Основы теории соревновательной деятельности

Поскольку состязания — необходимый элемент спорта, а их требования с учетом ряда объективных закономерностей опреде­ляют критерии отбора, содержание и организацию подготовки, особенности материального и информационного обеспечения всех участников спортивной деятельности, то очевидно, что ведущим разделом теории спорта является теория соревновательной дея­тельности.

Центральная проблема теории соревновательной деятельно­сти — изучение закономерностей и условий достижения спортив­ных результатов в процессе состязаний.

L

* О спортивном отборе см. в разделе 15.5.3.

Спортивные соревнования и спортивные результаты образуют многоуровневую систему. Существуют состязания различного ран­га— от соревнований в рамках коллектива физической культуры до чемпионатов мира и олимпийских игр. Даже в соревнованиях одного ранга обычно четко выделяются промежуточные результа­ты (итоги предварительных и финальных забегов, отдельных мат­чей в чемпионате, а в матчах — забитые или пропущенные мячи, шайбы и т. д.).

Непосредственной специфической целью участия в соревнова­ниях является достижение запланированного спортивного резуль­тата (успех). Планироваться может, например, победа, установ­ление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядно­го или квалифицированного норматива и т. д. Иногда успехом является ничья или даже проигрыш с определенной разницей в результатах, если этот итог обеспечивает достижение цели на более высоком уровне состязания (выход в финал и т. п.).

Участником соревнования часто является не отдельный спорт­смен,, а спортивная группа (команда). В состав этой группы могут входить основные и запасные спортсмены, тренер (как непосред­ственный руководитель соревновательной деятельности), спор­тивный врач, специалисты комплексных научных групп (КНГ), предоставляющие тренерам и спортсменам оперативную информа­цию для принятия решений по ходу соревнований, а также другие члены спортивной группы, способствующие ее успеху в процессе состязания (механики и т. д.). Кроме того, в ходе состязания не­редко проявляется целенаправленная ^активность других людей. Например, действия спортивных болельщиков иногда могут су­щественно повлиять на результат состязания.

Процесс состязания представляет собой последовательную смену соревновательных ситуаций. Каждая соревнова­тельная ситуация характеризуется текущим «состоянием» (уже достигнутыми результатами, возможностями участников, их про­странственным положением, условиями спортивной базы, погодой и т. д.), набором возможных «состояний» в следующий момент времени и вероятностями перехода в каждое из них.

Соревновательные ситуации могут выделяться на разных уров­нях состязания и иметь разный временной масштаб. Один из примеров соревновательных ситуаций — турнирное положение в футболе или хоккее, которое определяется количеством уже на­бранных командами очков, возможным количеством очков после очередного тура и вероятности набрать эти очки (в зависимости от конкретного соперника). Другой пример — движение пловцов или лыжников по дистанции. Здесь в каждый момент времени сущест­вует определенное взаимное положение спортсменов на дистанции, расстояние до финиша, неизрасходованные энергетические ресурсы каждого из соперников и их тактические замыслы, различные пре­пятствия и т. д.

Наконец отдельные фазы выполняемого соревновательного упражнения также могут рассматриваться как разные соревнова­тельные ситуации (разбег, отталкивание и т. д.).

В каждой соревновательной ситуации участник состязания обладает определенным соревновательным потенциалом.

Соревновательный потенциал — это способность уча­стника изменять ход состязаний так, как это необходимо для дости­жения успеха. Соревновательный потенциал участвующего в сос­тязаниях коллектива зависит от величины и степени взаимного соответствия соревновательных потенциалов спортсменов, тренеров и т. д. В свою очередь, в соревновательном потенциале каждого из них также можно выделить ряд компонентов^Например, вели­чина соревновательного потенциала спортсмена определяется на­личием у него необходимых в состязании моральных и волевых качеств, его способностью принимать правильные тактические ре­шения, совершенством двигательных умений и навыков, уровнем развития двигательных способностей *, антропометрическими дан­ными, качеством спортивного инвентаря, экипировки, снаряжения, а также соответствием всех элементов друг другу в каждой сорев­новательной ситуации.

Реализация соревновательного потенциала заключается в том, что участник, преодолевая внешние и внутренние препятствия, целенаправленно переходит к благоприятным для себя ситуациям (строго выдерживая график движения по дистанции, создавая угрозу воротам соперника, преодолевая планку на очередной вы­соте и т. п.), благодаря чему увеличивается вероятность достиже­ния запланированного спортивного результата.

Закон формирования спортивных результатов при реализации соревновательных потенциалов участников устанавливают пра­вила вида спорта и положение о соревнованиях. Например, в видах спорта с регистрацией времени прохождения дистанции даже не­большого преимущества в средней скорости движения вполне до­статочно для победы. Напротив, подавляющее игровое и террито­риальное преимущество одной из футбольных команд далеко не всегда находит отражение в забитых мячах и приводит, казалось бы, к закономерному успеху. Неодинаковые возможности для реа­лизации соревновательных потенциалов предоставляет и каждый из многочисленных способов проведения соревнований (с выбыва­нием, круговой и т. д.).

Таким образом, соревновательная деятельность в спорте представляет собой регламентированный правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного резуль­тата.

Стремление к высоким результатам часто требует от участ­вующих в состязаниях спортсменов предельного проявления физи­ческих и психических способностей. Именно это обстоятельство является одной из причин зрелищности спортивных состязаний, высокой эффективности соревновательной деятельности как средст­ва спортивной подготовки.

* Все эти способности определяют уровень специальной психической, так­тической, технической и физической подготовленности.

Вероятность успеха в состязаниях определяется рядом причин:

1) величиной запланированного результата: чем выше резуль­тат, тем меньше вероятность его достижения;

2) величиной и структурчой соревновательных потенциалов участников состязания: чем выше соревновательный потенциал (относительно препятствующих факторов, включая соперника), тем больше вероятность достижения успеха;

3) порядком определения спортивных результатов (способом выявления победителя, процедурой начисления очков, баллов, действиями в случае равенства результатов и т.д.).предусмотрен­ным правилами вида спорта и положением о соревнованиях;

4) другими факторами, не зависящими от участников (в том числе случайными): непредсказуемым изменением условий сорев­нований, погоды, свойств оборудования, инвентаря, оружия, ошиб­ками судьи и т. д.

Наибольший интерес среди названного представляет соревно­вательный потенциал, который и должен сделать доступным тот или иной уровень спортивных результатов. Здесь необходимо учи­тывать, что для достижения успеха важное значение имеет не просто общая величина соревновательного потенциала, но и харак­теристики его многочисленных составных частей. Причина этого заключается в том, что в каждой соревновательной ситуации реализуется только соответствующий ей набор компонентов сорев­новательного потенциала, другие же его компоненты в данный мо­мент не проявляются и на спортивный результат не влияют. По­скольку все составные части соревновательных потенциалов со­перников никогда не бывают абсолютно одинаковыми, то, следова­тельно, для каждого из участников существуют такие варианты ведения состязания (последовательности соревновательных ситуа­ций), которые увеличивают или уменьшают вероятность достиже­ния успеха (рис. 7). Эта особенность реализации соревновательно­го потенциала открывает широчайшие практические возможности для победы за счет рациональной тактики, т. е. для перехода в та­кие ситуации, в которых величина соревновательного потенциала больше, чем у соперника.

Величина и структура соревновательного потенциала каждого члена спортивного коллектива формируются на основе его пред­расположенности к достижениям в данном виде спорта, подготов­ленности, а также материальной и информационной обеспеченно­сти в ходе состязания. Все это создается с помощью спортивного отбора (зачисления, отчисления, замен), спортивной подготовки, а также материального и информационного обеспечения. Характер перечисленных процессов определяется особенностями соревнова­тельной деятельности (например, баскетбол, требует иного комп­лекса способностей тренера и спортсмена по сравнению с тяжелой атлетикой) и планируемым уровнем спортивных результатов (чем он выше, тем строже отбор, совершеннее, сложнее и дороже подго­товка).


Основы теории соревновательной деятельности - student2.ru

Некоторые варианты ведения состязания (последовательности соревновательных

Преимущество Преимущество

Участника Д участника В

Рис. 7. Схема соревнования двух соперников.

Участник А в целом сильнее соперника. Используя, например, варианты 1, 2 или 3, он обеспечивает себе большую вероятность победы. Однако если участнику В удастся навязать вариант 4, то преимущество будет уже на его стороне. Кроме того, в варианте 5 участник А обладает низкой надежностью — наряду с эффек­тивными действиями возможны срывы. Практический пример: участник А пред­ставлен боксером-универсалом, участник В — нокаутер, вариант 4 ведения боя —

обмен сильными ударами

15.1.3. Основы теории подготовки спортсмена

Основная проблема теории спортивной подготовки — выявление закономерностей и способов повышения соревновательного потен­циала прошедшего отбор участника спортивной деятельности. Строго говоря, к соревнованиям готовятся не только спортсмены, но и тренеры, судьи и т. д. Однако поскольку действия, составляю­щие предмет состязания, физически всегда выполняет спортсмен, то именно его соревновательный потенциал обычно оказывает наибольшее влияние на величину спортивного результата. Поэтому в теории спортивной подготовки главное внимание уделяется во­просам подготовки спортсмена (рис. 8).

Подготовка спортсмена — это многосторонний процесс использования всей совокупности факторов (средств, методов, ус­ловий), позволяющий обеспечить необходимую степень его готов­ности к спортивным достижениям. Готовность (подготовлен­ность) характеризуется достигнутым уровнем физической и пси­хической работоспособности и степенью совершенства необходимых умений и навыков.

Следовательно, готовность спортсмена, во-первых, представ­ляет собой одну из составных частей соревновательного потенциала; во-вторых, является характеристикой состояния, приобретенного в результате целенаправленной подготовки прошедшего отбор спортсмена, и, в-третьих, сама складывается из различных компо­нентов. Среди этих компонентов, в частности, выделяют физиче-


Основы теории соревновательной деятельности - student2.ru


Рис. 8. Схема формирования соревновательного потенциала спортсмена.

Прямоугольниками обозначены исходные требования, средства и условия, кружками — \
дромежуточные и конечные результаты. Сплошные стрелки — направление от определяю. А
щего компонента к определяемому, пунктирные — обратная связь I

скую, техническую, тактическую, и психическую (морально-воле- \ вую) подготовленность, приобретаемую в соответствующем разделе лодготовки спортсмена.

Достижение готовности обеспечивается прежде всего за счет
•спортивной тренировки, а также соревнований (как средства
подготовки) и других факторов (сообщения теоретических сведе- \
ний, применения разнообразных средств восстановления работо­
способности и т. д.). ;

Спортивная тренировк а — это та часть подготовки •спортсмена, которая построена на основе метода упражнения. Та- \ :ким образом, если спортсмен выполняет какие-либо упражнения, то \ это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тре­нировка. Если же он, например, изучает особенности соревнователь­ной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в ; этот момент подготовка проводится, а тренировка — нет. Положи- j тельный эффект тренировки должен выражаться в повышенном ? уровне функциональных возможностей организма спортсмена, об­щей и специфической работоспособности, в большей степени совер- ; шенства двигательных умений и навыков. Эти характеристики .состояния спортсмена определяют его тренированность.

Таким образом, состояние спортсмена — главный объект управ­ления в ходе тренировки.

Значительную трудность представляет правильная постановка целей и задач тренировки на каждом занятии, в каждом цикле, на каждом этапе и т. д. Поэтому тренеру необходимы надежные •ориентиры — максимально точные знания о том, какой должна .' •быть величина и структура соревновательного потенциала не толь-тсо в условиях состязаний, но и в любой момент подготовки спорт-

i

смена. Обоснованное формулирование таких требований имеет два важнейших источника: практический опыт квалифицированных тренеров и результаты специальных научных исследований, пред­ставляющих собой одно из направлений информационного обеспе­чения в спорте. Иногда объективные данные о величине различных компонентов соревновательного потенциала представляют в виде так называемой модели спортсмена. Обычно она состоит из набора модельных характеристик: спортивных результатов, антропомет­рических, физиологических и других количественных показателей, уже достигнутых или должных (намечаемых в перспективе) для спортсменов определенной квалификации в каком-либо виде спор­та. Особую ценность представляет информация о динамике этих показателей, благодаря чему повышается качество планирования подготовки спортсмена.

Воздействовать на состояние спортсмена в большинстве случаев приходится не прямо, а косвенно, регулируя его поведение (В. М. Зациорский) *. Давая в течение определенного времени за­дания выполнять те или иные упражнения (изменяя поведение спортсмена), можно вызвать в его организме адаптационные пе­рестройки, направленность которых определяется характером вы­полняемой работы, а величина — размерами происходящих в ответ на нагрузку функциональных сдвигов. Например, адаптация к сис­тематически наступающему утомлению связана с увеличением выносливости. Поэтому если тренировочные задания выбраны правильно по содержанию, последовательности, дозированию нагрузки в соответствии с закономерностями спортивной трени­ровки, методикой избранного вида спорта и с учетом всех особен­ностей состояния конкретного спортсмена, то можно ожидать за­планированного прироста тренированности и в конечном счете — повышения готовности и увеличения соревновательного потенциа­ла. Если же средства и методы тренировки применяются ошибочно, то адаптация будет происходить иначе, с другой скоростью и в другом направлении. Из-за этого возможности спортсмена не рас­кроются в полной мере, а в худшем случае может быть нанесен ущерб его здоровью.

Следовательно, в спортивной тренировке необходимо, во-пер­вых, опираться на ряд закономерностей протекания адаптационных процессов в организме спортсмена и, во-вторых, использовать са­мую совершенную методику тренировки в своем виде спорта.

Даже при самом тщательном составлении оперативных, теку­щих и особенно перспективных планов тренировки не удается абсолютно точно предсказать изменение состояния спортсмена под воздействием выполняемой работы. Так, спортсмен может неожи­данно легко справляться с запланированной нагрузкой, быстро или, наоборот, медленно осваивать технику и т. д. В этих случаях для получения максимального эффекта тренировки необходима свое­временная и обоснованная коррекция используемых планов. Поэто-

* Исключения из этого правила немногочисленны, например использование фармакологических средств и т. п.

му тренер должен постоянно получать сведения о характере дея- ;
тельности и состоянии спортсмена, т. е. о результатах управления '.
его подготовкой (см. рис. 8). Исключительная важность этой об­
ратной связи предопределила огромное разнообразие способов ее >:
реализации: от обычного наблюдения до использования сложных
биохимических, физиологических, биомеханических и многих дру­
гих методик информационного обеспечения подготовки спортсме- i
на *. • ;

Теория спортивной тренировки — один из наиболее глубоко

разработанных разделов теории спорта. Он опирается на фунда- ■

ментальные исследования А. Д. Новикова, Н. Г. Озолина, *

Л. П. Матвеева, Д. Д. Донского, JB. М. Зациорского, Ю. В. Верхо- .;

шанского, В. М. Дьячкова, В. В. Кузнецова, А. А. Новикова, .;

В. П. Филина, М. Я. Набатниковой и многих других советских j

ученых. *

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

15.2.1. Общая характеристика системы подготовки спортсмена

Независимо от спортивной специализации общая цель под- ]

готовки спортсмена заключается в том, чтобы развить его духов- 1
ные и физические способности. В свою очередь, специфиче­
ская цель — достижение высоких спортивных результатов —

требует создания соответствующего соревновательного потенциала. ч^

В процессе воспитания и подготовки спортсмена решаются три i
группы задач (Л. П. Матвеев).

1. Задачи идейного, нравственного, эстетического, интеллекту- ' ального воспитания и специальные задачи в области психической ; подготовки. ' ■■

2. Задачи в области физической подготовки. \

3. Задачи в области технической и тактической подготовки.
Система подготовки спортсмена включает в себя следующие

процессы: состязания (как средство подготовки), спортивную
тренировку и использование возможностей материального и инфор­
мационного обеспечения. Эффективность подготовки с помощью
состязаний объясняется ее воздействием на увеличение сорев­
новательного потенциала в целом, в соответствии со всеми требо­
ваниями соревновательной деятельности. Поэтому спортивная
тренировка, условия которой отличаются от состязаний, обя­
зательно дополняется соревновательной практикой, роль которой
возрастает по мере повышения спортивных результатов. ;

Материальное обеспечение связано с предоставле­нием спортсмену необходимых спортивных баз (стадионов, бассей- ; нов, площадок, залов), оборудования и инвентаря, спортивной ■ одежды и обуви, с финансированием и организацией питания, раз- i

* Другие особенности управления состоянием спортсмена рассматриваются з следующих разделах.

» мещения, переездов из одного населенного пункта в другой, меди-f цинского обслуживания и контроля, работы комплексных научных групп (КНГ), восстановительных мероприятий и т. д. Материаль­ное обеспечение не только влияет на успешность подготовки, но и в известной степени непосредственно определяет величину соревно­вательного потенциала (например, качество оружия, лыж, саней, спортивных судов, автомобилей и самолетов). Очевидно, что доста­точный уровень материального обеспечения представляет собой одно из необходимых условий современных спортивных достижений. Поэтому в СССР уделяется большое внимание созданию.матери­альной базы для развития спорта. Одним из ярких примеров этого может служить строительство уникальных по своему совершенству спортивных сооружений к Играм XXII Олимпиады в Москве, кото­рые в настоящее время стали достоянием многих тысяч спортсме­нов разцой квалификации.

Информационное обеспечение в спорте представляет собой систему теоретических положений, технических средств и практических мероприятий, используемых с целью предоставления тренеру (а также спортсмену) специфических сведений для опти­мизации отбора, подготовки и управления соревновательной дея­тельностью спортсмена (команды). Например, все профессиональ­ные знания тренер получает благодаря информационному обеспе­чению. Сюда следует отнести приобретение им специального об­разования, знакомство с целями, задачами, закономерностями и принципами деятельности в области спорта, изучение передовых средств и методов воспитания и подготовки спортсменов, проведе­ние собственных научных исследований, анализ материалов КНГ и т. д.

Некоторые специальные виды информационного обеспечения, связанные с получением сведений об особенностях соревнователь­ной деятельности соперников, местах соревнований, характере су­действа, которые используются в целях выбора оптимальной так­тики, получили наименование «спортивной разведки». Важным разделом информационного обеспечения подготовки спортсмена является комплексный контроль, включающий наблюдения за со­ревновательной деятельностью, тренировочными нагрузками и со­стоянием спортсмена. Комплексный контроль повышает обратную связь в процессе управления состоянием спортсмена.

Высокий уровень информационного обеспечения совершенно необходим для достижения значительных спортивных результатов, поскольку ни талант спортсмена, ни хорошая материальная обес­печенность его подготовки не смогут компенсировать недостаточ­ные знания тренера.

Наши рекомендации