Основы теории соревновательной деятельности
Поскольку состязания — необходимый элемент спорта, а их требования с учетом ряда объективных закономерностей определяют критерии отбора, содержание и организацию подготовки, особенности материального и информационного обеспечения всех участников спортивной деятельности, то очевидно, что ведущим разделом теории спорта является теория соревновательной деятельности.
Центральная проблема теории соревновательной деятельности — изучение закономерностей и условий достижения спортивных результатов в процессе состязаний.
L
* О спортивном отборе см. в разделе 15.5.3.
Спортивные соревнования и спортивные результаты образуют многоуровневую систему. Существуют состязания различного ранга— от соревнований в рамках коллектива физической культуры до чемпионатов мира и олимпийских игр. Даже в соревнованиях одного ранга обычно четко выделяются промежуточные результаты (итоги предварительных и финальных забегов, отдельных матчей в чемпионате, а в матчах — забитые или пропущенные мячи, шайбы и т. д.).
Непосредственной специфической целью участия в соревнованиях является достижение запланированного спортивного результата (успех). Планироваться может, например, победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или квалифицированного норматива и т. д. Иногда успехом является ничья или даже проигрыш с определенной разницей в результатах, если этот итог обеспечивает достижение цели на более высоком уровне состязания (выход в финал и т. п.).
Участником соревнования часто является не отдельный спортсмен,, а спортивная группа (команда). В состав этой группы могут входить основные и запасные спортсмены, тренер (как непосредственный руководитель соревновательной деятельности), спортивный врач, специалисты комплексных научных групп (КНГ), предоставляющие тренерам и спортсменам оперативную информацию для принятия решений по ходу соревнований, а также другие члены спортивной группы, способствующие ее успеху в процессе состязания (механики и т. д.). Кроме того, в ходе состязания нередко проявляется целенаправленная ^активность других людей. Например, действия спортивных болельщиков иногда могут существенно повлиять на результат состязания.
Процесс состязания представляет собой последовательную смену соревновательных ситуаций. Каждая соревновательная ситуация характеризуется текущим «состоянием» (уже достигнутыми результатами, возможностями участников, их пространственным положением, условиями спортивной базы, погодой и т. д.), набором возможных «состояний» в следующий момент времени и вероятностями перехода в каждое из них.
Соревновательные ситуации могут выделяться на разных уровнях состязания и иметь разный временной масштаб. Один из примеров соревновательных ситуаций — турнирное положение в футболе или хоккее, которое определяется количеством уже набранных командами очков, возможным количеством очков после очередного тура и вероятности набрать эти очки (в зависимости от конкретного соперника). Другой пример — движение пловцов или лыжников по дистанции. Здесь в каждый момент времени существует определенное взаимное положение спортсменов на дистанции, расстояние до финиша, неизрасходованные энергетические ресурсы каждого из соперников и их тактические замыслы, различные препятствия и т. д.
Наконец отдельные фазы выполняемого соревновательного упражнения также могут рассматриваться как разные соревновательные ситуации (разбег, отталкивание и т. д.).
В каждой соревновательной ситуации участник состязания обладает определенным соревновательным потенциалом.
Соревновательный потенциал — это способность участника изменять ход состязаний так, как это необходимо для достижения успеха. Соревновательный потенциал участвующего в состязаниях коллектива зависит от величины и степени взаимного соответствия соревновательных потенциалов спортсменов, тренеров и т. д. В свою очередь, в соревновательном потенциале каждого из них также можно выделить ряд компонентов^Например, величина соревновательного потенциала спортсмена определяется наличием у него необходимых в состязании моральных и волевых качеств, его способностью принимать правильные тактические решения, совершенством двигательных умений и навыков, уровнем развития двигательных способностей *, антропометрическими данными, качеством спортивного инвентаря, экипировки, снаряжения, а также соответствием всех элементов друг другу в каждой соревновательной ситуации.
Реализация соревновательного потенциала заключается в том, что участник, преодолевая внешние и внутренние препятствия, целенаправленно переходит к благоприятным для себя ситуациям (строго выдерживая график движения по дистанции, создавая угрозу воротам соперника, преодолевая планку на очередной высоте и т. п.), благодаря чему увеличивается вероятность достижения запланированного спортивного результата.
Закон формирования спортивных результатов при реализации соревновательных потенциалов участников устанавливают правила вида спорта и положение о соревнованиях. Например, в видах спорта с регистрацией времени прохождения дистанции даже небольшого преимущества в средней скорости движения вполне достаточно для победы. Напротив, подавляющее игровое и территориальное преимущество одной из футбольных команд далеко не всегда находит отражение в забитых мячах и приводит, казалось бы, к закономерному успеху. Неодинаковые возможности для реализации соревновательных потенциалов предоставляет и каждый из многочисленных способов проведения соревнований (с выбыванием, круговой и т. д.).
Таким образом, соревновательная деятельность в спорте представляет собой регламентированный правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата.
Стремление к высоким результатам часто требует от участвующих в состязаниях спортсменов предельного проявления физических и психических способностей. Именно это обстоятельство является одной из причин зрелищности спортивных состязаний, высокой эффективности соревновательной деятельности как средства спортивной подготовки.
* Все эти способности определяют уровень специальной психической, тактической, технической и физической подготовленности.
Вероятность успеха в состязаниях определяется рядом причин:
1) величиной запланированного результата: чем выше результат, тем меньше вероятность его достижения;
2) величиной и структурчой соревновательных потенциалов участников состязания: чем выше соревновательный потенциал (относительно препятствующих факторов, включая соперника), тем больше вероятность достижения успеха;
3) порядком определения спортивных результатов (способом выявления победителя, процедурой начисления очков, баллов, действиями в случае равенства результатов и т.д.).предусмотренным правилами вида спорта и положением о соревнованиях;
4) другими факторами, не зависящими от участников (в том числе случайными): непредсказуемым изменением условий соревнований, погоды, свойств оборудования, инвентаря, оружия, ошибками судьи и т. д.
Наибольший интерес среди названного представляет соревновательный потенциал, который и должен сделать доступным тот или иной уровень спортивных результатов. Здесь необходимо учитывать, что для достижения успеха важное значение имеет не просто общая величина соревновательного потенциала, но и характеристики его многочисленных составных частей. Причина этого заключается в том, что в каждой соревновательной ситуации реализуется только соответствующий ей набор компонентов соревновательного потенциала, другие же его компоненты в данный момент не проявляются и на спортивный результат не влияют. Поскольку все составные части соревновательных потенциалов соперников никогда не бывают абсолютно одинаковыми, то, следовательно, для каждого из участников существуют такие варианты ведения состязания (последовательности соревновательных ситуаций), которые увеличивают или уменьшают вероятность достижения успеха (рис. 7). Эта особенность реализации соревновательного потенциала открывает широчайшие практические возможности для победы за счет рациональной тактики, т. е. для перехода в такие ситуации, в которых величина соревновательного потенциала больше, чем у соперника.
Величина и структура соревновательного потенциала каждого члена спортивного коллектива формируются на основе его предрасположенности к достижениям в данном виде спорта, подготовленности, а также материальной и информационной обеспеченности в ходе состязания. Все это создается с помощью спортивного отбора (зачисления, отчисления, замен), спортивной подготовки, а также материального и информационного обеспечения. Характер перечисленных процессов определяется особенностями соревновательной деятельности (например, баскетбол, требует иного комплекса способностей тренера и спортсмена по сравнению с тяжелой атлетикой) и планируемым уровнем спортивных результатов (чем он выше, тем строже отбор, совершеннее, сложнее и дороже подготовка).
Некоторые варианты ведения состязания (последовательности соревновательных |
Преимущество Преимущество
Участника Д участника В
Рис. 7. Схема соревнования двух соперников.
Участник А в целом сильнее соперника. Используя, например, варианты 1, 2 или 3, он обеспечивает себе большую вероятность победы. Однако если участнику В удастся навязать вариант 4, то преимущество будет уже на его стороне. Кроме того, в варианте 5 участник А обладает низкой надежностью — наряду с эффективными действиями возможны срывы. Практический пример: участник А представлен боксером-универсалом, участник В — нокаутер, вариант 4 ведения боя —
обмен сильными ударами
15.1.3. Основы теории подготовки спортсмена
Основная проблема теории спортивной подготовки — выявление закономерностей и способов повышения соревновательного потенциала прошедшего отбор участника спортивной деятельности. Строго говоря, к соревнованиям готовятся не только спортсмены, но и тренеры, судьи и т. д. Однако поскольку действия, составляющие предмет состязания, физически всегда выполняет спортсмен, то именно его соревновательный потенциал обычно оказывает наибольшее влияние на величину спортивного результата. Поэтому в теории спортивной подготовки главное внимание уделяется вопросам подготовки спортсмена (рис. 8).
Подготовка спортсмена — это многосторонний процесс использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющий обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Готовность (подготовленность) характеризуется достигнутым уровнем физической и психической работоспособности и степенью совершенства необходимых умений и навыков.
Следовательно, готовность спортсмена, во-первых, представляет собой одну из составных частей соревновательного потенциала; во-вторых, является характеристикой состояния, приобретенного в результате целенаправленной подготовки прошедшего отбор спортсмена, и, в-третьих, сама складывается из различных компонентов. Среди этих компонентов, в частности, выделяют физиче-
Рис. 8. Схема формирования соревновательного потенциала спортсмена.
Прямоугольниками обозначены исходные требования, средства и условия, кружками — \
дромежуточные и конечные результаты. Сплошные стрелки — направление от определяю. А
щего компонента к определяемому, пунктирные — обратная связь I
скую, техническую, тактическую, и психическую (морально-воле- \ вую) подготовленность, приобретаемую в соответствующем разделе лодготовки спортсмена.
Достижение готовности обеспечивается прежде всего за счет
•спортивной тренировки, а также соревнований (как средства
подготовки) и других факторов (сообщения теоретических сведе- \
ний, применения разнообразных средств восстановления работо
способности и т. д.). ;
Спортивная тренировк а — это та часть подготовки •спортсмена, которая построена на основе метода упражнения. Та- \ :ким образом, если спортсмен выполняет какие-либо упражнения, то \ это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он, например, изучает особенности соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в ; этот момент подготовка проводится, а тренировка — нет. Положи- j тельный эффект тренировки должен выражаться в повышенном ? уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специфической работоспособности, в большей степени совер- ; шенства двигательных умений и навыков. Эти характеристики .состояния спортсмена определяют его тренированность.
Таким образом, состояние спортсмена — главный объект управления в ходе тренировки.
Значительную трудность представляет правильная постановка целей и задач тренировки на каждом занятии, в каждом цикле, на каждом этапе и т. д. Поэтому тренеру необходимы надежные •ориентиры — максимально точные знания о том, какой должна .' •быть величина и структура соревновательного потенциала не толь-тсо в условиях состязаний, но и в любой момент подготовки спорт-
i
смена. Обоснованное формулирование таких требований имеет два важнейших источника: практический опыт квалифицированных тренеров и результаты специальных научных исследований, представляющих собой одно из направлений информационного обеспечения в спорте. Иногда объективные данные о величине различных компонентов соревновательного потенциала представляют в виде так называемой модели спортсмена. Обычно она состоит из набора модельных характеристик: спортивных результатов, антропометрических, физиологических и других количественных показателей, уже достигнутых или должных (намечаемых в перспективе) для спортсменов определенной квалификации в каком-либо виде спорта. Особую ценность представляет информация о динамике этих показателей, благодаря чему повышается качество планирования подготовки спортсмена.
Воздействовать на состояние спортсмена в большинстве случаев приходится не прямо, а косвенно, регулируя его поведение (В. М. Зациорский) *. Давая в течение определенного времени задания выполнять те или иные упражнения (изменяя поведение спортсмена), можно вызвать в его организме адаптационные перестройки, направленность которых определяется характером выполняемой работы, а величина — размерами происходящих в ответ на нагрузку функциональных сдвигов. Например, адаптация к систематически наступающему утомлению связана с увеличением выносливости. Поэтому если тренировочные задания выбраны правильно по содержанию, последовательности, дозированию нагрузки в соответствии с закономерностями спортивной тренировки, методикой избранного вида спорта и с учетом всех особенностей состояния конкретного спортсмена, то можно ожидать запланированного прироста тренированности и в конечном счете — повышения готовности и увеличения соревновательного потенциала. Если же средства и методы тренировки применяются ошибочно, то адаптация будет происходить иначе, с другой скоростью и в другом направлении. Из-за этого возможности спортсмена не раскроются в полной мере, а в худшем случае может быть нанесен ущерб его здоровью.
Следовательно, в спортивной тренировке необходимо, во-первых, опираться на ряд закономерностей протекания адаптационных процессов в организме спортсмена и, во-вторых, использовать самую совершенную методику тренировки в своем виде спорта.
Даже при самом тщательном составлении оперативных, текущих и особенно перспективных планов тренировки не удается абсолютно точно предсказать изменение состояния спортсмена под воздействием выполняемой работы. Так, спортсмен может неожиданно легко справляться с запланированной нагрузкой, быстро или, наоборот, медленно осваивать технику и т. д. В этих случаях для получения максимального эффекта тренировки необходима своевременная и обоснованная коррекция используемых планов. Поэто-
* Исключения из этого правила немногочисленны, например использование фармакологических средств и т. п.
му тренер должен постоянно получать сведения о характере дея- ;
тельности и состоянии спортсмена, т. е. о результатах управления '.
его подготовкой (см. рис. 8). Исключительная важность этой об
ратной связи предопределила огромное разнообразие способов ее >:
реализации: от обычного наблюдения до использования сложных
биохимических, физиологических, биомеханических и многих дру
гих методик информационного обеспечения подготовки спортсме- i
на *. • ;
Теория спортивной тренировки — один из наиболее глубоко
разработанных разделов теории спорта. Он опирается на фунда- ■
ментальные исследования А. Д. Новикова, Н. Г. Озолина, *
Л. П. Матвеева, Д. Д. Донского, JB. М. Зациорского, Ю. В. Верхо- .;
шанского, В. М. Дьячкова, В. В. Кузнецова, А. А. Новикова, .;
В. П. Филина, М. Я. Набатниковой и многих других советских j
ученых. *
•
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
15.2.1. Общая характеристика системы подготовки спортсмена
Независимо от спортивной специализации общая цель под- ]
готовки спортсмена заключается в том, чтобы развить его духов- 1
ные и физические способности. В свою очередь, специфиче
ская цель — достижение высоких спортивных результатов —
требует создания соответствующего соревновательного потенциала. ч^
В процессе воспитания и подготовки спортсмена решаются три i
группы задач (Л. П. Матвеев).
1. Задачи идейного, нравственного, эстетического, интеллекту- ' ального воспитания и специальные задачи в области психической ; подготовки. ' ■■
2. Задачи в области физической подготовки. \
3. Задачи в области технической и тактической подготовки.
Система подготовки спортсмена включает в себя следующие
процессы: состязания (как средство подготовки), спортивную
тренировку и использование возможностей материального и инфор
мационного обеспечения. Эффективность подготовки с помощью
состязаний объясняется ее воздействием на увеличение сорев
новательного потенциала в целом, в соответствии со всеми требо
ваниями соревновательной деятельности. Поэтому спортивная
тренировка, условия которой отличаются от состязаний, обя
зательно дополняется соревновательной практикой, роль которой
возрастает по мере повышения спортивных результатов. ;
Материальное обеспечение связано с предоставлением спортсмену необходимых спортивных баз (стадионов, бассей- ; нов, площадок, залов), оборудования и инвентаря, спортивной ■ одежды и обуви, с финансированием и организацией питания, раз- i
* Другие особенности управления состоянием спортсмена рассматриваются з следующих разделах.
» мещения, переездов из одного населенного пункта в другой, меди-f цинского обслуживания и контроля, работы комплексных научных групп (КНГ), восстановительных мероприятий и т. д. Материальное обеспечение не только влияет на успешность подготовки, но и в известной степени непосредственно определяет величину соревновательного потенциала (например, качество оружия, лыж, саней, спортивных судов, автомобилей и самолетов). Очевидно, что достаточный уровень материального обеспечения представляет собой одно из необходимых условий современных спортивных достижений. Поэтому в СССР уделяется большое внимание созданию.материальной базы для развития спорта. Одним из ярких примеров этого может служить строительство уникальных по своему совершенству спортивных сооружений к Играм XXII Олимпиады в Москве, которые в настоящее время стали достоянием многих тысяч спортсменов разцой квалификации.
Информационное обеспечение в спорте представляет собой систему теоретических положений, технических средств и практических мероприятий, используемых с целью предоставления тренеру (а также спортсмену) специфических сведений для оптимизации отбора, подготовки и управления соревновательной деятельностью спортсмена (команды). Например, все профессиональные знания тренер получает благодаря информационному обеспечению. Сюда следует отнести приобретение им специального образования, знакомство с целями, задачами, закономерностями и принципами деятельности в области спорта, изучение передовых средств и методов воспитания и подготовки спортсменов, проведение собственных научных исследований, анализ материалов КНГ и т. д.
Некоторые специальные виды информационного обеспечения, связанные с получением сведений об особенностях соревновательной деятельности соперников, местах соревнований, характере судейства, которые используются в целях выбора оптимальной тактики, получили наименование «спортивной разведки». Важным разделом информационного обеспечения подготовки спортсмена является комплексный контроль, включающий наблюдения за соревновательной деятельностью, тренировочными нагрузками и состоянием спортсмена. Комплексный контроль повышает обратную связь в процессе управления состоянием спортсмена.
Высокий уровень информационного обеспечения совершенно необходим для достижения значительных спортивных результатов, поскольку ни талант спортсмена, ни хорошая материальная обеспеченность его подготовки не смогут компенсировать недостаточные знания тренера.