений науки.
Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте заключается в следующем:
1) создается прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и воспитания, накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальностями;
2) обеспечивается высокий уровень физической и умственной работоспособности и как следствие этого — достижение высокой успеваемости в учебных занятиях, а впоследствии — эффективность общественно полезной деятельности;
3) рационально используется досуг, в котором элементы физической культуры все шире внедряются в повседневный быт учащихся, содействуя углублению процесса физического совершенствования, формированию привычки к занятиям физическими упражнениями и стойкой потребности в них, широкому приобщению к доступным формам физкультурной деятельности;
4) последовательно повышается нравственная, интеллектуаль- ■ ная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.
Исключительно важно то обстоятельство, что система использования средств физической культуры в школьном возрасте обеспе- . чивает длительное (в течение 11—12 лет), планомерное и ре- \ гулярное физическое воспитание всего подрастающего поколения, достижение им базовой профессионально-прикладной и спортивной подготовленности. Все это становится фундаментом дальней- ; шего физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни.
Продолжающееся в школьном возрасте интенсивное развитие форм и функций организма в определенной степени зависит от условий жизни и характера деятельности, в частности от направленного использования средств физической культуры. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) не^ избежно приводит к невосполнимым потерям в физическом раз-
^■итии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нару-^Кениям здоровья. Умелое применение специально подобранных ДГ правильно дозированных физических упражнений в период уси-■ленного естественного морфофункционального развития способ-Вствует стимулированию, упорядочению и интенсификации соответ-
■ ствующих процессов, достижению значительного подъема функ-
■ циональных возможностей всех систем организма. Это тем важнее,
■ что на более поздних возрастных этапах, когда пики естественного щ развития тех или иных функций просрочены, добиться подобных I результатов трудно и даже невозможно.
щ Физическая культура в школьном возрасте имеет большое К. значение для обучения необходимым в жизни двигательным уме-I ниям и навыкам и для овладения основами их использования I в разнообразных условиях двигательной деятельности. Установ-Р лено, что в этом возрасте способность к обучению двигательным к' действиям имеет благоприятные этапы для быстрого и полноцен-F ного освоения новых и перестройке недостаточно совершенных [' двигательных действий, для всестороннего развития всех дви-I гательных качеств. Приобретенный в школьном возрасте богатый фонд двигательных умений и навыков, а также физических, интеллектуальных, волевых и других качеств становится базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми и другими специальными двигательными действиями и дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте.
Наконец, не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, в формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального . облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности и стойкости в формировании образа жизни.
Многообразная практика использования физической культуры в школьном возрасте направлена в конечном счете на физическое ' совершенствование подрастающего поколения, подготовку его к высокопроизводительному труду и защите Родины. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового быта и культурного отдыха, поддержания высокой работоспособности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов текущей деятельности.
Система физического воспитания в школьном возрасте характеризуется большим разнообразием задач направленного воздействия на организм и психику занимающихся. Принципиальной основой постановки этих задач являются постановления Коммунистической партии и Советского правительства по общим вопросам образования и воспитания в школе, по развитию физической : культуры и спорта в стране, совершенствованию идеологической i работы и др. Основой же их детализации и конкретизации при-* менительно к разнообразным условиям физического воспитания | служит научно обоснованный опыт физкультурной работы с детьми, £ данные специальных педагогических, психологических, физиоло-fek гических и других научных исследований. НЕ В теории и практике физического воспитания все многообразие
Bt. 221
задач приведено в стройную систему. Ее основу составляют об-ЛИ
щие задачи, решаемые на всех возрастных ступенях физиче-И
ского воспитания детей школьного всзраста: Я
1) обучение основам техники движений; формирование и со-И
вершенствование необходимых в разнообразной двигательной Я
деятельности знаний, умений и навыков; обучение сознательному, Я
творческому применению их в изменяющихся условиях двигатель-Я
ной практики; формирование культуры двигательных действий, я
воспитание стремления к обеспечению их целесообразности, эко- Я
номичности, практической эффективности и эстетической вырази- Я
тельности; Я
2) содействие нормальному формированию, гармоническому щ
развитию растущего организма; укрепление здоровья, повышение '■
сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внеш- Щ
ней среды; повышение общей работоспособности; Щ
3) всестороннее воспитание двигательных и связанных с дви- ; гательнои деятельностью интеллектуальных, волевых и эмоцио- s нальных качеств; приучение детей и молодежи к рациональной организации физических усилий, разумному использованию сил ; в соответствии с задачами и конкретными условиями соответст- '. вующей деятельности;
4) воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств физической культуры; обучение элементарным организаторским и методическим знаниям и умениям, обеспечивающим использование средств фи- ; зической культуры, воспитание личной ответственности за овладение физкультурным комплексом ГТО, приобщение к доступной спортивной деятельности и постепенное повышение спортивных достижений;
5) формирование коммунистической сознательности, активной жизненной позиции; воспитание высоких нравственных качеств, приучение к организованности, дисциплинированности, ответствен- i ности за свои действия и поступки, воспитание любознательности, ; трудолюбия, активности и самостоятельности в учении и труде; воспитание творческой инициативности; формирование эстетических потребностей и взглядов, воспитание эстетических чувств.
Видоизменяясь в формулировках, общие задачи представлены в программах и других официальных документах, а также в методических пособиях по физическому воспитанию для общеобра- • зовательных школ, ПТУ, средних специальных учебных заведений, коллективов физической культуры, ДЮСШ и др. Однако они яв- [ ляются лишь самыми общими ориентирами для практической работы, так как недостаточно определяют ее конкретное содержание. Поэтому общие задачи требуют дальнейшей детализации применительно к отдельным учебным заведениям, возрастным группам учащихся, формам использования физической культуры, этапам обучения и воспитания и т. п.
Такая конкретизация задач в значительной части должна быть осуществлена педагогом, который опирается при этом на предлагаемый программный материал и нормативные требования к фи-
еской подготовленности учащихся. В результате анализа про-
аммного материала и осмысливания его назначения планируется
етальная система педагогических задач с учетом
нкретных условий (климатических, материально-технических,
дготовленности занимающихся).
Однако на этом конкретизация задач не завершается. Каждая пределенная таким путем образовательная, гигиеническая и вос-итательная задача требует дальнейшей конкретизации о узкометодическим соображениям. Реальный процесс решения адач (например, научить опорному прыжку согнув ноги) не яв-яется мгновенным, а состоит из ряда последовательных, строго ифференцированных актов, содержание которых тоже должно ыть четко определено путем формулировки соответствующих частных, узкометодических задач. Так, при обучении новому двигательному действию необходимо предусмотреть создание необходимых представлений, изучение отдельных элементов действий и связей между ними,, совершенствование действия в тех или иных условиях в целом и т. п. Частные методические задачи должны определяться в каждом случае самим педагогом, который руководствуется знанием закономерностей физического развития, обучения и воспитания, влияния упражнений на занимающихся, а также пониманием особенностей и возможностей учеников, роли наличных условий и других факторов.