Особенности детей дошкольного возраста, значение и задачи направленного использования физической культуры в этом возрасте
Направленное использование физической культуры на протяжении первых семи лет жизни, осуществляемое специальными дошкольными учреждениями и в семье, является важной начальной ступенью советской системы физического, воспитания. На про-. тяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспо-• мощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, к концу дошкольного возраста он превращается в личность, обладающую сложным внут-Г ренним миром.
£ По биологическим и некоторым организационно-педагогиче-
»-' ским^ признакам, связанным со структурой дошкольных учреж-k йени^' Дошкольный возраст подразделяется на периоды (табл. 7). -" Возрастная периодизация детей дошкольного возраста имеет ^большое практическое значение. Отражая ступени биологического ~~штия, она облегчает построение системы физического воспи-
тания — определение конкретных задач, содержания, организаш онных форм, методов направленного использования физическс
культуры. -i Дошкольный возраст отличается, с одной стороны, интенсивч ным ростом и развитием детского организма (так, за 1-й год жиз-s ни рост ребенка увеличивается на 50%, а к 7 годам —почти втрое), а с другой — незрелостью, низкой сопротивляемостью не-| благоприятным воздействиям внешней среды. В этот период важ^ но своевременно стимулировать нормальное протекание естест-1 венного процесса физического развития, повышать жизнеспособч ность организма. j Таблица 7. Периодизация возрастного развития детей дошкольного возраст^ i | |||
Периоды | Возрастные группы ! дошкольных учреждений 1 \ | ||
Годы жизни | по биологическим признакам | по организационно-педагогическим признакам | |
1—10-й дни | Новорожденный | Ранний дошкольный возраст | Первая ,j |
1-й | Грудной возраст | Вторая $ | |
2-Й 3-Й | Раннее детство | ] | |
Младший дошкольный возраст | Первая младшая | ||
Первое детство | Вторая младшая | ||
4-й 5-й | Средний дошкольный возраст | Средняя | |
6-й | Старший дошкольный возраст | Старшая |
Типовой программой по физической культуре в детском саду^
предусмотрены следующие общие, характерные для всего дошколь
ного периода задачи направленного использования физической;
культуры: .!
1. Охрана и укрепление здоровья, обеспечение всестороннего^ и гармонического физического развития детей, содействие форми-рованию правильной осанки. Учитывая большую податливость! скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости организма, важно избегать таких влияний, которые выходят за пре- -делы возможностей детей и поэтому вызывают различные перенапряжения, тормозят и нарушают нормальный процесс развития.:
В связи с тем что величина поверхности кожи на 1 кг массы ; тела у детей дошкольного возраста в 3 раза больше, чем у взрос-й лых, им свойственны большие теплопотери, ведущие при onpe-^j деленных условиях к переохлаждению организма. Организм до-j
I
^Вюльника характеризуется и низкими защитными свойствами, И^лонностью к простудным и инфекционным заболеваниям. По-Игому все возможности физической культуры должны быть ис-Иользованы для закаливания организма, повышения жизнеспособности и сопротивляемости неблагоприятным факторам внеш-Кей среды.
щ 2. Своевременное формирование жизненно необходимых двига-Щгельных умений, широкого круга игровых действий, связанных Щс ними элементарных знаний. За первые шесть лет жизни ребенок Рпроходит огромный и очень важный путь в развитии от хаотичных I элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жиз-I ни до сложных двигательных действий, какими являются ходьба, I бег, прыжки, метания и др. Формирование двигательных умений | осуществляется параллельно с физическим развитием. Оба про-[ цесса находятся в сложном взаимодействии, дополняют и стиму-i лируют друг друга.
3. Разностороннее воспитание двигательных способностей. По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфо-функциональных свойств детского организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех двигательных способностей.
В процессе групповых занятий физическими упражнениями под руководством квалифицированного воспитателя решаются задачи по развитию ориентировки в пространстве и во времени, согласованности и координированное™ индивидуальных и коллективных действий, точности и ритмичности движений. Все это, а также сам процесс овладения новыми движениями, развитие двигательного анализатора обусловливают возможность совершенствования ловкости.
Игровые задания, связанные с необходимостью своевременно и быстро реагировать на разные сигналы, способствуют развитию быстроты двигательной реакции. Постепенно, по мере овладения разнообразными способами ходьбы и бега, повышаются требования к скорости передвижения, развивается способность к ускорениям.
Поскольку детей дошкольного возраста приучают к правильной осанке, т. е. к удерживанию рациональной позы во время всех видов деятельности, встает вопрос о необходимости развития мышечной силы и силовой выносливости. Время удерживания позы постепенно увеличивается, что способствует укреплению мышц живота, спины. Однако важно использовать и специальные упражнения для развития силы соответствующих мышц, в том числе и Мышц стопы, от которых зависит формирование полноценного свода и успешность овладения жизненно важными естественными Движениями. Для развития быстрой; силы уместны кратковремен-^ ные скоростно-силовые напряжения (прыжки, метания), а также
f |
-4 Некоторые упражнения в преодолении веса собственного тела анье и др.). Постепенно для воспитания силовых способностей i используются относительно невысокие нагрузки, создавае-главным образом за счет преодоления таких сопротивлений,
как вес собственного тела, различные предметы (палочки, мячи, обручи и др.).
Воспитание общей выносливости становится предметом особой заботы в дошкольном возрасте. Объясняется это тем, что активные обменные процессы в организме ребенка ведут к повышенному потреблению кислорода (относительное потребление Ог на единицу живой массы у дошкольников в 3 раза больше, чем у взрослых). В то же время небольшая мощность дыхательной системы (по ряду показателей — в 10—20 раз меньше, чем у взрослых) не позволяет полноценно удовлетворять эти потребности.
Таким образом, в процессе направленного использования физической культуры создаются благоприятные возможности для комплексного воздействия на дошкольников с целью всестороннего формирования их личности при условии своевременного реше-; ния задач умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.