Особенности детей дошкольного возраста, значение и задачи направленного использования физической культуры в этом возрасте

Направленное использование физической культуры на протя­жении первых семи лет жизни, осуществляемое специальными дошкольными учреждениями и в семье, является важной началь­ной ступенью советской системы физического, воспитания. На про-. тяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспо-• мощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, к концу дошкольного воз­раста он превращается в личность, обладающую сложным внут-Г ренним миром.

£ По биологическим и некоторым организационно-педагогиче-

»-' ским^ признакам, связанным со структурой дошкольных учреж-k йени^' Дошкольный возраст подразделяется на периоды (табл. 7). -" Возрастная периодизация детей дошкольного возраста имеет ^большое практическое значение. Отражая ступени биологического ~~штия, она облегчает построение системы физического воспи-

тания — определение конкретных задач, содержания, организаш онных форм, методов направленного использования физическс

культуры. -i Дошкольный возраст отличается, с одной стороны, интенсивч ным ростом и развитием детского организма (так, за 1-й год жиз-s ни рост ребенка увеличивается на 50%, а к 7 годам —почти втрое), а с другой — незрелостью, низкой сопротивляемостью не-| благоприятным воздействиям внешней среды. В этот период важ^ но своевременно стимулировать нормальное протекание естест-1 венного процесса физического развития, повышать жизнеспособч ность организма. j Таблица 7. Периодизация возрастного развития детей дошкольного возраст^ i
  Периоды Возрастные группы ! дошкольных учреждений 1 \
Годы жизни по биологическим признакам по организационно-педагоги­ческим признакам
1—10-й дни Новорожденный Ранний дошкольный воз­раст Первая ,j
1-й Грудной возраст Вторая $
2-Й 3-Й Раннее детство ]
Младший дошкольный возраст Первая младшая
 
  Первое детство Вторая младшая
4-й 5-й Средний дошкольный воз­раст Средняя
6-й Старший дошкольный воз­раст Старшая

Типовой программой по физической культуре в детском саду^
предусмотрены следующие общие, характерные для всего дошколь­
ного периода задачи направленного использования физической;
культуры: .!

1. Охрана и укрепление здоровья, обеспечение всестороннего^ и гармонического физического развития детей, содействие форми-рованию правильной осанки. Учитывая большую податливость! скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости орга­низма, важно избегать таких влияний, которые выходят за пре- -делы возможностей детей и поэтому вызывают различные пере­напряжения, тормозят и нарушают нормальный процесс развития.:

В связи с тем что величина поверхности кожи на 1 кг массы ; тела у детей дошкольного возраста в 3 раза больше, чем у взрос-й лых, им свойственны большие теплопотери, ведущие при onpe-^j деленных условиях к переохлаждению организма. Организм до-j



I

^Вюльника характеризуется и низкими защитными свойствами, И^лонностью к простудным и инфекционным заболеваниям. По-Игому все возможности физической культуры должны быть ис-Иользованы для закаливания организма, повышения жизнеспо­собности и сопротивляемости неблагоприятным факторам внеш-Кей среды.

щ 2. Своевременное формирование жизненно необходимых двига-Щгельных умений, широкого круга игровых действий, связанных Щс ними элементарных знаний. За первые шесть лет жизни ребенок Рпроходит огромный и очень важный путь в развитии от хаотичных I элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жиз-I ни до сложных двигательных действий, какими являются ходьба, I бег, прыжки, метания и др. Формирование двигательных умений | осуществляется параллельно с физическим развитием. Оба про-[ цесса находятся в сложном взаимодействии, дополняют и стиму-i лируют друг друга.

3. Разностороннее воспитание двигательных способностей. По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфо-функциональных свойств детского организма создаются благо­приятные предпосылки для развития всех двигательных способ­ностей.

В процессе групповых занятий физическими упражнениями под руководством квалифицированного воспитателя решаются за­дачи по развитию ориентировки в пространстве и во времени, согласованности и координированное™ индивидуальных и коллек­тивных действий, точности и ритмичности движений. Все это, а также сам процесс овладения новыми движениями, развитие двигательного анализатора обусловливают возможность совершен­ствования ловкости.

Игровые задания, связанные с необходимостью своевременно и быстро реагировать на разные сигналы, способствуют разви­тию быстроты двигательной реакции. Постепенно, по мере овла­дения разнообразными способами ходьбы и бега, повышаются требования к скорости передвижения, развивается способность к ускорениям.

Поскольку детей дошкольного возраста приучают к правиль­ной осанке, т. е. к удерживанию рациональной позы во время всех видов деятельности, встает вопрос о необходимости развития мышечной силы и силовой выносливости. Время удерживания по­зы постепенно увеличивается, что способствует укреплению мышц живота, спины. Однако важно использовать и специальные упраж­нения для развития силы соответствующих мышц, в том числе и Мышц стопы, от которых зависит формирование полноценного свода и успешность овладения жизненно важными естественными Движениями. Для развития быстрой; силы уместны кратковремен-^ ные скоростно-силовые напряжения (прыжки, метания), а также

f

-4 Некоторые упражнения в преодолении веса собственного тела анье и др.). Постепенно для воспитания силовых способностей i используются относительно невысокие нагрузки, создавае-главным образом за счет преодоления таких сопротивлений,

как вес собственного тела, различные предметы (палочки, мячи, обручи и др.).

Воспитание общей выносливости становится предметом осо­бой заботы в дошкольном возрасте. Объясняется это тем, что активные обменные процессы в организме ребенка ведут к повы­шенному потреблению кислорода (относительное потребление Ог на единицу живой массы у дошкольников в 3 раза больше, чем у взрослых). В то же время небольшая мощность дыхательной системы (по ряду показателей — в 10—20 раз меньше, чем у взрослых) не позволяет полноценно удовлетворять эти потреб­ности.

Таким образом, в процессе направленного использования фи­зической культуры создаются благоприятные возможности для комплексного воздействия на дошкольников с целью всесторонне­го формирования их личности при условии своевременного реше-; ния задач умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Наши рекомендации