Направленность к максимуму достижений

Как уже отмечалось, одной из главных отличительных особен­ностей спорта является соревновательная деятельность, упорядо­ченная системой правил соревнований. Поэтому подготовка спорт-

смена всегда ориентируется на достижение высоких результатов и подчинена стремлению к будущим победам. Более того, решение многообразных задач идейного, нравственного, эстетического, ин­теллектуального, патриотического воспитания спортсмена в зна­чительной степени связано с процессом подготовки и достижения высокого результата в условиях соревнований. Поэтому спортив­ные достижения на всех уровнях (спорт высших достижений, мас­совый спорт) служат интересам нашего общества. Отражением этого является постоянное внимание партии и правительства, уде­ляемое развитию спорта и его массовости. Существует и целая система поощрений спортсменов в зависимости от уровня и зна­чимости результатов. За выдающиеся спортивные достижения ряд советских спортсменов удостоен высоких правительственных на­град.

Таким образом, ведущей закономерностью спортивной трени­ровки является направленность к максимуму достижений. Из этого, в свою очередь, вытекает ряд положений. Прежде всего необхо­димо отметить, что в данном случае речь идет не обязательно об абсолютном максимуме спортивных результатов. Стремление к максимальным достижениям свойственно не только спортсменам высшей квалификации, но и занимающимся в рамках массового спорта. В последнем случае стремление к максимальным резуль­татам может заключаться в выполнении норматива II разряда для спортсмена-третьеразрядника и т. д. Поэтому направленность к максимуму достижений имеет индивидуальную окраску.

Выход на уровень современныхрезультатов в спорте высших достижений требует от спортсмена огромных усилий, больших затрат времени для подготовки. Нередки случаи, когда спортсмены высокой квалификации тренируются 1200—1500 ч в год. Поэтому очевидно, что заниматься еще одним видом спорта с целью дости­жения в нем столь же высоких результатов практически невоз­можно. В этом отличие современного тренировочного процесса от существовавшего еще в 50-е годы, когда разносторонне подготов­ленные спортсмены могли, например, успешно совмещать игру в хоккей и футбол, где соревновательная деятельность имеет су­щественные отличия. В настоящее время эффективное совмещение стало возможным только в тех дисциплинах, которые предъяв­ляют очень близкие требования к соревновательному потенциалу спортсмена, как, например, бег на 100 и 200 м, плавание на 800 и 1500 м. Это дает основание сформулировать принцип углублен­ной спортивной специализации, руководствоваться которым осо­бенно необходимо в спорте высших достижений.

Следует учитывать, что в современном спорте специализация нередко осуществляется в еще более выраженной форме. В тех случаях, когда в рамках данного вида спорта победа достигается совместными одновременными усилиями нескольких спортсменов (командой), они могут специализироваться в выполнении тех или иных функций в рамках этого коллектива. Например, в футболе ролевые игроки делятся на нападающих, полузащитников и защит-■рков.В свою очередь, эти игроки выполняют обычно еще более

■?« 831 401

специфический круг обязанностей (например, функции централь­ного или крайнего защитника), которые могут корректироваться в каждом матче. Если в такой команде в ходе соревнований строго соблюдается игровая дисциплина и сохраняется оптимальное ра­спределение функций между игроками, то в этом случае каждый спортсмен получает возможность реализовать самые сильные сто­роны своего соревновательного потенциала, а команда в целом приобретает большое преимущество по сравнению с коллективом «универсалов» той же квалификации. Однако при нарушении иг­ровых связей (например, из-за высокой эффективности противо­действия соперника) спортсмены будут вынуждены выполнять несвойственные им функции, и чрезмерно узкая специализация неизбежно приведет к отрицательным результатам. Следовательно, спортсмен должен обладать разносторонней технико-тактической подготовленностью, чтобы уверенно действовать в любых ситуа­циях, и в то же время одна или немногие функции должны быть предметом его узкой специализации и выполняться на очень вы­соком уровне (проблема универсализации и специализации). Таким образом, правильная реализация рассматриваемого прин­ципа — сочетание углубленной спортивной специализации с разно­сторонней подготовкой — одно из необходимых условий повыше­ния спортивных результатов.

Еще одно условие — тщательный учет индивидуальных осо­бенностей спортсмена при формировании соревновательного потен­циала. Это нашло отражение в принципе углубленной индивидуа­лизации. Этот принцип лежит и в основе правильного выбора на­правленности и величины тренировочных нагрузок, которые не­редко приближаются к пределу функциональных возможностей спортсмена.

15.3.3. Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена

Принцип единства общей и специальной подготовки спорт­смена основан на тесной связи и взаимообусловленности различ­ных функций организма человека. При использовании только спе­циализированных нагрузок, которые, казалось бы, наиболее значи­тельно повышают соревновательный потенциал, неизбежно насту­пит момент, когда «второстепенные» способности спортсмена нач­нут лимитировать рост спортивных результатов. Одна из причин этого заключается в том, что соревновательная деятельность и тре­нировка предъявляют различные требования к состоянию спорт­смена. Например, если бег на 100 м требует работы максимальной мощности в течение нескольких секунд, когда утомление не на­ступает, то для выполнения тренировочной работы спринтер дол­жен обладать не только скоростными способностями, но и вы­носливостью. Следовательно, для достижения высоких результатов необходима как специальная, так и общая (разносторонняя) подготовленность, которая иногда даже не входит в соревнова-

^^Нвый потенциал, но без которой спортсмен не может успешно

НРрассматриваемый принцип имеет много других аспектов. На-^Вимер, он соприкасается с проблемой универсализации и специа­лизации в спортивных играх, с вопросами соотношения содержа-Бшя основной и подготовительной частей тренировочного занятия, Костроения многолетней тренировки. На практике принцип един-Цства общей и специальной подготовки спортсмена реализуется пу-гтем определенного чередования разносторонней и специализиро-'■ ванной нагрузки.

15.3.4. Принцип непрерывности тренировочного
процесса

Реализация принципа непрерывности тренировочного процесса заключается в таком построении тренировки, при котором адап­тация к тренировочным нагрузкам протекает без перерывов, т. е. воздействие каждой последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей. Если же интервалы отдыха слишком боль­шие, то состояние спортсмена вернется к исходному уровню и повышения тренированности достичь не удастся. Очевидно, что при таком нарушении принципа непрерывности нагрузка явно не­достаточна относительно возможностей спортсмена.

Кроме того, необходимо учитывать еще два обстоятельства. Во-первых, очередная нагрузка может выполняться на фоне раз­личных фаз восстановления, в том числе недовосстановления. В этом случае суммарное воздействие нескольких нагрузок (на­пример, тренировочных занятий) приведет к очень большим сдви­гам в состоянии спортсмена и может значительно активизировать восстановительные процессы. Такой режим тренировки допустим для достаточно подготовленных спортсменов.

Во-вторых, восстановительные процессы, вызванные разными видами нагрузки, продолжаются неодинаковое время (гетерохрон-но) и протекают параллельно. Благодаря таким закономерностям процессов восстановления квалифицированный тренер может так планировать спортивную тренировку, чтобы спортсмен выполнял работу определенной направленности в то время, когда идут вос­становительные процессы после нагрузки другого характера. В слу­чае их правильного чередования и дозирования работа с большими объемами и интенсивностью (даже несколько раз в день) не будет приводить к переутомлению спортсмена и повысит его тренирован­ность.

15.3.5. Принцип единства постепенности
и тенденции к предельным нагрузкам

Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам также основан на особенностях реакции организма на Л^грузку. Чтобы изменить состояние спортсмена с целью повы­шая соревновательного потенциала, необходимы не только оп-

ределенное направление адаптационных перестроек, но и достаточ- '
ная их величина. Известно, что малые тренировочные нагрузки
не могут обеспечить необходимого тренировочного эффекта, что '■■
заставляет использовать большие (предельные) величины нагру­
зок. Рост объемов и интенсивности тренировки, свойственный сов- ;
ременному спорту, является практическим отражением этой за- <
кономерности. ]

Однако предельные нагрузки не могут использоваться постоян- ' но не только в работе с новичками, но и в тренировке квалифици- \ рованных спортсменов, так как возможны переутомления, пере­тренированность, травмы и т. д. Поэтому подходить к предельным нагрузкам следует только постепенно.

15.3.6. Принцип волнообразности динамики
нагрузок

Принцип волнообразности динамики нагрузок основан на том, что из всех возможных видов изменения нагрузки во времени именно волнообразная динамика обеспечивает наибольший эф­фект спортивной тренировки. Другие варианты (например, линей­ное или ступенчатое возрастание) могут использоваться только в случае малых величин нагрузок относительно возможностей спортсмена, что не обеспечивает достаточной активизации адап­тационных процессов. Попытка же длительное время использовать большие (предельные) нагрузки неизбежно приведет к отрица­тельным результатам. Следовательно, предельные тренировочные нагрузки обязательно должны своевременно снижаться и чередо­ваться с отдыхом. Такая динамика нагрузки (вначале повышение, а затем снижение) образует «волны», причем их продолжитель­ность может иметь разную величину —от десятков секунд до не­скольких лет. Выделение каждого вида «волн» нагрузки имеет оп­ределенные объективные причины *.

15.3.7. Принцип цикличности тренировочного
процесса

Принцип цикличности тренировочного процесса ** тесно связан с принципом волнообразности динамики нагрузок. Дело в том, что каждая волна нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины. Поэтому становится очевидным цикличе­ский характер спортивной тренировки. Важно, однако, учитывать, что каждый последующий цикл не должен быть копией преды­дущего, в него следует включать новые элементы, необходимые для решения вновь возникающих задач (например, микроцикл мо­жет отличаться от предшествовавшего увеличенной интенсивностью нагрузки, в очередном мезоцикле может предусматриваться пере-

* Подробнее это рассматривается в разделе 15.4. ** Цикл (от греческого «циклос»)—совокупность явлений, образующих пол­ный круг развития.


Е

ие акцента с общей на специальную физическую подготовку физической на техническую подготовку и т. д.). 15.4. ПОСТРОЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ 15.4.1. Общая характеристика структуры спортивной тренировкирект управления состоянием спортсмена существенно за-не только от используемых средств, но и от очередности 1ения заданий. Например, неправильная последовательность ,ящих упражнений вызывает дополнительные трудности в f технической подготовке. Подобная закономерность проявляется [ во всех разделах подготовки спортсмена любого возраста и ква-лификации, требуя строгой очередности всех составных частей тренировки, независимо от их продолжительности. Такая особен­ность управления состоянием спортсмена лежит в основе одного из важнейших положений теории подготовки спортсмена — выде­ления в спортивной тренировке определенной структуры.

Структура тренировки представляет собой относительноустой-чивыи""порядок— -лйЪ'едййейия ее компонентов ' (частей, "сторон, звеньев) и их закономерное~сботношенйе друг с другом в общей последовательности:^ "соответствии со сложившимися представ­лениями о структуре спортивной тренировки принято выделять уровни микро-, мезо- и макроструктуры (Л. П. Матвеев). В табл. 6 приводятся краткие сведения о различных компонентах структуры спортивной тренировки, а на рис. 9 дана ее общая схема.

Наши рекомендации